Основные характеристики чувств и эмоций в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:47, контрольная работа

Краткое описание

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде. Основное отличие между ними связано с такими параметрами, как длительность/кратковременность, устойчивость/изменчивость.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Содержание

Задание 1. (Работа с учебником).……………………………………………..3-22
1.Основные характеристики чувств и эмоций в общении…………………...3-9

1.1. Определение эмоций и чувств………………………………………….3-4

1.2. Организующая функция эмоций……………………………………….4-7

1.3. Особенности эмоционально-чувственных переживаний в межличностном общении………………………………………………………7-9
2. Социальные эмоции………………………………………………………...9-15

2. 1. Влияние значимых других на чувства и эмоции……………………9-10

2.2. Виды социальных эмоций……………………………………………10-15
3. Способы управления эмоциями и чувствами……………………………15-22

3.1. Осознание эмоций…………………………………………………….15-18

3.2. Язык эмоций…………………………………………………………..19-21

3.3. Управление чувствами и эмоциями в социальном взаимодействии………………………………………………………………21-22

Задание 2. (Работа с понятиями)…………………………………………….23-26

Задание 3. (Практического характера).……………………………………..27-37

Задание 4. (Практического характера)……………………………………...38-39

Литература……………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

контрольна яработа Основные характеристики чувств и эмоций в общении.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

 

Проксемика - это научная дисциплина, которая занимается проблемами организации и использования человеком пространства, т.е. территориальным поведением человека. Основная часть исследований территориальности была посвящена поведению животных; позднее ученые пришли к выводу, что территориальное поведение человека имеет ту же природу.

       При описании территориального поведения человека выделяют следующие типы территорий:

пространство тела (на уровне отдельного индивида);

пространства взаимодействия (на уровне диады);

личное пространство (на уровне малой группы);

публичные территории (на уровне общества).

      Согласно Р. Соммеру, вокруг каждого человека существует своеобразный невидимый «пространственный пузырь» – некая сфера, вхождение в которую он воспринимает достаточно болезненно. В последующем этот «пространственный пузырь» стали называть личным пространством человека – в отличие от личной территории. Личное пространство динамично, оно перемещается вместе с животным и человеком; личная территория – константна. Границы личной территории фиксированы, границы личного пространства невидимы. У личного пространства есть свой центр – это тело индивида, личная территория, по мнению Р. Соммера, его не имеет.

Р. Соммер предположил, что агрессивные люди потому и агрессивны, что ощущают вторжение в свое личное пространство намного раньше, чем остальные люди. У шизофреников «пространственный пузырь» деформирован: он больше сзади, чем спереди, поэтому шизофреники остро реагируют на приближение кого-либо сзади.

 

Внушение(суггестия) — целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на сферу психическую человека, ориентированный на специфическое программирование человека и на осуществление им внушаемого содержания. Связано со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также с отсутствием целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Содержанию сознания, усвоенному внушением, в дальнейшем присущ навязчивый характер; оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, являя собой совокупность «установок внушенных». Внушение — компонента обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению. Реализуется в форме гетеросуггестии и автосуггестии. Внушение, производимое группой, — один из факторов конформности. Достигается средствами вербальными — словами, интонацией, и невербальными мимикой, жестами, действиями (другого человека, внешней обстановки). Механизм внушения широко применяется религией для воздействия на верующих. По методам реализации внушения подразделяются на внушения прямые (императивные), внушения косвенные, а также на внушения преднамеренные и непреднамеренные. Внушение прямое преднамеренное заключается в использовании суггестором специальных «словесных формул», кои внедряются в сферу психическую суггеренда и становятся активными элементами его сознания и поведения. Содержание внушения косвенного включается в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью его усвоения. Внушение косвенное может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным. По критерию состояния суггеренда различаются: 1) внушение в бодрствующем состоянии .(=> бодрствование); 2) внушение в гипнозе; 3) внушение в естественном сне; 3) внушение постгипнотическое — реализуемое после выхода из гипноза. Эффективность внушения определяется: 1) свойствами суггестора — социальный статус; обаяние; волевое, интеллектуальное, характерологическое превосходство; 2) особенностями суггеренда — степень внушаемости; 3) отношениями, складывающимися между ними, — доверие, авторитетность, зависимость; 4) способом конструирования сообщения — уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонент, подкрепление другими воздействиями. На внушении отчасти основано воздействие некоих средств массовой коммуникации, рекламы, моды, обычаев, формирование веры. Внушение широко применяется в медицине для коррекции психического и соматического состояния больного (психотерапия). В педагогике делаются попытки использовать внушение в обучении — так называемая суггестопедия. В психологии экспериментальной внушение иногда служит приемом для направленного изменения эмоционального состояния, мотивации, установок личности.

 

Заражение - это

1) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию

2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций. Заражение может обладать различной степенью произвольности. При наличии обратной связи способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции. Для заражения, как и для внушения, характерно сужение сферы сознательного восприятия. Этот феномен чаще всего возникает в толпе, когда люди, руководствуясь лишь своим эмоциональным состоянием, действуют на основе информации, принятой без должного анализа, а то и просто слепо повторяют действия других людей.

       К наиболее известным формам заражения относят проявления реакций спортивных болельщиков («фанатов»), группового религиозного экстаза, общую панику, а также агрессивные действия толпы. Будучи похоже на внушение, заражение принципиально отличается от него тем, что при внушении человек, оказывающий влияние, не обязательно чувствует то же, что и окружающие, а в условиях психического заражения каждый индивид, становясь источником заражения, ничем не отличается от тех, кого он заражает своим состоянием. Различие между внушением и заражением заключается еще и в том, что заражение носит спонтанный характер, а внушение почти всегда — акт преднамеренный.

 

Внушающий очень хорошо знает, чего он хочет добиться от других. В этой связи внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие, в то время как заражение немыслимо без невербальных средств, таких, как крики, музыкальные ритмы, жесты. Наиболее легко заражаются настроением окружающих дети. Достаточно, например, чтобы окружающие развеселились, и ребенок тотчас же начинает смеяться, часто не зная и не понимая причины веселья взрослых. Способность к сопротивлению индивида заражению зависит от уровня развития его личности, самосознания, сформированности «я», наличия опыта поведения в экстремальных ситуациях.

 

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. Подражание встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте подражание движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый «содержательный» контакт. Подражание в дошкольном возрасте — путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста — сюжетно-ролевой игры: первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Подражание в подростковом возрасте направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. Подражание у взрослых выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.).

 

Эмоциональная устойчивость - неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. Эмоциональная устойчивость — интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях. Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке. Благодаря эмоциональной устойчивости, как качеству личности, в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности: такая перестройка се побудительных, регуляторных и исполнительских функций, которая позволяет сохранить и далее увеличить эффективность деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. (Практического характера).

 

1.  Дайте обоснованные ответы на следующие вопросы.

      Почему от воздействия другого человека иногда надо защищаться?

     В процессе общения и работы все люди тем или иным образом влияют друг на друга психологически. Это влияние может быть как полезным для человека ("положительное влияние"), так и весьма вредным ("отрицательное влияние"). Причем, отличить первое от второго иногда бывает очень сложно, особенно вначале.

      В результате человек может понять, что попал под чужое неконструктивное влияние, слишком поздно. Поэтому к любым воздействиям со стороны окружающих нужно относиться критически и уметь им противостоять. Воздействие  одного человека на психику другого человека, приводит к  психологическому дискомфорту.

Психологическое  влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных, то есть, в данном случае речь не идет об использовании власти и физическом воздействии. Поэтому важная особенность такого влияния заключается в том, что у человека, подвергающегося воздействию, всегда есть право и время ответить на него. Противостояние чужому влиянию в данном случае - это сопротивление также с помощью психологических средств.

Почему это необходимо делать?

Да потому, что любой честный человек перед самим собой может признать: во многих случаях он пытался убедить других людей в чем-либо или склонить к определенной линии поведения потому, что это отвечало его интересам, а вовсе не их. Психологи отмечают, что очень часто истинной целью вроде бы "бескорыстного" влияния является собственная выгода или подтверждение значимости собственного существования. Одни люди пытаются влиять на других в первую очередь потому, что отстаивают свои интересы, а не потому, что им открылась абсолютная истина и они почувствовали себя вправе решать за других.

 

Психолог Е.В.Сидоренко выделяет следующие виды психологического влияния:

Убеждение - сознательно аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменить их суждение, отношение, намерение или решение.

Самопродвижение - открытое проявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущество.

Внушение - преднамеренное сознательное воздействие на подсознание человека или группы лиц с целью изменения их состояние или отношения к вопросу, а также создания предрасположенности к определенным действиям.

Заражение - передача своего состояния и отношения другому человеку или группе лиц. Такой процесс сопровождается широким набором неречевых средств общения (взгляд в глаза, прикосновения, телесный контакт и другие).

Склонение к подражанию - выражается в создании у другого человека желания "быть похожим", подобным образцу.

Просьба - словесное обращение к человеку с призывом удовлетворить потребность или желание инициатора.

Принуждение - требование выполнять распоряжение инициатора, подкрепляемое скрытыми или явными угрозами.

Деструктивная критика - высказываются пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности оппонента, осуществляется грубое, а иногда агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его пороков, поступков.

Игнорирование - умышленное невнимание, подчеркнутое неприятие человека, при котором игнорирование, чаще всего, выступает как тактическая форма принуждения или привлечения внимания человека.

Манипуляция - скрытое от оппонента воздействие на него, на его систему отношений и ориентаций. При этом адресат манипуляции считает принимаемые им решения и действия своими собственными, а не навязанными другим человеком. При манипуляции происходит вторжение в личностное пространство человека, введение его в заблуждение, психологический шантаж с использованием широкого спектра средств воздействия - от "дружеских" намеков на ошибки, до использования личных тайн оппонента.

Манипуляция - самый опасный вид воздействия, противостоять которому очень сложно!

       Конечно, у каждого человека есть возможность влиять на других, но у каждого есть право и отвергать чужое влияние. И этому вполне можно научиться.

      Для этого необходимо овладеть следующими видами психологического противостояния влиянию:

Контраргументация - сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия.

Конструктивная критика - подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям человека.

Энергетическая мобилизация - сопротивление человека попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий.

Творчество - создание нового, пренебрегающего влиянием, образца, примера или моды, либо преодолевающего его.

Уклонение - стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором влияния, в том числе случайных личных встреч и столкновений.

Психологическая самооборона - применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов.

Игнорирование - действия, демонстрирующие, что человек умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных другим человеком чувств.

Конфронтация - открытое и последовательное противопоставление своей позиции и своих требований инициатору воздействия.

Отказ - выражение твердого несогласия выполнить желание инициатора воздействия.

     Но как определить, когда и какой вид противостояния чужому влиянию выбрать?

    Чтобы помочь людям, решившим научиться этому непростому делу, уже упомянутый психолог Е. В. Сидоренко разработал таблицу. В ней он приводит как конструктивные виды противостояния (контрвлияния) каждому виду влияния, так и неконструктивные, то есть, абсолютно неэффективные в данном случае. Первоначально выбирать вид противодействия можно с помощью этой таблицы. Конечно, первым делом необходимо определить, какой вид влияния используется .

     А через какое-то время вы сможете уже автоматически выдавать правильную реакцию, позволяющую не поддаваться психологическому давлению окружающих.

Таблица. Психологическое влияние и противостояние ему.

Вид влияния

Конструктивные виды контрвлияния

Неконструктивные виды контрвлияния

1. Убеждение

Контраргументация             

 

Игнорирование

 

Принуждение

 

Деструктивная критика

 

Манипуляция

2.Самопродвижение

Конструктивная критика

 

Отказ             

 

Деструктивная критика

 

Игнорирование

3. Внушение

Конструктивная критика

 

Энергетическая мобилизация

 

Уклонение             

 

Деструктивная критика

 

Манипуляция

 

Принуждение

 

Игнорирование

4. Заражение

Конструктивная критика

 

Энергетическая мобилизация

 

Уклонение             

 

Деструктивная критика

 

Манипуляция

 

Принуждение

 

Игнорирование

5.Склонение к подражанию

Творчество

 

Конструктивная критика

 

Уклонение             

 

Деструктивная критика

 

Игнорирование

6. Формирование благосклонности

Конструктивная критика

 

Уклонение

 

Энергетическая мобилизация             

 

Деструктивная критика

 

Игнорирование

7. Просьба

Отказ

 

Уклонение             

 

Деструктивная критика

 

Игнорирование

8. Принуждение

Конфронтация             

 

Деструктивная критика

 

Манипуляция

 

Ответное принуждение

 

Игнорирование

9. Деструктивная критика

Психологическая самооборона

 

Уклонение             

 

Ответная деструктивная критика

 

Манипуляция

 

Принуждение

 

Игнорирование

10. Манипуляция

Конструктивная критика

 

Конфронтация             

 

Встречная манипуляция

 

Деструктивная критика

Информация о работе Основные характеристики чувств и эмоций в общении