Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2012 в 11:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности организации и проведения культурно – досуговых программ.
Объект исследования - процесс организации и проведения культурно-досуговых программ.
Предметом исследования является театрализованное действо как форма культурно-досуговой программы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить роль культурно – досуговых программ в реализации культурно - досуговой деятельности.
2) Изучить понятие и сущность театрализованного действа.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ.…………………………………………………………………..…....5
1.1. Роль культурно - досуговых программ в реализации культурно - досуговой деятельности..……………………………………….….……5
1.2. Понятие и сущность театрализованного действа как формы культурно - досуговой программы…………………………….….…..11
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» В С. СТАРОДУБСКОЕ………………………………………………………….….….16
2.1. Анализ организации и проведения театрализованного действа «Широкая масленица» в селе Стародубское…………………..….….16
2.2. Рекомендации по усовершенствования мероприятия…..…………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….……27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
4
САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА И ТУРИЗМА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТУРИЗМА
Допущено к защите:
зав. кафедрой, к.п.н.,
доцент Л. В. Хахулина
____________________
ШИМАНСКАЯ Анна Сергеевна
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ НА ПРИМЕРЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
Курсовая работа
Специальность: 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм
Научный руководитель:
Е. В. Коробков, старший
преподаватель
_______________________
Южно-Сахалинск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ.………………………………………………………
1.1. Роль культурно - досуговых программ в реализации культурно - досуговой деятельности..……………………………………….
1.2. Понятие и сущность театрализованного действа как формы культурно - досуговой программы…………………………….….…..11
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» В С. СТАРОДУБСКОЕ………………………………………………
2.1. Анализ организации и проведения театрализованного действа «Широкая масленица» в селе Стародубское…………………..….….16
2.2. Рекомендации по усовершенствования мероприятия…..…………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Анимационная деятельность – это сложный многоуровневый процесс. В её задачи входят создание анимационных культурно – досуговых программ, поиск оригинальных решений и сохранение традиционных форм, средств и методов активизации культурно – досуговой деятельности [5, с. 9].
Досуг играет важную роль в жизни общества. Его виды можно разделить на пять основных групп: отдых, ра
Одним из самых слабоорганизованных видов досуга являются праздники. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём.
История массовых праздничных действ насчитывает около 30 веков. Родились они в Древней Греции и отличались необычайной красочностью, массовостью и превосходной организацией. [15, с.7]
Изучая различные источники, можно убедиться, что русские народные гулянья и празднества неразрывно связаны с бытом народа. В народном быту зародились массовые празднества и зрелища. Достаточно вспомнить наиболее характерные из них: ночь на Ивана Купалу, веснянки, Рождество, колядки, Масленицу. Во время этих праздников выстраивались балаганы, где ставили целые музыкальные спектакли, основанные на фольклорных истоках.
Но, к сожалению, в наше время большинство древнерусских празднеств и обычаев осталось в прошлом. Забыто большинство традиций наших предков. Общество не проявляет особого интереса к проводимым мероприятиям. Массовые народные гулянья проводятся всё реже и реже или не проводятся вообще. Учитывая все вышесказанное, можно отметить актуальность рассматриваемой темы.
Изучая литературу по данной теме, хотелось бы отметить работы таких исследователей, как Т.И. Гальперина, Г.А. Аванесова, А.Д. Жарков.
Цель курсовой работы – выявить особенности организации и проведения культурно – досуговых программ.
Объект исследования - процесс организации и проведения культурно-досуговых программ.
Предметом исследования является театрализованное действо как форма культурно-досуговой программы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить роль культурно – досуговых программ в реализации культурно - досуговой деятельности.
2) Изучить понятие и сущность театрализованного действа.
3) Провести анализ организации и проведения культурно – досуговых программ на примере театрализованного действа «Широкая Масленица» в селе Стародубское.
4) Разработать рекомендации по организации и проведению мероприятия.
При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы исследования:
1) теоретический анализ;
2) сравнение;
3) наблюдение.
Цель и задачи исследования определили следующую структуру работы: введение, в котором раскрываются актуальность темы, цель, объект, предмет, задачи, практическая значимость, а также методы нашего исследования. Глава I дает представление о роли культурно – досуговых программ в реализации культурно – досуговой деятельности. В главе II проанализирована работа по организации и проведению культурно – досуговых программ на примере театрализованного действа.
Данная работа может быть полезна педагогам, организаторам праздничных мероприятий, воспитателям, т.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ
1.1. Роль культурно – досуговых программ в реализации культурно – досуговой деятельности
Культурно-досуговая деятельность тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религио
Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник. [14, с. 26].
Переход племён к оседлому образу жизни и занятия земледелием сопровождались целой системой праздников. Календарные обычаи и обряды годичного цикла, связанные с трудовой деятельностью народа, - это сложное общественное явление, своеобразное отражение их социально-политической, историко-культурной, этнической, духовной жизни на различных этапах развития.
Во все времена праздник воспринимался как противопоставление будням. Сложность и многогранность праздника как непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности. Так можно отметить следующие функции праздника: торжественное обновление жизни; коммуникативную и регулятивную функции, компенсаторную; эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную функции. [8, с. 57]
Несмотря на то, что праздники органически вплелись в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культурное значение, именно праздники, по мнению многих учёных, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.
Чередования будней и праздников характеризовало и быт восточных славян. К моменту возникновения государственности в конце IX - начала ХХ веков славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, где крестьянин получал некоторую передышку от напряженного труда. Эти праздники дошли и до нас. Масленица (проводы зимы), святки (конец декабря - начало января), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня) и так далее.
Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом, получившее название "братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить психические и физические силы, но восполняли функцию единения для противостояния врагам. [2, с. 13]
Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного сражения, гостей. Любимой забавой высшей знати становится звериная и птичья охота.
Со временем в праздниках и обрядах происходили изменения, но процесс этот, по крайней мере, в XI - XVI веках, шёл очень медленно. Каждый праздник и обряд проходил из года в год по всем хорошо известному чину, каждому празднику и обряду соответствовали строго определённые песни, танцы и игры. Например, на святки устраивались игры с маскированием и ряженьем. Интересна была масленичная игра. Она представляла собой целый цикл, разворачивающийся в течение нескольких дней, притом в каждый из дней проводилась строго определённая часть, почти неизученной у нас игры.
На протяжении XVI века в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. Во второй половине XV века в Москве уже имелась книжная торговля. В XVII веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож.
Эпоха Петра I знаменовала глубочайшие перемены в жизни страны. Становлению Российской империи способствовали глубокие сдвиги в экономике и политике.
Развитие промышленности и рост городов привели к оживлению торговли внутри страны, к созданию единого общероссийского рынка. Резко увеличилось количество ярмарок и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. Уже к началу к 1830-х годов в России насчитывалось более 1700 ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей.
Так, в 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть в самом центре Москвы, на Красной площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие.
Для популяризации своих преобразований Пётр I прибегал к таким публичным зрелищам, как уличные маскарады, торжественные шествия, иллюминации, пародийные обряды и т.п. Здесь, с одной стороны, использовались традиции народного святочного и масленичного ряженья, с другой - символы и аллегории школьного театра [7, с. 140].
Характерной чертой России XVIII века был и наплыв в страну иностранцев, в том числе бродячих актёров, познакомивших население с европейским ярмарочным искусством.
Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время, формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.
Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие площади придавала также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная [8, с. 15]
С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, развлечений для представителей дворянских кругов.
Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII веке стали появляться первые музеи, публичные театры, организовываться художественные выставки.
Итак, досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник.
В досуге как нельзя лучше показано стремление людей каждой эпохи, его духовное содержание. Поэтому наблюдая за историческими изменениями культурной деятельности Русского народа, безусловно, видишь целостность формирования его сознания и духовных сил [8, с. 43]
Культурно-досуговая деятельность своими корнями глубоко уходит в историю Российского государства. Люди, жившие сотни лет назад, уже умели организовывать свой досуг, лучшие традиции которого используются и в современном обществе.
Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой [10, с. 28]