Особенности организации концертной деятельности любительских художественных коллективов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Переоценка духовно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном обществе, позволяет по-новому пересмотреть роль любительского творчества во всех сферах жизнедеятельности человека. Одной из значимых сфер в многоуровневой структуре самодеятельного творчества является любительское художественное искусство, которое направлено на укрепление и расширение творческого начала в системе формирования художественно-эстетической культуры личности.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Любительские художественные коллективы: исторический и социокультурный аспекты 5
1.1. Обзор литературы по проблеме исследования 5
1.2. Социокультурная характеристика любительских художественных коллективов, их функции, задачи 18
1.3. Любительские художественные коллективы Республики Беларусь 28
Выводы к главе 1 35
Глава 2. Организация концертной деятельности 36
2.1. Характеристика концертно-исполнительской деятельности 36
2.2. Особенности организации концертной деятельности в Республике Беларусь 44
2.3. Технологии организации концертной деятельности 52
Выводы к главе 2 69
Глава 3. Организация концертной деятельности Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.1. Характеристика Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.2. Организация концерта Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка», посвящённого ветеранам Великой отечественной войны, ко Дню Победы 77
Выводы к главе 3 84
Заключение 85
Список литературы 87

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности организации концертной деятельности.doc

— 150.04 Кб (Скачать файл)

Активно развиваются коллективы малых форм любительского творчества (бардовская песня, студии эстрадного пения, рок-группы, эстрадные ансамбли, дискотеатр и др.). В государственных  учреждениях культуры Беларуси на 01.01.2005 функционировало 3333 таких формирований (в том числе – 1730 детских) [18, c. 82].

Согласно исследованиям, статистике и практическим наблюдениям, существуют многочисленные внутренние процессы в организме народного  творчества, которые не могут не влиять на перспективу его развития.

Во-первых, в последнее  время наблюдается тенденция  уменьшения участия населения в  самодеятельности, особенно взрослого. Во-вторых, из-за ряда объективных причин усложняется организация выступлений  самодеятельных артистов. Тем не менее, значение самодеятельности как дополнения профессионального искусства в  регионах, в сельской местности имеет  большое значение в плане организации  культурного обслуживания и эстетического  воспитания населения. В-третьих, изменяется возрастная структура клубной самодеятельности: наблюдается сдвиг показателей  в сторону детской самодеятельности. Понятно, что этот факт можно рассматривать, как положительный, т.к. одна из актуальных проблем, связанных с моральным оздоровлением общества и его будущим, - это поиск оптимальных вариантов организации свободного времени подрастающего поколения. В учреждениях культуры республики работает более 10 тыс. различных клубных формирований для детей и молодежи, объединяющих более 100 тыс. человек.

Наблюдается разная динамика развития сельской и городской художественной самодеятельности. В городе ситуация выглядит более приятно. Происходят определенные изменения в жанровой структуре клубной самодеятельности. Идея национально-культурного возрождения  всколыхнула творческую энергию  народного искусства: увеличился интерес  к фольклору, к народным традициям, сценическим костюмам, поиску и созданию нового репертуара. Появились нетрадиционные для самодеятельности фольклорные  группы несценической ориентации, многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, рок-группы, театры-студии и др.

В городе Минске функционирует  около 4500 коллективов художественного  любительского творчества. Вокально–хоровых – 341; хореографических – 493; инструментальной музыки –244 [18, c. 83]..

Развитие средств массовой информации, повышение уровня образования, процессы урбанизации несколько  снизили значение культурно-просветительной  функции самодеятельности. Но в масштабах  общества все большее значение приобретают  такие функции самодеятельности, как развитие художественных способностей, формирование определенных качеств  личности, даже ее коррекция. Таким  образом, народное творчество сегодня  более ориентировано на личность. Установка на самореализацию, самоорганизацию, на отношения с единомышленниками - это и есть современная функциональная нагрузка, приходящаяся на самодеятельность.

Не менее важной функцией самодеятельного творчества социального  плана в последнее время стала  организация свободного времени  и быта различных групп населения. Стала актуальной проблема: как сделать  отдых разнообразным, как использовать для этого имеющийся культурно-массовый материал, сделать быт эстетически  привлекательным, оформленным по художественным канонам и с участием собственного творчества. Сейчас идет процесс взаимного  обогащения, соревнования различных  видов художественного творчества, форм их реализации, борьба за своего участника  и т.д. [26, c.44].

Подтверждением значительного  вклада любительских музыкальных коллективов  в культурную жизнь Беларуси являются многочисленные фестивали, смотры-конкурсы, праздники музыкального искусства, демонстрирующие творческие достижения музыкальных любительских коллективов  и отдельных исполнителей.

Любительские музыкальные  коллективы осуществляют широкую культурно–творческую и концертную, гастрольную деятельность, имеют достаточно высокий уровень  исполнительского мастерства, пользуются популярностью у населения. Способствуют приобщению к ценностям белорусской и мировой художественной культуры значительной части населения, как в регионах Беларуси, так и в столице. Представляют Беларусь на престижных фестивалях и праздниках музыкального искусства далеко за пределами нашей республики [40].

 

Можно сделать вывод о  том, что художественное любительское творчество занимает важное место в культуре нашей страны. Министерством культуры Республики Беларусь разработано Положение о самодеятельном коллективе художественного творчества, которое определяет основные принципы деятельности, условия создания и функционирования непрофессиональных коллективов художественного творчества и народных промыслов.

Выводы к главе 1

 

Любительское художественное творчество представляет собой своеобразный саморазвивающийся механизм, процесс движения от традиции к новизне, который взаимосвязан с профессиональным и традиционным народным творчеством, однако включает в себя ценностные ориентации и новые, оригинальные виды деятельности, не имеющие аналога в других пластах художественной культуры.

Мы можем свидетельствовать, что в настоящий момент самодеятельное художественное творчество представляет собой общественно-историческое явление, имеющее определенную природу, объективные закономерности и изменяющиеся функции

Любительское художественное творчество - яркое явление Белорусской  национальной культуры. Оно надёжно  и бережно хранит духовное наследие народа. Самодеятельные коллективы ведут  существенную работу по развитию творческих способностей населения, являются истинными  центрами гармоничного воспитания личности, её эстетического развития. Мы можем  гордиться достижениями народного  творчества Беларуси. И обязаны сделать  всё, чтобы это ценная духовная кладовая Белорусского народа с каждым годом  пополнялась и способствовала развитию нашего общества.

 

 

Глава 2. Организация концертной деятельности

 

 

    1. Характеристика концертно-исполнительской деятельности

 

Культурологи понимают под  этим организованные платные публичные  мероприятия, где выступают вокальные, инструментальные, хореографические коллективы, артисты оригинальных жанров. Всего  на одной сцене, в одном концерте могут сочетаться музыка, литература, танец, эстрада, театр. Такое жанровое и количественное разнообразие требует  тщательной подготовки и организации, поэтому проведение концертов задача для профессионалов.

Концертная организация  представляет собой публичное учреждение культуры, музыкального искусства, других художественных жанров, удовлетворяющая  культурные потребности общества, занимающаяся творческой, производственной, экономической, технической, научной, образовательной  деятельностью для создания и  представления перед публикой музыкальных  спектаклей, показа концертных программ, проведения других культурно-массовых мероприятий.

Концерт - едва ли не самая  популярная и общедоступная форма  культурно-просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса  и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного. Наконец, удачный  концерт, все равно профессиональный он или любительский, - это всегда хорошая возможность отдохнуть  после трудового дня, снять усталость  и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю. Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать  в расчет постановщикам: высокая  идейность исполняемого репертуара; его художественная полноценность; жанровое разнообразие, особенно когда  речь идет о концерте для смешанной  аудитории; высокое качество исполнения номеров и эпизодов; оригинальность исполняемых номеров, разнообразие жанров; надлежащее качество драматургической основы и соответствующий уровень режиссуры [11, c.45].

Виды концертных выступлений  творческого коллектива могут  быть различными как по объему выступления, так и по содержанию концерта. Наиболее распространенным видом выступления  коллектива является участие его  в сборном концерте наряду с другими  творческими силами, когда коллектив  исполняет 2-3  номера. В таких концертах  выбор репертуара обычно определяется творческим замыслом режиссера. Часто  сборные концерты посвящаются какому-то событию и имеют театрализованную направленность. Руководителю хореографического  коллектива нужно добиваться того, чтобы репертуар коллектива в  таких концертах не был одноплановым. Элемент контрастности репертуара должен всегда присутствовать в концертных выступлениях.

Нередко коллективу приходится участвовать в концертах-лекциях, концертах-встречах, в которых главным  действующим лицом является лектор или тот, с кем встречаются  в зале. В таких выступлениях коллективу также важно иметь успех, свое творческое лицо.

Самым сложным видом концертного  выступления является самостоятельный  концерт любительского творческого  коллектива в одном или двух отделениях. Концерт в одном отделении  обычно длится до одного часа. Когда  концерт состоит из двух отделений, то каждое отделение обычно занимает 30-40 минут. В самостоятельном концерте коллектив исполняет 20-25 произведений. Концертная программа должна быть разнообразной. Это достигается подбором разноплановых  танцев контрастных по художественным образам, характеру музыкального материала, стилю и т.д. Концертная программа  может быть построена или в  хронологической последовательности, или по жанрам, или по стилистической принадлежности составляющих ее номеров.  Руководитель коллектива при составлении  программы должен иметь в виду, что интересу зрителей к выступлению коллектива должен возрастать к финалу концерта. Сверх объявленной программы коллективу следует иметь одно-два произведения, которые могут быть исполнены по настоятельным просьбам зрителей в конце концерта. Особенно понравившееся зрителям произведение из концертной программы (продолжительные аплодисменты, скандирование "бис") можно повторить в том случае, если руководитель уверен, что при повторении оно пройдет не хуже первого исполнения.

Концертно-просветительская деятельность призвана внести свой вклад  в реализацию общих социальных функций  музыкального искусства [15, c.140]:

  • просветительской, которой соответствует задача удовлетворения познавательного интереса аудитории (содержание концертов являет собой знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, выдающимися деятелями, композиторами, исполнителями);
  • пропагандистской, отличающейся направленностью на определённую область музыкальной литературы (часто это связано с популяризацией творчества отечественных композиторов прошлого и настоящего);
  • гедонистической, не менее важной в процессе организации концертно-просветительской деятельности, поскольку музыка должна доставлять эстетическое наслаждение и удовольствие;
  • общесоциологической, наиболее важной, подчиняющей предыдущие, состоящей в воспитательном воздействии на слушателей (условием её осуществления служат содержательность, глубина и эмоциональная насыщенность концертов).

В организации концертной деятельности важно опираться на принципы  гуманизма. Каждое мероприятие такого рода должно нести заряд человечности, доброты, нравственной чистоты. При отборе концертного репертуара следует соблюдать принципы демократизма: не замыкаться в рамках национальной музыки, а делать акцент на непреходящих человеческих ценностях, на связь музыки с реальной жизнью, чувствами человека. Музыкальный материал должен отвечать высокохудожественным требованиям и, вместе с тем, быть доступным для понимания данной аудитории. Систематичность и целостность процесса, чёткая организация мероприятий, контакт ведущего с аудиторией создают благоприятную атмосферу для духовного очищения слушателей.

Концертная деятельность складывается из количества концертных выступлений в течение определенного или всего периода творческой деятельности музыкального коллектива. Поэтому, рассматривая виды и формы концертной деятельности, мы должны, прежде всего, говорить о концертных выступлениях.

Многообразие концертных выступлений (концертов), как на профессиональной сцене, так и на самодеятельной, дает нам возможность определить их основные виды и дать им характеристику.

Отчётный концерт. Один из самых распространенных видов концертных выступлений в самодеятельном творчестве.

Сущность концерта раскрыта уже в самом названии. Правда, в атмосфере праздника, которая  обычно сопутствует любому концерту, такая трактовка может быть не совсем уместна, скорее — показываю  свое искусство перед публикой [34, c.67].

Как правило, день отчетного  концерта заранее обговаривается администрацией дома культуры (клуба), с руководителями творческих любительских коллективов. Здесь учитывается степень подготовки коллективов на данный момент и возможность  довести их до необходимого уровня за оставшийся срок перед концертом.

В самодеятельном творчестве отчетные концерты чаще всего подразумевают  выступление всех или нескольких творческих коллективов, чтобы разнообразить  концерт и сделать его зрелищным. Могут быть привлечены, например, такие  коллективы, как различные танцевальные ансамбли, хоры, цирковые номера, ансамбли вокалистов, отдельные выступления чтецов, фокусников, актеров, вокалистов с ансамблями, ансамбли классической музыки, духовой и симфонический оркестры и т.д. Многое зависит от уровня подготовки и соответствующего составления концертной программы. Эстрадный оркестр в такой программе обычно занимает одно из главных мест. Объясняется это несколькими причинами:

В понятие «отчетный концерт» также входит концертное выступление  всего лишь одного коллектива. В  этом случае творческий коллектив показывает развернутую программу в одном  или двух отделениях, подготовленную собственными силами.

Информация о работе Особенности организации концертной деятельности любительских художественных коллективов