Положение женщины в исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:20, реферат

Краткое описание

Многие мусульмане сравнивают положение женщины в Исламе с униженным положением женщины на Западе. Они отмечают, что на Западе женщины трудятся в течение многих часов, ибо испытывают нужду в деньгах. Кроме того, на их плечи ложатся многие заботы по дому, воспитанию детей. И вот западные идеологи утверждают: "От этих работ их трудно освободить!". И добавляют: "Недостойно мусульманкам быть только домохозяйками. Общество нуждается в женщинах - женщинах-лекторах, журналистках, врачах.
Мусульманка - специалист по гинекологии может получать очень солидный заработок". Одной из самых характерных черт Ислама является нерешенность вопроса равенства двух полов в правах политических, социальных и экономических. Но есть принцип "братства", в соответствии с которым женщины, принявшие Ислам, получают большую помощь и поддержку со стороны других женщин- мусульманок, - что отражает социальные ценности Ислама.

Вложенные файлы: 1 файл

женщина.docx

— 93.01 Кб (Скачать файл)

своего мнения ни по какому поводу и не имела права даже навещать своих

родных и поддерживать кровные связи с ними, а обязана была забыть и них.

Нередко её уделом было сожжение на костре, если она осталась вдовой.

Таков 'гуманизм' человеческих законов во все эпохи. Сколько ни старались

люди исправить законы и сочинить новые своим разумением, они не могут

предоставить женщине её права.

Наоборот, они только узурпируют их.

Нынешнее же положение женщины на Западе и в тех странах исламского

мира, которые любят подражать всему западному, не лучше, чем в

доисламскую эпоху. Несмотря на утверждения о том, что женщины там

освободились от оков, на самом деле они попали в ещё более крепкие

кандалы. Женщина вновь стала товаром, в основном для удовлетворения

сексуальных потребностей. Женщины путём аборта убивают своих ещё не

родившихся детей, чтобы быть подальше от детских проблем.

Ислам справедливо относится к женщине, определив её права и

обязанности и разработав необходимые нормы согласно Корану.

Ислам утвердил добрые нравы и отверг противоречащие им дурные

джахилийские обычаи, которые узурпировали права и попирали достоинства

людей.

Религия вернула женщине её достоинство и обелил её лицо после эпохи

всевозможных унижений. Она стала пользоваться уважением и вниманием в

доме своего отца, и мы видим, что ей оказывают честь и достойно в доме

мужа. Она имеет возможность высказывать своё мнение, навещать своих

родных и поддерживать с ними связи. Когда же она становится матерью, то

превращается в оберегательницу детей и в источник, бьющий счастьем и

любовью.

Ислам повелевает мужчинам не из числа ближайших родственников

отводить от неё свои взоры в знак уважения и оказания ей чести.

Забота Ислама о женщине доходит до жалости к ней. Посланник Аллаха,

Mухамед, сказал в Прощальной проповеди: „Обходитесь с женщинами по-

доброму, ведь они у вас как заложницы, ничего своего не имеют. Вы взяли

их в жёны как дар Аллаха, и они стали доступными вам по слову Аллаха”.4

В исламской истории есть замечательные примеры из жизни

мусульманских женщин, права которых Ислам гарантировал и обеспечил им

достойную жизнь. Честь и почёт, которые были им оказаны, иногда

невозможно описать пером. Абу Дауд5 в своей книге 'Ас-Сунан'

('Предания') рассказал, что  Умм Хани, дочь Абу Талиба, защитила одного

мужчину из многобожников в день взятия Мекки. Она пришла к Пророку и

рассказала ему об этом. И Пророк сказал: „Мы защищаем того, кого

защитила ты, и даём безопасность тому, кого ты обезопасила”.

Слово 'мааруф' (в данном случае означает 'доброе дело') несколько

раз повторяется в Коране в контексте брака и развода. Ибо женщина - это

создание, которое зависит от мужчины, и мужчина должен заботиться о ней,

творить добро для неё и не создавать трудностей.

В этой связи Всевышний Аллах говорит:

'И когда вы дали развод  жёнам, и они достигли своего  предела, то

удерживайте их согласно принятому или отпускайте их согласно

принятому'.6

А также Всевышний сказал:

'И не препятствуйте  им уносить часть того, что  вы им даровали, разве

что они совершат мерзость очевидную. Обходитесь с ними достойно. Если же

вы чувствуете к ним отвращение, то, может быть, вам не нравится что-

либо, а Аллах устроил в этом великое благо'.7

Таких аятов, побуждающих творить доброе женщинам и беречь их, много.

Это показывает заботу Ислама о женщине и стремление защитить её от

угнетения, которому она подвергалась в доисламские времена.

Ислам - это религия, призывающая к исправлению общества и семьи. Для

женщины он - надёжная крепость и защита от бед и соблазнов.

Социальная сфера жизни мусульманки.

Брак

Семейная жизнь - одна из наиболее важных областей, которой в

исламской системе жизни придается огромное значение, что однозначно

осознается подавляющим большинством мусульман во всем мире.

Выбор спутника жизни в мусульманском мире резко отличается от

принятого на Западе. Поскольку Ислам придает столь большое значение

целомудрию и скромности, в большей части мусульманского мира юноша и

девушка общаются друг с другом очень мало. Средние школы в подавляющем

большинстве раздельные, и, за исключением тех, которые особо прониклись

духом западных влияний. Мальчики и девочки не общаются друг с другом, не

устраивают свиданий и ни в коем случае не допускают никакой добрачной

близости. И хотя любовь, несомненно, считается в мусульманском браке

весьма важной, к мусульманским парам она, как правило, приходит после

заключения брака, а не до того.

Поэтому выбор брачного партнера производится чаще всего (но не

обязательно) родителями, особенно если речь идет о девушке. Молодым

людям позволительно выразить свое предпочтение, они могут сказать, чего

бы им более всего хотелось, они могут принимать активное участие в самом

выборе, но обычно они не отправляются на самостоятельные поиски будущего

супруга. Согласно Исламу предложение может исходить как от семьи юноши,

так и от семьи девушки, но обычно предложение делает юноша. Это

происходит благодаря контактам его родителей, других родственников или

близких друзей с родителями девушки; брак не может состояться без

согласия и одобрения ее отца или опекуна, выдающего девушку замуж. В

зависимости от традиций общества, в котором живут будущие супруги, они

могут или не могут видеть друг друга до брака, хотя Ислам дает им это

право. Однако, если они встречаются до брака, это должно происходить в

присутствии других людей, поскольку Ислам запрещает мусульманину и

мусульманке, не состоящим в браке или в махраме1 находиться друг с

другом наедине.

Брак в Исламе является как священным, так и правовым договором между

мужчиной и женщиной, устанавливающим законность, нерушимость и взаимную

ответственность их родственных отношений, принятие друг друга в качестве

супругов но обоюдному решению для совместной жизни согласно учениям

Ислама. Оба должны сознавать свой долг перед Богом и ответственность

друг перед другом во всех аспектах их взаимоотношений.

Ислам отводит руководящую роль в семье мужчине, поскольку он в

большинстве случаев обладает несколько большей физической и

эмоциональной силой и стойкостью, чем женщина. По этой причине на

мужчину возложена ответственность за поддержку и содержание женщин - не

только жен и дочерей, но также всех родственниц, которые нуждаются в

помощи и поддержке.

Жена является другом и помощником своего мужа, будучи вместе с ним

ответственной за дела семьи, физическое и эмоциональное благосостояние

ее членов и воспитание детей. Она должна подчиняться мужу, если только

он не требует от нее непокорности Богу, в этом случае она не должна ему

подчиняться, он же со своей стороны должен быть внимательным и

заботиться об ее благополучии. Она также отвечает за должное состояние

дел в хозяйстве своего мужа, за соблюдение своей чести, достоинства и

порядочности, она обязана хранить свою красоту только для того мужчины,

с которым состоит в браке.

В Исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими

собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она

имеет полное право владеть и распоряжаться своими имуществом и

заработком даже после вступления в брак, а, вступив в него, она имеет

право сохранить свою фамилию, не принимая фамилию мужа. Но если она сама

пожелает взять фамилию мужа - это ее право. Западный стереотип

относительно мусульманской женщины как о всего лишь домашней рабыне, с

утра до ночи занятой приготовлением пищи, стиркой и присмотром за

детьми, лишенной духовности, интересов, не имеющей право на собственную

жизнь, а также возможности конструктивно участвовать в жизни общества, в

исламских учениях, не имеет под собой оснований. Ибо Ислам считает

мужчину и женщину равными в смысле их ответственности перед Богом и

собственной индивидуальности.

В Исламе ответственность за содержание женщины ложится на мужчину.

Заработок, имущество или наследство женщины полностью принадлежат ей, и

она может использовать их по собственному усмотрению; даже если у нее

есть деньги, она не обязана тратить их на содержание себя, своих детей и

мужа. Отсюда явствует, что, поскольку мужчина полностью несет бремя по

содержанию женщины, он вправе получить большую долю наследства, чем

женщина, которая вольна тратить свои средства как пожелает.

В то же время Ислам признает, что женщины обладают более тонкой,

чувствительной и эмоциональной натурой, чем мужчины, и мужчины должны

обходиться с ними соответственно. Существует множество прекрасных

Хадисов Пророка, предписывающих доброту и заботливость по отношению к

женщинам, советующих мужьям относиться к своим женам с уважением,

почитанием и со всеми чувствами, соответствующими их тонкой женской

природе.

Поскольку природа мужчины и женщины неодинакова, каждому доверена

особая роль в обществе. Эти роли дополняют друг друга, и каждая из них

является равно основополагающей и необходимой для функционирования

общества. Внутри этой структуры как мужчина, так и женщина свободны в

стремлении к тому, что для них важно, они вольны вносить свой вклад в

общество соответственно собственным навыкам и интересам, но при условии,

что они не пренебрегают своими домашними обязанностями и их деятельность

не таит угрозы их достоинству и скромности. Женщины могут занимать в

обществе многие должности, с которыми они справятся лучше или, по

крайней мере, не хуже мужчин, например, в некоторых областях медицины,

ухода за больными и т.п., образования, общественной работы и других.

Дух брака в Исламе - это дух взаимного уважения, доброты, любви,

сотрудничества и гармоничных взаимоотношений. В лице своего мужа жена

имеет друга и партнера, разделяющего с ней ее жизнь и заботы, лелеящего,

и оберегающего ее, помогающего ей выполнять обязанности, которые ей было

бы трудно, а то и невозможно выполнять одной; а мужчина имеет в лице

своей жены товарища и помощника, обеспечивающего ему покой, комфорт и

отдых от борьбы с превратностями жизни этого мира.

Хотя женщины чаще всего выполняют работу по дому, поскольку для них

такая забота более естественна, Ислам не принуждает их к этому. Муж

должен помогать жене в работе по дому, чинить свою одежду и принимать

участие в домашнем труде. И хотя мать, прежде всего, занимается

воспитанием своих детей, Ислам не требует от нее заниматься этим весьма

важным делом одной. Должное воспитание детей - обоюдная обязанность мужа

и жены, и, несмотря на то, что большая часть ежедневных занятий с детьми

чаще всего выпадает на долю жены, муж - это человек, наделенный в семье

высшей властью, отвечающий не только за благосостояние, но и за

поведение всех членов семьи. Муж и жена должны вместе создавать в доме

исламскую атмосферу и находить нужный подход к воспитанию детей,

поддерживая в этом друг друга.

Рассматривая исламскую семью, женщина, в первую очередь, это

праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага.

Супружество - это особая сфера человеческих взаимоотношений,

включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж -

это глава семейства, а жена хозяйка дома.

Однако, не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее

домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия

приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры.

Ислам повелевает, чтобы семья основывалась на взаимной любви,

уважении и согласии, чтобы её члены совместно делили хорошее и плохое в

жизни, чтобы муж и жена были тесно связаны узами верности.

Аллах сделал брак честной отдушиной или выходом. Мужчина и женщина

живут в браке счастливой жизнью, вдали от опасных ловушек разврата и

блуда - источника несчастья. Этим самым Ислам поставил преграду

чувственной похоти, ибо Аллах разрешил законную связь между Своими

рабами. Ислам разрешил и многожёнство ради сбережения как мужчины, так и

женщины. Даже противники Ислама свидетельствовали благотворное

воздействие его положений, легализующих многожёнство. Эти положения

сохранили исламский мир от эпидемии проституции. Как было отмечено в

одном статистическом сборнике ООН2, исламские страны в меньшей степени

затронуты волной проституции благодаря допущению многожёнства.

Ислам разрешил многожёнство при условии справедливого отношения к

жёнам. Он не предписывает женщине разрывать связи со своими родными, как

это делалось в прошлом у многих народов. Наоборот, он повелевает ей

поддерживать с ними связь и не прерывать её. Аллах здесь связал

недобродеяние к родителям с многобожием, причислив и то и другое к

недозволенным вещам. Такова картина милосердия и доброты Ислама. Женщина

имеет право навещать своих родственников и ближних, узнавать, как они

живут, ибо они воспитывали её до замужества.

Ислам повелел женщине сторониться нескромности и быть целомудренной.

Здесь невозможно перечислить все положения Ислама, касающиеся

сохранения семьи, одной из опор которой является женщина. Один поэт

сказал: 'Мать - это школа, которая готовит к жизни благородный народ'.

Информация о работе Положение женщины в исламе