Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:40, курсовая работа
Реформа церкви, проведенная в 1650-х гг. XVII века патриархом Никоном, стала отправной точкой преобразований, которые изменили строй жизни русского народа. Русское общество раскололось на тех, кто признал реформу, и тех, кто выступил против неё. Феномен раскола особенно ярко проявился в сферах, непосредственно затронутых реформированием: в церковном обряде и литургических текстах. И по сей день старообрядчество остается сложным религиозным и социально- культурным явлением, которое уже около трёх с половиной веков является фактом, а то и фактором русской истории. В «Письмах о расколе» П.И.Мельников (А.Печерский) писал: «раскол и раскольники представляют одно из наиболее любопытных явлений в исторической жизни русского народа».1
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Семейная праздничная обрядность староверов……………….. .9
Родильные обряды и обычаи……………………………………...9
Крестильные обряды и обычаи…………………………………..14
Свадебный обряд………………………………………………….18
Глава 2.Праздничный календарь старообрядцев………………………...21
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы……………………..32
кафедра археологии, этнологии и специальных исторических дисциплин
Праздничная обрядность старообрядцев Урала в XIX-начале XXвв.
Курсовая работа
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Семейная праздничная обрядность староверов……………….. .9
Глава 2.Праздничный календарь старообрядцев………………………...21
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………..32
Введение.
Реформа церкви, проведенная в 1650-х гг. XVII века патриархом Никоном, стала отправной точкой преобразований, которые изменили строй жизни русского народа. Русское общество раскололось на тех, кто признал реформу, и тех, кто выступил против неё. Феномен раскола особенно ярко проявился в сферах, непосредственно затронутых реформированием: в церковном обряде и литургических текстах. И по сей день старообрядчество остается сложным религиозным и социально- культурным явлением, которое уже около трёх с половиной веков является фактом, а то и фактором русской истории. В «Письмах о расколе» П.И.Мельников (А.Печерский) писал: «раскол и раскольники представляют одно из наиболее любопытных явлений в исторической жизни русского народа».1
Обычно при изучении истории старообрядчества основное внимание уделяется идеологической стороне вопроса, проблемам литературного наследия писателей-старообрядцев, рассматриваются духовные, политические, социальные последствия церковного раскола. Хуже исследована история повседневной жизни старообрядцев. Культура повседневности включает в себя семейный уклад, досуг, в том числе календарные праздники и праздничную обрядность. В настоящее время эта тема представляет большой интерес как для учёных, так и для людей просто интересующихся историей своей страны, «изучение старых русских бытовых …праздников…во многих отношениях поучительно и полезно».2
При изучении традиционной праздничной культуры старообрядцев открывается мир, сохранивший в своих обычаях, обрядах дух Древней Руси.3 Чрезвычайная актуальность темы поиска корней национальной культуры, ностальгия по минувшему часто приводит не к чудесному возрождению утраченного, а к созданию «новоделов по образцу и подобию» традиций, чаще всего почти ничего общего с подлинной традицией не имеющих.4 Кроме того, ещё в конце XIX – начале XX вв. такие философы как Бердяев, Розанов, Трубецкой в старообрядчестве отметили качества, присущие всей национальной православной культуре. Исходя из этого, можно сказать, что исследование праздничной обрядности старообрядцев поможет значительно обогатить современное понимание развития русской культуры.
Цель данной работы рассмотреть особенности праздничной культуры старообрядцев Урала в XIX – начале XXвв.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
После церковной реформы Никона в XVII в. старая вера была объявлена вне закона, каждый, кто её исповедовал, считался государственным преступником и подлежал суровому наказанию: именно с этого времени староверы, стремясь защитить и сохранить свои традиции, убеждения, начинают переселение из западной и центральной частей России на территорию Урала. Отношения между старообрядцами и православными были сложными.5
Чаще всего старообрядцы отказывались брать на себя расходы по содержанию местного храма и приходского духовенства. Интересы общины в целом затрагивала «политическая неблагонадёжность» староверов, пропаганда раскола, неучастие части старообрядцев в религиозной жизни общины. Неуважение одними религиозных чувств других (оскорбительные отзывы об обрядах и духовенстве) являлось главной причиной сложных отношений между представителями различных конфессий.
По конфессиональной принадлежности русские Урала делились на приверженцев официального православия и старообрядцев, причём последние придерживались разных толков и согласий (кержаки – поморцы федосеевского толка, страннические толки – «скрытники», «бегуны»). Заселение данной территории длилось вплоть до XIX в. Старообрядцы придерживались замкнутого образа жизни, селились смежно и компактно.
Хронологически данная работа включает в себя период с XIX до начала XX вв. Верхняя дата объясняется наличием источниковой базы. «Праздники будут изучаться такими, какими их знали в XIX веке, так как только с этого времени имеются достоверные записи».6 XX век, по мнению И.М.Грицевской, стал для традиционной культуры фатальным, практически полностью её уничтожив.7 Поэтому было бы целесообразно рассматривать особенности бытовой культуры старообрядцев до начала XX века.
Основой для изучения праздничной обрядности старообрядцев Урала послужили источники XIX в., а также работы многих исследователей, посвященные данной теме.
Известный исследователь уральского крестьянства профессор пермского университета Г.Н.Чагин выявил ценнейшие архивные материалы о заселении и освоении Верхокамья в XVIII – XIX вв., среди которых фигурирует и ревизская сказка по Сепычёвской волости за пятую ревизию 1795 г.8 Материалы ревизского учета податного населения охватывают большую часть XVIII –XIX вв. Ревизская сказка, в частности, позволяет охарактеризовать брачные отношения в старообрядческой крестьянской среде.9
Общее видение раскола дает П.И.Мельников (А.Печерский), тем самым помогая понять специфику старообрядчества. В своих произведениях («Письма о расколе», «Очерки поповщины») он рассматривает раскол как явление, затронувшее не только религиозную, но и культурную, и социальную сферы общества. Подробную информацию о быте, традициях, обрядах старообрядцев можно обнаружить в «Записках Западно-Сибирского отдела Русского географического общества».10 В записках (произведении в форме мемуаров и воспоминаний) содержатся описания жизни «поляков» Змеиногорского округа. О большом интересе к расколу и старообрядцам в конце XIX в. можно судить по статьям, обращённым к этой проблемы в периодической печати – «Пермских епархиальных ведомостях» и «Пермской земской неделе». А.Чесноков даёт подробное описание и анализ свадебного обряда староверов Урала.11 О старообрядческой семье рассказывает А.В.Коноплёв.12 Описание быта и семейных отношений можно найти в статье П.М.Хахалкина «Мое откровенное повествование о жизни в расколе и о выходе из раскола».13 Автор живо повествует читателям о быте и нравах кунгурских старообрядцев.
В настоящее время значимость всех дореволюционных публикаций как источниковой базы очевидна, так как из реальной жизни и из памяти людей давно исчезли или исчезают многие явления культуры.
После революции начался новый этап в изучении быта старообрядцев. «С целью приобщения их к социалистическим преобразованиям, происходившим в стране, необходимо было ближе ознакомиться с их жизнью и бытом» - пишет по этому поводу Ф.Ф.Болонев.14 В советской науке немало работ посвящено религиозному синкретизму разных по времени верований народа. Одно из указаний программы КПСС призывает к борьбе «против обычаев и нравов, мешающих коммунистическому строительству».15
В начале 20-х годов одна за другой выходят работы А.М.Селищева, А.Д.Григорьева, В.Гриченко, А.М.Поповой. Результат работы А.М.Селищева – книга, посвященная жизни, быту, нравам, одежде, памятникам письменности, духовной культуре и говорам староверов Забайкалья.16 В ней автор не только описал бытовой уклад и жизнь семейских XVIII – XIXвв. но и проследил их судьбу, привлекая для этого собранные им исторические и лингвистические материалы.
В 1922 г. выходят две работы историка и архивиста В.П.Гриченко17, в какой-то мере заполняющие пробел в истории переселения и первоначального бытоустройства старообрядцев. В первой работе приведено много фактического и архивного материала о водворении староверов в Забайкалье, обзаведении их хозяйством, о причинах переселения и т.д. В 20-е г. наиболее существенный вклад в изучение жизни и быта старообрядцев внесла А.М.Попова. Её работы в основном посвящены истории локальной группы старообрядцев (семейских).18 В своей книге автор уделила значительное внимание хозяйственному быту, материальной культуре, особенностям пищи, одежды, семьи, брака и семейного быта староверов XVIII-XIX вв.
Новый важный этап в этнографическом изучении русских старообрядцев – вторая половина 50-х – 60-х гг. Начинается более детальное изучение многогранной жизни староверов. Г.С.Маслова, А.А.Лебедева, И.В.Маковецкий собрали интересные сведения о материальной культуре, народном зодчестве и семейном быте русского, в том числе, старообрядческого населения.19
Детальное исследование русских праздников содержится в работе В.Я.Проппа. В своей работе автор рассматривает традиционные русские аграрные праздники, обрядовую еду, поздравительные песни, обрядовые игрища и увеселения.20 Праздникам посвящен и труд В.И.Чичерова.21 Чичеров не ограничивается описаниями, но даёт теорию происхождения праздников, которую можно назвать трудовой теорией.
Специальная работа Ф.Ф.Болонева посвящена народным верованиям, обрядам, календарю староверов. Комплексное исследование приводит автора к выводу о том, что «верования представляли собой сплав, органическое сочетание древнерусского язычества и христианства».22
Работа Т.С.Макашиной23 посвящена браку и свадебному обряду староверов Приуралья. Т.А.Листова показала тесную связь обряда крещения старообрядцев Северного Приуралья с таинством крещения православного населения этого региона.
Современные исследователи старообрядчества заостряют внимание на нынешнем состоянии культуры староверов. Преподаватель Пермского Государственного Университета Н.Н.Агафонова представляет в своей работе традиционно-бытовую культуру пермского старообрядчества. Ещё одна работа Агафоновой посвящена семье и семейно-брачным отношениям населения Прикамья.24
В настоящее время старообрядчество начинает занимать всё более заметное место в общественной, культурной и научной жизни России. Идёт регистрация новых общин, передача церквей, отобранных у старообрядцев после 1917 г., публикуются новые и перепечатываются старые книги старообрядческой тематики.25 Расширяется источниковая база, тематика и хронология исследований старообрядчества. Современные исследователи, опираясь на работы своих предшественников, дают анализ, характеристику старообрядчеству как одному из важнейших явлений русской истории, затронувшему различные стороны жизни общества. Некоторые утверждения, бытовавшие в науке до настоящего времени пересматриваются. Отношение к старообрядцам как к консервативной группе населения меняется.
Глава 1. Семейная праздничная обрядность староверов.
Догмы старообрядческого вероучения в значительной степени повлияли на брачные отношения, отношение к беременности, способствовали выработке особого взгляда на рождение детей и на таинство брака.
Период беременности мало что изменял в жизни много рожавшей женщины. Запреты дородового периода немногочисленны и основаны главным образом на подражательной магии: нельзя толкать кошек и собак – у новорожденного будет «собачья» старость или щетинка на коже; нельзя перешагивать через оглобли – горбатый будет. Беременная не должна была целовать покойника при прощании и провожать его на кладбище. В случае, если этого нельзя было избежать, беременная должна была положить под мышку хлеб – по-видимому, как оберег.26 В период беременности женщина ни в коем случае не должна была работать по церковным праздникам – это запрет для всех верующих, нарушение его беременной, как считали, неизбежно должно было отразиться на новорожденном.
Распространенными были поверья о возможной «порче» беременной и похищении или подмене ещё неродившегося младенца, для предотвращения чего будущая мать не должна была забывать регулярно креститься и читать молитвы. Каких либо запретов в быту у старообрядцев, как и у православных не было.27 По возможности будущую мать старались освободить от тяжелой работы.
Наступление родов часто скрывали до последнего момента, так как считали, что «оглашение увеличивает болезни и бывает причиною продолжительного разрешения от бремени» и за каждого узнавшего о родах придется «столько мучиться, сколько у него волос».28
Для облегчения родов применяли некоторые магические действия, основанные на магии подобия: развязывали все узлы, расплетали волосы. На подражательной магии основаны такие действия роженицы, как проползание под столом, между ног мужа, через дугу, имитирующие рождение и символизирующие разрыв замкнутости.29 Как синонимичное можно рассматривать и перешагивание роженицы через топор. Магическое значение подражания усиливалось словесными приговорами. Так, например, поили роженицу с куриного яйца и приговаривали: «Как курица яичко скоро сносит, так бы и раба божья скоро распростралась».30 Были распространены некоторые действия, в которых сказывалось представление о том, что какие-либо поступки мужа способны облегчить муки жены. Так, муж перешагивал через жену, жена перешагивала через лежащего на полу мужа, на роженицу надевали штаны мужа.31 Рациональный характер носили различные способы вызывания рвоты, для чего роженицу поили сажей, мыльной водой, заставляли глотать волосы, а также делали ей массаж живота.32 Для ускорения родов применяли некоторые средства: сажали роженицу верхом на лошадь, клали спиной на дрова и катали по ним.
Информация о работе Праздничная обрядность старообрядцев Урала в XIX-начале XXвв