Роль печи в пространстве жилища. Семантика печи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 09:23, реферат

Краткое описание

Русская печь — печь особой конструкции, встречается чаще всего в России (возможно, придумана в России). Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа. Основная ее особенность - сводчатая камера - горнило, которое разогревается до 200°. Это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нем можно томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Вкус пищи, приготовленной в русской печи, удивителен и несравним ни с чем, тут русская печь вне конкуренции!

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….1
Глава 1
1.1 Из истории русской печи…………………………………………………2
1.2 Изразцовые печи и камины на Руси в VII-XIX вв……………..7
1.3 Печи сибиряков-старожилов…………………………………………..10
1.4 Семантика русской печи…………………………………………………..13
Глава 2
2.1 Конструктивные особенности русских печей……………………19
2.2 Печи в истории и сейчас…………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

народное зодчество реферат.docx

— 48.36 Кб (Скачать файл)

Немало связано с печью заклинаний, гаданий,  хотелось бы бы привести в качестве примера некоторые из них.

Если на пути влюбленной девицы вставала разлучница, ее старались поссорить с добрым молодцем с помощью заклинаний. Перед тем как его произнести, нужно было сходить поочередно в три лавки и купить в каждой на копейку поваренной соли. Затем из бака или бочки, где бучили (парили) белье, девица брала три горсти печной золы, слегка подсушивала и смешивала с принесенной солью. Одну половину этой смеси она тайно высыпала у дверей добра молодца, а другую половину — у крыльца соперницы. Разбрасывая соленую золу, девица произносила: «Как эта зола с солью не сойдутся, гора с горой не сойдется, берег с берегом не сойдется,

 Пока печь топилась, с ее помощью можно было  много раз погадать. Например, если  вдруг из пылающих в печи  дров выкатится головешка, прежде  чем отправить ее опять в  огонь, стряпуха ударяла по ней  кочергой так, что из нее сыпались  искры. Если искр будет мало  — к бедности, много — к  бла­гополучию, а уж если искры  разлетятся огненным снопом, то  впереди ждут удача и богатство. Магические силы приписывались  не только огню, но и всему, что имело отношение к печи. С успехом погадать можно было  на подовом хлебе, испеченном  на листьях капусты, лопуха или  лебеды. Листья стелили на чисто  вымытый под и укладывали на  них хлеба. Когда через определенное  время готовые хлеба вынимали  из печи, каждую ковригу перевора­чивали, отделяли прилипшие снизу листья  и внимательно рассматривали. На  подошве, или по-довине, каждой ковриги  оставались четкие отпечатки  листьев, по их своеобразному  рельефу воображение угадывало  различные реальные образы. На  основании их и судили об  ожидаемых в будущем событиях.

Девичьи гадания. Конечно же, самыми распространенными и многочисленными были девичьи гадания. Девушки могли погадать уже у поленницы, не дожидаясь, когда дрова попадут в печь. Известно, что два одинаковых полена найти невозможно. Каждое из поленьев имеет свои особенности. Одно по­лено толще, другое тоньше, у одного кора чистая и гладкая, у другого — шершавая, да к тому же изрезана глубокими бороздами. Кроме прямых, в поленнице много кривых поленьев, с перекрученными свилеватыми волокнами. Есть поленья с сучками, трещинами и дуплами... Словом, разнообразию поленьев вряд ли есть предел. Именно на этом и основано старинное девичье гадание.

 Погадать на поленьях  можно было в любое время, но  все же наиболее действенным  считалось гадание, совершаемое  накануне больших праздников — Рождества и Крещения.

 Накануне праздников  гадали не в одиночку, а в  компании подруг, когда сообща  можно было более убедительно  растолковать значение каждого  жребия. К поленнице подходили  по очереди. Когда до нее оставалось  несколько шагов, девушка закрывала  глаза и вытягивала вперед  руку. Как только рука касалась  первого попавшегося полена, она  вытаскивала его из поленницы. Затем ее окружали подруги. Все  вместе они старались растолковать  значение попавшего в руки  полена. Если полено было покрыто  шершавой корой, то жених будет  рябой и некрасивый. Ровное полено  с гладкой корой, наоборот, обещало  красивого и статного жениха. Полено с толстой корой намекало  на то, что жених будет солидным  и богатым. Толстое полено говорило  о том, что суженый будет коренастым  и сильным, а тонкое — худым  и слабым. Если девица вытащила  кривое полено, то судьба должна  свести ее с уродцем. Кроме  того, по­ленья давали возможность  узнать также и о составе  будущей семьи: сколько сучков  в полене, столько и ребятишек  будет.

 На поленьях можно  было погадать и по-другому, и  не только накануне праздников. Девица приносила в избу охапку (беремя) или корзину дров, клала  их у печи, а потом считала. Если выходило четное число  — идти в этом году замуж, нечетное — «маком сидеть», то  есть оставаться в девках.

Печка лечит.

 Так уж исстари повелось, что на Руси духовая печь  почти всегда была причастна  к лечению даже самых незначительных  недомоганий. Недаром в народе  говорили: «Печка греет, печка кормит, печка лечит». По глубокому убеждению  наших предков, магическая сила  пылающего в печи огня имеет очистительную силу, уничтожая в человеке болезни, насылаемые на него злыми силами. Поэтому именно перед устьем печи принимались многие лечебные процедуры.

 Лечение перед устьем  печи. Согласно одному старинному  поверью, печной огонь способствует  заживлению кровоточащих ран  и порезов. Например, порезал человек  по неосторожности палец, и кровь  продолжает сочиться сквозь ветошку  или бинт. Если в это время  в доме топится печь, помочь  горю считалось не таким уж  трудным делом. Достаточно было  кусочек окровавленной ветошки  повесить на почтительном расстоянии  от огня, где-нибудь над шестком  так, чтобы жара сильного не  было и в то же время тепло  ощущалось. Считалось, что как только  ветошка высохнет, так и кровь  остановится, а рана затянется.

 Судя по всему, огонь  больше склонен сострадать детям. А у детей каких только болезней  не бывает. Например, ни с того  ни с сего проникают ночные  демоны, так называемые ночницы, забираются к ребенку в колыбель  и начинают его донимать. То  за ухо дернут, то за нос  ущипнут, а то и просто ударят, то есть делают все, чтобы ребенок  не уснул. Плачет дитя со страху, надрывается, и нет силы его  унять. Вот тогда-то измученные  родители и приглашали в дом  знахарку, чтобы полечила она  его печным огнем. Считалось, что  ночницу могут лечить только  женщины. Знахарка брала на руки  ребенка и начинала раскачивать  его перед горящей печкой, иногда  слегка встряхивая. Согласно уговору, мать ребенка должна была у  нее спросить: «Что ты делаешь?»  На что знахарка отвечала: «Варю  ночницу!» Тогда мать одобрительно  говорила: «Так вари, чтобы век  не было!» После этого ребенок  успокаивался и спал уже безмятежно. Неограниченными считались возможности  врачующего пламени домашней  печи! Но упаси боже кому-нибудь  из домочадцев плюнуть хотя  бы невзначай в печной огонь  — на коже через некоторое  время появлялся мокнущий лишай (экзема), называемый в народе  огонником или огником. Вылечить  больного можно было только  перед печью. Знахарь сажал его  на скамейку перед печкой, брал  в руки стальное кресало и  ударял им по кремню так, чтобы  высекаемые из него искры падали  на пораженные участки кожи. При  этом кто-нибудь из присутствующих  домочадцев по уговору должен  был спросить его: «Что секешь?»  Ответ был такой: «Огонь летучий». Задавший вопрос поддерживал  его действия словами: «Секи его,гора, чтобы век не была»

 

 Как полагают ученые, устье русской печи у древних  символизировало материнское лоно, побывать в нем — означало  как бы заново родиться, но  только уже здоровым и крепким. Бывали случаи, когда новорожденный  младенец прямо из утробы матери  отправлялся в «утробу» русской  печи. Обычно в де­ревне новорожденных  обмывали в бане. Но если баню  заранее не успевали натопить, тогда-то и выручала русская  печка, которую топили довольно  часто, и не только в зимнюю  стужу. Из печи выгребали золу  и уголь, стелили на под солому  и ставили чан с теплой водой. Бабка-повитуха залезала в печь, куда ей подавали младенца. Под  сводами русской печи повитуха  обмывала младенца и приговаривала: «Расти с брус вышины да  с печь толщины!» Но если  все же баня оказывалась вовремя  протопленной и в ней смогли  обмыть младенца, в печи все  равно совершали обряд, который  должен был предохранить родившегося  человека от всяческих жизненных  невзгод и напастей. Во всех  случаях, как только в избе  раздавался крик новорожденного, немедленно открывали вьюшку  и заслонку, чтобы впустить в  избу через трубу душу родившегося  человека. Через некоторое время  трубу надежно закрывали, чтобы  душа не вернулась обратно  на небеса. Принесенного из бани  младенца вносили на руках  три раза в печь, каждый раз  приговаривая: «Печь не боится  ни жару, ни пару, так и мой  ребеночек не боится ни шуму, ни гаму»

Баня в печи. В печи ещё и парились. Вот об этом хочется рассказать. Обычай париться в печи пришёл из Владимирского ополья: более северные места осваивались новгородцами, а новгородцы, как мы знаем, уже в первом веке мылись в банях. Земли современной Московской области заселялись с юга. Из Киевской Руси переселялись сюда русичи, спасаясь от кочевников. Думаю, что бань и тогда там не было. Откуда же в залесье появился обычай мыться в печах? Земли, которые осваивали выходцы из Киевской Руси, были заселены угро-финскими племенами. Это весь, мордва и другие. Население было редкое, и места всем хватало. Но без взаимопроникновения культур, видимо, не обошлось. Хотелось бы узнать, где мылась прежде, например, мордва? Или мытьё в печи – чисто русская выдумка? Татаро-монголы ведь совсем не мылись. Они обмазывали себя бараньим салом, а потом всё тщательно соскабливали.

 Русская печь свободно  вмещала двоих взрослых. Принесут  сноп ржаной соломы, сунут в  печь и закроют ею весь под, чтобы нигде не прожигало. На  шесток положат чистенький половичок, а дальше «разболокайся и полезай!». Из устья пышет жаром, и залезать  туда поначалу страшновато. Всё  устье чёрное и сажа на нём, как бархат. Но, оказывается, места  вполне хватает, и протаскиваешь  себя в печь, нигде не коснувшись  сажи, и садишься, уминая соломку. Сразу охватывает сухой жар. Раскалённые  бело-розовые кирпичи создают  в печи какое-то перламутровое  сияние. Любители горяченького берут  ковш и плещут на них. Но  достаточно, помочив веник, потрясти  его у себя за спиной. Выдержишь  — парься, а нет — ложись  головой к устью. Из устья идёт  мягкий воздух, дышится легко. Первыми  в семье парятся мужики, последними  — мать с ребятишками. Устроится  мать в печи, ей подают сначала  младенчика. Она подтянет его  на холщёвой простынке через  устье, положит на ноги, как в  корытце, помоет, да ещё и веничком  слегка попарит или погладит, чтобы духом берёзовым подышал. Потом по очереди, а то и  сразу двоих ребятишек вымоет, выпарит, свежей водой окатит, поставит  на четвереньки и выпроводит  на шесток, только головку рукой  придерживает, чтобы сажей, вылезая, не замазался. А там уже подхватят  малыша, завернут в холстинку  и на печку. Очень удобно. И  зимой не надо ребёнка одевать, укутывать, чтобы не простудился после пару.

 «В хате птичницы  с чашкой воды стоит баба  перед закутанной печью, в которой  шуршит и треплется веник. Веник  замолк. «Откутай!..» — кричит  кто-то умирающим голосом...» Прочитав  этот небольшой отрывок из  очерка Г.И.Успенского, не всякий  современный читатель поймет, что  писатель XIX века изобразил в нем  мытье в русской печи. В то  время «закутанной» называли  вытопленную печь, у которой были  закрыты заслонка, вьюшка и все  задвижки. Вот в такой закутанной  печи за плотно закрытой заслонкой  и парился хозяин хаты, охаживая  себя банным веником. Писатель  вошел в хату в тот момент, когда, напарившись до изнеможения, хозяин просил открыть заслонку  печи. Почти до середины XIX века  в русской печи мылись и  парились не только в деревнях, но и городах, в том числе  и в Москве, изобилующей домашними  и общественными банями. В некоторых  деревнях, особенно тех, которые  были расположены в безлесных  районах страны, обычай попариться  в печи просуществовал почти  до середины XX века). Кое-где в глухих деревнях и сейчас не забывают о нем. Мытье в печи считалось действенным средством при лечении самых разных болезней. Однако для этих целей наиболее пригодна была русская печь, имеющая достаточно большой топливник. Поэтому печь специально делали более просторной, с широким устьем и высоким сводом. В ней свободно мог сидеть не сгибаясь даже человек высокого роста.

 Конечно, париться в  бане намного удобнее, однако  при необходимости печь вполне  заменяла ее. В отличие от бани  ее не надо было специально  топить, ведь печь и так топилась  в избе ежедневно. Так что захотелось  попариться — печная баня всегда  к услугам человека, как любили  говаривать в старину: «Кожух  с плеч, да и полезай в печь!»

Глава 2.

2.1 Конструктивные особенности

Существует много вариантов конструкции русских печей, например, есть вариант с двумя очагами (один из очагов используется преимущественно для быстрого приготовления пищи, второй — преимущественно для обогрева в зимнее время).

Русские печи бывают разных размеров и разных конструкций - простые и более сложные, с плитой и обогревательным щитком. Эти печи практически универсальны, но имеют и некоторые недостатки. Так, в них затруднено приготовление некоторых блюд, требующих наблюдения за их приготовлением: в горниле русской печи наблюдать за этим практически невозможно.

Большим недостатком русских печей является то, что они выделяют тепло начиная с уровня пода печи, который находится на расстоянии до 900 мм от пола, и та часть помещения, которая находится ниже пода, не нагревается.

Не все топливо в русской печи горит одновременно во всех точках горнила. Так, часть топлива, которая находится ближе к устью, сгорает гораздо быстрее, чем та, что находится у задней стенки. Это происходит потому, что большая часть кислорода, необходимого для горения, расходуется у самого устья и к задней стенке его доходит очень мало.

Топливо в русскую печь рекомендуется укладывать ближе к устью, так как при этом улучшается горение. Посуду для приготовления пищи ставят около устья на под варочной камеры. При выпечке хлеба после топки всю золу выгребают из варочной камеры, под заметают веником или метлой. Лопату слегка посыпают мукой, кладут на нее приготовленное тесто нужной формы (обычно круглой), подносят лопату с тестом к устью, вдвигают по поду в нужное место и рывком сбрасывают (сдвигают) тесто на под, "сажают" хлеб.

 

 

3. Печи в истории и сейчас

Печи в истории

 Когда-то печь в избе была центральным элементом, будучи основным отопительным элементом, – она согревала дом, отдавая хозяевам свое жаркое тепло. Приготовление пищи, естественно, не обходилось без участия печи: тут пекли хлеб, сушили грибы и зерно и т.д. Лечить разную простудную хворь и то было делом печи. Больного на специальном лежаке, грубо говоря, заталкивали в широко раскрытый зев печи, для того, чтобы тот хорошенечко пропотел. Снаружи печь обрызгивали водой или квасом, и густой «хлебный» пар был своего рода ингаляцией и благотворно влиял на больного. В печи с тебя сходило семь потов, ты дышал паром, и наступало выздоровление. Все это в большей степени относится, конечно, к русской печи или печам крестьянским.

А загляните в дом аристократа, - печь изразцовая или чугунная - его неотъемлемая часть. Очень много разных образцов антикварных печей, изразцовых и чугунных, сейчас можно приобрести в различных антикварных магазинчиках и мастерских Европы; особенно известны немецкие мастера-реставраторы.

Или пройдите, ну, к примеру, по Большому дворцу Петергофа. В большинстве из залов Вы найдете фигурную изразцовую печь на золоченых ножках с колонками и расписанную кобальтом – характерная печь для середины XVIII века.

 

Печи сейчас

Для нас, людей современных, концептуальных, индустриальных, вечно все упрощающих и стремящихся к функциональности, экономии, минимализму печи выше описанные стали почти ненужными. Зачем строить печь, если хватает современных систем отопления? И все же батареям и газовым котлам никогда не достичь того же неповторимого, эстетичного, чарующего шарма, которым обладают печки. Кроме того, тепло, которое печь отдает, называется «лучистым». Сложенная в определенном месте печь, со своей теплоотдачей в совокупности с естественной циркуляцией комнатного воздуха, создает оптимальные пропорции воздухообмена, благоприятно влияющего на организм чловека.

В последнее время все чаще и чаще в наших загородных домах стали появляться либо чугунные антикварные печи, либо стилизованные, либо русские печи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Информация о работе Роль печи в пространстве жилища. Семантика печи