Скоморошество в средневековой руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Характеристика, которую давали скоморохам первые русские христиане, интересна для нас тем, что это было свидетельство непосредственных очевидцев. Содержание древнерусского скоморошества в церковной доктрине целенаправленно и сознательно искажалось, извращалось, и, наконец, русские скоморохи были уничтожены православной церковью, своими посланиями подготовившей появление противоскоморошеского указа царя Алексея Михайловича 1648г. Это была точка зрения русской православной церкви по поводу вопроса о тайне происхождения скоморохов.

Содержание

Введение

Глава 1. Зарождение скоморошества на Руси
1.1. Кто такие скоморохи?
1.2. Первые упоминания о скоморохах на Руси

Глава 2. Скоморохи – универсальные артисты
2.1. Скоморохи - музыканты
2.2. Скоморохи - плясуны
2.3. Скоморохи – сказители
2.4. Скоморохи – дрессировщики зверей
2.5. Скоморохи – кудесники и знахари

Глава 3. Расцвет скоморошества в XVI – XVII веках
3.1. Разделение скоморохов на оседлых и походных
3.2. Балаганные представления

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

скоморошество.docx

— 83.85 Кб (Скачать файл)

Протопоп  Аввакум рассказывает о встреченных  им «плясовых медведяхъ съ бубнами и домрами и харяхъ» (масках); Олеарий упоминает о комедиантах-кукольниках, сопровождающих вожаков медведей; в царской грамоте 1648 г. порицаются те, кто «медведи водять», а другая грамота царя Алексея Михайловича того же года ополчается против игрецов бесовских скоморохов, ходящих «съ домрами и съ медведи». В старинной рукописи 1656 г. говорится о веселых гуляющих людях и их медведе. Автор описания Московии (в конце XVII в.) сравнивает смешные, по его выражению, пляски русских с пляскою ученых русских медведей и отдает предпочтение последним. Русские медведчики заходили уже в XVI веке (если не раньше) на западе в Германию, а может быть и далее.

Мы рассмотрели  главнейшие из разнообразных потешных действий, входивших в репертуар  скоморошеских игр и позоров. Все поименованные виды скоморошества, смотря по большей или  меньшей  разносторонности дарования,  могли  в большей или меньшей степени  сосредоточиваться и в одном  лице. И в этом отношении, вероятно, скоморохи сходствовали с близко родственными им западноевропейскими  жонглёрами, деятельность которых отличалась замечательною разносторонностью. Разумеется, соединение в одном лице всех перечисленных искусств было редкостью. Из старинных сочинений видно, что  толпы жонглёров разделяли между  собою труд: один играл на одном  инструменте, другой — на другом, третий — на третьем, один говорил, другой пел. Русские скоморохи несомненно превосходили своих западноевропейских собратьев в грубости и цинизме  своих игр и представлений.  Расхаживая по деревням, селам и  городам многочисленными толпами  (получавшими иногда характер вражеских нашествий), появляясь перед народом «со всякими играми», скоморохи, разумеется,  распределяли соответствующий труд между различными  членами своих  ватаг;  это,  конечно, должно было вести, как и у западных жонглёров, к известной специализации труда,  не исключавшей,  однако,  возможности соединения  и  в  одном  лице,   в одном  члене  ватаги,   разных отраслей скоморошеской мудрости.

 

    1. Скоморохи — кудесники, знахари

 

Понятие о скоморохах, искусниках на все  руки, представителях бесовских потех, сатанинских игр, играющих на бесовских музыкальных орудиях, о скоморохах-слугах или исчадиях дьявола, обреченных в будущей жизни на вечный плач и вечные страдания в аду, сближается с понятием о бесовской же силе колдовства, чарования, знахарства. Святочные ряженые, стоящие в ближайшей связи со скоморошеством, называются в Новгородской губернии не только окрутниками, но и кудесниками, а в Кирилловском Уезде — кудесами. На церковнославянском языке коудес, коудесьник значит magus, чаровник, волхв; древнерусское кудъ = очарование, волшебство; русское окуда, окудник (Рязанской губ.) = колдун, волхв, проказник; кудесить = колдовать, ворожить; кудесы = чары.

Сближение скомороха-гусельника и певца с  волхвом, кудесником или знахарем могло  произойти в народном представлении  под влиянием воспоминания о древнейшей связи понятий о поэзии, знании, колдовстве: Боян-гусельник называется в «Слове о полку Игореве» вещим, т. е. ведуном, знающим мудрым, знахарем, чародеем. В связи с таким представлением о гуслярах, у поляков gusla значит колдовство и скоморошество, guslarstwo = колдовство и фиглярство, guslic = колдовать и фиглярить (скоморошничать). Ведун, знахарь, чародей, владея мудростью, знанием, чарами, по народному представлению, властен и изгонять, т. е. излечивать недуги, уговаривать болезни. Взгляд народа на скоморохов, как на волшебников или знахарей, отражается в некоторых пересказах былины о Госте Терентьище. Герой былины обращается к встретившимся ему «веселымъ молодцамъ» (скоморохам) за помощью против женина тяжкого недуга, т. е. как к знахарям:

У меня есть молодая жена

Авдотья  Ивановна.

Она съ вечера трудна, больна,

Съ полуночи недужна вся, —

Расходился недугъ   въ   голове,

Разыгрался утинъ   въ   хребте.

Пустился недугъ   къ   сердцу...

А кто бы-де недугамъ   пособилъ,

Кто недуги   бы   прочь   отгонилъ,

Отъ моей молодой жены

Оть Авдотьи Ивановны,

Тому дамъ денегь сто рублевъ

Ьезъ единыя денежки.

«Веселые» берутся вылечить Авдотью, и Терентьище дает им сто рублей. В другом пересказе  той же былины Терентьище прямо приветствует скоморохов как ухаживателей, уговаривателей недугов, знатоков скорбим,  болезням — словом, как знахарей.

Вы много по земле ходоки.

Вы много всемъ   скорбямъ   знатоки,

Вы скорби   ухаживаете,

А недуги   уговариваете.

С другой стороны естественно отождествление слуг дьявола, каковыми являлись скоморохи, с волхвами, чародеями, ведунами. В  одном рукописном сборнике скоморохи и свирельники именуются волхвами бесовыми, слугами антихристовыми.

Чудодейственная сила, которую народное представление  приписывало скоморохам, обнаруживается и в непременном, постоянном участии  их в старину в свадебных торжествах.

 

 

Глава 3. Расцвет скоморошества  в XVI – XVII вв.

3.1. Разделение скоморохов на  оседлых и походных

 

В описании языческнх игрищ неизменно упоминаются  одни и те же элементы, составляющие традиционное содержание праздников. Все это в комплексе есть феномен  древнерусской патриархальной культуры, которую невозможно представить себе вне коллективного уклада общественной жизни. Однако в общинном скоморошестве, как культуре в основе своей коллективной, еще не выделяется особая социальная группа одаренных людей, которая могла бы заниматься специально только фольклорным творчеством. Для этого должны были возникнуть новые исторические условия. Разложение древнерусской патриархальной общины приводит к тому, что эта культура утрачивает свой коллективный характер, утрачивает свое главное свойство. Это — та историческая эпоха, когда в Древней Руси усиливается общественное разделение труда и в связи с этим развивается цеховой уклад производственной деятельности.

В этих условиях общинное скоморошество, оставаясь  по своему происхождению коллективной культурой, становится профессиональным занятием особой группы одаренных людей  — скоморохов.

Таким образом, скоморохи — это профессиональные фольклористы феодальной Руси. Скоморошество возникло и развивалось в древнерусской патриархальной общине. Профессиональные скоморохи усвоили эстетические принципы этого общинного скоморошества и в новых исторических условиях стали хранить и развивать его традиции, его художественную культуру. В отличие от коллективного творчества народа, профессиональное искусство выступает как относительно самостоятельный вид художественной деятельности. Так что если познавательная, религиозная, эстетическая и бытовая функции составляют в патриархальном скоморошестве одно неразрывное целое, то для профессиональных фольклористов главным, определяющим в скоморошестве становится его художественная сторона, его эстетическая функция. Скоморошество в феодальном обществе Древней Руси становится формой эстетической деятельности, древнерусский скоморох — прежде всего художник, артист. Если общинный фольклор можно определить как неосознанную эстетическую деятельность с характерной узкопрактической направленностью, то для профессионального художественного творчества, напротив, характерно отчетливое понимание эстетических задач.

Воссоздавая в общих чертах картину истории  древнерусского скоморошества, следует  отметить, что гигантский пласт патриархального скоморошества отличается в целом исторической стабильностью, истории же профессионального скоморошества изобилует драматическими событиями, крутыми поворотами и поистине трагическими изменениями.

Социальный  смысл становления профессионального  скоморошества заключается в том, что профессиональные скоморохи возникли и развивались как представители официальной культуры господствующего класса Древней Руси, т. е. феодальной культуры. Первые скоморохи, по существу, являлись ее творцами. Культура класса феодалов Древней Руси не пришла извне, она родилась непосредственно из народной культуры, но сложилась как прямо противоположное патриархальному фольклору явление, как его антитеза. Если общинные игры и обряды тесно связаны с земледельческим календарем, то профессиональное скоморошество, напротив, формируется как эстетическая деятельность; скоморох — артист, художник, не связанный производственной деятельностью. В патриархальном фольклоре игра была делом всех. Профессиональное скоморошество, напротив, сугубо индивидуальное занятие, оно дифференцирует общину на пассивных зрителей и активных участников — скоморохов.

Следующая особенность, которую необходимо отметить, заключается в том, что профессиональное искусство — ярко выраженная городская культура, в противоположность патриархальному фольклору, функционировавшему преимущественно среди землепашцев.

Архаичный скоморох-былинник как носитель официальной  культуры раннефеодальной Руси выполняет  важные общественно-политические задачи. «Певцы, скоморохи воссылали мольбы и заговоры, делали предсказания. От того-то Боя — внук Велесов, назван вещим, смысленным»,— писал Афанасьев, определенно подразумевая, что Боян был именно скоморохом.

Однако  полноправными и единственными  представителями официальной феодальной культуры Древней Руси скоморохи  являлись только до того времени, пока христианство не стало идеологией господствующего  класса Древней Руси. С принятием  и распространением христианства последнее  берет на себя функцию главного носителя феодальной духовной культуры, а скоморохи, напротив, со временем совершенно вытесняются церковью из официальной жизни общества.

Православие вытеснило скоморохов с княжеского двора, но они обосновались на дворе  боярском и удерживались там до XVI века. То есть до конца боярских «кормлений».

С сокращением  размеров «корма» наместники предпочитают, чтобы их челядинцы «кормились»  сами путем прямого грабежа населения. Документы, упоминающие между боярскими  ездоками, псарями, конюхами и скоморохов, дают повод думать, что скоморохи, о которых идет там речь, тоже принимали участие в грабежах. Вот одна из поздних, XVI века, запрещающих грамот: «А псари, и конюхи, и всякие прошатые в их селах и в деревнях не ездят; и скоморохи у них силно не играти. А боярским людом к ним на пир на братчины незваным не ездити, а кто к ним на пир и на братчины приедет незван, и они того вышлют безпенно»,— говорится в жалованной грамоте Старинного князя Тронце-Сергиевому монастырю от 1548 года (Акты Археологической Экспедиции. СПб., 183В, т. I, с. 207). В другом документе — уставной грамоте 1544 года Звенигородского уезда дворцового Андреевского села крестьянам читаем: «А скоморохам у них в селе и в деревнях силно не играти, а попрошатаем, конюхом и псарем и иным попрошатаем по тому селу и деревням потому же силпо не ездити не просити ничего».

И. Д. Беляев в первой половине XIX века записал от старожилов деревни Ликово Московской губернии рассказ о том, как ватага бродячих воров-музыкантов однажды расположилась близ деревни и потешала жителей песней. Воротившись домой   с этого спектакля, крестьяне не нашли большей части своих овец.

Многовековая  традиция «сильной игры» нашла отражение  в некоторых   старинных   русских  песнях,  например   «Усишша», «Скоморохи по улице похаживали», «О госте Терентьище» и другие. Именно о таких наместничьих скоморохах говорит нам «Стоглав» (гл. 41, вопрос 19): «Да по дальним странам ходят скоморохи совокупясь ватагами многими до 60 и до 70 о до ста человек и по деревням у хрестиан силно едят и пьют и не клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают». Скоморохи служили боярским  попрошатаям,  конюхам  и  псарям прикрытием,  маскируя своим пением,  музыкой и плясками их воровские дела.

Нам кажется  проблематичным, чтобы скоморохи  принуждали зрителей смотреть их выступление, как это представлял себе, например, А. И. Кирпичников: «Скоморохи добывали себе хлеб своим, хотя бы и не замысловатым искусством; но находя слишком мало добровольных его ценителей, не прочь были прибегнуть и к принуждению». 

Полностью исключать такую возможность  мы не можем, и, скорее всего, это имело  место. Нам, однако, важно выявить  не случайное, а существенное в этом явлении. Тут мы встречаем столь  непосредственное отражение жизни  в формах искусства, что искусство  почти отождествляется с жизнью, копирует события. Этому способствовал  импровизационный характер искусства  боярских скоморохов.

В 1555 году Иван Грозный ликвидировал систему  боярских кормлении, и форма социального  бытия скоморохов как боярских наместничьих на этом формально закончилась, однако «сильная игра» как форма репрессивной культуры, созданная наместничьими  скоморохами, не исчезла бесследно, более того, она получила свое новое  развитие. Многое в затеях Ивана  Грозного, даже казни неугодных, носило  характер театрализованного зрелища.  Академик Д. С. Лихачев делает вывод о том, что смех Древней Руси «порождал даже такие  апокалиптические явления,  как кромешный мир опричнины... затеянная Грозным опричнина имела игровой, скомороший характер».

Однако  необходимо обратить внимание и на то, что в опричнине,   в  противоположность  скоморошеству,  отсутствует  элемент искусства, за  исключением разве что частных  внешних атрибутов,  усиливающих  эффект  царского  террора.

С   изгнанием  скоморохов с боярского  двора они переходят на положение  бродячих, или  «походных», скоморохов, зарабатывающих средства к существованию исключительно своим искусством. Веселый скоморох часто оборачивается былинным богатырем. Многие богатыри оказываются певцамн-гусолышками. От музыки их   гудочков — «звончатых  переладцев»   загорелось   «иннишое царство» царя Собаки. В былине искусство приравнено к грозному оружию, а  скоморохи  являются  нам могучими  былинными богатырями, защитниками родной земли («Вавило и скоморохи»). Нельзя пройти мимо еще одной особенности скоморошества – в нем все сводится к непосредственному исполнительству, находит свое осуществление в  живом драматическом действе. Это признак  древности   культуры,  се   первоначальности.   Все   другие виды искусства, как, например, скоморошество в живописи, в скульптуре,  в зодчестве, поэзии и т. д., в  своем становлении и развитии обусловлены этим изначальным драматизмом скоморошества.

Все сказанное  дает основание предположить, что  существовало несколько категорий  русских скоморохов: одни постоянно  жили в деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи; другие постоянно жили в  городе и, надо думать, были профессионалами; третьи – скоморохи «походные», или бродячие, странствующие, не имеющие  хозяйства, безусловно профессионалы.

Информация о работе Скоморошество в средневековой руси