Сущность культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Человек существует не только в обществе, но и в культуре. Культура представляет собой специфическую форму бытия, возникновение, существование и изменение которой связано исключительно с человеком и определено его деятельностью. Если относительно общества или социума ученые еще допускают возможность говорить о наличии каких-то его первичных, примитивных появлений (протоформ) в мире животных, то следов или истоков культуры в животном мире отыскать невозможно.

Содержание

Задание………………………………………………………………………………………..3
Сущность культуры………………………………………………………………………….4

2. Идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность), которые приобретают предметы или явления, когда человек ставит их в связь со своим пониманием мира. Это:………………………………….…………………………………………………7

3. Идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому. Это:………………….……………………………………………………………..13

4. Идеологические движения, преимущественно религиозного толка, провозглашающие приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты, "возвращения к истокам".Это……17
5. Изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Это:… …………………..18

6. Изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. Это:……………….…………………………………………………………………………... 20
Список используемой литературы……………………………………………………..........23

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 68.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

Задание………………………………………………………………………………………..3

Сущность  культуры………………………………………………………………………….4

 

2. Идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность), которые приобретают предметы или явления, когда человек ставит их в связь со своим пониманием мира. Это:………………………………….…………………………………………………7

 

3. Идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому. Это:………………….……………………………………………………………..13

 

4.  Идеологические движения, преимущественно религиозного толка, провозглашающие приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты, "возвращения к истокам".Это……17

5.  Изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Это:… …………………..18

 

6. Изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. Это:……………….…………………………………………………………………………... 20

Список используемой литературы……………………………………………………..........23

 

 

 

 

 

ВАРИАНТ 4

Сущность  культуры.

 

  1. Идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность), которые приобретают предметы или явления, когда человек ставит их в связь со своим пониманием мира. Это:
  2. Идейное и общественно-политическое течение первой волны русской эмиграции, объединенное концепцией русской культуры как неевропейского феномена, который одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому. Это:
  3. Идеологические движения, преимущественно религиозного толка, провозглашающие приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты, "возвращения к истокам". Это:
  4. Изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Это:
  5. Изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. Это:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Человек существует не только в обществе, но и в культуре. Культура представляет собой специфическую форму бытия, возникновение, существование и  изменение которой связано исключительно  с человеком и определено его  деятельностью. Если относительно общества или социума ученые еще допускают  возможность говорить о наличии  каких-то его первичных, примитивных  появлений (протоформ) в мире животных, то следов или истоков культуры в  животном мире отыскать невозможно.

 

Культура  – это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к  окружающей среде, а не целенаправленно  меняющих ее, как человек.

Культура  – одна из важнейших характеристик  человеческой жизнедеятельности. Каждый индивид представляет собой сложную  биосоциальную систему, функционирующую  за счет взаимодействия с окружающей средой. Необходимые, закономерные связи  индивида с окружающей средой определяет его потребности, т.е. такие вещи природной и культурной среды, которые  необходимы человеку для его нормального  функционирования, жизнедеятельности  и развития. Большинство потребностей человека удовлетворяется по средством  труда.

 

Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура"  широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число приближается к тысяче.

           Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".[1]

     Современные культурологи считают,  что все народы имеют культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу  присуща своя, уникальная и неповторимая  культура, нетождественная культурам  других народов, но совпадающая  с ними по многим значимым  параметрам.

Культура – это неотъемлемая часть нашей жизни она заложена в каждом человеке  и в большей или меньшей степени мы ей пользуемся.

Культура – это и развивающаяся система духовных ценностей, и процесс человеческого творчества. Это и выражение отношений между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата всего общества. Такие характеристики можно давать бесконечно.[2]

    Всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая культура  имеет духовную основу – она  есть продукт творческой работы  духа под природными стихиями.[3]

    В сущности вся история мировой  культуры – это процесс выведения  человечества из дикости и  невежества. Просветители считали  невежество матерью всех пороков,  источником зла, царящего в  обществе. Это относится к любому  обществу, в том числе и к  нашему. У невежества есть родная  сестра – варварство. А там,  где варварство, - там крах культуры  и нравственности. Человечество - против  невежества избрало спасительное  средство. Имя ему – знания.

    Человек в своей жизни имеет  2 опоры: знание и веру.

Таким образом, под культурой в самом широком  смысле этого слова принято понимать все то, что созданное человеком (его деятельностью, трудом), человечеством  в ходе его истории, в отличие  от природных процессов и явлений, т.е. главная отличительная черта  системы человеческой культуры состоит  в том, что она созидается человеческим трудом. А процесс труда всегда осуществляется при непосредственном участии и направляющем воздействии  создание человека его мышления, знаний, чувств, воли. Значит культура – это  опредмеченный мир человеческой духовности.

     Культурные процессы представляют собой сложные и многоплановые явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы.

     В современной культурологии  среди множества определений  культуры, самыми распространенными  являются технологические, деятельностные  и ценностные. С точки зрения  технологического подхода культура  есть определенный уровень производства  и воспроизводства общественной  жизни. В деятельностной концепции  культуры она рассматривается  как способ жизнедеятельности  человека, который определяет и  все общество. Ценностная (аксеологическая)  концепция культуры подчеркивает  роль и значение идеальной  модели, должного в жизни общества  и в ней культура рассматривается  как трансформация должного в  сущее, реальное.

     Все культурологи справедливо  считают, что культурные процессы  исследуются в главных сферах  жизнедеятельности человека. Культура  материальная - это производство, его  технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается  в социальных отношениях, она  показывается процессы, происходящие  в обществе, раскрывает его социальную  структуру, организацию политической  власти, существующие правовые и  моральные нормы, типы управления  и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.

     Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно показывается в новых исследованиях культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

     Первоначально в культурологии  сложилась основанная на традициях  Канта и Гегеля, точка зрения  рассматривать культуру, главным  образом, как искания человеческого  духа, как ту область, которая  лежит собственно за пределами  природы человека и традициями  его социального существования.  Культура представлялась как  область духовной свободы человека, творческий акт понимался как  мистическое откровение, озарение  художника, а все азнообразные культурные процессы сводились к духовному производству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.

     Такое понимание до сих пор  весьма популярно, и в представлении  массового обыденного сознания "культурный  человек" это тот, кто разбирается  в искусстве, понимает музыку, знает литературу.

     Культура всегда внутренне противоречива.  Она несет в себе два начала: "сохраняющее" (т.е. буквально  "консервативное") и "развивающее" (т.е. буквально же "прогрессивное", "отменяющее" многое из выработанного  на предыдущих этапах). Но тем  и сильна и жизнеспособна культура, что обладает способностью отбирать, возвращаться к прежнему опыту  или отказываться от него.

Несмотря  на разнообразие определений культуры, в них можно выделить синтезируя ядро, объединяющее различные точки  зрения. Таким ядром выступает  слово «культура»( лат. cultura - возделывание, выращивание, уход). Первоначальное это  касалось земледельческого труда. В  переносном смысле культура - это уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, души и духовная культура (в этом смысле Цицерон говорит уже о  лат. cultura animi ) - культуру души.

Следовательно, культура - есть совокупность материальных и духовных ценностей, которые отражают активную творческую деятельность людей  в освоении мира, в ходе исторического  развития общества.

Специфика культуры как качественной характеристики духовно-практического освоения человеком мира (внешнего и собственного, внутреннего) отражается в том, что она (культура) свидетельствует, в какой мере человек стал для себя и других человеком, как он ощущает и осознает себя таковой. Культура соответственно, в такой же мере, как и труд, делает человека человеком. Но если труд - это единственная социальная субстанция, которая создает человека и развивает ее сущностные силы, то культура является единственной социальной мере, демонстрируя, в какой мере человек стал человеком. Иными словами, культура есть качественная характеристика развития общества.

 

Анализ сущности культуры, ее места, роли в обществе позволяет выделить основные взаимосвязанные стороны, аспекты культуры:

  1. культура - рожденное обществом, присущее обществу социальное явление, отражающее его качественную характеристику и обогащает духовную жизнь человека;
  2. культура - процесс творческой деятельности человека, направленной на познание окружающего мира и самого человека в этом мире, на получение объективной и достоверной информации о мире, где главную роль играет наука и искусство;
  3. культура призвана помочь человеку не только познать мир и самого себя, но и определить свое место в мире, мировоззренческие установки ;
  4. культура включает в себя сущность достигнутых человеком в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, а также соответствующих ценностных ориентаций человека в мире;
  5. культура, создавая необходимые для ориентации человека в мире нормы поведения и оценки, обеспечивает регулирование социальных отношений л
  6. культура выступает как мощный фактор формирования человеческих сущностных сил, формирования человека в человеке, превращения ее природных увлечений, потребностей, эмоций в настоящие человеческие. Именно в этом состоит ее гуманистическое содержание.

Информация о работе Сущность культуры