Цветы как элемент повседневной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть семантику цветов как элемента повседневной культуры.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
рассмотреть особенности повседневной культуры;
выявить основные тенденции оформления повседневного пространства в культуре;
определить семантику и символику цветов в разных культурах;
проанализировать значение и язык цветов в искусстве;
определить роль и место цветов в современной культуре.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эстетика повседневности в культуре 9
1.1.Понятие повседневности в современной культуре 9
1.2.Традиции цветочного оформления повседневного пространства в культуре. 14
Глава 2. Семантика цветов в искусстве и повседневной культуре 30
2.1.Язык цветов в культуре 30
2.2.Флористические мотивы в искусстве 44
2.3. Фитодизайн и флористика как элемент современной культуры. 63
Заключение 69
Список использованной литературы 72

Вложенные файлы: 1 файл

Марина 5+.docx

— 1.64 Мб (Скачать файл)

В отличие от западноевропейского  ландшафтного искусства, в основе садово–паркового искусства стран Востока лежит религиозное и философское восприятие мира. Религия определяла направления в планировке садов, которые оставались неизменными на протяжении столетий, передавая знания из поколения в поколение.

Последователи даосизма боготворили  металл, дерево, воду, огонь, землю, разработали  идею инь – янь, суть которой заключалась в противопоставлении и взаимодействии мужского (ян) и женского (инь) начал, создали систему предсказаний. Независимо от учения определявшего сознание народа, в центре внимания человека находилась красота природы, подчинение ее законам, которые послужили основой пейзажного стиля садоводства.37

В Древнем Китае выделяли три типа садов: смеющийся, угрожающий, на территории которого большое место  занимали нависшие скалы, а так же идиллический, с водоемом и размещенном  на острове домиком рыбака либо беседкой.

В садово – парковом искусстве мусульманские сады являются самыми загадочными, неповторимыми, прекрасными, ассоциирующимися с раем. Тихое журчание воды в фонтане, зеркальная гладь водоемов, шелест листвы, благоухание цветов, пение птиц в золотых клетках навивают мысли о волшебстве, сказке. Однако устройство садов строго контролировалось законами ислама. Территорию разделяли на четыре больших квадрата, каждый из которых, в свою очередь, разбивался еще на четыре квадрата. Тропинки, растения, водоемы подчеркивали регулярный стиль планировки. Большое значение отводилось воде, наделенной религией священной ролью.

Существует мнение, что  прообразом планировки мусульманских  садов является древняя святыня, находящаяся в Мекке и представленная в виде черного камня кубической формы, встроенного в стену здания, считающегося домом Аллаха, которому покланялись задолго до возникновения  ислама. Таким образом, сады, спроектированные на основе четырех квадратов, символизировали  присутствие Аллаха, его благословение.

Идея райского сада наиболее полно отразилась на строительстве  гробниц времен правления Великих  Моголов: мавзолей Хумаюна XVI века, Тадж – Махал XVII века. Ярким образом мусульманского стиля является сад Багх-е, находящийся в Иране недалеко от Кашана.38

 На протяжении 70 лет,  начиная с сороковых годов  XIX века, наиболее широкое распространение имел Викторианский стиль, для которого характерен всплеск свободы в творчестве. Цветы, деревья, кустарники высаживали довольно далеко от жилого здания, так как считалось, что высокая влажность, застойный воздух в густых посадках являются причиной появления грибка, насекомых, вредящих дому. Клумбы хорошо просматривались из окон усадьбы. При оформлении веранды использовались вьющиеся растения, парадных вход украшался вечно зелеными кустарниками, высаженными в кадку.

К современным садам можно  отнести сельские, тематические, сад  – живой уголок природы и др. В связи с путешествиями по миру большого количества людей широкое  распространение получили тематические сады, отличающиеся особым очарованием, включающие в себя элементы садово–паркового искусства разных стран.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что пространство сада всегда отражает «душевные склонности» владельцев. Следует также заметить, что меняются не только стили обустройства парков, но и их размеры сильно изменяются в меньшую сторону по мере того, как «сжимается» и концентрируется человеческое общество в городах, создавая мегаполисы. Но идея создания «райского сада», хотя бы на подоконнике не покидает человека.

Следует отметить, что в  общечеловеческой культуре всегда существовал идеал прекрасного, о чем упоминал И.Кант в работе «Критика способности суждения». Для того, чтобы считать что либо хорошим, нужно всегда знать, каким должен быть предмет, т.е. иметь о нем понятие. Для того, чтобы считать что либо прекрасным, в этом нет необходимости.39 Цветы, свободные зарисовки, без всякой цели сплетающиеся в виде лиственного орнамента линии, ничего не означают, не зависят от какого-либо определенного понятия, но неизменно нравятся человеку.

Цветы всегда привлекали внимание людей редким красочным видом. В  традициях многих народов, в том  числе и славянских, очень часто  возникало особое трепетное отношение  к этим божественным созданиям. Именно оно лежит в основе многих сказок поверий и легенд. Символизм цветка находит свое отражение в религии, и в искусстве, и в повседневной жизни людей

При этом, цветок в бутоне - это только потенциальная возможность. Это особо подчеркивается в символизме лотоса на Востоке и розы и лилии на Западе. Экспансия и феноменальный мир и форма открытого цветка связывают его с символизмом колеса с лучами расходящимися от солнца. Цветы разводят с глубокой древности. Так, например, известные в свое время висячие сады Семирамиды, называющиеся « парадизы» - входят в состав семи чудес света.40

Цветы как элемент прекрасного  вызывают в человеке чувство эстетического  наслаждения и тем самым побуждают  его творить. Изучая и рассматривая культуру как универсальное отношение  человека к миру, через которое  человек создает этот мир и  самого себя, имеет смысл обратиться к вопросу о месте цветов в  повседневной жизни человека и его  культуре, а также в искусстве, поскольку именно в языке искусства  через символы проявляется семантика  флористических образов.

 

Глава 2. Семантика цветов в искусстве и повседневной культуре

 

 

2.1 Язык цветов  в культуре

 

 

 

В настоящее время язык определяется исследователями как  знаковая система. Он является не только средством, при помощи которого люди общаются, обмениваются мыслями, регистрируют и закрепляют в словах результаты мышления, но и средством формирования мысли. Помимо языка естественного  существует искусственный язык, изобретенный людьми. Примером может быть символический  язык, или язык искусства. Современная культурология определяет язык, как «выработанную в культуре систему норм, в соответствии с которыми происходит осмысление некоторых, специально для этого созданных носителей информации».41

Язык как способ передачи информации проявляет себя не только в непосредственном общении между  людьми, но и в языке искусства, жестов, одежды. Если говорить о коммуникации, то один из лучших посредников в  общении между людьми – это цветы. Они сопутствуют нам на протяжении всей жизни, дарят радость, олицетворяют любовь и внимание. Цветы в течение всей истории находят свое отображение в культуре человека. Так, начиная с истории древних цивилизаций, в мифах закладывается определенная символика цветов.

Символика цветка в культуре - безгранична и вместе с тем  очень разнообразна. На земле, пожалуй, не найти народа, в культуре которого не использовались бы цветы, как символ чего-либо. Различные цветы вошли в сознание народов, и приобрели свой неповторимый глубинный смысл. Так же многие традиции, связанные с цветами, имеющие место сегодня, пришли к нам из глубины веков.

Обычай возлагать цветы  на могилы пришел к нам из Древнего Египта. Вера в загробную жизнь  имела огромное значение для египтян,  поэтому в захоронения они закладывали предметы, отражающие все аспекты земной жизни. В гробницы фараонов, помимо всего прочего помещались композиции из живых цветов. Например, в гробнице Тутанхомона были найдены удивительно хорошо сохранившиеся цветочные венки, состоявшие из васильков, лотосов, листьев оливы, ивы, дикого сельдерея, ягод паслена и «дьявольских» яблок. А в гробнице фараона Тити венки, возложенные на голову мумии, были сплетены из сливовых листьев, васильков, маков, мальвы, шафрана и чертополоха. Перед гробницами разбивали маленькие садики, чтобы, подобно Осирису, душа могла погрузиться в дерево, выйдя из гробницы.42

Многие цветы наделялись религиозным смыслом и ритуальным значением, прежде всего, священный лотос - символ Верхнего Египта. Цветущий лотос часто изображался на кубках и на других предметах быта. Лотос, по легенде, считался началом всего. Так же он был символом богини плодородия Исиды. Во время нильских разливов статуи Исиды украшались венками из лотосов: считалось, что обилие лотосов в Ниле обещает обилие ила и плодородный год. Многочисленные изображения иллюстрируют прославление этого цветка. Цари и царицы преподносили цветы  друг другу как знак любви. Рабы вручали их своим хозяевам, что очень высоко ценилось. Цветы использовались для художественного оформления празднеств, праздничных столов и домов. Гости так же приветствовались цветами, Женщины украшали цветами головы. Особым искусством было плетение венков.43

Широко было использование  лотоса и в пищу. Также широко было и применение папируса. Из папируса делали обувь, одежду, веревки, он был незаменим при постройке кораблей. По египетской мифологии, в папирусной лодке совершал ежедневное плавание по небу бог Ра. И, наконец, популярность папируса как сырья для изготовления писчего материала была столь велика, что во многих языках, например, в английском, слово бумага (paper) созвучно слову «папирус».44

Мифы Древней Греции позволяют  раскрыть нам отношение греков к  цветам. В чудесную благоухающую фиалку превратил Зевс прекрасную девушку, желавшую укрыться от преследований  Аполлона. Фиалка у греков служит эмблемой весны и Афин. Венками и букетами из фиалок греки украшали себя и  свои жилища, домашние изображения  богов. Венок, надетый на голову трехлетнего ребенка, означал, что его беззащитные годы прошли, и что он вступает в жизнь в качестве маленького гражданина.

Розу греки считали  даром богов и называли ее царицей  цветов. Анакреонт писал, что роза родилась из пены, покрывавшей тело Афродиты, выходящей из моря. Восхищенные боги обрызгали цветок нектаром, придавший ему чудесный запах. Белая роза окрасилась в красный цвет кровью поранившейся о шип Афродиты, бежавшей к своему возлюбленному – смертельно раненому Адонису. Роза участвовала в радостных и печальных событиях в Греции. Розами украшали богов, невест, дома, победителей и гробницы дорогих умерших. Существовало гадание при помощи розанного оракула. Роза считалась одновременно символом кратковременности жизни и бесконечности, выражающейся в круглой форме ее бутона. Именно поэтому изображение розы традиционно помещалось на могильных памятниках.

Лилии, появившиеся еще  на минойских фресках, также были любимы греками, приписывавшими им божественное происхождение: по мифу, лилия выросла из капли молока Геры, кормившей маленького Геракла.

Маргаритки получили свое название от греческого слова margarites, означающего «жемчужина», и действительно – ее белые цветы, напоминают жемчужины.

Примулу древние греки  считали лекарственным цветком  Олимпа и называли цветком двенадцати богов. Они верили, что в примуле, возникшей из тела умершего от любви  юноши Паролисоса, которого боги из сострадания превратили в ароматное растение, заключено исцеление от всех болезней. Примулой в древности лечили от паралича. Многие качества и особенности растений были замечены, обыграны в легендах и использованы в обрядах.45

Культура Древнего Рима во многом подражала греческой. Она охватывает период с VII в. до н. э. по V в. н. э. Римское искусство многое взяло и переработало у Древней Греции и у древнеиталийской культуры этрусков.46 Проявилось это подражание и в предпочтении цветов. Равно как и у греков, любимыми цветами римлян были все те же фиалки и розы, поэтому окрестности Рима были превращены в плантации этих цветов. Фиалка использовалась как целебная трава, как ароматизатор вин, фиалки были необходимы на всех торжествах. Отношение к розе на протяжении существования Древнего Рима менялось. В период республики роза было символом нравственности, служила наградой за мужество. Римские воины, отправляясь в поход, надевали на головы розовые венки, чтобы вселить в себя отвагу. Победившие в сражениях выбивали розу на своих щитах. Во время падения Рима роза стала символом порока и расточительства. Она превратилась в цветок забавы, которым злоупотребляли как украшением. Знатные римляне прогуливались по городу в носилках, подушки и матрацы которых были набиты лепестками. Невероятное количество роз истребил Нерон. В его обеденном зале, где вращались стены и потолок, изображая времена года, вместо дождя на головы гостей падали лепестки роз. На всех праздниках розами украшали дома, гостей, стол, блюда, сосуды и даже пол. Во время прогулок на галерах поверхность моря усыпалась лепестками роз. Для удовлетворения римских потребностей в розах разводились обширные розанные сады в ущерб хлебным полям, кроме того розы привозили кораблями из Александрии и Карфагена. В Риме существовала даже специальная биржа роз.47

Роза служила  символом молчания, поскольку была посвящена богу молчания Гарпократу. В залах совещаний к потолкам вешали искусственную белую розу. Это означало, что все «Sub rosa dictum» (сказанное под розой) – строго конфиденциально.

«Если ты прошел мимо розы, то не ищи ее более»,- говорили древние греки, подразумевая конечность и неповторимость всего сущего. И были правы. Погибли античные цивилизации. На бывших площадях прежде великого Рима уже в IV веке н.э. сеяли хлеб и пасли скот. Были утрачены достижения науки, техники, искусства. На развалинах Римской Империи началось формирование современных европейских государств, новой европейской культуры. Однако фундамент европейского творчества был заложен античностью.

Забыты значения розы под потолком и нимфея… Но в оформление интерьеров прочно вошли лепестки розы потолочных плафонов.48

В эпоху раннего Средневековья  христиане исключили цветы не только из повседневной жизни, но и  из религиозных обрядов. Церковь  для укрепления своего авторитета запрещала  всякие языческие знаки жертвоприношения, в частности и дароприношение цветами. Существовал закон на срывание диких цветов. И это было парадоксально  для самой церкви, которая в  последующем стала хранительницей цветов.49

Идеальным типом  человека, «героем» средневековой христианской культуры был аскет, отшельник, оставивший мирскую жизнь и посвятивший себя посту и молитве. О таких людях слагались легенды, их имена канонизировались церковью, их изображали иконописцы и живописцы.50

В монастырях цветы разводились  только с практической целью: братия обеспечивала себя не только продуктами питания, но и целительными травами - среди красиво цветущих растений высаживали календулу, мальву, лилию.

Позднее цветы стали использовать как декоративные алтарные украшения, однако литургического значения им не придавали, так как многие из цветов напоминали церкви о колдовстве и  чародействе. Прошло немало времени, пока цветы были взяты под покровительство  церкви, стали служить в качестве символов религиозных отправлений  и нести смысловую нагрузку.51 Так, в христианском искусстве роза стала эмблемой  Богородицы, а символ греховности, «римского блуда и мерзости», присвоенный ей на закате Римской империи, был предан забвению. Ее изображение в камне и стекле появились при украшении храмов. На картинах, изображающих благовещение, обязательно присутствует лилия, символ красоты и непорочности, цветок девы Марии. Фиалка или анютины глазки – цветок Троицы. В томно окрашенном центре цветка христиане видели всевидящее око, в разводах на лепестках – сияние вокруг него. Три стороны треугольника из лепестков считали лицами Святой Троицы.52 При этом, такое разнообразие символических трактовок цветов в христианстве сложилось потому, что, по словам Хуана Кирло, большинство христианских символов было заимствовано из разнообразных источников.53

Информация о работе Цветы как элемент повседневной культуры