Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:12, дипломная работа
Цель работы: раскрыть семантику цветов как элемента повседневной культуры.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
рассмотреть особенности повседневной культуры;
выявить основные тенденции оформления повседневного пространства в культуре;
определить семантику и символику цветов в разных культурах;
проанализировать значение и язык цветов в искусстве;
определить роль и место цветов в современной культуре.
Введение 3
Глава 1. Эстетика повседневности в культуре 9
1.1.Понятие повседневности в современной культуре 9
1.2.Традиции цветочного оформления повседневного пространства в культуре. 14
Глава 2. Семантика цветов в искусстве и повседневной культуре 30
2.1.Язык цветов в культуре 30
2.2.Флористические мотивы в искусстве 44
2.3. Фитодизайн и флористика как элемент современной культуры. 63
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Поэты, пришедшие на литературную арену в конце XIX начале XX века, продолжали те традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к Богу, к Любви и Смерти в философском, метафизическом смысле. М. Цветаева в статье «Поэт и время» писала: « Всякий поэт по существу эмигрант… Эмигрант Церкви Небесного и земного рая природы… Эмигрант из Бессмертья в время, не возвращенец в свое время в свое небо… Почвенность, народность, национальность, расовость, классовость- и сама современность, которую творят- все это только поверхность, первый или седьмой слой кожи. Из которой поэт только и делает, что лезет. “Который час ?” – его спросили здесь. – А он ответил любопытным “Вечность”»118.
Традиционное использование
Культура XX - начала XXI века оттеснила традиционные смыслы и семантику цветов и растений в поле интересов специалистов узкого круга, однако необходимо отметить, что в современной культуре происходит своеобразное возрождение языка цветов. При этом цветы и растения, как живые, так и искусственные, все чаще используются для оформления жилых интерьеров, рабочего пространства человека или же городского пространства в целом.
2.3 Фитодизайн как элемент современной культуры.
Не вызывает сомнения, что основное
место протекания повседневной жизни
людей представляет собой дом.
Жилищные постройки любого народа представляют
собой определенный культурно-бытовой
комплекс, который связан с разными
сторонами жизни: он зависит от климатических
условий, обусловлен направлением хозяйства,
формами семейного быта, общественными
традициями. Влияют на особенности
интерьера имущественные и
В настоящее время трудно представить себе современное помещение, будь то офис или жилая комната, без растений. Интерьерное озеленение – элемент культуры человека, отвечающий потребностям его эстетических предпочтений.
Фитодизайн на сегодняшний день очень популярен. Свидетельством тому могу быть прилавки книжных магазинов, предлагающие огромное количество литературы по данной теме, а так же стоит набрать в строке поиска в интернете - «фитодизайн» и мы сможем увидеть, достаточно много адресов сайтов фирм предлагающих свои услуги в этом направлении. В изданиях для цветоводов можно обнаружить не только информацию о том, как правильно выбрать растение, об условиях содержания, транспортировке, пересадке и т.п. Так же нам подробным образом рассказывается о правилах расположения растений и предлагаются варианты оформления каждой комнаты в доме. «Гостиная – комната, в которой собирается семья. Здесь взрослые отдыхают, дети играют и всем должно быть удобно. Это помещение, в котором в основном и располагаются растения в доме. Именно здесь размещают самые красивые и дорогие растения… Используйте растения для оживления скучного интерьера» - такие рекомендации мы находим в книге доктора Д.Г. Хессайона « Все о комнатных растениях»120
В данном исследовании нет смысла анализировать принципы современного оформления интерьера с помощью цветов и растений. Достаточно будет остановиться на некоторых зонах, например, прихожей. Вот, какие рекомендации приводятся в книге: «Цветущая орхидея фаленопсис не привлечет к себе особого внимания в гостиной, в которой она будет окружена украшениями, картинами, книгами и т.п., но ее нельзя будет не заметить, если она будет красоваться в одиночестве на столе в прихожей. Здесь подходящее место для большого, хорошо освещенного комнатного садика, для роскошного дерева, группы азалий в цвету и т.п.» 121. Думается, что этого вполне достаточно, для того чтобы сделать выводы, о том, что подобные рекомендации вряд ли подойдут для типовых квартир, в которых живет основная масса населения городов. Скорее такое оформление интерьера подойдет это для отдельного дома. Говоря о роскошном дереве, здесь подразумевается пальма. Как известно, пальма - символ власти, силы, царского могущества, самое сказать императорское дерево в мире комнатного садоводства.
Кушлина О.Б., рассказывая о культуре Петербурга через историю цветочного оформления, пишет следующее: «…как запрещалось в Петербурге строить здания выше Зимнего дворца, так не след было, и пытаться вырастить пальму выше той, что жила в Императорских оранжереях. Пальмы в интерьере дома, в гостиных состоятельных граждан это всего-навсего свидетельство лояльности, благосклонности подданных, знак довольства властью и своим местом в иерархическом государственном устройстве…»122.
Анализируя эти две цитаты, закономерно будет сделать вывод о том, что содержание крупного растения, например, такого как пальма, в домашних условиях, как правило, могу позволить себе достаточно обеспеченные люди. Т.е. можно сказать, что комнатное растениеводство и по сей день, остается уделом « императоров».
Так же мы можем встретить в книге по растениеводству рекомендации по обустройству зимнего сада. В западных странах зимние сады уже давно стали неотъемлемой частью многих офисов, учебных заведений, спортивных сооружений, домов и даже городских квартир. Часто помещение под зимний сад включают в план дома. В России зимние сады получили широкое распространение только в последние десятилетия. Теперь такие сады можно встретить не только в официальных учреждениях, но и во многих частных домах.
Первые зимние сады были известны еще в Античности; русские же зимние сады появились в начале XVII века. Крыши у таких садов не было, выращивались в них в основном овощи и плодовые деревья. Известно, что в зимних садах, были водоемы и фонтаны. Позднее, в XVIII веке, в усадьбах состоятельных дворян стали устраивать застекленные оранжереи, пристроенные к дому, или расположенные рядом с ним, в которых не только выращивали различные плоды, но и отдыхали.123
Такие оранжерее часто были значительных размеров, в них держали тропических птиц, устанавливали мебель, не редко сооружали фонтаны. С течением времени зимние сады изменялись, однако, их главное достоинство – большое количество света, и растений – всегда находили почитателей. В зимнем саду можно создать иллюзию цветущего оазиса или тропического леса, что особенно важно для жителей России, где лето очень короткое и так не хватает солнечного света. Практически в каждой квартире есть хотя бы однокомнатное растение или даже небольшой цветник, однако, зимний сад позволяет более полно наслаждаться природной красотой растений.
Уголок природы устроенный
в зимнем саду, способен доставить
огромное эстетическое наслаждение, принести
ощущение спокойствия и
Анализируя эти две цитаты, закономерно будет сделать вывод о том, что содержание крупного растения, например, такого как пальма, в домашних условиях, как правило, могу позволить себе достаточно обеспеченные люди. Т.е. можно сказать, что комнатное растениеводство и по сей день, остается уделом « императоров».
Так же мы можем встретить в книге по растениеводству рекомендации по обустройству зимнего сада. В западных странах зимние сады уже давно стали неотъемлемой частью многих офисов, учебных заведений, спортивных сооружений, домов и даже городских квартир. Часто помещение под зимний сад включают в план дома. В России зимние сады получили широкое распространение только в последние десятилетия. Теперь такие сады можно встретить не только в официальных учреждениях, но и во многих частных домах.
В конце XX века в российскую моду оформления интерьера входят принципы, построенные на древнем учении фен-шуй, которые становятся все более и более востребованными в повседневных практиках современного человека. В настоящее время фен-шуй - это совокупность руководящих принципов, которые помогают человеку найти место в мире и в своем жизненном пространстве – себе и предметам и вещам, его окружающим, которыми он пользуется. Мировые жизненные силы с помощью фен-шуй должны способствовать положительным сторонам жизни человека и снимать, или, во всяком случае, уменьшать ее отрицательные стороны. Фен-шуй приносит в повседневную жизнь больше удовлетворение, счастья и даже изобилия.125
Основа претворения фен-шуй – символы и знаковые элементы. Одним из таких знаков в фен-шуй являются растения и цветы, они относятся по принцип подобия к элементу дерева. По принципам фен-шуй, при правильном размещении знаков различных элементов активизируется определенный вид энергии. К примеру, в книге Н. Правдиной «Талисманы любви и удачи» рекомендуется «энергию Дерева обозначать каким–нибудь растением в горшке, в вазе или изображением цветов. При этом надо учитывать, что каждый цветок имеет собственное смысловое значение. Например, подсолнух олицетворяет солнечную энергию жизни и будет очень к месту в зоне славы. Так же как и красные маки и тюльпаны, символизирующие удовольствие и успех»126.
Стоит отметить, что не только разведение комнатных растений, создание цветников и зимних садов создает гармоничную обстановку в помещении, будь то офис или жилой дом. Композиции из живых или засушенных цветов, создают неповторимый образ пространства. При созерцании красивой цветочной композиции обнаруживается взаимосвязь природы и искусства, комплексное воздействие которых на человека способно многократно усиливаться. Лучшим примером такого сочетания, является пришедшее в культуру европейских стран искусство икебаны. Лаконичные образы икебаны учитывают природные формы. Икебана – древнейшее искусство «оживления цветов». Корни икебаны уходят вглубь истории Японии. Они связаны с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам и божественным духам, которые, согласно религии Синто, находятся в каждом предмете. На смену религиозной системе синтоизма в VI веке в стране был введен в качестве государственной религии буддизм. С построением буддийских храмов был создан и ритуал преподношения цветов Будде, их ставили к алтарю в больших букетах. Совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета должны были воплощать торжество буддийского вероучения.127
Несмотря на проникновение
искусства икебаны в
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, оформляя интерьер помещения, включая в него цветы, будь то растения в горшках, цветочные композиции или просто изображения цветов, человек создает гармоничную среду в своем пространстве повседневной жизни.
Заключение
В современной культуре традиционно
встает вопрос об отношении человека
к природе, причем, это отношение
в западной и восточной культуре
заметно различается: если восточный
человек стремится к гармонии
с природой, европейский человек
с развитием цивилизации
Повседневность, имеющая определенное пространственное измерение, неизменно включает в себя сферу бытовой жизни – жилища, дома, имеющих свою традиционную семантику в контексте традиций оформления интерьера, верований, эстетических представлений. Поскольку природа является неотъемлемой частью повседневной жизни человека, она естественным образом находит свое отображение во всех формах повседневности, и выражается в народном творчестве и в искусстве. Поэтому первые мотивы оформления пространства имеют растительное происхождение.
По мере развития общества цветы все больше проникают в повседневное пространство человека. Цветы как элемент прекрасного вызывают в человеке чувство эстетического наслаждения и тем самым побуждают его творить. Место цветов в повседневной жизни человека и его культуре, а также в искусстве невозможно переоценить: цветы яснее всего выражают отношение одного человека к другому, символизм флористических образов в искусстве помогает понять замысел того или иного произведения. Знание языка цветов, разработанного христианской символикой и используемого не только в религиозной, но и в светской жизни, позволяет проникнуть в смысл произведения искусства.
Традиция оформления повседневного пространства и использование цветочных мотивов в искусстве уходит корнями в культуру древних цивилизаций: Египта, Греции, Древнего Рима. Постепенно, с формированием европейской христианской культурной традиции, развивается символический язык искусства, в котором раскрываются устойчивые смыслы тех или иных цветов (лилия и роза как символы Девы Марии и т.д.). Вместе с этим начинают складываться этикетные нормы в отношении культуры дарения цветов, развивается садово-парковое искусство.