Четырехшаговый метод улучшения отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:41, реферат

Краткое описание

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

Содержание

Понятие конфликт
2. Классификация конфликтов
3. Функции конфликта
4. Структура и элементы конфликта
5. Динамика конфликта
6. Четырехшаговый метод улучшения отношений

Вложенные файлы: 1 файл

ответ.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИИиНО

 

специальность: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

        по дисциплине: Конфликтология

        на тему:  Четырехшаговый метод улучшения  отношений

 

 

 

Выполнила: студентка гр. 6УПзв-211

Проворова  Анна

Преподаватель:

Каширская Е.В.

 

 

 

 

 

г. Череповец

2013

 

 

 

Содержание:

 

1. Понятие   конфликт

2. Классификация  конфликтов

3. Функции конфликта

4. Структура и элементы конфликта

5. Динамика конфликта

6. Четырехшаговый метод улучшения  отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По определению Л.Г. Здравомыслова конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

 

Конфликт всегда есть некоторое состояние тех или  иных социальных взаимоотношений, которые и выступают в качестве его общей основы. Причем конфликт при всей своей распространенности все же представляет собой явление временное, в то время как в качестве постоянного состояния общества выступает согласие.

 

В связи с этим можно говорить о том, что конструктивное поведение в конфликте помогает обрести преимущества перед противником и ускоряет разрешение конфликта.

 

 

 

Понятие конфликт

 

 Под социальным  конфликтом понимается наиболее  острый способ развития и завершения  значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов взаимодействия и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Помимо конфликта, социальные противоречия могут разрешаться путем сотрудничества, компромисса, уступки и избегания. Конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами.

 В конфликте каждая  сторона стремится отстоять свое  мнение, доказать другой ее неправоту,  люди прибегают к взаимным  обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

 Межличностный конфликт  выявляет отсутствие согласия  в сложившейся системе взаимодействия  между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

 

Классификация конфликтов

 

 Конфликты можно  классифицировать в виде типологии  и систематики. Базисная типология  показывает границы и раскрывает  структуру объектного «поля»  конфликтологии. Она включает конфликты  с участием человека: социальные  и внутриличностные, а также зооконфликты.

 Социальные  конфликты: межличностные, между личностью и группой, между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты.

 Внутриличностные конфликты: между «хочу» и «не хочу»; «могу» и «не могу»; «хочу» и «не могу»; «хочу» и «нужно»; «нужно» и «не нужно»; «нужно» и «не могу».

 Зооконфликты: внутривидовые, межвидовые и интрапсихические. Внутривидовые и межвидовые конфликты могут быть между двумя животными, между животным и группой, между группами животных. Интрапсихические: между двумя негативными тенденциями в психике животного; между двумя позитивными тенденциями; между негативной и позитивной тенденциями.

 Конфликты можно  также классифицировать в зависимости  от их масштабов, последствий,  длительности, характера противоречия, лежащего в их основе, интенсивности, степени конструктивности, сферы жизнедеятельности, в которой они происходят, и т.д.

 Так как конфликт  – это динамичный процесс,  то он может видоизменяться  в зависимости от длительности, глубины и стадии, на которой он находится. Например, внутренний конфликт (внутриличностный, внутригрупповой) может переходить во внешний (межличностный, межгрупповой) и внешний — во внутренний. Последнее, в частности, имеет место в случае частичного разрешения конфликтов, когда тем или иным образом пресекается конфликтное поведение, направленное вовне (на противостоящую сторону), но внутреннее стремление к этому конфликтному поведению не исчезает, а лишь сдерживается, порождая тем самым внутреннее напряжение, внутренний конфликт.

 

Функции конфликта

 

 Любое урегулирование  конфликта или его предупреждение  направлены на сохранение существующей  системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта  могут оказаться такие причины,  которые ведут к разрушению  сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

 К конструктивным  функциям относят:

 · познавательную (появление конфликта выступает  как симптом неблагополучных  отношений и проявления возникших  противоречий);

 · функцию развития (конфликт является важным источником  развития его участников и  совершенствования процесса взаимодействия);

 · инструментальную (конфликт выступает как инструмент  разрешения противоречий);

 · перестроечную  (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

 Деструктивные функции  конфликта связаны с:

 · разрушением существующей  совместной деятельности;

 · ухудшением или  развалом отношений;

 · негативным самочувствием  участников;

 · низкой эффективностью  дальнейшего взаимодействия и  др.

 Эта сторона конфликта  вызывает у людей негативное  отношение к ним и они стараются  их избегать.

 

Структура и элементы конфликта

 

 При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта.

 К субъектам конфликта  относят тех участников, которые  отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели.

 Объектом межличностного  конфликта считают то, на что  претендуют его участники. Это  та цель, к достижению которой  стремится каждый из противоборствующих  субъектов.

 Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

 Анализируя структуру  конфликта, можно выделить следующие  основные понятия: стороны (участники)  конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий.

 Стороны конфликта.  Участниками, или сторонами, конфликта  могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации,  государства, коалиции государств и так далее. С точки зрения специальных интересов социальной психологии, исследующей внутриличностные (интраперсональные), межличностные (интерперсональные) и межгрупповые (интергрупповые) конфликты, наиболее типичными сторонами конфликта являются, повидимому, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В плане такой классификации сторон возможны конфликты типа: аспект личности — аспект личности, личность — личность, личность — группа, группа — группа. Участники конфликта характеризуются, вообще говоря, широким набором существенных в том или ином отношении признаков. В социально-психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и пр.

 Условия протекания  конфликта. Помимо характеристик участников, конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста выступает социально-психологическая среда, представленная обычно различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и т. д. При этом важно подчеркнуть, что социальногрупповую среду необходимо понимать достаточно широко, не ограничиваясь лишь ближайшим окружением личности.

 Образы конфликтной  ситуации. Характеристики участников конфликта и особенности условий его протекания определяют конфликтное поведение сторон. Однако указанное определяющее влияние никогда не осуществляется непосредственно. Опосредствующим звеном выступают идеальные картины, образы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждого из участников конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), представления о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.) и представления о среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников.

 

 Динамика конфликта

 

 По этому вопросу  в литературе имеется самый  широкий диапазон представлений.  А.Я. Анцупов и Леонов Н.И.  в “Хрестоматии по конфликтологии”  дают детально разработанную  таблицу основных периодов и  этапов динамики конфликта. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта.

 Сам конфликт состоит  из трех периодов:

 · предконфликт (возникновение  объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной  ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

 · конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие,  завершение конфликта);

 · послеконфликтная  ситуация (частичная нормализация  отношений, полная нормализация  отношений).

 Доктор психологии  Даниэль Дэна, один из пионеров  в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе  улучшения взаимоотношений выделяет  всего три уровня развития  конфликта: 

1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);

2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения  — расширение круга причин, вызывающих  ссоры, уменьшение желания взаимодействовать  с другим и уменьшение веры  в его добрые намерения к  нам);

3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис — окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).

 Каждый из этих  авторов по-своему определяет тактику и стратегию разрешения конфликтов и их предупреждения. В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

 

Четырехшаговый метод  улучшения  отношений 

 

Прежде чем углубиться в чащу, может быть полезно оглядеть лес целиком.

Шаг 1: НАЙДИТЕ  ВРЕМЯ ДЛЯ БЕСЕДЫ

Шаг 2: ПОДГОТОВЬТЕ  УСЛОВИЯ

Шаг 3: ОБСУДИТЕ ПРОБЛЕМУ

   Вступительная  часть

     Выразите признательность

     Выразите оптимизм

     Напомните (Кардинальные правила)

     Сформулируйте проблему

   Приглашение  к разговору

   Диалог

     Задача No 1. Придерживайтесь Основного  процесса

     Задача No 2. Поддерживайте Жесты примирения

   Прорыв

Шаг 4: ЗАКЛЮЧИТЕ  ДОГОВОР (если это необходимо)

Информация о работе Четырехшаговый метод улучшения отношений