Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_po_kulturologii.docx

— 206.84 Кб (Скачать файл)

М.К. Петрову принадлежит  и интересная классификация межтиповых различий культуры, принимающая во внимание индивидуальную деятельность в социальном взаимодействии и личностную систему вхождения индивида в  социальное целое: "Основываясь на ключевых структурах распределения  деятельности по индивидам и интеграции различий в целостность, можно различить  три типа:

а) лично-именнй (охотничье, "первобытное" общество);

б) профессионально-именной (традиционное земледельческое общество, "разви-вающееся" общество);

в) универсальн-понятийный (общество европейской культурной традиции)".

Начало нетрадционного типа культуры характеризует срыв традиции, вступление в имя (т.е. получение  вместе с имене всего комплекса  социальных нагрузок) перестает быть (как впоследствии и обретение  наследуемого профессионального знания) единственной формой социализации личности. Мотивация индивидуального ействия  и . система социальных оценок не совпадают, их опосредует индивидуальная рефлексия, выбор

 

22. Личность и общество в системе культуры: инкультурация, социализация, аккультурация, маргинальность,

Инкультурация  -продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.

Конечный результат инкультурации - интеллигент, а не личность, как  при социализации. Интеллигент - совокупность приобретенных культурных норм. Термин введен Херсковицем в работе "Человек  и его работа. Наука культурной антропологии" (1948). Приблизительно в то же время Клакхон ввел аналогичный  по смыслу термин "культурализация", так как существовавший к тому времени термин "социализация" не охватывал процессов усвоения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т.п.). Инкультурация  обозначала и процесс приобщения к культуре, и результат этого  процесса.

В узком смысле - инкультурация  обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком;

в широком смысле - инкультурация  понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. В  последнем случае данный термин может  применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям.

Аккультурация - 1. Процессы взаимовлияния культур различных народов. 2. Процессы восприятия элементов культуры людьми одного поколения у людей другого поколения; то же, что диалог культур.

Примеры аккультуации достаточно многочисленны в современном  мире, особенно после многократного  увеличения потоков миграции из одних  регионов в другие.

К примеру, путь аккультурации  проходят многие разделённые народы, вынужденные приспосабливаться  к условиям культурно-языковой среды, созданной окружающим их большинством. При этом не происходит их ассимиляции, они сохраняют культурно-языковую автономию.  ( Русские в Латвии, Русские на Украине)

Социализация— становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Индивидуальная  маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана  преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным  изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением  устойчивых общностей, то она часто  приводит к массовому понижению  социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки  повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к  очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания  и войны). А может привести к  формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства  объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых  обычные пути достижения высоких  статусов (через наследование, государственную  и военную службу и т. п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального  характера) находят для себя эффективные  каналы вертикальной мобильности.

 

23. Межкультурные коммуникации.

Межкультурная коммуникация — общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация). Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.

Способность к развитию коммуникативной  компетентности присуща всем представителям Homo sapiens, однако конкретная реализация этой способности культурно обусловлена. Кроме этого, она обусловлена  и уникальным индивидуальным опытом каждого человека, из чего следует, что при коммуникации, являющейся процессом обмена сообщениями, постоянно  происходит воссоздание смыслов, так  как они не совпадают даже у  людей, говорящих на одном и том  же языке, выросших в одной и той  же культуре. Само собою разумеется, что при наличии разных культур  и разных языков коммуникация осложняется  настолько, что о полном понимании  можно говорить лишь с известной  долей иронии.

С рождения человек принадлежит  многим группам, и именно в них  формируется его коммуникативная  компетентность. Более крупные группы, обычно называемые культурами, существенным образом определяют когнитивную  и прагматическую основы коммуникативной  деятельности.

В процессе коммуникации происходит обмен сообщениями, т.е. осуществляется передача информации от одного участника  к другому. Так как люди не умеют  общаться непосредственно – скажем, с помощью электрических импульсов, посылаемых от одного мозга к другому, – информация кодируется с помощью  определенной символьной системы, передается и затем декодируется, или –  шире – интерпретируется адресатом  сообщения (см. СЕМИОТИКА). Коммуникация имеет место всегда, когда какому-либо поведению или его результату приписывается некоторое значение и они выступают как знаки  или символы. Из всех видов знакового (символьного) поведения в человеческом сообществе важнейшими являются использование  языка (вербальная коммуникация) и сопровождающее его несловесное поведение (невербальная коммуникация). В совокупности они  образуют знаковую коммуникацию, или  коммуникацию в узком смысле. Применимость понятия коммуникации к обмену сообщениями  незнаковой природы допускается  рядом концепций (в частности, о  такой коммуникации говорил К.Леви-Строс, взгляды которого по этому вопросу  сочувственно цитировал Р.Якобсон), однако в рамках данной статьи коммуникация в широком смысле, включающая в  себя обмен сообщениями незнаковой природы, не рассматривается.

24. Закономерности исторического развития культуры.

Любое развитие в природе  или в обществе - циклично, закономерно-неравномерно, проходит через схожие фазы. В Древней  Греции, где появилось понятие  циклов, их понимали как движение по замкнутому кругу, периодическое возвращение  к исходному пункту. Но затем стало  преобладать понимание цикла  как спирали, повторение схожих, но неодинаковых фаз в поступательном движении, волнообразно-прогрессивное  развитие. Именно в этом смысле автором  употребляется понятие "цикл".

По теории циклов в отдельных  сферах общества написаны десятки и  сотни книг. Хорошо известны циклы  демографические, экономические, научные, технические, изобретательские, инновационные, экологические, политические, в области  культуры, образования и т.п. Каждый из них характеризует неравномерную  динамику одной из сфер жизни общества, обладает своей специфической ритмикой, взаимодействует с циклами в  смежных сферах. Предмет нашего исследования - циклы в истории общества (исторические циклы), которые являются результирующей взаимодействия циклов отдельных сторон общественной жизни.

Исторические циклы характеризуют  закономерную неравномерность, повторяемость, ритмичность исторического процесса. Речь идет не об отдельных сторонах жизни субъектов и объектов исторического  процесса (что отражается в демографических, образовательных, научно-технических, экологических и прочих циклах), а об их совокупном взаимодействии, порождающем новое качество - ритм развития общества в целом в том  или ином пространственном измерении (регион, страна, континент, мировое  сообщество), оказывающем обратное воздействие на ход каждого из перечисленных выше частных цикличных  процессов. В то же время сами исторические циклы испытывают на себе воздействие  природных процессов и катастроф, которые порой становились причиной гибели локальных цивилизаций (вспомним легенду о гибели Атлантиды, описанную  Платоном) или меняли их судьбу (влияние  экологических катастроф, наступлений  пустыни в отдельных регионах).

25. Соотношение природного и культурного в историко-цивилизационном процессе.

Соотношение, связь, с одной  стороны, и разделение культурного  и природного – с другой, помогает понять специфику эстетических феноменов, представляющих из себя культурное выражение, культурную „интерпретацию” существования  и проявлений природной человеческой чувственности.

. В процессе своего  человеческого существования человек  непрерывно осуществляет, в тех  или иных формах, культурную деятельность, ибо создает, вносит в уже  существующее нечто новое, „искусственно”  произведенное им; и эта деятельность  называется культурной, если направляется, руководствуется или оценивается  с позиции идеи реализации  в ней человечески-ценностного,  как человек это понимает на  данном уровне своего развития. Эстетическая культура – это  специфическое освоение и накопление  опыта (в деятельности восприятия  и творчества), осмысляемого и  оцениваемого в определенном, специфическом  модусе – целостного, всеохватывающего  отношения, не членимого в себе  и не членящего объект восприятия. Такой опыт возможен, когда возможно  целостное, единым образом осуществляемое  и в нем переживаемое восприятие, т.е. охват объекта в его  формальной полноте и единстве, в смысловой его выраженности, осуществляемый нерасчленимым актом  его „присвоения” в процессе  творческого взаимодействия с  ним.

 

 

26. Типология культуры: этническая, национальная, мировая, региональная культуры.

 

Этническая культура

Этнические (народные) культуры возникли в древности вместе с  этносами. Их исторически первая форма  — племенная культура.

Этническая культура несет  в себе традиции предков, охватывающие главным образом сферу труда  и быта: ее черты проявляются в  особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и т.д. Обычно она складывается как  культура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы.

1 Как в повседневной  речи, так и в научной литературе  до сих пор не сложилось  единообразное и однозначное  употребление этнической терминологии. Народы, живущие в условиях доиндустриальной  экономики, обычно называют народностями. Таким образом именуют и просто  малые по численности этнические  группы. Слово «нация» часто обозначает  то же, что и «национальность»: этническое происхождение человека. Вместе с тем им пользуются  для обозначения государства  или его населения в целом  (например, в названии «Организация  Объединенных Наций»).

Специфика этнической культуры в значительной мере обусловлена  природной средой1. В ней выражается вековой народный опыт жизни и  рационального ведения хозяйства  в данных условиях природы. Поскольку  в наше время такой опыт востребуется главным образом в сельскохозяйственной деятельности, она сохраняется в  большей мере в деревне, чем в  городе.

Консерватизм, преемственность, берущая начало в далеком прошлом, ориентация на сохранение «корней» —  характерные черты этнической культуры. Некоторые ее элементы являются символами  самобытности народа и патриотической привязанности к его истории: березы, самовар и сарафан у  русских; овсяная каша и легенды  о привидениях в замке у  англичан; клетчатая юбка у шотландцев; сосиски с капустой у немцев; спагетти у итальянцев. Подобные этнические символы есть у любого народа.

Национальная культура

В культуре развитой нации  всегда присутствует культура этносов (одного или нескольких), из которых  эта нация образовалась. Этническая (народная) культура — наиболее древний  слой национальной культуры. Но национальная культура не сводится к этнической. Ее богатство преумножается на основе письменности и образования и  воплощается в литературе и искусстве, науке и философии, социально-политическом и технологическом развитии общества. Лучшие достижения национальной культуры — это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей. Ее средоточием является не столько  деревня, сколько город с его  театрами, музеями, библиотеками, учебными заведениями. Овладение национальной культурой не дается само собой —  оно достигается в процессе образования  и самообразования и требует  серьезных интеллектуальных усилий.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"