Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_po_kulturologii.docx

— 206.84 Кб (Скачать файл)

1 Поэтому у народов,  живущих в сходных природных  условиях, обнаруживается много  общего в культуре. Так, жители  Швейцарии и Непала принадлежат  к разным расам и находятся  на разных уровнях социально-экономического  развития, но, в силу того что  обе эти страны расположены  в горах, их культуры близки. Дома в них очень похожи: двухэтажные  (занимают меньшую площадь), с  двускатными высокими крышами  (меньше залеживается снег), большими  печами (в горах бывает холодно). Способы организации хозяйства,  уклад жизни тоже сходны: в  частности, важную роль играют  общие собрания: на них решают, где и сколько скота пасти,  когда и где заготовлять лес;  большим уважением пользуются  старики — их авторитет поддерживает  строгую дисциплину среди жителей,  что очень важно в горных  Условиях. Аналогичные черты можно  заметить в культурах горных  народов Пиренеев, Анд, Кавказа  и т.д.

Однако взаимоотношения  между национальной культурой в  целом и этнической культурой  как ее наиболее древним компонентом  весьма сложны и противоречивы. Этническая культура консервирует архаичные, во многом уже не отвечающие современным условиям нормы жизни, ей чужды какие-либо перемены и новшества; национальная — полна движения и изменения, живет созиданием нового. Этническая культура тяготеет к замкнутости, страдает ксенофобией, т.е. неприязнью ко всему  чужому и незнакомому; национальная, напротив, по мере своего развития все  больше открывается для контактов  с другими культурами и становится богаче, впитывая в себя их достижения. Этническая культура стремится сохранить  различия между локальными, местными, свойственными отдельным группам  населения особенностями быта, поведения, произношения и т.д.; в национальной культуре эти различия нивелируются и с развитием ее постепенно исчезают.

В истории наций были периоды, когда расхождение между этнической культурой «низов» (крестьянской, «простонародной», «мужицкой») и культурой образованных слоев («высокой», «аристократической») доходило почти до разрыва и антагонизма. В России в XVIII—XIX вв. между культурой  дворянской знати и культурой  «простого народа» образовалась настоящая пропасть: многие представители  высшей аристократии, свободно владея французским, с трудом изъяснялись  по-русски; язык, нравы и обычаи настолько  различались, что иному русскому дворянину легче было понять чужеземца, чем собственного крепостного.

Мировая культура

Мировая культура 1. Характеристика содержания понятия мировая культура Опыт, накопленный человечеством  в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении  проблем культуры на современном  этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и  демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что  проблемы культуры приобретают сегодня  первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает  мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты  человеческой жизнедеятельности от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении  долгосрочных программных целей  демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ  жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через  действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения  людей, ценности, образцы, нормы поведения. Возникая в результате деятельности 110 освоению, выступают одновременно и в качестве элементов сложного механизма регуляции социальной жизни, всех форм жизнедеятельности  общества. Гуманистический образ  жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий  уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения  людей и образа их мышления. Социальное влияние культура приобретает прежде всего в качестве необходимого аспекта  деятельности общественного человека, которая в силу своего характера  предполагает

 

 

27. Элитарная и массовая культура. Концепции массовой культуры в культурологии.

 

Слово культура обозначает прежде всего глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно  говорить только в единственном числе.

Понятием культура обозначают так же для обозначения отдельных  сфер и компонентов национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, говорят о культуре труда. Быта, поведения, художественной музыкальной, нравственной, правовой политической культуре.

Элитарная культура (от фр. Elite) это культура особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс. Поэтому художественная культура должна быть ориентирована на ее потребностей.

Концепцию элитарной культуры разрабатывали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В работе «Мир как воля и  представление» Шопенгауэр разделяет  людей на две группы «людей гения» способных эстетическому созерцанию и художественному творчеству и  «людей пользы» которые ориентированы  исключительно на утилитарную деятельность. Ницше в работах «Рождение  трагедии из духа музыки», «Человеческое  слишком человеческое», «Так говорил  Заратустра» дополнил концепцию  элитарной культуры идеей сверхчеловека, который помимо других своих особенностей наделен так же уникальной восприимчивостью к эстетическим ценностям.

Массовая культура массовой культурой называется совокупность явлений культуру ХХ века, а так же некоторые особенности производства культурных ценностей в указанную эпоху. Они рассчитаны на массовое тиражирование и потребление культурных ценностей. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание. Массовая культура предопределяет отказ от рационального начала в сознании. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.

 

Формируемое массой культурой  сознание многообразно в своих проявлениях. Оно отличается консервативностью  инертностью, ограниченностью. Оно  не может и не стремится охватить процессы во всей их сложности, взаимодействии и развитии. Массовая культура в  большей степени ориентируется  не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые стереотипы. Массовая культура в художественном творчестве выполняет  специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного  опыта и несбыточных грез, в  сочетании с открытой или скрытой  пропагандой господствующего образа жизни формирует конформизм. В  рамках массовой культуры создаются  упрощенные «версии жизни», которые  сводят социальное зло к психологическим  или моральным факторам.

Существует ряд сфер или  элементов культуры, которые играют определяющую роль в процессе развития культуры, к ним относятся: религия, мораль, наука и техника, искусство  и др.

Концепции массовой культуры в культурологии

В начале XX в. массовое общество и сопряженная с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших ученых в разных научных  областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная  ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), Питирима Сорокина ("Человек. Цивилизация. Общество) и  других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию  к ее коммерциализации.

Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализацию литературного труда:

«Мильтон, написавший „Потерянный  рай“ и получивший за него 5 ф. ст., был  непроизводительным работником. Напротив, писатель, работающий для своего книгопродавца  на фабричный манер, является производительным работником. Мильтон создавал „Потерянный  рай“ с той же необходимостью, с  какой шелковичный червь производит шелк. Это было действительное проявление его натуры. Потом он продал свое произведение за 5 ф. ст. А лейпцигский  литератор-пролетарий, фабрикующий  по указке своего издателя книги… является производительным работником, так как  его производство с самого начала подчинено капиталу, и совершается  только для увеличения стоимости  этого капитала».

Говоря об искусстве в  целом, приблизительно аналогичную  тенденцию отмечал Питирим Сорокин  в середине XX века: «Как коммерческий товар для развлечений, искусство  все чаще контролируется торговыми  дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации».[3] В  начале XXI века современные исследователи  констатируют те же культурные явления: «Современные тенденции имеют кумулятивный характер и уже привели к созданию критической массы изменений, затронувших  самые основы содержания и деятельности культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ — как в области  знания, так и в области техники, — а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию

Отношение науки к массовой культуре меняется. Если Карл Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства», а Жан Бодрияр говорил, что все сферы современного искусства  «входят в трансэстэтическую  сферу симуляции», то эти концепции  были пересмотрены в 1960—1970 гг. в рамках постмодернизма, уничтожившего для  многих исследователей противопоставление массовой и элитарной культур  качественного оценочного смысла. Говоря об искусстве (подразумевая элитарное  искусство) начала XX века, Ортега-и-Гассет справедливо говорит о его  дегуманизации.  В таких условиях увеличение роли «сверхгуманизированного» массового искусства — процесс  закономерный.

 

 

 

28. Мейнстрим, субкультура и контркультура: типология, основные черты.

 

Ме́йнстрим (англ. mainstream — основное течение) — преобладающее направление в какой-либо области (научной, культурной, др.) для определённого отрезка времени. Часто употребляется для обозначения каких-либо популярных, массовых тенденций в культуре, искусстве для контраста с альтернативой, андеграундом, немассовым, элитарным направлением.

Устоявшееся словосочетание «мейнстримный кинематограф», употребляется, как правило, по отношению к североамериканскому  кино — блокбастерам, и к фильмам  именитых европейских режиссёров.

В применении к массовой культуре аналогичный термин MOR («middle of the road», «середина дороги») используется для  обозначения наиболее популярного  на радиостанциях и коммерчески  прибыльного течения в популярной музыке, в рамках которого могут  смешиваться элементы наиболее популярных в данных момент стилей. Понятие  возникло в США в 40-х годах XX века. Наиболее сильное влияние на музыкальный  мейнстрим оказывают США (Billboard), Великобритания, Германия и Скандинавия.

Субкульту́ра (подкульту́ра, лат. sub — под, + культура) в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры.

Несмотря на то что всякая культурная эпоха обладает определенной целостностью и мы без особого  труда можем выявить ее отличительные  черты, сама по себе, «внутри себя»  она неоднородна: в любой исторической эпохе наряду с магистральной, официальной  и политически поощряемой культурой  существуют различные подкультуры, которые могут весьма существенно  отличаться от ортодоксальных, т.е. признаваемых правильными, практик. Это объясняется  многими причинами, и одной из важнейших является то, что культура включает в себя массу разнородного материала. Еще на заре культурологической мысли И. Г. Гердер, одним из первых попытавшийся осмыслить человеческую культуру как таковую, указывал на те ее элементы, которые, обладая относительной  самостоятельностью, тем не менее  входят составными частями в общий  культурный ансамбль. Наука, религия, мораль, искусство, политические институты, семья, образование, воспитание и другие «элементы» культуры, не нарушая общего гармонического целого, имеют особенные ритмы  развития, собственные историю и  предысторию, свой набор характерных  черт, в которых по-разному преломляются ведущие культурные тенденции эпохи. Более радикально высказывался М. Вебер, настаивавший на том, что любая форма  типизации есть не более чем умозрительная  абстракция, отвлечение от реальности с целью создания неких стройных моделей, необходимых в процессе познания. Соответственно, то, что мы, опираясь на тот или иной набор  характеристических черт мыслим, например, как культуры Древней Греции, средневековой  Европы или Возрождения, на самом  деле есть очень сложные образования, включающие разнообразные тенденции, стили, традиции, поведенческие и  мыслительные регламенты, формы позиционирования себя в жизни и т.д.

Культура как единый организм необычайно сложна, бесконечно многообразна, полна прямых и косвенных противоречий. Отдельный человек не в состоянии  ни осмыслить, ни воспринять ее полностью. В любое время и в любом  регионе конкретные культуры урбанистических  образований существенно отличались от деревенских.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой  поведения, одеждой и другими  аспектами. Основой субкультуры  могут быть стиль музыки, образ  жизни, определённые политические взгляды.

Некоторые субкультуры носят  экстремальный характер и демонстрируют  протест против общества или определённых общественных явлений. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой.[1]

Однако в основном субкультуры  носят замкнутый характер и стремятся  к изоляции от массовой культуры, а  не разрушению ее[2]. Для молодёжных субкультур характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности).

Имидж — самое заметное внешнее проявление субкультур. Характерный  имидж для членов субкультуры  является маркером, отделяющим «своих», то есть членов субкультуры, от посторонних  людей. Это могут быть одежда, прически, татуировки, или особый сленг. Однако как правило, помимо внешних проявлений существуют и другие элементы субкультуры  — общие увлечения, мировоззрение, манера поведения, образ жизни.

 

Субкультуры входят как элементы в единую культуру общества, и могут  мирно сосуществовать с массовой культурой. Многие развитые субкультуры  имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. Некоторые  элементы субкультур — например, их имиджа и жаргона — могут со временем влиться в общую культуру. Так, многие слова из молодёжного  и уголовного жаргонов вошли в  русский литературный язык. Для молодёжных субкультур характерна коммерциализация, развитие индустрии атрибутики.

 

Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии контркультура — это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры.Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк. В СССР примером контркультуры являлась андерграундная рок-культура). В современном западном мире это движение хардкор-панк.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"