Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_po_kulturologii.docx

— 206.84 Кб (Скачать файл)

Человечеству необходимо целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как научная картина  мира, так и ненаучное восприятие его. Мир следует постигать и  мыслью, и сердцем. Лишь совокупность научной и "сердечной" картины  мира дает достойное человека отображение  мира в его сознании и может  служить надежной основой поведения.

 

Мировые религии:

1)христианство (идеи неоплатонизма  «спасение души, тело это могила  души;Догматы: о творении, о воплощении  Бога: Иисус=божественное и человеческое  начало, о творце \3\, о спасении)

 

2)буддизм (стремление к  нирване, вырваться из порочного  круга, Догматы: следование правильным  взглядам, поведение, усилия, речь, образ  мыслей, жизни, память, самоуглубление)

 

3)ислам (Муххамед, очищение  нравов, соблюдение честности, паломничество  в Мекку)

 

 

33. Конфуцианско-даосский тип культуры.

В восточных культурах (конфуцианско-даосской, индо-буддисткой, исламской) целью индивидуального  существования признавалось выполнение обязательств перед другими людьми, правильное поведение и исполнение долга, который определен местом человека в системе социальных отношений (сын, брат, муж, домохозяин, ученик).

 

Даоси́зм  — китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. Существует также даосская философия.

 

Даоси́зм — китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. Существует также даосская философия.

В историческом конфуцианстве  и даосизме, как и в других проявлениях  высокой языческой культуры, присутствовали и примеры подлинного духовного  подвига, и отблески Христовой Истины, иногда ослепительно яркие. Но в расхожих интерпретациях “восточной мудрости”  все это служит декорированию  ценностей мира сего. Из них на первый план выдвигаются физическое здоровье и психологический комфорт, трактуемый как “духовная гармония”. Для  их достижения применяются, в частности, методы психического тренинга, восходящие к восточным культам и известные  под общим названием цигун. Процесс  обучения им связан с внешним воздействием на сознание ученика, с введением  сознания в “особые”, или “измененные” состояния, делающие его более открытым для воздействия невидимых тварных  сил разной природы, с закреплением “подсознательных” установок, на которых  зиждется эффективность психорегулирующих  упражнений.

 

 

 

34. Индо-буддистский тип культуры.

К числу древних цивилизаций  на территории Индостана относится  и Хараппская. В середине 3 - нач. 2 тыс. до н.э. в бассейне Инда была создана  высокоразвитая городская культура. Ее центром был город Мохенджо-Даро. Построенный по строгому плану из обожженного кирпича город имел две части: цитадель, где размещались  власти и жреческая элита и  нижнего города, где размещались  основные городские постройки. Город  имел канализационную систему, отстойники для грязной воды. В каждом доме была комната для омовений. Город  хорошо снабжался водой. Хараппцы жили сельским трудом, пользовались плугом, выращивали большое число огородных  культур. Занимались прядением, ткачеством, изготовлением изделий из золота и серебра, сплавов металлов. Они  знали ковку, плавку, литье металлов. Характерной чертой цивилизации  является существование письменности. После нескольких столетий расцвета наступил закат цивилизации.

В долине Ганга возникало  множество поселений с 1600 г. до н.э. Области этой реки с 11 в. до н.э. стали  заселяться индоарийскими племенами. Постепенно из большого числа поселений  первостепенное значение приобрела  Магадха. Рост этого государства  подготовил условия для организации  крупной империи Маурьев (4 в. до н. э.), которая распалась, образуя множество  новых государств. В свою очередь  объединявшихся в новые империи. Характерной чертой социальной жизни  древней Индии является деление  всего населения на касты, социально-профессиональные слои. Такое деление сохраняется  в Индии в новейшее время.

Достижения древних индийцев в самых различных областях вошли  в золотой фонд мировой культуры, в огромной мере обогатив Юго-Восточную, Центральную Азию и Дальний Восток. Ранней религией Древней Индии был  ведизм. Веды - совокупность мифологических представлений древних племен. Они  включают в себя гимны, мифы, описания ритуалов, заклинания и почитаются как священные тексты. Ведизм не был общеиндийской религией, а  почитался лишь определенной группой  племен, воздавших "Ригведы" и  другие ведийские сборники. Ведийская  религия - политеистическая. Главным  богом считался бог грозы - Индра. Хранителем мирового порядка и справедливости бог Варуна, бог огня - Агни и т.д. В Ведах еще нет строгой  иерархии богов. В ведийских гимнах в мифологизированной форме делаются попытки объяснить тайны Вселенной. Ведизм вошел составной частью в  более позднюю религию индуизм, в которой на первый план выдвигается  бог-творец, устанавливается иерархия в пантеоне. Особую роль в индуизме играют три бога - Брахма, Вишну и  Шива, триединство богов. Постепенно особую роль стали играть боги Вишну (бог охранитель) и Шива (бог разрушитель), что привело к появлению двух основных направлений в индуизме. Из культа Вишну, его восьмого перевоплощения в облик Кришны (героя племени  ядавов) родилось новое направление  в вишнуизме - кришнаизм.

Значительно позднее в  Индии утвердился буддизм. Как и  всякая религия, буддизм содержал идею о спасении, о достижении нирваны. На долгом пути к "освобождению" необходимо следовать основным заповедям и, прежде всего, четырем благородным  истинам. В древней Индии была развита философии, главными достижениями которой было атомистическое учение, логика, вопросы человеческой психологии. Древняя Индия подарила миру эпические  поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна", творчество писателя Калидасы, сборник  рассказов и притч, основанных на фольклорном материале "Панчатантра". Сохранившаяся религиозная архитектура  первых веков нашей эры представлена пещерными храмами (индуистскими, буддийскими  и джайнскими), ступами, в которых  по преданиям хранились реликвии Будды.

 

 

35. Христианский тип культуры.

Одним из главных корней трансперсональной  психологии на Западе является христианский мистицизм, который считается основой  христианской теологии и практики.

Он включает следующие  характеристики:

 

1. Бог понимается в качестве  внутренне присутствующего в  человеческом существовании.

 

2. Люди призваны в качестве  своей жизненной задачи развивать  любовь и служение всему человечеству  и всему созданию.

 

3. Иисус Христос является  моделью и внутренним гидом,  проводником для этого личностного  развития.

4. понимается в историческом  контексте христианского сакраментального  служения, теологической рефлексии  и общинной поддержки. Этот  путь обычно включает медитативные  молитвы (Judy, 1991).

Это направление мышления и практики укоренено в учениях  Иисуса и практике ранних Отцов –  пустынников и матерей. В этом значении мудрость христианства была достаточно хорошо выражена рядом христианских мистиков Cредних веков в Европе, в учении Нового Завета.

Христианский мистицизм  провозгласил необходимость развития полноты любви, которую Иисус  считал процессом личностной трансформации  от ограниченного эго-сознания до состояния  космического сознания. В некоторых  случаях этот процесс может быть описан как внутренний брак между  человеком и Богом. В других случаях  он описывается как подчинение Богу. В попытке церкви описать этот процесс на языке доктрины, он иногда называется “обожением”. Под обожением  христианская церковь понимает возможность  человеческого роста навстречу  тому, чтобы включить полноту Бога внутри себя, своего собственного ума  и сердца.

Христианский мистицизм  указывает на пример Иисуса. Христиане, которые позднее были названы  отцами-пустынниками и матерьми-пустынницами, проводили свою жизнь в уединенных районах Сирии, Египта и Палестины. Это было широко распространено в 3-м  столетии и расцвело в последующие 300 лет. Записи внутренней жизни этих людей хорошо представлены в ранних трудах из “Добротолюбия”. Они строго преследовали искушающих их демонов  и представали в эмоциональной  полноте перед Богом. Пустынники-отцы и пустынницы-матери культивировали человеческий дух с той живостью, которая характеризует также  продвинутых практиков других важных духовных традиций. Их опыт обнаруживает прямую связь с современными трансперсональными переживаниями, практикой и прозрениями.

Уединенная жизнь пустынников  была утверждением ценности индивида, что было весьма необычно для того времени. В этом отношении весь Запад  во многом обязан им за их способность  переживать и доказывать такую автономность. В дополнении к культивации внутреннего  Христа и поклонения Богу, подчеркивание  христианством распятия и воскрешения  Христа установило массовый архетип  процесса смерти-возрождения и заняло центральное место в западном сознании. Этот архетип остается центральным  для трансперсональной практики и в наше время. Цикл годовых христианских праздников фокусируется на рождении, смерти и возрождении. Год за годом, через чередование сезонов Рождества, Пасхи, Вознесения это время опять  прославляется.

 

Пустынные отцы и матери практиковали медитативные молитвы для познания себя и внутреннего роста. Краткие  цитаты из “Добротолюбия” показывают важность самоосознания духовного  опыта, открытого через эти практики. В 6-м веке бенедиктианцы составили  кодекс жизни монастырей, который  известен как “Правило Св. Бенедикта”. Одним из ключевых принципов был  особый способ медитирования, называемый “lectio divina” (лат.), который включает медитацию на короткой фразе или на отрывке из писания. Направление практики состоит в том, чтобы привнести святую мудрость в практикующего. Медитация на Иисусе или Иисусовой молитва становится главным направлением восточной ортодоксальной практики. Это исключительно хорошо описано в “Откровенных рассказах странника духовному своему отцу”. Медитативное поклонение Марии также широко распространяется в Европе.

 

Для современной трансперсональной  психологии очень важны “трансперсональные картографии человеческой души”, развитые рядом средневековых мистиков. В  этом смысле весьма интересны работы Бонавентуры, который жил с 1217 по 1274 год и был профессором университета в Париже и общим министром  при францисканцах. Его работа “Путешествие души к Богу” задает модель духовного  развития и карту человеческого  сознания. Связь человеческого сознания с Богом начинается с физической сферы, тела и чувств. Первый уровень  сознания для Бонавентуры является наиболее присутствующим. Он любит  сенсорный мир, и мистерия проявляется  во Вселенной через чувства. Бонавентура  направляет читателя взглянуть в  естественные силы человеческого ума. Здесь он рассматривает память, воображение, математику, рассуждение и другие свойства ума и т.д. На картографию  Бонавентуры опирался Данте в  “Божественной комедии”.

 

 

36. Православие как культурно-исторический феномен.

Правосла́вие ( буквально «правильное суждение» или «правильное учение») — религиозный термин, который может использоваться в 4-х близких, но отчётливо различных значениях:

1. Исторически, а также  в богословской литературе, иногда  в выражении «православие Иисуса  Христа», обозначает апробированное  вселенской Церковью учение —  в противоположность ереси. Терминологическое  значение закрепилось в конце  IV века[1] и в доктринальных документах часто употреблялся как синоним термина «кафолический» (греч. καθολικός).

2. В современном широком  словоупотреблении обозначает направление  в христианстве, оформившееся на  востоке Римской империи в  течение первого тысячелетия  н. э. под водительством и  при заглавной роли кафедры  епископа Константинополя — Нового  Рима, которое исповедует Никео-Цареградский  символ веры и признаёт постановления  семи Вселенских Соборов.

3. Совокупность учений  и духовных практик, которые  содержит Православная Церковь.  Под последней понимается сообщество  автокефальных поместных Церквей,  имеющих между собой евхаристическое  общение (лат. Communicatio in sacris).

4. В современном русском  просторечии употребляется применительно  к чему-либо, относящемуся к этнокультурной  традиции, связанной с Русской  православной церковью.

Догматика

Спасение чрез испове́дание веры «во единаго Бога» (1-й член Символа)

Единосущие Лиц Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Дух  Святой

Испове́дание Иисуса —  Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим (2-й член Символа)

Боговоплощение (3-й член Символа)

Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа и «жизнь будущаго века» (5, 6, 7, 12-й члены Символа)

Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9-й член Символа); Глава Церкви — Иисус Христос (Еф.5:23)

Вера в ангелов и  молитвенное предстательство святых.

37. Исламский тип культуры.

Одним из вариантов культуры традиционного типа общества являются те страны, где большинство населения  исповедует ислам. Именно ислам является ценностным ядром, формирующим данный тип культуры. Религиозная традиция определяет все стороны жизни  каждого мусульманина, являясь ценностным, мировоззренческим ядром культуры. Исламский тип культуры является культурой традиционного типа из-за господства религиозных традиций ислама. В связи с этим рассмотрение данного  типа культуры невозможно без глубокого  проникновения в суть данной религии.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"