Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка
1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.
2. Конец всех вещей (
3. Мифы о героях культуры.
Такие мифы описывают действия
и характер существ,
4. Мифы о рождении и
возрождении. Обычно связанные
с ритуалами инициации, мифы
о рождении и возрождении
5. Мессия. В мифах о приходе
идеального общества (тысячелетние
мифы) или Спасителя (мессианские
мифы) эсхатологические темы
6. Предопределение и судьба.
В некоторых мифах
7. Воспоминание и забывчивость.
Мифы о памяти могут принимать
форму коллективных
8. Высшие существа и
небесные боги. Небо везде считается
священным и соотносится или
идентифицируется с высшими
9. Короли и святые. Мифы о королях можно найти только в традициях, которые знают форму освященной королевской власти. Считалось, что короли имеют союз с богинями. Это был "священный брак".
10. Трансформация. Эти мифы
включают в себя ритуалы
31. Древнеегипетская, античная, библейская, славянская, восточно-азиатская мифологические системы.
Египетская мифология начала формироваться в 6-4 тысячелетии до н.э. В отличии от других культур, египетская довольно долгое время не записывала рассказы о своих богах. Отсутствие связной письменной мифологии наводит на мысль, что эти сказания в большинстве своем передавались изустно, предоставляя рассказчику свободу их толкования. При отсутствии канонов, мифы могли использоваться в различных целях, будь то ритуалы, молитвы или магические заговоры. Сохранение мифов в таком изменчивом, «текучем» виде соответствовало особой египетской форме религиозного синкретизма, при котором происходило смешение функций и могущества двух или более божеств.
Большая часть свидетельств
о них дошла до нас в кратких
косвенных упоминаниях в
Относясь с осторожностью к окружающим их существам, опасным для них, египтяне представляли богов в человеческом облике и молились им о благосклонности и защите. Многие божества изображались с головами животных в знак символического напоминания об их природе и власти, а боги с человеческими головами в качестве украшения или вместо короны носили на голове свой зооморфный символ.
Античная мифология Древнегрече
Античную мифологию наряду
с библейской по праву считают
наиболее значительной по степени ее
влияния на дальнейшее развитие кулътуры
многих народов, в особенности европейских.
Под античной мифологией понимается,
общность греческих и римских
мифов, поэтому иногда можно встретить
термин «греко-рим-ская мифология», хотя
основой для римской
Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Записъ их датируется VI веком до и. 9. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до н.э. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников. Следовательно, вполне можно согласиться с мнением А.А. Тахо-Годи, что в самом Гомере античность видела завершителя творчества еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до н.э. К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей. Значит, в сознании античного человека mворчecmeo певцов и поэтов имеет древние корни и неразрывно связано с мифами о богах и героях.
Помимо богов, полубогов, нимф и демонов античные мифы населены героями, ярчайший пример которых являет собою Геракл, совершивший двенадцать подвигов. Да, Геракл - сын земной женщины и самого Зевса, но совершаемое им воспринимается как совершаемое прежде всего человеком, демонстрирующим и утверждающим свои возможности, будь то победа над Цербером или добывание дарующих вечную молодость яблок из сада Гесперид. В ряду античных героев, преодолевающих почти все преграды - и Эдип, и Одиссей, и аргонавты.
Древние греки, создавая образы героев и со временем дополняя их, придавали значение не только физической силе и выносливости, не только внешней красоте (это как бы само собою разумелось, ибо речь шла о гармонии), но и особенностям героического сознания. Или, иными словами - бодрствующего сознания. Как писал А. Ф. Лосев, «Гомеровская мифология - это красоты героических подвигов, поэтому она и выражена в свете и сиянии солнечных лучей, блеске золота и великолепии оружия. В мире этой красоты мрачные хтонические силы заключены в тартар или побеждены героями. Чудовища оказываются смертными».
Библейские мифы Библия - самом читаемая и самая издаваемая в мире книга. Ее сюжеты - от сотворения мира до распятия, Иисуса Христа и деяний апостолов - вдохновляли и будут вдохновлять писателей, художников, скульпторов, композиторов на создание гениальных произведений. О Священном писании святой Иоанн Златоуст сказал, что это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твердою, умною. Библия включает в себя Ветхий завет и Новый завет. Библейские предания нельзя называть в прямом смысле слова мифами. Скорее это - именно предания и сказания, основанные на истории и многое дающие для понимания отношений, быта, генеалогии народа. Некоторые ветхозаветные тексты отражают в той или иной степени историческое события, происходившие еще в XVII веке до и. э. Позднее они были письменно оформлены на основе устных пересказов, в свою очередь, восходящих к XIII веку до н. э.
Но космогоническая тема здесь сходна с подобной темой в других мифологических системах - сотворение мира из хаоса, отделение суши от тверди; в мифах других народов мира можно найти аналогичные сюжеты о сотворении человека из глины, о древе добра и зла (параллель: древо познания, мировое древо), о всемирном потопе и т. д.
Славянские мифы Славянская мифология и религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, "творцом молнии", каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян Юпитер, у германцев Тор, у литовцев Перкунас — у славян был Перун. Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно — движущегося, облачного неба), олицетворение которого некоторые ученые видят в Свароге. Другие вышние боги считались сыновьями Сварога — Сварожичами; такими богами были солнце и огонь. Солнце обоготворялось под названием Даждьбога, а также Хорса. Брат Сварога, самый таинственный бог и хранитель стад Велес первоначально также был солнечным богом. Все эти названия вышнего бога очень древние и употреблялись всеми славянами. Общеславянские представления о высшем боге получили у отдельных славянских племен дальнейшую разработку, новые, более определенные и более причудливые формы.
Так, у западных славян высшим богом считался Святовит, и ему соответствовал Триглав — трехголовый идол, которому поклонялись в Щетине (Штеттине) и Волине.
32. Религия как культурный феномен.
Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых которые их формулируют.
Религия — это вера в сверхъестественное, признание высших внеземных и надсоциальных сил, создающих и поддерживающих посюсторонний и запредельный миры. Вера в сверхъестественное сопровождается эмоциональным переживанием, чувством сопричастности человека божеству, скрытому от непосвященного, божеству, которое может быть явлено в чудесах и видениях, в образах, символах, знаках и откровениях, посредством которых божество дает о себе знать посвященному.
Религию, как и любое социальное явление, нельзя объяснить из естественной природы человека, ибо социальное никогда не сводимо к биологическому и не может быть объяснено биологическими законами.
С возникновением условий
для сознательного управления общественным
развитием подрываются
Для его развития необходимо
строго научное объективное знание
законов развития природы и общества.
Следует подчеркнуть, научное понимание
сущности религии требует не только
признания ее социальной природы, но
и материалистического
Термин «религия» в переводе с латинского языка буквально означает «связывание, повторное обращение к чему-либо». Гораздо сложнее дать определение понятию «религия». Таких дефиниций существует великое множество, они зависят от принадлежности авторов к той или иной философской школе, традиции. Так, марксистская методология определяла религию как специфическую форму общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Верующий человек, скорее всего, определит религию как взаимоотношение между Богом и человеком. Современное обществознание пытается дать более нейтральное определение: под религией чаще всего понимаются совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Основа любой религии — вера в сверхъестественное, т. е. в необъяснимое с помощью известных науке законов противоречащее им.
Культура и религия - исторически
обусловленные социальные явления,
отрицающие формы существования, познания
и деятельности человека. Культура
есть высшее проявление социального
и человеческого, а степень ее
развития есть степень отделения
человека от природы. Религия есть форма
общественного сознания и явление
культуры. Возникновение религии
как явления культуры представляет
собой историческую необходимость.
Можно сказать, что религия имеет
какие-то очень глубокие корни и
не является "заблуждением", с
которым легко может справиться
наука. Религия тесно связана
с нелогичной формой сознания, она
участвует в образовании
Однако, религия вовсе
не ограничивается познанием
мира, спектр ее задач намного
шире. Некоторые наблюдения приводят
к мысли, что религиозное
У гармонично развитых
людей оба источника знания - и
логического, и нелогического
- находятся в известном