Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:06, доклад
Изучение романа как жанра отличается особыми трудностями. Это обусловлено своеобразием самого объекта: роман - единственный становящийся и еще не готовый жанр. Жанрообразующие силы действуют на наших глазах: рождение и становление романного жанра совершаются при полном свете исторического дня. Жанровый костяк романа еще далеко не затвердел, и мы еще не можем предугадать всех его пластических возможностей.
Нельзя быть великим в
своем времени, величие всегда апеллирует
к потомкам, для которых оно
станет прошлым (окажется в далевом
образе), станет объектом памяти, а не
объектом живого видения и контакта.
В жанре "памятника" поэт строит
свой образ в будущем далевом
плане потомков (ср. надписи восточных
деспотов и надписи Августа). В
мире памяти явление оказывается
в совершение особом контексте, в
условиях совершенно особой закономерности,
в иных условиях, чем в мире живого
видения и практического и
фамильярного контакта. Эпическое прошлое
- особая форма художественного
Важно соотношение времен: ценностный акцент лежит не на будущем, не ему служат, не перед ним существуют заслуги (они - перед лицом вневременной вечности), но служат будущей памяти о прошлом, служат расширению мира абсолютного прошлого, обогащению его новыми образами (за счет современности) - мира, который всегда принципиально противостоит всякому преходящему прошлому.
В готовых высоких жанрах сохраняет свое значение и предание, хотя его роль в условиях открытого личного творчества становится более условной, чем в эпопее.
В общем, мир большой литературы
классической эпохи проецирован
в прошлое, в далевой план памяти,
но не в реальное относительное прошлое,
связанное с настоящим
Современная действительность как таковая, то есть сохраняющая свое живое современное лицо, не могла, как мы уже говорили, стать объектом изображения высоких жанров. Современная действительность была действительностью "низшего" уровня по сравнению с эпическим прошлым. Менее всего могла она служить исходным пунктом художественного осмысления и оценки. Фокус такого осмысления и оценки мог находиться только в абсолютном прошлом. Настоящее - нечто преходящее, это текучесть, какое-то вечное продолжение без начала и без конца; оно лишено подлинной завершенности, а следовательно, и сущности. Будущее мыслилось либо как безразличное, по существу, продолжение настоящего, либо как конец, конечная гибель, катастрофа. Ценностно-временные категории абсолютного начала и абсолютного конца имеют исключительное значение в ощущении времени и в идеологиях прошлых времен. Начало идеализуется, конец омрачняется (катастрофа, "гибель богов"). Это ощущение времени и определяемая им иерархия времен проникают собою все высокие жанры античности и средневековья. Они настолько глубоко проникли в самые основы жанров, что продолжают жить в них и в последующие эпохи - до XIX века и даже позже.
Идеализация прошлого в высоких
жанрах имеет официальный характер.
Все внешние выражения
Мертвых любят по-другому, они изъяты из сферы контакта, о них можно и должно говорить в ином стиле. Слово о мертвом стилистически глубоко отлично от слова о живом.
В высоких жанрах всякая власть и привилегия, всякая значительность и высота уходят из зоны фамильярного контакта в далевой план (одежда, этикет, стиль речи героя и стиль речи о нем). В установке на завершенность выражается классичность всех не романных жанров.
Современная действительность,
текучее и преходящее, "низкое",
настоящее - эта "жизнь без начала
и конца" была предметом изображения
только в низких жанрах. Но прежде всего
она была основным предметом изображения
в обширнейшей и богатейшей области
народного смехового
Из этой стихии народного
смеха на классической почве непосредственно
вырастает довольно обширная и разнообразная
область античной литературы, которую
сами древние выразительно обозначали
как "?????????????", то есть область "серьезно-смехового".
Сюда относятся малосюжетные мимы Софрона,
вся буколическая поэзия, басня, ранняя
мемуарная литература ("?????????"
Иона из Хиоса, "???????" Крития), памфлеты,
сюда сами древние относили и "сократические
диалоги" (как жанр), сюда, далее, относится
римская сатира (Луцилий, Гораций, Персии,
Ювенал), обширная литература "симпосионов",
сюда, наконец, относится мениппова
сатира (как жанр) и диалоги лукиановского
типа. Все эти жанры, охватываемые
понятием "серьезно-смехового", являются
подлинными предшественниками романа;
более того, некоторые из них суть
жанры чисто романного типа, содержащие
в себе в зародыше, а иногда и
в развитом виде, основные элементы
важнейших позднейших разновидностей
европейского романа. Подлинный дух
романа как становящегося жанра
присутствует в них в несравненно
большей степени, чем в так
называемых "греческих романах"
(единственный античный жанр, удостоенный
этого имени). Греческий роман
оказывал сильное влияние на европейский
роман именно в эпоху барокко,
то есть как раз в то время, когда
началась разработка теории романа (аббат
Huet) и когда уточнялся и
В чем же романный дух этих серьезно-смеховых жанров, на чем основано их значение как первого этапа становления романа? Их предметом и, что еще важнее, исходным пунктом понимания, оценки и оформления служит современная действительность. Впервые предмет серьезного (правда, одновременно и смехового) литературного изображения дан без всякой дистанции, на уровне современности, в зоне непосредственного и грубого контакта. Даже и там, где предметом изображения этих жанров служит прошлое и миф, эпическая дистанция отсутствует, ибо точку зрения дает современность. Особое значение в этом процессе уничтожения дистанции принадлежит смеховому началу этих жанров, почерпнутому из фольклора (народного смеха). Именно смех уничтожает эпическую и вообще всякую иерархическую - ценностно-удаляющую - дистанцию. В далевом образе предмет не может быть смешным; его необходимо приблизить, чтобы сделать смешным; все смешное близко; все смеховое творчество работает в зоне максимального приближения. Смех обладает замечательной силой приближать предмет, он вводит предмет в зону грубого контакта, где его можно фамильярно ощупывать со всех сторон, переворачивать, выворачивать наизнанку, заглядывать снизу и сверху, разбивать его внешнюю оболочку, заглядывать в нутро, сомневаться, разлагать, расчленять, обнажать и разоблачать, свободно исследовать, экспериментировать. Смех уничтожает страх и пиетет перед предметом, перед миром, делает его предметом фамильярного контакта и этим подготовляет абсолютно свободное исследование его. Смех - существеннейший фактор в создании той предпосылки бесстрашия, без которой невозможно реалистическое постижение мира. Приближая и фамильяризуя предмет, смех как бы передает его в бесстрашные руки исследовательского опыта - и научного и художественного - и служащего целям этого опыта свободного экспериментирующего вымысла. Смеховая и народно-языковая фамильяризация мира - исключительно важный и необходимый этап на пути становления свободного научно-познавательного и художественно-реалистического творчества европейского человечества.
План комического (смехового)
изображения - специфический план как
во временном, так и в пространственном
отношении. Роль памяти здесь минимальна;
памяти и преданию в мире комического
нечего делать; осмеивают, чтобы забыть.
Это зона максимально фамильярного
и грубого контакта: смех - брань
- побои. В основном это развенчание,
то есть именно вывод предмета из далевого
плана, разрушение эпической дистанции,
штурм и разрушение далевого плана
вообще. В этом плане (плане смеха)
предмет можно непочтительно
обойти со всех сторон; более того, спина,
задняя часть предмета (а также
и его не подлежащее показу нутро)
приобретают в этом плане особое
значение. Предмет разбивают, обнажают
(снимают иерархическое
Комическое разыгрывают (то есть осовременивают); предметом игры служит изначальная художественная символика пространства и времени: верх, низ, перед, зад, раньше, позже, первый, последний, прошлое, настоящее, короткое (мгновенное), долгое и т. п. Господствует художественная логика анализа, расчленения, умертвления.
Мы обладаем замечательным
документом, отражающим одновременное
рождение научного понятия и нового
художественно-прозаического
Характерен, далее, каноничный для этого жанра рассказанный диалог, обрамленный диалогизованным рассказом; характерна максимально возможная для классической Греции близость языка этого жанра к народному разговорному языку; чрезвычайно характерно, что эти диалоги открывали аттическую прозу, что они были связаны с существенным обновлением литературно-прозаического языка, со сменою языков; характерно, что этот жанр в то же время является довольно сложной системой стилей и даже диалектов, которые входят в него как образы языков и стилей с разными степенями пародийности (перед нами, следовательно, многостильный жанр, как и подлинный роман); характерен, далее, самый образ Сократа, как замечательный образец романно-прозаической гeроизации (столь отличной от эпической), наконец, глубоко характерно - и это самое для нас здесь важное - сочетание смеха, сократической иронии, всей системы сократических снижений с серьезным, высоким и впервые свободным исследованием мира, человека и человеческой мысли. Сократический смех (приглушенный до иронии) и сократические снижения (целая система метафор и сравнений, заимствованных из низких сфер жизни - ремесел, обыденного быта и т. п.) приближают и фамильяризуют мир, чтобы его безбоязненно и свободно исследовать. Исходным пунктом служит современность, окружающие живые люди и их мнения. Отсюда, из этой разноголосой и разноречивой современности, путем личного опыта и исследования совершается ориентация в мире и во времени (в том числе и в "абсолютном прошлом" предания). Даже внешним и ближайшим исходным пунктом диалога служит обычно нарочито случайный и ничтожный повод (это было каноничным для жанра): подчеркнут как бы сегодняшний день и его случайная конъюнктура (случайная встреча и т. п.).
В других серьезно-смеховых
жанрах мы найдем другие стороны, оттенки
и последствия того же радикального
перемещения ценностно-
Показательно появление
в этом жанре утопического элемента,
правда неуверенного и неглубокого:
незавершенное настоящее
Мениппова сатира диалогична, полна пародий и травестий, многостильна, не боится даже элементов двуязычия (у Варрона и особенно в "Утешении философском" Боэция). Что мениппова сатира может разрастись в громадное полотно, дающее реалистическое отражение социально многообразного и разноречивого мира современности, свидетельствует "Сатирикон" Петрония.
Почти для всех перечисленных
нами жанров области "серьезно-смехового"
характерно наличие намеренного
и открытого