Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:06, доклад
Изучение романа как жанра отличается особыми трудностями. Это обусловлено своеобразием самого объекта: роман - единственный становящийся и еще не готовый жанр. Жанрообразующие силы действуют на наших глазах: рождение и становление романного жанра совершаются при полном свете исторического дня. Жанровый костяк романа еще далеко не затвердел, и мы еще не можем предугадать всех его пластических возможностей.
Роман соприкасается со стихией
незавершенного настоящего, что и
не дает этому жанру застыть. Романист
тяготеет ко всему, что еще не готово.
Он может появляться в поле изображения
в любой авторской позе, может
изображать реальные моменты своей
жизни или делать на них аллюзии,
может вмешиваться в беседу героев,
может открыто полемизировать со
своими литературными врагами и
т. д. Дело не только в появлении образа
автора в поле изображения, - дело в
том, что и подлинный, формальный,
первичный автор (автор авторского
образа) оказывается в новых
Именно это новое положение
первичного, формального автора в
зоне контакта с изображаемым миром
и делает возможным появление
в поле изображения авторского образа.
Эта новая постановка автора - один
из важнейших результатов
В этой связи коснемся "Мертвых
душ" Гоголя. Гоголю рисовалась как
форма его эпопеи "Божественная
комедия", в этой форме мерещилось
ему величие его труда, но выходила
у него мениппова сатира. Он не мог
выйти из сферы фамильярного контакта,
однажды войдя в нее, и не мог
перенести в эту сферу
Но современность как новый исходный пункт художественной ориентации вовсе не исключает изображения героического прошлого, притом без всякого травестирования.
Пример - "Киропедия" Ксенофонта
(она уже не входит, конечно, в
область серьезно-смехового, но лежит
на ее границах). Предметом изображения
служит прошлое, героем - великий Кир.
Но исходным пунктом изображения
является современность Ксенофонта:
именно она дает точки зрения и
ценностные ориентиры. Характерно, что
героическое прошлое избрано
не национальное, а чужое, варварское.
Мир уже разомкнулся; монолитный
и замкнутый мир своих (каким
он был в эпопее) сменился большим
и открытым миром и своих и
чужих. Этот выбор чужой героики
определяется характерным для Ксенофонтовой
современности повышенным интересом
к Востоку-к восточной
Изображение прошлого в романе вовсе не предполагает модернизации этого прошлого (у Ксенофонта есть, конечно, элементы такой модернизации). Напротив, подлинно объективное изображение прошлого как прошлого возможно только в романе. Современность с ее новым опытом остается в самой форме в`идения, в глубине, остроте, широте и живости этого видения, но она вовсе не должна проникать в само изображенное содержание, как модернизирующая и искажающая своеобразие прошлого сила. Да ведь всякой большой и серьезной современности нужен подлинный облик прошлого, подлинный чужой язык чужого времени.
Охарактеризованный нами
переворот в иерархии времен определяет
и радикальный переворот в
структуре художественного
Для эпоса характерно пророчество,
для романа - предсказание. Эпическое
пророчество всецело
Неистребима "модернистичность" романа, граничащая с несправедливой оценкой времен. Вспомним переоценку прошлого в Ренессансе ("тьма готического века"), в XVIII веке (Вольтер), в позитивизме (разоблачение мифа, легенды, героизации, максимальный отход от памяти и максимальное - до эмпиризма - сужение понятия "познание", механистическая "прогрессивность" как высший критерий).
* * *
Коснусь некоторых связанных с этим художественных особенностей. Отсутствие внутренней завершенности и исчерпанности приводит к резкому усилению требований внешней и формальной, особенно сюжетной, законченности и исчерпанности. По-новому ставится проблема начала, конца и полноты. Эпопея равнодушна к формальному началу, может быть неполной (то есть может получить почти произвольный конец). Абсолютное прошлое замкнуто и завершено как в целом, так и в любой своей части. Поэтому любую часть можно оформить и подать как целое. Всего мира абсолютного прошлого (а он и сюжетно един) не охватить в одной эпопее (это значило бы пересказать все национальное предание), трудно охватить даже сколько-нибудь значительный отрезок его. Но в этом и нет беды, ибо структура целого повторяется в каждой части, и каждая часть завершена и кругла, как целое. Можно начать рассказ почти с любого момента, и можно кончить его почти на любом моменте. "Илиада" представляется случайной вырезкой из троянского цикла. Конец ее (погребение Гектора) с романной точки зрения ни в коем случае не мог бы быть концом. Но эпическая завершенность от этого нисколько не страдает. Специфический "интерес конца" - а чем кончится война? кто победит? что будет с Ахиллом? и т. п. - в отношении эпического материала абсолютно исключен как по внутренним, так и по внешним мотивам (сюжетная сторона предания была заранее вся известна). Специфический "интерес продолжения" (что будет дальше?) и "интерес конца" (чем кончится?) характерны только для романа и возможны только в зоне близости и контакта (в зоне далевого образа они невозможны).
В далевом образе дается
целое событие, и сюжетный интерес
(незнание) невозможен. Роман же спекулирует
категорией незнания. Возникают различные
формы и методы использования
авторского избытка (того, чего герой
не знает и не видит). Возможно сюжетное
использование избытка (внешнее) и
использование избытка для
Особенности романной зоны в разных разновидностях его проявляются по-разному. Роман может быть лишен проблемности. Возьмем, например, авантюрно-бульварный роман. В нем нет ни философской, ни социально-политической проблемности, нет психологии; ни через одну из этих сфер, следовательно, не может быть контакта с незавершенным событием современной и нашей жизни. Отсутствие дистанции и зона контакта используются здесь по-иному: вместо нашей скучной жизни нам предлагают, правда, суррогат, но зато интересной и блестящей жизни. Эти авантюры можно сопереживать, с этими героями можно самоотождествляться; такие романы почти могут стать заменою собственной жизни. Ничего подобного не может быть в отношении эпопеи и других дистанциированных жанров. Здесь раскрывается и специфическая опасность этой романной зоны контакта: в роман можно войти самому (ни в эпопею, ни в другие дистанциированные жанры никогда не войдешь). Отсюда возможность таких явлений, как замена собственной жизни запойным чтением романов или мечтами по романному образцу (герой "Белых ночей"), как боваризм, как появление в жизни модных романных героев - разочарованных, демонических и т. п. Другие жанры способны порождать подобные явления лишь тогда, когда эти жанры романизованы, то есть транспонированы в романную зону контакта (например, поэмы Байрона).
С новой временной ориентацией
и с зоной контакта связано
и другое, в высшей степени важное
явление в истории романа: его
особые отношения к внелитературным
жанрам - жизненно-бытовым и
Но изменение временной ориентации и зоны построения образов ни в чем не проявляется так глубоко и существенно, как в перестройке образа человека в литературе. Однако этого большого и сложного вопроса в рамках настоящей статьи я могу коснуться лишь бегло и поверхностно.
Человек высоких дистанциированных жанров - человек абсолютного прошлого и далевого образа. Как такой, он сплошь завершен и закончен. Он завершен на высоком героическом уровне, но он завершен и безнадежно готов, он весь здесь, от начала до конца, он совпадает с самим собою, абсолютно равен себе самому. Далее, он весь сплошь овнешнен. Между его подлинной сущностью и его внешним явлением нет ни малейшего расхождения. Все его потенции, все его возможности до конца реализованы в его внешнем социальном положении, во всей его судьбе, даже в его наружности; вне этой его определенной судьбы и определенного положения от него ничего не остается. Он стал всем, чем он мог быть, и он мог быть только тем, чем он стал. Он весь овнешнен и в более элементарном, почти в буквальном смысле: в нем все открыто и громко высказано, его внутренний мир и все его внешние черты, проявления и действия лежат в одной плоскости. Его точка зрения на себя самого полностью совпадает с точкой зрения на него других - общества (его коллектива), певца, слушателей.