Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:14, контрольная работа
Цель, которую поставили перед собой авторы учебников – сформировать читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Вот почему теоретико-литературные знания должны быть, но должны быть функциональными, т.е. помогать постижению художественного произведения. Автор уходит от директивной формы подачи теоретического материала, базовые понятия вводятся опосредовано (через диалог автора с читателем или сквозных героев) и одновременно являются частью структуры учебника:
УМК по Кутузову ………………………….стр.3
5 класс ………………………………………стр. 5-10
6 класс ………………………………………стр. 11-17
7 класс……………………………………….стр.18-22
8 класс……………………………………….стр.23-29
9 класс………………………………………стр.30-34
36. Ф. И. Тютчев. Мир природы в творчестве
поэта «Что ты клонишь…», «Ты, волна моя
морская,…».
37. Анализ лирического произведения.
Урок – практикум.
38. И. С. Тургенев. Реализм в литературе.
Рассказ «Бирюк».
39. Роль портретной характеристики и
окружающей обстановки для раскрытия
характера героя. Роль рассказчика.
40. Творческий практикум. Проба пера.
Сочиняем рассказ на тему «Как в тех или
иных обстоятельствах с неожиданной стороны
раскрылся характер героя».
41. Библиотечный урок. Ги де Мопассан
«Ожерелье».
42. Н. С. Лесков «Человек на часах». Конфликт
в произведении.
43. Традиции русской духовной и светской
литературы в изображении чувства и долга,
человечности и чести.
44. Р/р. Сочинение – рассуждение на тему
«Борьба чувства и долга в литературных
произведениях».
45. Литература XX века. Традиции. М. Горький
«Макар Чудра». Образная система произведения.
46. Композиция, язык и стиль произведения.
Роль автора – рассказчика.
47. Творческий практикум. «Образ женщины
в романтической литературе XIX – XX в.»
(или сопоставление Людмилы и Радды).
48. А. И. Куприн «Гамбринус». Образ Сашки.
49. Антитеза «живого и неживого» в повестях
Куприна. Развитие антитезы в «Гамбринусе».
50. Творческий практикум. Эссе на тему
«Жизнь коротка – искусство вечно».
51. Н. С. Гумилев. Рассказ «Золотой рыцарь».
52. Библиотечный урок. «Зорко только сердце!».
Антуан де Сент Экзюпери. «Маленький принц».
53. Вечные философские вопросы в повести-сказке
«Маленький принц».
54. А. С. Грин «Алые паруса». Вечная мечта
человека о счастье.
55. А. П. Платонов «В прекрасном и яростном
мире». Тонкий душевный мир машиниста
Мальцева.
56. Мир природы и мир людей у Платонова.
Особенности прозы писателя.
57. А. Т. Твардовский. Военная тема в русской
литературе. «Василий Теркин». Избранные
главы.
58. Собирательный образ бойца Теркина.
Фольклорные и реалистические традиции
в создании образа.
59. Творческий практикум. Очерк об участнике
Великой Отечественной войны.
60. Н. М. Рубцов. Поэтический мир поэта.
Природа и родина в его лирике.
61. Советы библиотеки. Поэты о малой родине.
Поэтический вечер.
62. В. М. Шукшин «Дядя Ермолай». Вечные
вопросы русского человека.
63. Советы библиотеки. Рассказы Шукшина
«Упорный», «Микроскоп», «Одни» и др. Продолжение
темы «маленького человека» в русской
литературе.
64. Р/р. Сочинение «Тема
65. Творческий практикум.
66. Итоговая читательская конференция «Прогноз
развития литературных традиций в XXI веке».
67. Рекомендация книг для летнего чтения.
68. Резервный урок.
Изучение лирики Н.А. Некрасова в 8 классе по программе А.Г. Кутузова не придусмотренно
Пояснительная записка (9 класс)
Учебник А. Г. Кутузова «В
мире литературы» для 9 класса входит
в федеральный перечень учебников,
определенных Министерством образования
РФ. Данная программа составлена на
основе авторской программы под руково
Под литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова, а целью данного процесса является формирование творчества читателя, способного к полноценному восприятию предмета в контексте мировой духовной культуры.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью, так и с эстетической функцией литературы. Структурообразующими составляющими программы А. Г. Кутузова являются базовые теоретико-литературные понятия. Для 9 класса это «Автор – образ - читатель», поэтому формулировки тем уроков составлены с учетом данного базового понятия и не противоречат сложившейся ранее системе, учитывают этапы литературного развития учащихся.
Кроме того, концептуальная основа программы А. Г. Кутузова – изучение произведений на основе творческой деятельности. Поэтому планирование составлено с учетом анализа произведения в единстве формы и содержания. В программе А. Г. Кутузова осуществляется деятельностный подход в обучении, что отражено в составленном тематическом планировании как в виде творческих практикумов и творческих мастерских, так и в названиях уроков.
Содержание основного курса
Введение
Читатель и жизнь литературного произведения. Образ - послание автора читателю, его современнику и потомку. Чтение и осмысление художественного произведения читателями разных поколений и эпох. Интерпретация художественного произведения
Зарубежная литература
Литература средневековья. Ук де ла Бакалариа. Рудольф фон Фенис. Безымянный поэт. Поэтическое мастерство трубадуров, миннезингеров и вагантов. Основные мотивы их поэзии. Новый тип лирического героя.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
Эпоха Возрождения. Новый взгляд на человека. Основной конфликт трагедии «Ромео и Джульетта». «Вечные» проблемы и их разрешение в трагедии Шекспира
М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» Рыцарский роман или пародия на него? Интерпретация образа главного героя. Образ и символ. Жизнь произведения во времени.
Мольер. «Тартюф». Изображение человека эпохи абсолютизма. «Вечные» образы и их восприятие читателями разных эпох. Злободневность и актуальность комедии. Мастерство комедийной интриги. Понятие о классицизме.
И.В.Гёте. «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о Фаусте. Добро и зло в трагедии. Жажда познания как свойство человеческого духа.
Русская литература
Возникновение русской литературы. «Задонщина».
Идеи просвещения и гуманизма в русской литературе XVIII века.
Г.Р.Державин. «Памятник»
А.С.Пушкин
А.С.Пушкин – начало всех начал и ориентир русской культуры. Тематическое и жанровое многообразие лирики Пушкина. Свобода как гражданский, нравственный и философский идеал. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Державина «Памятник»
«Капитанская дочка». Темы любви, чести и нравственного долга в романе «Капитанская дочка».
«…Русский бунт, бессмысленный и беспощадный…» Образ Пугачёва в романе. Злодей или защитник народа? Тема любви в романе. Особенности композиции романа. «Капитанская дочка» - послание А.С.Пушкина потомкам.
«Медный всадник».Образ «маленького человека» в повести. Сопоставление романа «Капитанская дочка» и повести «Медный всадник».
М.Ю.Лермонтов
Основные темы и мотивы лирики Лермонтова. «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно…», «Нет, я не Байрон, я другой», «Кинжал». Эмоциональная ёмкость образов лирики Лермонтова. Образы и символы в лирике Лермонтова. «Смерть поэта». История создания, образы стихотворения .
Н.В.Гоголь
Обзор жизни и творчества Гоголя. «Ревизор». Своеобразие сюжета, системы образов. Гоголевский смех. Страх как развитие комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Своеобразие конфликта. Значение «немой» сцены и эпиграфа. Собирательный образ города.
«Шинель». Образ Петербурга. Образ «маленького» человека в повести.
Н.А.Некрасов. Н.А.Некрасов - поэт и гражданин. Основные мотивы лирики.
И.С.Тургенев «Ася». Злободневное и вечное в повести
Ф.М.Достоевский «Белые ночи». Образ маленького человека в произведении.
О.Уайльд «Кентервильское привидение».Образ и символ в рассказе.
А.П.Чехов. «Студент». Своеобразие тематики и проблематики. Философская концепция рассказа. Библейские образы в рассказе.
Лирика конца XIX – начала XX века
Понятие «серебряный век». Основные представители «серебряного века» . Традиции и новаторство лирики начала XX века . Особенности художественной образности.
А.Блок. «Поэт в изгнаньи и сомненьи», «Гамаюн».
Маяковский. «А вы смогли бы?», «Послушайте!» «Ода революции».
Б.Пастернак. «Метель», «Светает», «Петухи».
А.Ахматова. «Смятение», «Перед весной бывают дни такие», «Сероглазый король».
М.Цветаева. «Ошибка», «Идёшь на меня похожий», «Вот опять окно». Образ-переживание лирического героя и приёмы его создания в творчестве поэтов.
И.А.Бунин. «Тёмные аллеи».Сюжет, характер , образ. Изображения «мгновения» жизни как художественный приём. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля. Реминисценция и её художественная функция.
Гумилёв. «Золотой рыцарь». Традиции баллады в рассказе. Неоромантический герой.
Современная духовная литература
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Слово на светлой пасхальной седмице».
Иеромонах Роман. «Пресвятая Богородица».
Православная духовная традиция и светская русская литература. Их взаимосвязь и взаимовлияние.
М.А.Булгаков. «Собачье сердце».Система образов произведения. Сатирические традиции русской литературы в повести, её новаторство. Отражение в повести революционной действительности и глубина философской проблематики. Фантастика и реальность в повести. Образы повести, ставшие символами.
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Война в жизни народа и человека. Человек в экстремальной ситуации. Психологизм повествования. Образ главного героя: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа?
Современная проза. Обзор. Традиции и новаторство прозы 70-80-х годов. Нравственно-философская проблематика. Образы-типы. Писательское мастерство.
Р.Бах . «Чайка по имени Ливингстон»
Итоговая читательская конференция. Художественное произведение и его читатели.
«Золотой век» русской литературы
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Творческая история романа. Своеобразие жанра, «энциклопедичность». Название романа и проблема героя в художественном мире произведения. Автор и его герои. Нравственная и философская проблематика. Герои романа и герои русской литературы. Своеобразие композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Тематика лирических отступлений и их роль. «Онегинская» строфа.
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Смысл названия. Своеобразие жанра и композиции. Функции авторского предисловия. Система рассказчиков. Особенности повествовательной манеры. Романтизм и реализм в романе. Психологизм.
Печорин в системе художественных образов романа. Тема героя и времени, своеобразие её решения. Глубина нравственной проблематики.
Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».
История создания и публикации. Эволюции замысла поэмы. Смысл названия, проблема жанра. Сюжетно-композиционные особенности, «сквозные образы». Система художественных образов поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции детали. Особое место образов Плюшкина и Чичикова . Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капитане Копейкине» в структуре поэмы.
Своеобразие повествовательной манеры. Единство сатирического и лирического начала в поэме как воплощение авторского замысла. Образ автора и основные средства его создания. Тема родины и народа и неоднозначная её трактовка.
В 9 классе по программе А.Г. Кутузова предусмотрено изучение Н.А.Некрасова - поэт и гражданин. Основные мотивы лирики.