Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:36, реферат
Выходом из этой проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Для успешного существования природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. По мнению доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова, в современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Введение. Роль исследовательской деятельности в современной школе. – Стр. 3-6
Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе. – Стр.7- 27
Цель и задачи исследовательской деятельности.
Этапы выполнения исследовательской работы.
Как готовиться к уроку-исследованию.
Критерии выполнения исследовательской работы.
Виды исследовательских работ по русскому языку и литературе.
Методические приёмы, задания исследовательского характера.
Заключение. – Стр.28
Использованная литература. – Стр.29
Коммуникативные ценности |
“да” |
“нет” |
“не знаю” | |
1. |
Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понятным |
В результате проведения самодиагностики делается вывод учащимися, а затем педагогом о наличии или сформированности тех или иных знаний, умений, качеств личности.
В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой мы получаем новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний. В любом случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования.
Поэтому важным становится вопрос о разграничении различных видов исследования: проекта, учебного исследования и научного исследования.
Мы работаем по алгоритму, в котором два вопроса.
1-й вопрос. Цель деятельности – создание объекта или модели? Что может быть объектом или моделью? Это книга, плакат, газета, игрушка, электронная энциклопедия… Если да, перед нами проект. Проект может и вовсе не носить исследовательский характер в чистом виде, когда ребенок просто систематизирует материал, найденный и собранный кем-то до него.
Создание проектов – очень нужный и полезный вид деятельности. Главное в проекте – то, что сразу видишь результат, то, что можно работать в группах и целым классом. Итогом проекта в среднем звене, например, может стать книжка с иллюстрациями, рисунками детей после прочтения сказок, рассказов. Или же плакат в защиту русского языка от сквернословия и иностранных словечек. В старшей школе учебные проекты позволяют систематизировать, например, очень объемный материал по темам «Литература периода Великой Отечественной войны», «Мотив дороги в русской поэзии»
2-й вопрос. Результат исследования ученика известен учителю (и шире – в науке) заранее? Результат работы семиклассницы уже был известен в науке, и, безусловно, был известен ее руководителю. Это исследование, но учебное. Его цель – смоделировать исследовательскую ситуацию, провести своего рода игру, в результате которой ребенок научится выделять проблему, ставить гипотезу, работать с различными источниками информации, обобщать, сравнивать, делать выводы. Элементы учебного исследования очень часто используются на уроках.
Если же результат заранее не известен, если мы можем его лишь предполагать, т.е. выдвигать гипотезу, то работа будет представлять собой научное исследование.
Цель его – не открытие новых сведений для ребенка, а вклад, пусть небольшой, в науку. Такая работа должна, к тому же, иметь и практическую пользу.
Этапы выполнения научно( учебно)-исследовательской работы
Первый этап – подготовка к исследованию:
Как происходит научное открытие? Случайно или закономерно его появление? Любой ли ребенок может быть исследователем? Что может исследовать ученик среднего звена или старшей школы? Каковы этапы и особенности работы над исследованием? Как сделать такую работу востребованной и успешной? Как выбрать тему? Что она дает ученику? Учителю? С чего начать?.. Это лишь немногие вопросы, которые встают перед любым исследователем.
Вспомним слова Пифагора: «Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения». Когда одни учащиеся видят успех других на ниве исследовательской деятельности, у первых возникает желание тоже поучаствовать в исследовании. Но нередко случается так, что учащийся желает, тема есть, а работы нет. Какова же формула успеха? Как сделать так, чтобы выполненная работа приносила удовлетворение и учащемуся, ее автору, и руководителю?
Для того чтобы решить эту проблему, уже в среднем звене необходимо выяснить круг интересов, возможности, а также интеллектуальные особенности ученика, желающего заниматься исследовательской деятельностью.
Любая исследовательская работа должна носить проблемный характер – то есть решать один или ряд вопросов. Что это за вопросы? Мы выделяем, например, такие:
Что? – предмет и объект исследования. Что я буду изучать? Что мне интересно? В чем я разбираюсь? Вместе с учащимся формулируем основные понятия исследования, выделяем аспект, ключевые слова.
Зачем? – цель исследования, которая должна быть актуальна. Зачем я провожу исследовательскую работу? Почему именно сегодня это необходимо? Однако не стоит предлагать новичку всё и сразу. Лучше пусть цель будет одна, но реально достижимая.
Что буду делать? – задачи, которые конкретизируют цель. Какие умения и навыки понадобятся? Постановка определенных шагов деятельности учащегося: выявить, описать, проанализировать, собрать материал, составить словарь… Задачи должны быть выполнимы, а также максимально конкретны.
Как? – методы и приемы исследования. Описание, анализ, сравнение, наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, моделирование, изучение и анализ документации, шкалирование, ранжирование, эксперимент... Выбор методов зависит, в первую очередь, от возраста юного исследователя, а также от темы работы, степени подготовленности ученика, наличия или отсутствия гипотез.
Что нового получу? – научная новизна. Будет ли подтверждена или опровергнута гипотеза? Какие новые данные внесет мое исследование в науку? Будет ли оно востребовано?
Кому это нужно? – предполагаемая значимость исследования. Какие практические результаты внесет проделанная работа в науку? Где эти результаты смогут быть использованы?
Безусловно, с каждым школьником своя последовательность вопросов и их иерархия. Старшеклассник более самостоятелен. Ученик среднего звена сам ответит на вопросы «Что?», «Зачем?», «Что делать?», а вот с вопросами «Как?», «Кому это нужно?» ему придется помочь.
Позже ответы на данные вопросы помогут написать Введение к работе. Здесь уже содержатся все обязательные компоненты Введения.
И только сейчас, на наш взгляд, разведав всю обстановку и создав условия для успешного выполнения исследовательской работы, можно приступать к формулировке темы исследования. Причем тема будет отражать ответ на один или несколько вопросов. Чаще всего тема отвечает на вопрос Что?
Немаловажный вопрос при выборе темы исследования – ее актуальность.
Думаем, актуальна та тема, которая предполагает наличие определенного поля деятельности. Даже в рамках уже хорошо изученной в науке темы следует найти ту нишу, тот материал, который сможет занять ваше исследование. Работа подобного рода предполагает определенный синтез – совмещение различных дисциплин, теории и практики, взаимодействие гипотезы и эксперимента… Существенную роль играет и так называемый эгофактор – ученик должен понимать, что и зачем он делает, испытывать внутреннюю мотивацию и быть заинтересованным в выбранной теме не меньше, чем вы.
В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.
Основные этапы исследования:
· выявление и постановка проблемы исследования;
· формулирование гипотезы;
· планирование и разработка исследовательских действий;
· сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и экспериментов;
· анализ, сопоставление полученных данных, формулировка выводов и их проверка;
· подготовка выступления;
· презентация проекта;
· переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов;
· внесение корректив в работу и оформление отчета.
Как готовиться к уроку-
Я уже на начальном этапе предлагаю каждому учащемуся следующую памятку:
Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию»
1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.
2. Прочитайте рекомендованную
3. Сопоставьте противоречивые
4. Составьте план (тезисы) вашего
выступления, включая пересказ ключевых
эпизодов, необходимые цитаты, сделайте
выводы. Проговорите вслух, проверьте,
сколько времени займет
Метод поиска литературы
— Обращение к энциклопедическим словарям — для получения самой информации, или для нахождения ссылок на референтных авторов
— Использование библиотечных каталогов и указателей
— Консультации с работниками библиотеки
— Обращение к реферативным журналам
— Просмотр периодической печати
Информационное обеспечение решаемой задачи
· Сбор, обработка и обобщение сведений о проблеме
· Подбор и изучение разнообразной литературы, имеющей отношение к решаемой задаче
· Изучение опыта по решению аналогичных задач, оценка уровня и эффективности их решения.
Критерии выполнения исследовательской работы.
Долгое время устное выступление (до 10 минут), завершавшееся ответом на вопросы жюри и присутствующих конкурсантов, было формой защиты результатов исследования. Нередко возникали противоречивые ситуации: ученик, выполнив интересное самостоятельное исследование, к сожалению, защищал его неудачно. Причины разные: недостаточная проблемность изложения, вполне понятное волнение. И напротив, выполнив довольно скромную работу, но, обладая красноречием, другой выигрышно представлял свое исследование. Неизбежна и субъективность в оценке.
Устранить это противоречие нетрудно. Р.П.Терентьева предлагает использовать систему критериев. Эксперты, заранее познакомившись с работами, оценивают их по определенным критериям. Они могут быть такими:
1. Характер исследования проблемы:
— концептуальный - 10 баллов
— проблемно-аналитический - 6 - 8 баллов
— реферативный - 2 балла
2. Степень самостоятельности в решении проблемы - до 5 баллов
3. Владение теоретико-
4. Знакомство с
5. Работа с текстом художественного произведения:
— анализ текста - до 5 баллов
— цитирование иллюстрированного характера - 2 балла
6. Структура исследования (план, введение, четкость в формулировке целей, выводы, библиография) - 5 баллов
7. Стиль изложения - 2 балла
(Максимум — 35 баллов)
Отдельно оценивается защита исследования в ходе научно-практической конференции. Возможные критерии: Критерии защиты исследовательской работы.
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; убедительность и убежденность.
2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
3. Культура речи, манера, использование
наглядности, чувство времени,
удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументируемость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
Каждый пункт оценивается по пятибалльной шкале.
Итоговая оценка слагается из суммы оценок за исследование и его защиту.
Виды исследовательских работ по русскому языку и литературе.
Учащимися разрабатываются исследовательские, информационные, практико-ориентированные проекты. С каждым годом растет количество проектов, улучшается их качество, расширяются виды и формы.
Лучшими проектами признаны:
Творческие
Исследовательские:
Информация о работе Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы