Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 18:36, реферат

Краткое описание

Выходом из этой проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Для успешного существования природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. По мнению доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова, в современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Содержание

Введение. Роль исследовательской деятельности в современной школе. – Стр. 3-6
Методика организации исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе. – Стр.7- 27
Цель и задачи исследовательской деятельности.
Этапы выполнения исследовательской работы.
Как готовиться к уроку-исследованию.
Критерии выполнения исследовательской работы.
Виды исследовательских работ по русскому языку и литературе.
Методические приёмы, задания исследовательского характера.
Заключение. – Стр.28
Использованная литература. – Стр.29

Вложенные файлы: 1 файл

Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы..doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Анализ предложений текста:

    • Прочитайте текст. Выделите сложные предложения. Из скольких простых предложений состоит каждое сложное? Какими /союзными словами/ связываются простые предложения в составе сложного? Определите группу союзов по значению: сочетательные и подчинительные.
    • Выпишите предложения с подчинительными союзами /союзными словами/. Найдите главное и придаточное предложения /заключите главное в квадратные скобки, придаточное — в круглые/. Обратите внимание на место прилагательного предложения.
    • Определите, к чему относится придаточное: к слову, словосочетанию, ко всему главному /задайте вопрос к придаточному/.
    • Составьте графическую схему СПП с обозначением в ней знаков препинания и указанием зависимости придаточного предложения от главного.
    • Обратите внимание на вопрос к придаточным предложениям. По характеру вопросов определите вид придаточных предложений: определительное, изъяснительное, обстоятельственное.

      

      2. Сделайте  вывод о своих наблюдениях.

          В девятом классе к уроку  «Речевой этикет как правила  речевого поведения» группе учащихся было дано задание собрать информацию для исследования по темам: употребление слов благодарности и извинения в общественном транспорте, в школе, в магазине и других местах. Другой группе — законспектировать статью о словах благодарности из книги  Н. И. Формановской «Речевой этикет». На уроке ученики ознакомили одноклассников с собранным материалом, разыграли мини-сценки, предложили речевые ситуации для анализа на уроке. Урок закончился своеобразной речевой цепочкой: каждый ученик произносил слова благодарности, а затем слова извинения так, чтобы они не повторялись и не прерывали цепочку.

          Для домашней работы исследовательского  характера можно предложить задания  типа: Подобрать доказательства  к данному тезису: «Обладающие   сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей»;

  • Составить обобщающую таблицу «Правописание НЕ с различными частями речи»;
  • Подготовить сообщение «Словари русского языка»;
  • Составить словарь основных этических форм: обращения, приветствия, прощания, извинения и др. с включением различных моделей речевых ситуаций;
  • Составьте словарный диктант на заданную тему;
  • Подготовить сообщение по 2 — 3 источникам на тему «Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи русского языка» и др.

Приобретенные знания на такой основе обычно оказываются прочными и служат надежной базой для дальнейшего развития ученика.

          Чтобы пробудить интерес к  такой деятельности, часто задаю  ребятам вопрос ПОЧЕМУ? Следующего  содержания:

  • ПОЧЕМУ после шипящих надо писать гласные И, У, А?
  • ПОЧЕМУ на конце кратких прилагательных после шипящих не пишется Ь знак?
  • ПОЧЕМУ возникает необходимость изучать правописание приставок ПРИ - и ПРЕ- ?
  • ПОЧЕМУ, изучая правописание О-Е-Ë после шипящих, надо определять часть речи и морфему? И др.

Вопросы ПОЧЕМУ? заставляют задумываться учеников, искать ответ, а некоторые ученики сами готовят занимательные «почемучки».

          От простых проблем переходим  к сложным. Ребятам интересно  знать:

 

  • Как возникла письменность?
  • Какова роль языка в жизни человека?
  • Почему меняется словарный состав языка?
  • Кто придумал правила правописания?
  • Как возникли знаки препинания?
  • Что такое речевой этикет и как он связан с культурой поведения? и др.

Чтобы удовлетворить потребности детей в познании, можно включать в урок сведения из истории развития языка, работаем с дополнительной литературой, со словарями, ребята с удовольствием готовят сообщения, собирают информацию по интересующим вопросам, подбирают книги, старшеклассники пишут рефераты. Со своими находками и открытиями ребята выступают перед одноклассниками, учащимися младших, а иногда и старших классов.          Способствуют формированию интереса к творческому поиску и самовыражению внеклассные мероприятия, в которых ребята могут принять участие, показать свою эрудицию, проверить свои знания, заявить о себе.

                                   5 – 6 класс

К уроку по теме «Род, число, падеж имён существительных»:

А) Запишем строки из стихотворений Державина и Пушкина:

 

И тихая луна, как лебедь величавый,            Глядь – поверх текучих  вод           

Плывёт в сребристых облаках. Лебедь белая плывёт.

- Что необычного для  вас в этих стихах? ( Лебедь  у Державина мужского рода, а  у Пушкина – женского).

Вывод: В 19 веке эта прекрасная птица не имела устойчивого рода. Собиратель русских сказок Афанасьев связывает женский род этого слова с былинами и легендами:

Одна из наиболее любопытных старинных былин содержит рассказ о том, что богатырь Поток женился на вещей Красавице, которая впервые ему явилась на тихих морских заводях в виде белой лебеди.

В современном русском языке победила форма мужского рода – форма, использовавшаяся Державиным, а для женского рода нашлись слова ЛЕБЁДКА, ЛЕБЁДУШКА.

Б) Два французских слова: КАКАО и КОФЕ – употребляются как слова двух родов:

Ароматное какао – среднего рода;

Терпкий кофе – мужского рода.

Вывод: Слово современной науке.

«Русская грамматика» (М., 1980) подтверждает, что в современном языке слово КОФЕ мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде»: сгущённое кофе с молоком.

В) Интересно и то, что когда – то все профессии были мужского рода, но в ХХ веке женщины активно приобщались к труду, и язык моментально отреагировал на это явление.

-К словам мужского  рода подберите пару женского  рода:

Учитель-……., писатель - …., скрипач - …., разведчик - …, певец - …., спортсмен-…., чемпион - …., лыжник-…., пловец - …..

Нетрадиционные лингвистические задания

  • Самостоятельное составление  тематического Словаря
  • Исследование лингвистического текста
  • Разработка наглядных пособий
  • Разработка кроссвордов
  • Задания на основе исследования материалов газет, радио, телевидения
  • Составление «бестолковых» словарей (сопоставление значения и состава слова):  безграмотный – окончивший школу без похвальной грамоты
  • Редактирование текста
  • Исправление ошибок в тексте
  • Решение лингвистических задач, придумывание лингвистических задач
  • Анализ детского словотворчества
  • Многоаспектный анализ слова

Примеры заданий исследовательского характера, которые получали учащиеся на разных этапах подготовки к учебному занятию и во время его проведения:

  • подобрать ряд однокоренных слов  к слову водить, выявить чередования согласных и объяснить их исторически.
  • выделить корень в словах воротить, ворочать, поворачивать, возврат, вращать, обнаружить чередования звуков и доказать лексическое родство данных слов.
  • в скольких орфографических вариантах представлен корень в словообразовательном гнезде слова отец
  • Являются ли слова дерево и  здоровье исторически родственными? Прокомментируйте ответ. Какие исторически родственные слова вы можете подобрать к данным?
  • Проверьте безударные гласные в корне. Проверочные слова запишите. Вставьте орфограмму. Обозначьте корни. Подчеркните чередующиеся звуки.

Образец: значение – знак (ч//к)

  • Проверьте две безударные гласные в корне слова. Проверочные слова запишите. Обозначьте корни. Проверочные слова запишите. Подчеркните чередующиеся звуки.

Образец: трепетать от волнения – трепет, трепещет (т//щ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Учитель, подготавливая учащихся к достижению поставленных целей, на всех этапах урока должен продуманно, с учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся организовать их совместную деятельность так, чтобы ученик не испытывал чувства страха, адекватно реагировал на происходящее в классе, чувствовал свою личностную значимость и осознавал свою роль в общем деле. Так и руководство исследовательской деятельностью требует  от  учителя постоянного совершенствования своих умений. И это правильно. Развитию и совершенству нет предела. Ребята не только с большим интересом работают, представляют и защищают, но и дают экспертную оценку работам своих товарищей.

Проводя анкетирование на этапе рефлексии, убеждаюсь, что учебное время использовано продуктивно, поставленные цели и задачи реализованы. Как видим, ребята с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, которая не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, в недалёком будущем найти своё место в жизни.

Формирование навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности учащихся – процесс поступательный и непрерывный. Главное, чтобы, уходя в большую жизнь, молодой человек уносил с собой желание «творить, выдумывать, пробовать», чтобы по-горьковски «смысл жизни видел в творчестве». Наша задача – ему в этом помочь.

 

Изучение литературы и русского языка через организацию исследовательской деятельности помогает учащимся получить универсальное образование. Следует заметить, что универсальность - это не энциклопедичность. Универсальное образование, в современном понимании, вооружает учеников навыками самообразования, формирует потребность саморазвития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература.

1.Безрукова В. С. «Все о современном уроке: проблемы, решения», «Сентябрь», 2004

2.Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.

3.Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.

4.Качурин М.Г.Организация  исследовательской деятельности  на уроках литературы. - М.,1998.

5.  Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. «Современный урок», изд. Учитель, 2005

6.Леонтович А. В.  Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. № 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- № 1-2.- C. 132-137.

7. Московкина И. И. Урок-исследование. Специалист 1999, № 7

8. „Педагогическое творчество  в школе“ (из опыта работы педагогов России), изд. НИИ школ МО », 2001

9.Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- № 1.- C. 85-95.

10.Развитие исследовательской  деятельности учащихся. Методический  сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

11. Резниченко И. Л. «Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе», Москва, «Просвещение», 2000

12.Савенков А.И. Содержание  и организация исследовательского  обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с 

13. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии" - Москва, "Народное образование", 1998г.

14.Турчанинова Ю. «Свобода учиться  и учить»//«Директор школы», №1 - 1997 (38).

15. Якиманская И., Якунина О. "Личностно-ориентированный  урок: планирование и технология  проведения"//"Директор школы", №3 - 1998 (66).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы