Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:00, доклад
Письменность, как и звуковая речь, является средством общения людей и служит для передачи мысли на расстоянии и для закрепления ее во времени. При этом слова доносят информацию, а их графическое оформление усиливает или ослабляет смысл, как например, в зависимости от интонации меняется смысл фразы. Дизайн шрифтов (нем. schrift - "письмо") - особый вид изобразительного искусства, подчиняющийся общим для всех - видов изобразительного искусства закономерностям, требующий знаний этих закономерностей и умения применять их на практике.
В тексте все должно быть прекрасно
Поговорка "по одежке встречают, по уму провожают" справедлива и для текстовых документов. Только в этом случае "одежка" - это оформление текста, в первую очередь - шрифт. Взяв в руки рекламную листовку, раскрыв буклет или взглянув на плакат, вы получите первое впечатление - о них, еще не прочитав ни строчки. Внешний вид документа должен соответствовать содержанию, создавать облик текста. Это серьезная задача для дизайнера.
Краткая история
шрифтов,
некоторые термины и определения
Письменность, как и звуковая
речь, является средством общения
людей и служит для передачи
мысли на расстоянии и для
закрепления ее во времени.
При этом слова доносят
Термин "шрифт" имеет несколько значений.
1. Совокупность букв, цифр и знаков
определенного рисунка (стиля)
и размера (кегля), служащая техническим
средством воспроизведения
2. Комплект знаков для набора любого
типа, например литер для типографского
набора, символов в шрифтовом файле для
компьютерного набора и т.д.
3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр и знаков.
Существует
несколько терминов для
Кегль
- размер шрифта; определяется расстоянием
между верхним и нижним выносными элементами.
Здесь же учитываются и заплечики - небольшой зазор
над верхним и под нижним выносными элементами
(понятие досталось нам "в наследство"
от металлических литер).
Пункт - единица
измерения высоты шрифта. Один пункт равен
1/72 дюйма.
Цицеро - единица
измерения ширины печатных строк. В одном
дюйме 6 цицеро, а в одном цицеро 12 пунктов.
Интерлиньяж
- расстояние между базовыми линиями соседних
строк. Измеряется в пунктах и складывается
из кегля шрифта и расстояний между строками.
Апрош - межбуквенный
пробел. Величина апрошей зависит от кегля:
чем крупнее шрифт, тем плотнее кажется
текст при одном и том же значении апроша.
Гарнитура (семейство)
шрифта - все вариации шрифтового начертания,
отличающиеся различной насыщенностью,
пропорциями, наклоном. В зависимости
от начертания шрифт в гарнитуре может
быть светлым, нормальным, жирным, полужирным,
прямым, наклонным, узким, широким и т.д.
Шрифты одного и того же начертания делятся
на шрифты разных кеглей.
История
мировой письменности знает
∙ пиктографическое
(картинное) - самое древнее письмо в виде
рисунков;
∙ идеографическое
(иероглифическое) - письмо эры ранней
государственности и возникновения торговли
(Египет, Китай). Знаки идеографического
письма - идеограммы (иероглифы) - представляют
собой отдельные слова или целые понятия;
Рис.4.2. Примеры эволюции буквенно-звукового письма |
Рис. 4.3. Греческий алфавит с русской
транскрипцией |
∙ слоговое (слог
обозначается одним письменным знаком)
- письмо некоторых народов Индии. В Японии
оно применялось наряду с китайскими иероглифами;
∙ буквенно-звуковое
(фонематическое) - письмо, лежащее в основе
письменности многих народов мира, языковая
специфика которых нашла отражение в фонографическом составе
их алфавитов. Так, в русском алфавите
33 фонографических знака, в латинском
23, в итальянском 21 и т.д. Знаки алфавитов
графически отличаются друг от друга и
в своем простейшем, скелетном начертании
представляют графемы (графема ≈ неизменная
форма входящих в алфавит букв без учета
стилевых, гарнитурных и прочих формообразований).
Прямым
предшественником русского и
латинского алфавитов является
греческий алфавит, который
История
развития латинских шрифтов
Латинский алфавит ≈ итог длительного
развития греческого письма. приведший
к появлению письма римского. Латины (жители
Рима и его окрестностей, отсюда и название
- латинский) заимствовали этрусский алфавит,
сложившийся на, основе греческого, о чем
говорят названия некоторых букв и их
графика. Сформировался латинский алфавит
в 1.в. до н. э., затем в течение многих веков
происходила эволюция его графического
решения (основа формы оставалась, менялись
способы начертания). Объяснялось это
поиском более простых и рациональных
форм букв для легкости и быстроты их начертания
и чтения. Приведем основные вехи развития
латинского письма:
∙ капитальное квадратное
письмо (I в.): пропорции
большинства букв таковы, что они вместе
с засечками (serif - поперечные элементы
на концах штрихов буквы) вписываются
в квадрат (рис. 4.4); буквы размещаются свободно,
разрывов между словами нет, строки располагаются
на расстоянии одного корпуса;
∙ капитальное рустическое
письмо: буквы вытянуты в пропорции
5:3; вертикальные линии очень тонкие, горизонтальные
штрихи жирные; письмо сплошное, слова
в некоторых случаях разделяются точками
(рис. 4.5);
Рис.4.4. Римское капитальное квадратное письмо |
Рис.4.5. Римское капитальное рустическое письмо |
∙ унциальное письмо:
в колонке по ширине писалось, как правило,
12 букв (строка); буква составляла 1/12 часть
- унцию (uncia) строки. Унциальное письмо
отличается округлостью форм и заметными
выносными линиями; пропорции букв близки
к квадрату; письмо сплошное (рис. 4.6);
∙ письмо раннего средневековья:
- каролингский минускул (VIII в.) - самое рациональное и совершенное
из всех типов латинского средневекового
письма (рис. 4.7);
- готическое письмо (XII-XV
вв.): его появление совпало с развитием
готического стиля. Изменились форма некоторых
знаков, пропорции букв, контраст штрихов;
сократилось расстояние между строками,
отчего картина письма стала очень темной,
чтение и написание затруднилось (рис.
4.8);
Рис.4.6. Римский унциал |
Рис.4.7. Каролингский минускул |
Рис.4.8. Примеры готического письма |
∙ гуманистическое
письмо (антиква): гуманисты полностью
возродили каролингский минускул, применив
эстетические мерки Ренессанса. Ошибочно
полагая, что это письмо античных времен,
они назвали его антиквой (рис. 4.9). Старинная антиква (ренессанс-антиква)
возникла в эпоху Возрождения; переходная антиква совпадает
по времени со стилем барокко; новая, или классицистическая, антиква
получила распространение в эпоху классицизма:
∙ египетский, или брусковый шрифт
(рис. 4.10): появился) в Англии в начале XIX
в., создан в рекламных целях. Отличительной
особенностью является наличие засечек
прямоугольной формы, совпадающих по толщине
с вертикальными элементами букв:
∙ рубленый шрифт
(рис. 4.11): структура букв такая же, как
у антиквы, но совершенно отсутствуют
засечки. Среди них выделяются гротески неконтрастные
гарнитуры.
Рис.4.9. Гуманистическое письмо (антиква) |
Рис.4.10. Египетское письмо |
Рис.4.11. Пример рубленного шрифта |
История развития русских шрифтов
Создателями славянской
В истории древнерусского шрифта выделяются
следующие основные графические варианты
кириллицы:
∙ устав (XI в.) - ранняя
форма кириллицы. Буквы имели почти квадратные
пропорции и отличались прямолинейностью
и угловатостью (рис. 4.12); в строке они расставлялись
свободно, промежутков между словами не
было;
∙ полуустав (XIV
в.): буквы округлены, слова и предложения
разделены промежутками; появляются сокращения,
различные надстроечные знаки, ударения
(силы) и система знаков препинания. Письмо
приобретает чуть заметный наклон русская
вязь - особое декоративное письмо (рис.
4.13);
Рис.4.12. Древнерусский устав XI в. |
Рис.4.13. Древнерусский полуустав |
∙ скоропись (XV
в.) - тип письма с присущими ему чертами:
округлостью букв, плавностью их начертания
(рис. 4.14); , употреблявшееся с XV в. для выделения
заглавий и других целей; (рис. 4.14);
∙ русская вязь
√ особое декоративное письмо, употреблявшееся
с XV в. для выделения заглавных и других
целей (рис. 4.15);
∙ гражданский петровский
шрифт - результат реформы алфавита
и шрифта, проведенной Петром в начале
ХУШ в. Реформа способствовала его удобочитаемости
(рис. 4.16).
Рис.4.14. Древнерусская скоропись |
Рис.4.15. Декоративное древнерусское письмо (вязь) |
Рис.4.16. Гражданский петровский шрифт |
Рис.4.17. Русский классический шрифт |
В конце
XVIII - начале XIX вв. появились шрифты
классического типа (Рис.4.17). Начиная
с XIX в. графика русских шрифтов
развивалась параллельно с
В настоящее время шрифты, используемые
для типографского набора, объединены
по общим графическим признакам в следующие
группы (Рис.4.18):
∙ рубленые - шрифты,
не имеющие засечек;
∙ шрифты с едва наметившимися засечками;
∙ медиевальные
- шрифты с засечками в виде плавного утолщения
| концов основных штрихов, по форме приближающихся
к треугольнику, преимущественно с наклонными
осями округлых элементов букв;
∙ обыкновенные
- шрифты, характеризуемые контрастными
штрихами с длинными, тонкими засечками,
соединяющимися с основными штрихами
под прямым углом;
∙ брусковые - шрифты,
характеризуемые неконтрастными или малоконтрастными
штрихами с длинными засечками той же
толщины, что и вертикальные штрихи, соединенными
с основными штрихами под прямым углом
или с легким закруглением;
∙ новые малоконтрастные
- шрифты, отличающиеся малоконтрастными
штрихами с длинными засечками (преимущественно
с закругленными концами), соединенными
с основными штрихами под прямым углом,
или с легким закруглением.
Считается, что шрифты с
засечками читаются легче, так
как засечки помогают взгляду передвигаться,
и буквы при этом не сливаются друг с другом.
Буквы без засечек легче читать в шрифтах,
оформленных очень большим и, в особенности,
очень малым кеглем.
Для выделения текста или как декоративный
шрифт используют курсивные и наклонные
начертания. Наклонные шрифты образуются
путем наклона знаков прямых начертаний,
при этом буквы и цифры практически не
изменяют форму. Курсивные шрифты отличаются
от наклонных тем, что знаки в них приобретают
форму рукописных. От основного начертания
курсивы отличаются формой, пропорциями,
насыщенностью (Рис.19).
Почти все европейские шрифты, а также шрифты некоторых народов других континентов созданы на следующих графических основах:
∙ на основе русского алфавита построены
шрифты большинства народов Российской
Федерации;
∙ на основе латинского алфавита построены
шрифты почти всех народов Западной
Европы, Америки, Австралии и Африки;
∙ на основе арабского алфавита построены
шрифты арабских народов, а также Ирана,
Афганистана и некоторых других стран;
∙ многие народы применяют шрифты, построенные
на национальной графической основе (Греция,
Индия, Израиль).
В соответствии с назначением
типографские шрифты
На рис. 4.20 приведены примеры русских
гарнитур. Гарнитуры Академическая, Лазурского,
как правило, используются для литературно-художественных
изданий и книг по искусству (в основе
- гражданский рифт Петровского периода
и шрифты эпохи Возрождения); журнальная
рубленая - для журналов; "Ижица",
"Родео", "Акцент" -для титульных
элементов и в рекламе.
Информация о работе Краткая история шрифтов, некоторые термины и определения