Краткая история шрифтов, некоторые термины и определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:00, доклад

Краткое описание

Письменность, как и звуковая речь, является средством общения людей и служит для передачи мысли на расстоянии и для закрепления ее во времени. При этом слова доносят информацию, а их графическое оформление усиливает или ослабляет смысл, как например, в зависимости от интонации меняется смысл фразы. Дизайн шрифтов (нем. schrift - "письмо") - особый вид изобразительного искусства, подчиняющийся общим для всех - видов изобразительного искусства закономерностям, требующий знаний этих закономерностей и умения применять их на практике.

Вложенные файлы: 1 файл

font.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

Академическая

Лазурского

Журнальная рубленая

Ижица

Родео

Акцент


Рис. 4.20. Современные русские гарнитуры шрифтов

Некоторые принципы  построения шрифтов     

 Все латинские и славяно-русские,  прямые шрифты по принципу  построения можно разделить на  две типичные группы: антиквенную (от лат. "древний") и медиевальную (от франц. "средневековый"). В первой группе основой построения букв является прямоугольник (рис. 4.21, а): большинство букв алфавита, за исключением широких (Ш, Ы, Ю), вписывается в прямоугольник и имеет одинаковую ширину, а буквы с округлыми очертаниями (О, В и др.) имеют овальную форму. В медиевальной группе (рис. 4.21, б) основой построения букв является квадрат, и буквы с округлыми очертаниями (О, В и др.) представляют собой окружность (О) или закругления в виде дуг (В). Благодаря этому особому принципу буквы алфавита имеют разную ширину: В уже чем Н и П, а последние, в свою очередь, уже чем О.

 
Рис.4.21. Принципы построения шрифтов.       

 В пределах одной гарнитуры,  а тем более начертания, должен  соблюдаться единый принцип построения  букв, который и определяет тот  или иной стиль шрифта. Так,  если буква О выполнена циркулем, то другим буквам округлых  очертаний (В, Ю и др.) нельзя  придавать овальную форму; или, например, буква Н имеет прямоугольную форму, значит, букву П нельзя вписывать в квадрат, и т.д.

Основные требования, предъявляемые  
к работе над шрифтом.     

 Выбор шрифта диктуется исключительно  мастерством и опытом, поскольку жестких правил, регламентирующих выбор шрифта, не существует. В рекламе, например, допускаются самые невероятные приемы. Тем не менее, если вы хотите, чтобы ваш текст не только привлекал внимание, но и осмысленно читался, при оформлении рекомендуется соблюдать следующие основные условия: читаемость, уместность, гармоничность и смысловой акцент.  
      Читаемость - четкость, ясность, простота графических форм. Общие факторы, влияющие на читаемость: шрифт, толщина и размер букв, длина строки, расстояние между словами, между строчками и между абзацами, цвет шрифта и фона, свободное пространство на странице и даже качество бумаги. Так, четкость существенно зависит от цвета шрифта и фона. на котором он расположен. Ниже, в табл. 4.1, приведены усредненные показатели сочетаний основных цветов, влияющих на четкость шрифта и его удобочитаемость (ухудшение направлено сверху вниз).  
      Следует заметить, что приведенные соотношения весьма приблизительны, так как на четкость и удобочитаемость шрифта влияют также тональность цвета, его насыщенность, степень освещенности, размеры, характер поверхности (рельефная, шероховатая, гладкая, полированная, зеркальная), расстояние и т.д.  
      Основные условия, обеспечивающие удобочитаемость:

1. Соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета (рис. 4.22. а): в шрифтах светлого начертания соотношение толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета примерно равно 1:6 - 1:4; в шрифтах полужирного начертания - 1:2; в шрифтах жирного начертания - 1:1.  
2. Оптимальность межбуквенных пробелов (рис. 4.22, б): чрезмерное разрежение букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов (хотя для короткой надписи такой прием вполне пригоден, так как придает строке некую "острохарактерность").  
3. Пропорциональность ширины буквы по отношению к ее высоте (рис. 4.22, в): читаемость снижается в буквах сверхузких и сверхшироких.  
4. Контрастность основных и дополнительных штрихов (рис. 4.22, г). В первой строке приведен пример шрифта с геометрически равной толщиной горизонтальных и вертикальных штрихов. Так как горизонтальные штрихи всегда кажутся толще вертикальных. То это придает тексту некоторую тревожность, неуравновешенность. Умеренный контраст штрихов шрифта второй строки обеспечивает хорошую удобочитаемость. Сильный контраст штрихов (третья строка) в длинных текстах утомляет глаз, в коротких же, наоборот, зачастую повышает удобочитаемость. В четвертой строке показан шрифт без соединительных штрихов - это вполне допустимо.

 
Рис.4.22. Влияние элементов букв на удобочитаемость шрифта.

5. Размер шрифта, определяемый форматом  экспозиции, а также расстоянием  до зрителя. В конце главы  приведены требования к минимальным размерам шрифта в экспозиции (табл. 4.2). Глаз способен различать предметы только в пределах телесного угла (рис. 4.23). Если величина удаления обозначается D, а толщина элемента буквы - d, то d = D x tg0°l', но tg0°l' = 0,000291; тогда d = D x 0,000291. Если необходимо прочитать шрифт с расстояния 7 м, а то d = 7 х 0,000291 = 0,0021м = 2,1 мм. Если принять высоту буквы Н равной 5d, а ширину буквы L равной 3d, то в приведенном примере Н будет равно 10,5 мм, а L √ 6,3 мм. Для  подписей, как правило, эти величины удваиваются, особенно при не достаточном освещении.

 
Рис.4.23. Телесный угол в пределах которого глаз различает предметы.

6. Длина строчек, составляющих  основной текст. Для рекламных объявлений, например, рекомендуется использовать текстовые колонки шириной менее трех дюймов (7.62 см). Расстояние между строчками также влияет на читаемость текста. Если между ними оставлен зазор лишь для верхних и нижних элементов букв, набор такого текста называется сплошным. Лучше печатать с интервалом для "свежести".  
7. Для текстов, которые будут передаваться по факсу, рекомендуем использовать шрифты без засечек светлого или полужирного начертания, нормальных пропорций с большим интерлиньяжем.     

 Удобочитаемость особенно важна  для серьезных текстовых документов  большого объема: газет, книг, отчетов.  В последнее время дизайнеры  нередко отказываются от классических  правил: для создания специальных  эффектов намеренно используют и создают трудные для чтения шрифты. Текстовое оформление уже само по себе несет огромную информацию, поэтому требование выразительности шрифта иногда превалирует над требованием читаемости.

Уместность - органическая связь рисунка букв с содержанием текста, образность шрифта. Главное, чтобы шрифт в тексте был уместен (рис. 4.24). При современном разнообразии шрифтов как по стилю, так и по размеру, и весь комплекс настроении и ощущений можно передать, даже не вдаваясь в смысловую нагрузку текста. "Образ в шрифте - это тоже мысль, только выраженная специфическими художественными средствами" (С. Б. Телингатер). Политические плакаты, например, выполняются преимущественно различными гарнитурами рубленых шрифтов. Стилизованный "старомодный" шрифт не стоит использовать в рекламе электронной техники. Для молодых бизнесменов подойдут стилизованные шрифты и символы в стиле модерн: свободные, динамичные, угловатые и округлые. Люди с более консервативным вкусом предпочитают шрифты эпохи барокко и классицизма в сочетании с геральдической символикой.  
Гармоничность. Наиболее характерной ошибкой начинающих дизайнеров является смешение множества шрифтов в одном документе. Это приводит к дисгармонии и ощущению хаоса. Рекомендуется выбирать родственные гарнитуры или начертания из одного семейства. Шрифты должны гармонировать с другими элементами печатной продукции, включая иллюстрации. Вся композиция текстового документа зависит от используемых шрифтов.  
Акцент. При выборе печатного исполнения можно привнести акцент, за счет контраста. Обычно для этих целей используют несколько гарнитур одного и того же шрифта, курсив против прямого начертания, прописные буквы против строчных, мелкий кегль против крупного. Усилить смысловой акцент в композиции можно путем увеличения межзнаковых и межстрочных расстояний. Акцент также создается цветом, но при этом следует помнить о гармоничном соотношении фона и основного текста. При акцентировании необходима осторожность, иначе в попытке акцентировать всё не удастся выделить ничего.       

 В наши дни использование разнообразных шрифтов весьма распространено; особенно это заметно в рекламах. Шрифты рубленые и с засечками, вертикальные и наклонные, плотные и растянутые, диагональные, расположенные по прямой и кривой, из прописных и из строчных букв с прописными, мелкие и крупные, эфемерные и мощные, спокойные и кричащие, объемные и плоские, цветные и контурные, простые и вычурные - таков далеко не полный перечень их характеристик. Шрифт перестал быть только носителем информации, он сам теперь информация.

Рис. 4.24.  Декоративный шрифт в стиле модерн.      

 Выбирая и определяя шрифт  для оформления издания, дизайнеры  обычно работают со шрифтовыми  каталогами. С появлением компьютера значительно расширились возможности печатного процесса, улучшилось качество, увеличилась производительность, постоянно пополняются и каталоги компьютерных шрифтов. Но машина, тем не менее, - это всего лишь средство. Ни одна из компьютерных графических программ сама по себе не сделает ваш документ красивым. Выбор шрифта, кегля, создание композиции страницы - это творческая работа дизайнера; компьютер только расширяет его возможности. Удачному оформлению текстового документа предшествует огромная организационная работа - необходимо определить его вид (листовка, буклет, отчет и т.д.), изучить аудиторию, на которую он ориентирован, предмет, о котором идет речь, выбрать соответствующие технические и программные средства.


Информация о работе Краткая история шрифтов, некоторые термины и определения