Лекции по "Античной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:16, курс лекций

Краткое описание

Для римской элегии характерна чрезвычайная суженность; она исчерпывается небольшим кругом мотивов и ситуаций.
Любовь - центральное жизненное чувство, которое почти не оставляет места для других эмоций. Но любовь элегического поэта - трудная, скорбная; он находится в тяжелом «рабстве» у суровой «владычицы» и лишь с величайшими усилиями может возбудить ответное чувство, тем более, что дама ищет богатых поклонников, а влюбленный поэт не может предложить ей ничего, кроме верности до проба и вечной славы в его стихах
Все восприятие мира поэта протекает под углом зрения любовной тоски. Влюбленный поэт, «учитель любви», находится на тяжелой «военной службе» - у Амура.
Римский элегик посвящает свои стихи лишь одной возлюбленной, реальной или фиктивной.
Проперций и Тибулл пользуются для этого именами божеств (Немесида) или их эпитетами (Делия, Кинфия — эпитеты богини Артемиды), Овидий дает своей возлюбленной (вероятно, фиктивной) имя древней греческой поэтессы Коринны
Любовь вечна - по крайней мере до следующего сборника стихов, который можно уже посвятить новой возлюбленной. Характерна стилизация образа влюбленного поэта и подача любовных переживаний как средоточия жизни.

Содержание

1. Древнегреческий фольклор и мифология 2
2. Художественные особенности, композиция, структура «Илиады» 4
3. Художественные особенности, композиция, структура «Одиссеи» 6
4. Гомеровский эпос и другие эпические жанры в древнегреч. лит-ре 8
5. Гомеровский вопрос 10
6 Древнегреческая лирика (VII – VI вв. до нэ) 11
7. Мелическая поэзия 12
8. Дидактический эпос. Творчество Гесиода 13
9. Древнегреческий театр. Структура трагедии 14
10 Обзор творчества Эсхила (525-456) 15
11. Идейное содержание и худож особенности «Прометей Прикованный» Эсхила 16
12 Идейное содержание и худож особенности трагедии «Орестея» Эсхила 16
13 Обзор творчества Софокла (496 г. - 406 г.) 18
14 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Царь Эдип» 19
15 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Антигона» 20
16. Обзор творчества Еврипида (480-406) 21
17 Идейное содержание и худож особенности трагедии Еврипида «Медея» 22
18. Древнегреческая комедия. Общий обзор творчества Аристофана 23
19 Вопросы воспитания на примере комедии Аристофана «Облака» 24
20 Борьба Аристофана за мир – «Мир», «Лисистрата». 24
21 Эллинистический период. Творчество Менандра 24
22. Анализ комедии Менандра «Третейский суд» 26
23. Александрайская поэзия. Коллимах, Феокрит 27
24. Происхождение и характеристика древнегреческого романа. Анализ «Дафнис и Хлоя» 29
25. Древнегреческая историография. Геродот. Фукидид 30
26. Древнегреческая философия. Литературные взгляды Платона и Аристотеля 31
Рим 32
27. Римский фольклор и мифология (относительно греческой) 32
28 Римский театр, его отличие от греческого, организация представлений 33
29. Обзор творчества Плавта. (представитель комедии паллиата) 34
30. Комедия Плавта «Хвастливый воин». Художественные особенности и своеобразие 34
31 Теренций. Обзор творчества 36
32 Художественное своеобразие комедии Теренция «Свекровь» 36
33. Первые римские поэты. Ливий Андроник и Гней Невий 38
34 Римская поэзия I в до нэ. Лукреций и Катулл 39
35. Римская проза первой половины I в до нэ. Цицерон, Цезарь 40
36 Обзор творчества Вергилия 42
37. Героическая поэма Вергилия «Энеида». Художественное своеобразие и идейная направленность 43
38 Творчество Горация 44
39 Творчество Овидия 45
40 Художественное своеобразие и композиционная специфика поэмы Овидия «Метаморфозы» 46
41 Римский роман. Художественное своеобразие романа Аппулея «Метаморфозы или Золотой осёл» 47
42 Римская элегия и её представители: Тибулл, Проперций, Овидий 48
43 Римская сатира и её представители: Ювенал, Марциал, Петроний 50

Вложенные файлы: 1 файл

античная литература.doc

— 629.00 Кб (Скачать файл)

          «Георгики» («О земледелии»)

соотносятся человек и природа. Георгос – земледелец, человек улучшает землю. «Труд побеждает все». Вергилий думал, как улучшить природу.

писал 7 лет, 4 книги. Практических советов нет, цель – моралистическая.

  1. о посеве хлеба, о почвах и их обработке
  2. о вине, прививка фруктовых деревьев, о сортах винограда
  3. о скотоводстве, дрессировке и обращению с животными
  4. о пчелах – образец идеального гос хозяйства, пчелы – римляне

Особенности:

  1. одухотворяет природу
  2. много поэтических отступлений – во 2й книге – похвальное слово Италии
  3. композиция – четные книги кончаются жизнерадостными картинами, нечетные – трагическими.
  4. политические мотивы переплетаются с философскими, о человеке
  5. источник – Гесиод

Творчество Вергилия находилось под влиянием греков. Прежде всего, александрийская «ученая» лирика, творчество Феокрита. Гесиода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.    Героическая поэма Вергилия «Энеида». Художественное своеобразие и идейная направленность

Вергилию дали время для работы – 12 лет, но так и не завершил. Завещал эту поэму сжечь своему другу. Об Августе ни слова – но тот не стал ее уничтожать. Одобрил политические тенденции, что римляне – это избранный народ, которому предназначено править миром.

Состоит из 12 книг. Вергилий делит на две части. Первая часть – бегство Энея из горящей Трои и прибытие в Карфаген – 5 книг.

    Вторая часть  – повествование о войнах в  Италии. Посередине шестой книги – рассказ о спуске Энея в царство мертвых. Эней спускается узнать, куда он плывет и о будущей судьбе Рима. «Страдал ты на море - будешь страдать и на суше, - говорит Энею Сивилла, - ждет тебя новая война, новый Ахилл и новый брак - с чужеземкой; ты же, беде вопреки, не сдавайся и шествуй смелее!»

   Приплывают - устье  Тибра, область Лаций. Путники ужинают, выложив овощи на плоские лепешки. Съели овощи, съели лепешки. «Вот  и столов не осталось!» - шутит  Юл, сын Энея. «Мы у цели! - восклицает Эней. - Сбылось пророчество: «будете грызть собственные столы». Мы не знали, куда плывем, - теперь знаем, куда приплыли».

   Но богиня Юнона  в ярости - враг ее, троянец, одержал  верх над ее силой и вот-вот  воздвигнет новую Трою: «Будь  же война, будь общая кровь меж тестем и зятем!». В Лации есть храм; когда мир - двери его заперты, когда война - раскрыты; толчком собственной руки распахивает Юнона железные двери войны.

…Иать Энея, Венера, сходит в кузницу своего мужа Вулкана (Гефест), чтобы тот сковал ее сыну доспехи, как когда-то Ахиллу. На щите Ахилла был изображен весь мир, на щите Энея - весь Рим: волчица с Ромулом и Ремом, похищение сабинянок, победа над галлами, преступный Катилина, доблестный Катон и, наконец, торжество Августа над Антонием и Клеопатрой.

…После первого дня борьбы -  Поставлены алтари, принесены жертвы, произнесены клятвы, два строя войск стоят по две стороны поля. И опять, как в «Илиаде», вдруг перемирие обрывается. В небе является знамение: орел налетает на лебединую стаю, выхватывает добычу, но стая обрушивается на орла, заставляет его бросить лебедя и обращает в бегство. «Это - наша победа над пришельцем!» - кричит латинский гадатель и мечет свое копье в троянский строй. Войска бросаются друг на друга, начинается общая схватка.

   Эней и Турн  нашли друг друга: «сшиблись, щит  со щитом, и эфир наполняется  громом». Юпитер стоит в небе  и держит весы со жребиями героев». Турн ранен, просить его не убивать, но Эней видит на нём пояс убитого друга и не щадит Турна. (Поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектора)

 

   Вергилий как бы объединил «Илиаду» и «Одиссею» в обратном порядке. Вергилий не скрывает, что в качестве примера использовал Гомера.

Энею предназначено основать римское государство, которому будет принадлежать мир. Поэма направлена в будущее. Еще одна сверхзадача, связанная с героем. О судьбе Энея, о судьбе Рима – судьба это главная сила, управляющая всем. Герои Гомера не были слепыми игрушками, а здесь полное подчинение року, отрицание личности. Устремлена к будущему, поэтому в ней много глаголов. Отбор деталей.

    На идейное содержание оказали влияние стоики. Страдания оправдываются целью, гармония. Причина людских страданий в том, что люди не всегда разумны. Боги нужны, чтобы показать иерархию знания и соподчинения. Только боги знают истину. Внешне поэма напоминает Гомера. Но мир греков нам знаком, а у Вергилия мир раздвигается до необыкновенных пределов. Расширяется представление о времени. Героя интересует будущее потомков. Поэма не закончена. Уже многим современникам Августа казалось, что надежды не оправдались. Вергилий оставляет героя на распутье, убийство Турна.

Особенности:

  • посвящена и прошлому, и настоящему
  • в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген).
  • драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон
  • соотносит мифологическое прошлое и современность
  • судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок.
  • Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року.
  • и Эней и Дидона показаны в развитии
  • Каждый эпизод – эпилии.

 

 

38    Творчество Горация

Квинт Гораций Флак (65-8 до нэ)

   Родился на ю. Италии  в семье вольноотпущенника, откуда-то получил имение и жил с дохода. Много пишет об отце, мать не упоминается

Учителем его был Орбилий. Поехал Г. доучиваться в Афины, чтобы заработать на обучение сына. В Афинах писал по-гречески, слушал беседы философов «Новой Академии». Философские занятия Горация были прерваны гражданской войной (после убийства Цезаря (44 г.)). В Афины прибыл Брут, вербовавший приверженцев для защиты республиканского строя и борьбы с преемниками Цезаря, Горац поступил в его армию. Горац. в войске Брута стал командиром легиона (круто).

42 г (битва при Филиппах) – Брут с Касием разбиты Октавианом, Г. бежал «бросив щит» → общее место. Октавиан: «Кто сдаст сразу оружие → амнистия», 14 тыс перешло. Г. не сдал → долго слонялся по островам. Октавиан: «Амнистию всем, но без имущества» → Г. вернулся.    

    Становится писцом, начинает писать стихи «побуждаемый бедностью дерзкой» . Они доходят до Вергилия, тот показывает их Меценату, понравились. Тот долго присматривается к Г.

Раннее творчество Горация имеет агрессивно-полемический характер; отливается оно в форму ямбографии или сатиры

 «Эподы» - первый сборник (30-е гг.) – ямбографические стихотворения. Эпод в античности одна из строфических форм - двустишие, в котором второй стих короче первого..

-ямб, двустишья, образец – Архилох (именно в метрике и агрессии). Насмешки – на современников, но только на «маленьких».

-агрессивная ироническая поэзия, грубая, 17 эподов. Говорит, что Все сейчас плохо. Если -у Вергилия – надежда на «золотой век», то у Г. – только бежать подальше можно.

      13 г – два сборника сатир. Счастье – в «золотой середине» (выражение принадл ему же) - самое главное в жизни – умеренность и покой. Независимая бедность лучше зависимого богатства.

«Сатиры»

- это жанр формы «просвещенной  беседы» подходил для изложения «правильных ценностей жизни».

Каждой сатире соответствует одна определенная тема.

Лирика неотериков и любовная элегия, популярные, его не интересуют, для него главное – правильный выбор жизненного пути.

«Сатиры – 2»

- более зрелый, чем 1, много общих мест, усложняется композиция

- диалогическая форма преобладает

- автопортрет – как бы со стороны – непостоянство, лень, раздражительность, вспыльчивость

Говорит: Человек должен быть художником и мудрецом своей жизни, идеал – «довольство малым».

«О полевой и городской мыши» - басня, «Полевая мышь и хорек»

23 г– «Кармина»=«Оды» (песни) – употреблены новые размеры. 3 книги

образец – Сапфо, Анакреонт, Алкей и приспособил их размеры  к римской литературе

 разный поэт, но поэт  мысли, а не чувства

темы различны – дружеские, гимны богам, размышления, любовная.

-Асклепиадов стиль – единицы деления – не строки, а строфы. 1-я книга «Од» начата 9-ю стихотворениями 9-ти разных размеров. Освоил и ввел в римскую литературу все размеры.

-Расстановка слов очень сложная.

-стихи конкретны, наглядны, вещественны («раскаленные колеса»). Каждая последующая -картина крупнее предыдущей и мгновенна

-концовка всегда падает, менее напряженная. Тот самый «Гимн Мельпомене»

«золотая середина» - относится ко всему.

  • много возлюбленных, всегда легкая влюбленность. Любовная лирика – без страданий.
  • ðсчастье не может быть совершенным → пофигист
  • главное – независимость, з.с. – отказ от всего, что делает зависимым. На предложение Октавиана стать секретарем отказался.
  • хорошо не испытывать сильных чувств
  • плохо быть и бедным, и богатым
  • не надо быть плохим, а надо быть хорошим

23 послания в гекзаметре -20 г.

- письма в стихотворной  форме. Каждое как-нибудь называется, часто – греческими именами.

Форма – советы. Писал Меценату, Августу.

Впервые дает описание своей внешности.

 

13 г. - 4-ая книга из «Од» - посвящена Августу

2-ая книга «Посланий» - посвящ вопросам лит-ры. Сост из 3-х писем: Августу, второе и «Послание к Писонам».

идеи

  • поэт должен быть образованным человеком, мыслителем
  • поэзия – не развлечение

 Стихотворение Горация  почти всегда имеет форму обращения (почти всегда это – совет): поэт адресуется к некоему второму лицу.

Ямб, сатира, ода, послания («Гимн Мельпомене» - станет «Памятником» Пушкина)

 

 

 

 

39     Творчество  Овидия

Публий Овидий Назон (43 до н.э. – 17 н.э.)

Жил в сложную идеологическую эпоху – борьба христианства и язычества. Рим постепенно скатывается в пропасть. Овидий прежде всего лирик – на протяжении всей своей жизни пишет стихотворения от первого лица.

    Использовал приемы ораторского искусства в лирике и поэмах. В начале творческого пути испытывает славу, затем неожиданно попадает в опалу. Был в оппозиции, в кружке Корвина Мессала, но против Августа не выступал и фактически отошел от кружка.

Выделяется три периода его творчества:

1) 20 г до н.э. – 1 г н.э. Слава, сборники элегий. Последняя  стадия совершенства римской  элегии, начинается путь обратно, превращение в игрушку. Овидий  берет условное имя Коринна, но  тут же оговаривается, что это  собирательный образ. Сразу игра. Себя он называет не влюбленным, а игроком в любовь. Сборник любовных элегий называется «Любови». Нет истинного чувства. Пародия на Катулла. Из субъективного и искреннего появляется обобщение. «Любовные послания героини» - большая доля искренности. Этот период – 3 дидактические новеллы. «Средства для лица», «Наука любви» и «Средства от любви».

2) 1-8 гг Понимает, что попадает  в опалу. Пишет две монументальные  мифологические поэмы «Метаморфозы»  и «Фастф» от фаст-календарь. Задача  описать все 365 дней и праздники, пишет только 6 книг, потом в ссылку.

3) 8-17 гг. «Скорбные элегии»  и «Послания с Понта». Это субъективные  элегии, не понимал, почему в опале.

  • не был склонен идеализировать прошлое
  • хотел восстановить старинную мораль и гражданскую былую доблесть
  • в своих ранних «песнях любви» он выступал, как изнеженный эпикуреец, самый яркий представитель римской любовной элегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40     Художественное  своеобразие и композиционная  специфика поэмы Овидия «Метаморфозы»

Овидий одновременно работал над двумя повествовательными поэмами по образу каталогов: это - «Метаморфозы» («Превращения») и «Фасты» («Месяцеслов»).

    «Метаморфозы» - мифологическая поэма. Жанр поэмы Овидий определил сам: «песнь вечная», «кармен перпетуум». Это название очень важно. Римляне не создали философии, попытка Цицерона не удалась. Овидий считается несерьезным автором из-за первого периода творчества.

    Но он задумывается о проблеме вечности жизни во вселенной. Жизнь вечна благодаря превращениям. Его герои сохраняют душу, но меняют материальную оболочку. Овидий пытается все греческие мифы подверстать под превращения – 250 сюжетов.

    Идея превращения  связана с идеей движения. В  ней много глаголов, нет затянутости (повторов, ретардации). Композиция: 15 частей, каждая посвящена одной теме. Ни одна из тем не заканчивается с концом части. Внутри они состоят из разного: элегии, послания, речи, диалоги, новеллы. Ни одна новелла не заканчивается с главой. Этим показана взаимосвязь всего в мире. Использует минимум художественных средств. Отбирает самое главное, тоже для идеи движения.

    Медея собирается  сварить зелье, надо за травой  облететь 14 областей Греции, каждая  область характеризуется одной  деталью (Этна-вулкан). Уже в самом  начале мы встречаем философское  основание, в 15 песне выступает сам Пифагор. Овидий был знаком с христианством. Начало поэмы напоминает Библию.

 

кн 1: сотворение мира из Хаоса. описание четырех веков, потопа, превращение Дафны в лавровое дерево.

век золотой народился, все круто и справедливо, безопасность, мир, не было войны, не путешествовали, земля все сама приносила, реки текли молока, струились реки нектара…

Сатурн → в тартар низвергнут → миром владел Юпитер → серебряный век → хуже

разделил он четыре времени года → мерзкая погода → дома → медный век – суровее, склонен к ужасающим браням, но не преступный → железный век – худший, все справедливое пропало → обманы, коварство, насилье, война, вражда

кн 2: миф о Фаэтонте, сыне Солнца, попросившем у отца его колесницу и чуть не сжегшем землю – пожар.

Информация о работе Лекции по "Античной литературе"