Лекции по "Античной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:16, курс лекций

Краткое описание

Для римской элегии характерна чрезвычайная суженность; она исчерпывается небольшим кругом мотивов и ситуаций.
Любовь - центральное жизненное чувство, которое почти не оставляет места для других эмоций. Но любовь элегического поэта - трудная, скорбная; он находится в тяжелом «рабстве» у суровой «владычицы» и лишь с величайшими усилиями может возбудить ответное чувство, тем более, что дама ищет богатых поклонников, а влюбленный поэт не может предложить ей ничего, кроме верности до проба и вечной славы в его стихах
Все восприятие мира поэта протекает под углом зрения любовной тоски. Влюбленный поэт, «учитель любви», находится на тяжелой «военной службе» - у Амура.
Римский элегик посвящает свои стихи лишь одной возлюбленной, реальной или фиктивной.
Проперций и Тибулл пользуются для этого именами божеств (Немесида) или их эпитетами (Делия, Кинфия — эпитеты богини Артемиды), Овидий дает своей возлюбленной (вероятно, фиктивной) имя древней греческой поэтессы Коринны
Любовь вечна - по крайней мере до следующего сборника стихов, который можно уже посвятить новой возлюбленной. Характерна стилизация образа влюбленного поэта и подача любовных переживаний как средоточия жизни.

Содержание

1. Древнегреческий фольклор и мифология 2
2. Художественные особенности, композиция, структура «Илиады» 4
3. Художественные особенности, композиция, структура «Одиссеи» 6
4. Гомеровский эпос и другие эпические жанры в древнегреч. лит-ре 8
5. Гомеровский вопрос 10
6 Древнегреческая лирика (VII – VI вв. до нэ) 11
7. Мелическая поэзия 12
8. Дидактический эпос. Творчество Гесиода 13
9. Древнегреческий театр. Структура трагедии 14
10 Обзор творчества Эсхила (525-456) 15
11. Идейное содержание и худож особенности «Прометей Прикованный» Эсхила 16
12 Идейное содержание и худож особенности трагедии «Орестея» Эсхила 16
13 Обзор творчества Софокла (496 г. - 406 г.) 18
14 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Царь Эдип» 19
15 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Антигона» 20
16. Обзор творчества Еврипида (480-406) 21
17 Идейное содержание и худож особенности трагедии Еврипида «Медея» 22
18. Древнегреческая комедия. Общий обзор творчества Аристофана 23
19 Вопросы воспитания на примере комедии Аристофана «Облака» 24
20 Борьба Аристофана за мир – «Мир», «Лисистрата». 24
21 Эллинистический период. Творчество Менандра 24
22. Анализ комедии Менандра «Третейский суд» 26
23. Александрайская поэзия. Коллимах, Феокрит 27
24. Происхождение и характеристика древнегреческого романа. Анализ «Дафнис и Хлоя» 29
25. Древнегреческая историография. Геродот. Фукидид 30
26. Древнегреческая философия. Литературные взгляды Платона и Аристотеля 31
Рим 32
27. Римский фольклор и мифология (относительно греческой) 32
28 Римский театр, его отличие от греческого, организация представлений 33
29. Обзор творчества Плавта. (представитель комедии паллиата) 34
30. Комедия Плавта «Хвастливый воин». Художественные особенности и своеобразие 34
31 Теренций. Обзор творчества 36
32 Художественное своеобразие комедии Теренция «Свекровь» 36
33. Первые римские поэты. Ливий Андроник и Гней Невий 38
34 Римская поэзия I в до нэ. Лукреций и Катулл 39
35. Римская проза первой половины I в до нэ. Цицерон, Цезарь 40
36 Обзор творчества Вергилия 42
37. Героическая поэма Вергилия «Энеида». Художественное своеобразие и идейная направленность 43
38 Творчество Горация 44
39 Творчество Овидия 45
40 Художественное своеобразие и композиционная специфика поэмы Овидия «Метаморфозы» 46
41 Римский роман. Художественное своеобразие романа Аппулея «Метаморфозы или Золотой осёл» 47
42 Римская элегия и её представители: Тибулл, Проперций, Овидий 48
43 Римская сатира и её представители: Ювенал, Марциал, Петроний 50

Вложенные файлы: 1 файл

античная литература.doc

— 629.00 Кб (Скачать файл)

   Это безоговорочное  требование равенства морали  для обоих полов было, по-видимому, настолько неожиданным в условиях античной сцены, что Менандр несколько подготавливает к этому зрителя. Мысли Харисия излагаются дважды, сперва в монологе раба Ониоима о «сумасшедшем» душевном состоянии его хозяина, и лишь затем в монологе самого Харисия.

    От 5 акта сохранилась  только одна сцена. Здесь снова  появляется Смикрин, еще ничего  не знающий, в сопровождении старой  кормилицы. Встречает их Онисим. В насмешках Онисима звучат идеи эпикурейской философии; раб разъясняет Смикрину, что счастье и несчастье приходят к человеку не от богов, а от его собственного нрава.  Ссылка на «нрав», т. е. на характер, тем более показательна, что композиция «новой» комедии, в частности и комедий самого Meнандра, основана обычно на случае. Между тем художественная сила Менандра в искусстве индивидуальной характеристики, и характер становится у него одной из пружин в развитии действия.

23. Александрайская поэзия. Коллимах, Феокрит

Александрийская – условное название, т.к. литературных центров было много, но Александрия – самый крепкий и знаменитый. Расцвет александрийской поэзии относится к первой половине III в. до н. э.; крупнейшие представители ее составляли единую группировку, прославляли и цитировали друг друга в своих произведениях.

В основном - это поэзия культурной верхушки греческого общества.

Как это естественно для литературы эллинистического общества, большие социальные проблемы у александрийцев отсутствуют. Политическая тематика попадает в их кругозор только в форме прославления царей или их приближенных; им чужды общественные интересы.

   У них растет  интерес к интимным чувствам  индивида, к картинкам быта, нарождается  чувствительное восприятие природы. В литературной фиксации детали, момента, мимолетного настроения александрийцы достигают большого мастерства.

    Персонажи любовной  лирики выбираются из низших  слоев общества или переносятся  в область мифа. Новая школа  много сделала для создания  трогательных образов «маленьких  людей»; «ученый» поэт рисует  их сочувственно, но не без  сознания собственного превосходства.

   Поэты стремятся  к изысканности формы, к тщательной  и строгой отделке стиха.

   В отличие от  старой греческой поэзии, в значительной  мере рассчитанной на музыкальное  и плясовое сопровождение, произведения  александрийцев относятся к области чисто словесного искусства. Их гимны непригодны для празднеств, мимические сценки неудобны для разыгрывания

   Наибольших результатов  новое направление достигло в  области малых форм.

 

   Создателем идиллии был поэт Феокрит (Теокрит). Феокрит (родился около 300 г.) Термин идиллия означает, согласно одному толкованию, «картинку», а по другому, более правдоподобному, «песенку». Так назывались в древности стихотворения небольшого размера, не укладывавшиеся ни в один из привычных жанров.

Писал буколические идиллии – пастушеские песни. Буколический жанр имел опору в греческом фольклоре. Античные источники сообщают о песнях пастухов, играющих на свирели, об их обрядовых состязаниях во время «очищения» стад и загонов, а также на празднествах «владычицы зверей» Артемиды. Состязание в пастушеских песнях («буколиазм»), как оно представлено в стихотворениях Феокрита, имеет типовую структуру, которая близко напоминает сцены «состязания» в древнеаттической комедии. Два пастуха встречаются и заводят перебранку, которая кончается вызовом на состязание в пении; выбирают судью, тот определяет порядок состязания и произносит в конце свой приговор. Самое состязание состоит в том, что соперники либо последовательно исполняют по большой связной песне, либо перебрасываются короткими песенками, которые должны быть близки по теме и тожественны по величине

Феокрит против городской цивилизации. Приобщает к естественному. Его идиллии – сценки с волопасами, которые состязаются в песнях, чаще любовных, но могут быть и другие. Феокрит относится к ним с иронией – он житель города, небедный, ведет игру с читателем. В его идиллиях все натурально: навоз, пот – ирония, песни о любви.

   С сентиментальным  стилем перемежается, часто в  пределах одного и того же  стихотворения, иронический стиль, порою даже пародийный, зарисовки бытовых черт и суеверий.

«Тирсис» (идиллия)

Пастух вместе с козопасом. Пастух Тирсис рассказывает козопасу, что хорошо поет. Козопас говорит, что у него есть очень красивый кубок и просит спеть. За песню отдает кубок.

    Появляется умилительный пейзаж, имеет большое влияние на всю дальнейшую литературу. У Феокрита всегда чудная погода. Томления одинокой любви — область, в изображении которой Феокрит является мастером. Не менее значительно его мастерство в картинах природы.

   Другую группу  стихотворений Феокрита составляют  городские сценки с действующими лицами из слоев населения, далеких от высшего круга.

«Женщины на празднике Идониса»

Две провинциальные (из Сицилии) женщины пришли на праздник, толпы зевак, солдаты, конница. Одна – сварливая, другая – хитрая. Пробиваются ко дворцу, там выступает певица. Они в восторге. После изысканно-торжественного гимна царю Птолемею бытовая концовка: одна из приятельниц вспоминает, что ее ворчливый муж еще не завтракал и пора возвращаться домой.

 

Каллимах (300 – 245 до н. э.) («прекрасно воюющий»)

    Очень знаменитый поэт. Знатный род, очень ученый человек, учился в Афинах, учитель в Александрии.

Каллимах дает четкую формулировку своей литературной программы. Она сводится к трем основным принципам: малая форма, борьба с банальностью, тщательная отделка деталей.

Выдвигая требование малой формы, Каллимах правильно оценивал как основные тенденции всего александрийского направления, так и свои личные возможности. Для изощренной, но безыдейной и бесстрастной поэзии александрийцев малая форма была наиболее уместна.

    Был мастером эпиллия. Эпиллий «Гекала» посвящен Тезею, который идет на подвиг, его застает ночь, дождь, стучится в хижину старушки Гекалы. Тезей уходит, потом возвращается, а старушка умерла. Хочет в ее честь устроить спортивные игры – в честь Зевса Гекалийского.

     Важнейшее его произведение - «Причины» - сборник повествовательных элегий, содержавший сказания о возникновении различных празднеств, обрядов, наименований, об основании городов и святилищ.

Из повествовательных элегий, вошедших в состав сборника, наибольшей известностью пользовалось в античности сказание об Аконтии и Кидиппе. Аконтий, увидев на празднестве Артемиды красавицу Кидиппу, влюбляется в нее. Аконтий и Кидиппа были уроженцами разных общин, и, для того чтобы добиться брака, Аконтий пускается на хитрость. Он вырезывает на яблоке слова «клянусь Артемидой, я выйду за Аконтия». Древние читали обычно вслух; Кидиппа произнесла слова, написанные Аконтием, и отныне связана клятвой. Затем наступает разлука, и в это время родители девушки отыскивают для нее жениха. Но накануне брачной церемонии Кидиппа тяжело заболевает, и каждый раз, как повторяются свадебные приготовления, ее постигает какая-нибудь болезнь. Обеспокоенный отец обращается к дельфийскому оракулу и узнает, что болезнь дочери насылается Артемидой, разгневанной за нарушение клятвы. Тогда Кидиппу выдают за Аконтия.

Автор ежеминутно меняет тон повествования, переходя от наивности к иронии и внезапно ошеломляя читателя грудой ученых справок.

Личность поэта все время вводится в повествование — это один из тех моментов, которые, с точки зрения античного литературного сознания, отличают повествовательную элегию от безличного эпического рассказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.  Происхождение и  характеристика древнегреческого  романа. Анализ «Дафнис и Хлоя»

  • Рубеж II – I вв до нэ. история возникновения жанра сложна и противоречива: помесь эпоса и эллинистической историографии + влияние востока
  • первые герои романа - мифологические персонажи
  • основные персонажи романа связаны такой большой любовью, что её сила преодолевает все. По сюжету любовные романы однотипны, имеют устойчивую сюжетную схему. Это любовь с первого взгляда → свадьба → вынуждены расстаться → преодолевают все препятствия → до конца дней вместе
  • приключения тоже стандартизованы: буря, кораблекрушение, плен
  • неизменная составная часть романа являются эпизоды «мнимой смерти»
  • персонажи изображаются со стороны их частной жизни и личных переживаний. Если героями избираются исторические (мнимо-исторические) деятели, публичная сторона их деятельности имеет второстепенное значение.
  • романисты: Антоний Диоген, Харитон («История Херея и Каллирои»), Ксенофонт Эфесский («Эфесская повесть об Анфии и Габрокоме»), Ахилл Татий(«Левкиппа и Клитофонт»), Гелиодор («Эфиопка»)

 

    Видное место в поздне-античной повествовательной литературе занимает также тематика частной жизни и интимных чувств, бытовых и семейных отношений, любви и дружбы. Интерес к этим темам, развившийся в эллинистический период, сохраняется и в римское время. В результате этого процесса создается новая большая форма, кот развивается в двух направлениях, характерных для всей античной литературы. Это - или патетическая повесть об идеальных фигурах, носителях возвышенных и благородных чувств, или сатирическое повествование, имеющее резко выраженный «низменной-бытовой уклон.

    Персонажи изображаются  со стороны их частной жизни  и личных переживаний. Чаще всего, однако, особенно в более позднее  время, когда жанр уже окончательно  оформлен, действующие лица являются  вымышленными.

Античность не оставила специального наименования для этого жанра. Пользуясь позднейшей терминологией, его принято называть романом (жанр развернутого повествования с любовным или бытовым содержанием).

Фабула романа соткана из приключений (герои ищут друг друга).

«Дафнис и Хлоя» Лонга — одно из самых законченных художественных произведений позднегреческой литературы. Оно стоит одиноко среди софистических любовных романов, так как автор перенес место действия в буколическую обстановку. Оторванная от жизни любовь греческих романистов получает у Лонга оправдание в условной атмосфере буколики, где пастушеские божества приходят в трудные моменты на помощь героям. Дафнис и Хлоя — подростки, почти дети; полюбив друг друга, они должны еще пройти незнакомую им «науку любви», и последовательные этапы этого процесса, начиная от первого пробуждения неясных весенних томлений, составляют содержание романа, вместо привычных злоключений странствия.

    Похищение, плен, кораблекрушение, все эти обязательные  приключения сохранены и у  Лонга, но поданы как мимолетные опасности, возникающие благодаря вторжению в пастушескую сферу чуждых ей горожан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Древнегреческая историография. Геродот. Фукидид

Возникла в 6 в. История как наука  - в 5 в.

    Прозаические  жанры появляются позже поэтических. Дело не в легкости запоминания этих текстов. Проза возникла тогда, когда общество перестало удовлетворяться мифологическим объяснением мира. Когда возник интерес к знаниям. Эмоциональное познание мира возможно коллективно, но научное познание так невозможно. Проза появляется вместе с идеей государственности.

Исторические, философские произведения пишутся по закону художественного творчества, хотя древний грек понимал, что наука представляет факты, закономерности. Но стиль изобиловал метафорами, эпитетами, сравнениями и т.д. Первые создатели прозы – логографы.

Термин «история» - от греческого глагола «ведать» - но ведать на основе виденного. Историческая наука возникает как изучение человека и общества в развитии. Второй вопрос: почему история возникла именно у греков? Македонский пришел в земли нести культуру, но там уже была. Но нигде не было исторического знания. Историческое знание может появиться только у свободного народа

    Геродот (485-428) -«отец истории» (Гораций)

     Родился в Малой Азии, много путешествовал. Геродот делает упор на факт, а не на рассказ. У Геродота появляется главная задача истории – самопознание для прогнозов на будущее.

     «История». Разделили грамматики на девять частей, названия по имени муз. Геродот разделил на две части. Первая часть: становление персидской монархии. Вторая часть: события Греко-персидской войны. До конца он ее не довел. Закончил на освобождении Эллады и вопросе куда перенести дальнейшие военные действия. Простое начало: «Вот изложение трудов Геродота…» Причины войны - противостояние менталитета западного и восточного. Считает, что греки победили, потому что они свободны. Смешение историка и мифолога: причины войны – похищение женщин. Идея: ничего сверх меры. Персы хотели сверх меры, вот и поплатились. 1 часть посвящена персидским государствам и этническим группам.

Включает диалог, каждое слово важно, метафора, деталь, неожиданная развязка.

Цель Геродота – сохранить в памяти людей значительные события и имена.

Не мог отличить истину от мифа → много мифов описано как реальность, верит в оракулы, зависть богов.

Скорее художник, чем историк, тк много вставных новелл.

Пример вставной новеллы в «Истории»: «Перстень Поликрата».

Поликрат –один из тиранов (правители 7-6 вв) Богат. У него в гостях побывал приятель египтянин, сказал, что тот слишком счастлив, что богам это не нравится и они его накажут. Советует что-нибудь выбросить. Поликрат выбросил в море перстень. Рыбаки вернули перстень из рыбы. Написал другу. Друг порвал с ним дружбу. Потом Поликрата-таки постигла беда – попал в плен и был подвергнут позорной казни.

 

Фукидид (460 – 401/402)

     «История» (8 книг, не окончена)

Почти нет вставных новелл. Тема – история Пелопонесской войны. Считает, что это самая серьезная, кровопролитная война. Избран был стратегом в этой войне. Но однажды спартанцы осадили город, надо было помочь, Фукидид не успел → изгнан → в 404 оправдан, вернулся. В течение 20 лет собирал сведения из Афин и Спарты → объективность, проверка фактов. Очевидец → достоверность.

Никогда не путает повод и причину. Настоящий историк, 1-й понял, что в основе конфликта – экономика, страх Спарты перед растущей политической и военной мощью Афин.

Считал, что эта война была неизбежна → мыслитель и политик.

Информация о работе Лекции по "Античной литературе"