Лекции по "Античной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:16, курс лекций

Краткое описание

Для римской элегии характерна чрезвычайная суженность; она исчерпывается небольшим кругом мотивов и ситуаций.
Любовь - центральное жизненное чувство, которое почти не оставляет места для других эмоций. Но любовь элегического поэта - трудная, скорбная; он находится в тяжелом «рабстве» у суровой «владычицы» и лишь с величайшими усилиями может возбудить ответное чувство, тем более, что дама ищет богатых поклонников, а влюбленный поэт не может предложить ей ничего, кроме верности до проба и вечной славы в его стихах
Все восприятие мира поэта протекает под углом зрения любовной тоски. Влюбленный поэт, «учитель любви», находится на тяжелой «военной службе» - у Амура.
Римский элегик посвящает свои стихи лишь одной возлюбленной, реальной или фиктивной.
Проперций и Тибулл пользуются для этого именами божеств (Немесида) или их эпитетами (Делия, Кинфия — эпитеты богини Артемиды), Овидий дает своей возлюбленной (вероятно, фиктивной) имя древней греческой поэтессы Коринны
Любовь вечна - по крайней мере до следующего сборника стихов, который можно уже посвятить новой возлюбленной. Характерна стилизация образа влюбленного поэта и подача любовных переживаний как средоточия жизни.

Содержание

1. Древнегреческий фольклор и мифология 2
2. Художественные особенности, композиция, структура «Илиады» 4
3. Художественные особенности, композиция, структура «Одиссеи» 6
4. Гомеровский эпос и другие эпические жанры в древнегреч. лит-ре 8
5. Гомеровский вопрос 10
6 Древнегреческая лирика (VII – VI вв. до нэ) 11
7. Мелическая поэзия 12
8. Дидактический эпос. Творчество Гесиода 13
9. Древнегреческий театр. Структура трагедии 14
10 Обзор творчества Эсхила (525-456) 15
11. Идейное содержание и худож особенности «Прометей Прикованный» Эсхила 16
12 Идейное содержание и худож особенности трагедии «Орестея» Эсхила 16
13 Обзор творчества Софокла (496 г. - 406 г.) 18
14 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Царь Эдип» 19
15 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Антигона» 20
16. Обзор творчества Еврипида (480-406) 21
17 Идейное содержание и худож особенности трагедии Еврипида «Медея» 22
18. Древнегреческая комедия. Общий обзор творчества Аристофана 23
19 Вопросы воспитания на примере комедии Аристофана «Облака» 24
20 Борьба Аристофана за мир – «Мир», «Лисистрата». 24
21 Эллинистический период. Творчество Менандра 24
22. Анализ комедии Менандра «Третейский суд» 26
23. Александрайская поэзия. Коллимах, Феокрит 27
24. Происхождение и характеристика древнегреческого романа. Анализ «Дафнис и Хлоя» 29
25. Древнегреческая историография. Геродот. Фукидид 30
26. Древнегреческая философия. Литературные взгляды Платона и Аристотеля 31
Рим 32
27. Римский фольклор и мифология (относительно греческой) 32
28 Римский театр, его отличие от греческого, организация представлений 33
29. Обзор творчества Плавта. (представитель комедии паллиата) 34
30. Комедия Плавта «Хвастливый воин». Художественные особенности и своеобразие 34
31 Теренций. Обзор творчества 36
32 Художественное своеобразие комедии Теренция «Свекровь» 36
33. Первые римские поэты. Ливий Андроник и Гней Невий 38
34 Римская поэзия I в до нэ. Лукреций и Катулл 39
35. Римская проза первой половины I в до нэ. Цицерон, Цезарь 40
36 Обзор творчества Вергилия 42
37. Героическая поэма Вергилия «Энеида». Художественное своеобразие и идейная направленность 43
38 Творчество Горация 44
39 Творчество Овидия 45
40 Художественное своеобразие и композиционная специфика поэмы Овидия «Метаморфозы» 46
41 Римский роман. Художественное своеобразие романа Аппулея «Метаморфозы или Золотой осёл» 47
42 Римская элегия и её представители: Тибулл, Проперций, Овидий 48
43 Римская сатира и её представители: Ювенал, Марциал, Петроний 50

Вложенные файлы: 1 файл

античная литература.doc

— 629.00 Кб (Скачать файл)

   Он переводил «Одиссею» сатурновым стихом, примыкая, таким образом, к римской поэтической традиции (До введения стиховых форм греческого образца первые римские поэты пользовались древним размером - сатурновым, по имени бога Сатурна, мифического владыки древнейшей Италии. Сатурнов стих состоит из двух полустиший, по 3-4 повышения в каждом. Он короче гекзаметра).

    С 240 г. Ливий Андроник  работает для римской сцены, обрабатывая  греческие трагедии и комедии. Трагедии имели греческую мифологическую  тематику; Ливий особенно охотно  выбирал сюжеты из троянского  цикла, мифологически связанного с Римом.

   Опираясь на римские  фольклорные размеры, Ливий создал  формы драматического стиха, приближавшегося  к греческим.

   Ливий положил  начало всем основным жанрам  ранней римской литературы

 

Гней Невий

    Вскоре после 240 г. начал свою драматическую деятельность второй римский поэт, Гней Невий. Он был уроженцем Кампании, участником первой Пунической войны. Невий работал в тех же жанрах, что и Ливий Андроник, но он всюду шел оригинальными путями, стараясь актуализировать литературу, обогатить ее римской тематикой. В его комедиях звучала карнавальная вольность, он не останавливался перед издевкой по адресу римских государственных деятелей, с открытым называнием имен. За такое Невий был выставлен у позорного столба и изгнан из Рима.

   Большое распространение  получил другой прием, применявшийся  Невием при обработке греческих  комедий. Это - контаминация, привнесение в переводимую пьесу интересных сцен и мотивов из других комедий. (Римская публика требовала более сильных комических эффектов, чем греческая).

    Как трагический  поэт Невий не ограничивался  переделками греческих драм. Он  составляет оригинальные трагедии  с римским сюжетом. Трагедии эти  назывались у римлян «претекстатами».

    В соответствии  с характером римских сказаний  «претекстаты» писались на исторический сюжет, нередко черпая материал из современной истории.

    Наиболее оригинальное  достижение Невия - созданный им  исторический эпос «Пуническая война». Тема - историческое событие недавнего прошлого, первая Пуническая война; но исторической части у Невия предшествует мифологическая, с участием богов по образцу греческих поэм. Невий начинал с гибели Трои, рассказывал о странствиях покинувшего Трою Энея, о буре, которую послала на него враждебная троянцам Юнона (Гера?), о прибытии Энея в Италию. С земным планом чередовался олимпийский: мать Энея, Венера (Афродита), заступалась за своего сына перед Юпитером (Зевс). Это повествование Невия, напоминающее некоторые эпизоды «Одиссеи», было впоследствии использовано Вергилием для «Энеиды».

Излагалось также сказание о Ромуле, которого Невий представлял себе внуком Энея. Эпос Невия, разделенный позднейшими римскими издателями на семь книг, был написан, как и «Латинская Одиссея» Ливия Андроника, сатурновым стихом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34   Римская поэзия I в до нэ. Лукреций и Катулл

      Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55)

Самый крупный поэт периода республики, эпос.

О жизни знаем мало. Поздний автор – несколько слов о биографии. По не вполне достоверному сообщению христианского писателя Иеронима Лукреций страдал припадками безумия, вызванными будто бы «любовным напитком», и кончил жизнь самоубийством.

У него был учитель – Эпикур, учитель которого – Демокрит. Обожествляет Эпикура за то, что тот объяснил мир. Но взял только физическую часть суждений, этическую – нет. Нет богов, нет загробной жизни.

  • Л – первый поэт эпикурейской философии. «Я решил облечь в поэзию сложную эпикурейскую философию, иначе с ней не справиться».
  • Л. в советское время популярен, т.к. его материализм – предмет диссертации Маркса + идеалогия.

Идеи:

-  мы состоим из души  и тела

-  никакие боги не  существуют, а если существуют, то  на нас не влияют

-  все смертны, все течет  и изменяется

-  познав это можно  жить счастливо (не прав)

     Поэма «О природе» (в стихах!) (или, как обычно переводят, калькируя латинское заглавие, «О природе вещей» - «De rerum natura») (Издана Цицероном потом). Автор предполагал посвятить свое произведение одному из представителей знатного рода Меммиев, но посвящение это проведено не во всех частях поэмы:

   Поэма Лукреция отнюдь не является только философским трактатом, переложенным в стихи и «приправленным» поэзией. Это - подлинное художественное произведение, открывающее своим четким и конкретным видением мира новую страницу в античной литературе. Лукреций выступает не как ученый теоретик, а как просветитель, страстный борец с религией и ее суевериями, провозвестник научно-материалистического миросозерцания.

Содержание 6 книг «О Пророде»: 1 - Обращение к Венере → прочность традиций. Отрицает богов, но к ним обращается. Атомистическая теория: из ничего не творится ничто. Материя неразрушима, она преобразуется. 2 - Вселенная – безграничное пространство, на котором носятся атомы. Мир вечно обновляется.

3 - когда мы есть, смерти нет и наоборот; 4 - ощущения – материальные отображения реальных предметов. Тонкие материальные образы видимых предметов проникают в органы чувств и вызывают различные представления. 5 - О происхождении мира. Молодая земля, семена залетели на богатую целину → производит. Дикие люди носились по земле и им пришлось как-то общаться → перешли от просто криков к значащим крикам → возникли речь и культура. Боялись → придумали религию; 6 - Объясняет явления природы: гроза, землетряс, бури.

Особенности:

  1. очень страстно написано. Он счастлив, что знает истину и хочет рассказать всем
  2. приводит наглядные примеры
  3. старинный язык, стиль - торжественность. Нет подходящих слов + гекзаметр направляет → новые слова, грецизмы

 

Гай Валерий Катулл (87 – 57/54)

В Риме обнаруживается тяготение к александрийской поэзии. Аполитизм, обращенная к узкому кругу, уклон в сторону частной жизни и чувств - находят в Риме ценителей.

    Биография не дошла, только из стихов. Родился в Вероне, благодаря связям отца получил доступ к знати и с Меммием. Формально не римский гражданин – приехал из провинции, тогда не считавшейся частью Р.И. Стал любовником замужней красавицы Лесбии (так называет её в стихах) → любовная лирика ей (поэт занят главным образом собой и своими чувствами).

   Принадлежал к  кружку неотериков: считали, что  время эпоса прошло, писали эпиграммы, эпилии, элегии. Для них поэзия – всего лишь форма, а содержание – минутная мысль. Называли стихи nugae – безделки, но были уверены, что они переживут века.

    Дошло 113/116 стихов (не разобрать, это часть или  целое).

Книга: стихотворения → поэмы → свадебные стихотворения → эпиграммы.

    Лирика: любовная, насмешливая, дружеская, выпады против врагов. Темы случайны, интересен не сам объект.

    Литературное  наследие Катулла состоит из  трех частей. 1) большие произведения  в «ученом» стиле, 2) мелкие стихотворения, «шутки», распадающиеся в свою очередь на две категории, близкие по содержанию, но отличные по стилю и метрической форме: 2.1. стихотворения, составленные в элегическом дистихе (эпиграммы, элегии), 2.2. «полиметры», т. е. стихотворения разнообразной метрической структуры (внешний мир интересует поэта лишь как возбудитель субъективных эмоций)

Стихи:

  • лирическая сила
  • простота, простонародность
  • использует ругательства
  • искренность
  • в стихах к Л. – острейшая субъективность
  • впервые появляется раздвоение – и ненавижу и люблю
  • использует древнегреческие средства (их сравнения – поцелуи = песчинки, звезды)
  • сравнивал свою любовь к Лесбии с любовью к детям (семейные отношения особо почитаемы в Риме)
  • его чувство глубокое, серьезное, возвышающее
  • но не совпадает с действительностью → Лесбия изменяет → пишет стихотворения-издевки, полные боли
  • обращался к богам с просьбой излечить его от любви, анализировал своё состояние в эпиграммах

Поэмы:

  • хорошо знал литературу греков
  • последователь Каллимаха, противник классического искусства
  • нестройная сложная композиция
  • отсутствие единой сюжетной линии

«Аттис»

эпиллий, пытается понять психологию востока. Свадьба Пелея и Фетиды – сложная композиция – вступление – путешествие Аргонавтов, потом свадьба.

 

 

 

 

35. Римская проза первой  половины I в до нэ. Цицерон, Цезарь

Римские государственные деятели перестают удовлетворяться той литературной продукцией, которую поставляли для них выходцы из другой среды, и сами берутся за перо. Они выступают с памфлетами, с политическими отчетами в виде мемуаров или автобиографий; входит в обычай публикация речей

Марк Туллий Цицерон (106 -43 до н. э.)

Родился г. Арпин и мечтал стать крупным гос. деятелем. Удалось добиться власти. Много колебаний, нерешительности. Не годился для политики своей эпохи.

Это сложное время в истории Италии, век восстаний рабов, провальной Ягуртинской войны.

Приходит греческая философия, за ней – филология. Рим не только берет, но и создает свое→ некое единство. Преобладает проза, создается «золотая латынь» - синтез греческой и римской культуры.

Дошло 57 речей, трактаты по риторике и философии, 800 писем (только форма письма, а так – литературное произведение). Дошли благодаря переписчику Терону. Большие трактаты о красноречии «Оратор», «Об ораторе», философские трактаты «О законах», «О республике», «Об обязанностях», этические сочинения «О дружбе», «О старости», «О природе богов». Все  эти работы не научные, а просветительские. Его письмам подражали многие авторы.

80 г.– речь за Секста Росция – решительный шаг. Секст – идиот, якобы убил отца, на деле убили его родственники из-за наследства. Ц. выиграл и прославился. Но он не скрыл того, что убийц прикрывал Сулла (диктатор)→ вынужден уехать. Сулла отказывается от власти → Ц. возвращается. Занимает все должности по порядку.

Заслуги:

  1. сохранил недошедшие греческие философские идеи
  2. создал филос-ую терминологию на лат. яз.
  3. переписал утерянные филос-ие труды (произведения эллинистических мыслителей, которые были утеряны).

По стилю:

  1. азионист (азианский стиль включает обилие слов, мысль должна быть исчерпывающе развернута, нечего домыслить. Демосфен – нельзя убавить, Ц. – нельзя прибавить)
  2. выработал собственный стиль (лёгкость и изящество изложения)

Особенности:

  1. много общих мест → мало сюжета
  2. тройственность («твердость, доблесть, мудрость», «не слыхали, не читали, не учили») – по ↑.
  3. не боялся не льстить, не пугать судей
  4. очень театрален
  5. очень честолюбив и тщеславен.
  6. много повторов (его речи не столько для суда, сколько для публики, его цель – убедить самого глупого слушателя)
  7. есть и комический эффект.

 

Гай Юлий Цезарь (100 – 44)

  Даже во время походов находил досуг для литературной работы

Исторические труды. Во время Галльской войны писал каждый год по книге записок → 7.

Словарный запас 1200-1300 ← нет неологизмов, архаизмов, редких слов и форм.

   «Отбор слов - начало  всякого красноречия». Цезарь выступает  таким образом в защиту простого, но «чистого» языка.

    «Записки о Галльской войне»

О войне в Галлии, Германии, Британии. Дошел до Лондона, дальше помешал лес.

написано сознательно безыскусственно, рассказывает просто.

Сенат не поручал Ц. эти завоевания, поэтому он вынужден оправдаться этим докладом. Все правда, но многое умалчивает.

    Говорит о себе в 3-м лице. Воины его обожали ← делил добычу честно

важно не столько история, сколько замечания: в Ирландии день > ночи, в Британии не едят зайчатину

     «Записки о гражданской войне». Изложение должно убедить читателя в том, что гражданская война произошла исключительно по вине противников Цезаря, а он имел мирные намерения и только защищал попранные права республики и народа. Над этим трудом Цезарь работал в последний год своей жизни и не закончил его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Золотой век Римской литературы

 

36    Обзор творчества  Вергилия

Этот период совпадает с правлением принципата Августа, кот. пришел к власти после гражданских войн. После смерти Цезаря побеждает Октавиан, Август – прозвище, «священный», потому что принес на римскую землю мир. Государству была нужна идеология. Понимал, что без культуры нет идеологии. У него был богатый друг – Меценат. Он создает условия для бедных поэтов, а те поддерживают Августа. В этот кружок входили: Вергилий, Гораций, Проперций… В противовес этому кружку создается кружок Корвина Мессала: Тибул и Овидий.

 

Публий Вергилий Марон (70 – 19) по сути пишет по заказу Августа все три поэмы. «Буколики» - пастушьи стихи, «Георгики» - земледельческие. «Энеида» - героический эпос. Объединяет их всех идея, отличная от греческой, – Вергилий отрекался от прошлого и звал к возрождению в будущем.

«Буколики»

  1. пастушечья поэзия
  2. включает 10 стихотворений - эклоги
  3. прошлое всегда счастливо, настоящее печально
  4. источники – идиллическая поэзия Феокрита, почти пересказ

отличия от Феокрита:

  1. герои В. носят условные маски пастухов, на деле образованные поэты
  2. мир природы – не просто фон, он исполнен таинственной жизни
  3. образы неоднозначны, как в эллинистической поэзии
  4. нестройность композиции – эклоги перекликаются парами

в 4-й книге предсказание рождения ребенка (→счастливый век, все делается само, не свойственно для формы буколик) → Христос для христиан

     «Буколики», составлявшиеся в один из самых острых моментов гражданской войны, знаменовали бегство из действительности в идеальный мир.

Информация о работе Лекции по "Античной литературе"