Лекции по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций

Краткое описание

Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения

Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

0807344_0F87E_shpargalka_ekzamenacionnye_otvety_po_detskoy_literature.docx

— 244.39 Кб (Скачать файл)

       в своих  дидактических высказываниях толстой  дает много указаний, какими должны  бать книги для первоначального  обучения. Помещаемый в них материал  должен быть занимательным для  детей, доступным их пониманию;  написаны книги должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать материалы из жизни родины, легко запоминающиеся и производящие на детей сильное впечатление.

 

           в соответствии со своими дидактическими  взглядами и требованиями к  учебной книге, толстой составил <<азбуку>>, изданную в 1872 году. Затем она была дважды переработана и в окончательной редакции переиздана в 1875 году под названием<<новая азбука>>. Им были составлены также четыре <<русские книги для чтения>>. Как << азбука>>, так и книги для чтения выдержали каждая свыше тридцати изданий, разошлись в миллионах экземпляров и были наряду с << родным словом>> ушинского самыми распространенными учебными в земских учебных школах.

Характерными чертами  составленных толстым книг для чтения были высокая художественность, выразительность, сжатость и простота, полная доступность  детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Весь материал составлен из русской жизни, большей частью из жизни деревни. Сведения по природоведению, географии, истории даны в форме художественных рассказов. Много рассказов на нравственные темы, занимающих три-четыре строки.

многие из рассказов были помещены в советских книгах для  чтения в начальной школе. 

 следует, однако, отметить, и серьезный недостаток этих  книг: некоторые имеющиеся в них  рассказы проникнуты религиозными взглядами толстого

  в разностороннем  педагогическом творчестве толстого  было много положительных сторон, обогативших русскую педагогическую  мысль, было много ценного и оригинального. К этим положительным чертам его   педагогического учения относятся глубокая любовь к детям, уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого отдельного учащегося.       Важно отметить постоянные педагогические искания толстого, беззаветное увлечение педагогической деятельностью, пламенный призыв к творчеству, его большое педагогическое мастерство как учителя и составителя учебных книг.

В 70-е годы толстой создает "азбуку" и "новую азбуку", ради которой прерывает даже работу над "анной карениной".давно вынашивал толстой замысел учебной книги для самых маленьких. Общий план, ее содержание и логическая структура разрабатывались довольно долго.

В"азбуке" были поучающие рассказы на разные темы, в том числе и о физике, природе . Многие рассказы пронизаны религиозной тематикой."азбука" графа л. Н. Толстого - комплекс учебных материалов из четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий  мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники , зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом. "азбука графа л.н.толстого" возбудила среди методистов горячие споры."новая азбука" - новый комплекс учебных материалов - была более универсальной, усовершенствованной в результате

Полемики  с оппонентами. Она получила позитивную оценку в  прессе, была допущена министерством  в народные школы.  

Активное  использование  при ознакомлении с художественной литературой произведений из «азбуки» л.н.толстого способствует постижению разнообразных предметов и явлений, формированию у ребенка разума, с помощью которого происходит постижение многообразия и противоречивости мира природы, людей, собственной души, объективных законов бытия и закона целесообразности в собственных решениях и поступках; нравственного чувства – врожденной и обогащенной опытом жизни способности человека, позволяющей различать добро и зло, сопереживать, сострадать; самостоятельности и воли.

 

 

Вопрос  24

Маленькие рассказы  л.н. Толстого для детей.  Единство педагогического и литературного воплощения. 

 

Активное  использование  при ознакомлении с художественной литературой произведений из «азбуки» л.н.толстого способствует постижению разнообразных предметов и явлений, формированию у ребенка разума, с помощью которого происходит постижение многообразия и противоречивости мира природы, людей, собственной души, объективных законов бытия и закона целесообразности в собственных решениях и поступках; нравственного чувства – врожденной и обогащенной опытом жизни способности человека, позволяющей различать добро и зло, сопереживать, сострадать; самостоятельности и воли. Все это, как правило, интересные миниатюры, показывающие, чему стоит подражать, как нужно вести себя, содержащие одну простую, ясную мысль, которую ребенок усваивает тем быстрее, чем больше увлекает его сюжет. Это самые простые уроки нравственности такие, как «стыдно хитрить и лгать», «нехорошо быть злым и вредным» .

Известно, как серьезно относился  л.н. Толстой к работе над маленькими рассказами для детей, как много работал над ними, переделывая по несколько раз текст, добиваясь решения труднейшей литературно-художественной задачи – написать рассказ в четыре строчки. Но самое главное в маленьких рассказах л.н.толстого то, что их автора волнуют нравственная проблематика и вопросы воспитания. В этих рассказах заключены намеки, из которых надо уметь извлечь добрые, полезные, нравственные уроки.

Лев Николаевич Толстой широко использовал всем понятный и доступный жанр басни, в которых через иносказание  ненавязчиво, деликатно преподносил любые назидания, сложную мораль. Рассказы по темам пословиц л.н. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость и доброту. Пословица - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом. Как правило, пословица имеет ритмически организованную форму. В основном функции пословиц заключаются в обучении детей нравственным нормам, опыту, социальным и бытовым оценкам. Являясь своеобразным кратким уроком - ярким и запоминающимся, пословица учит постижению народной мудрости, овладению образным языкам, умению в обобщенной форме оценивать поступки людей.

Сказки, созданные л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия

Сказки толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить запоминание  научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «новой азбуки» и «русских книг для чтения».

Лев толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве.

Географические сведения и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел  даются с учебно-познавательными  целями и в то же время художественно. Толстой использует разнообразные  методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в виде рассуждения.

 

Вопрос 25

Картины русской  природы в творчестве поэтов половины 19 века.

 

Впервые вопрос о русской  природе как предмете изображения  был поднят в. Г. Белинским в сороковых  годах. В статьях, посвященных творчеству пушкина, белинский подчеркивал, что  пушкин был первым поэтом, увидевшим  красоты природы не в роскошных  пейзажах италии, а в скромных ландшафтах родной страны.

 поэзией пушкина раскрывались  для восприятия новые грани  природы, так как то, «что для  прежних поэтов было низко,  то для пушкина было благородно; и то, что для них была проза  - для него поэзия». 

«любовь к родной природе  – один из важнейших признаков  любви к своей стране…» это  слова писателя к.г.паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе.

Авторы в своих произведениях  утверждают высшие человеческие ценности – нравственность, духовность, благородство. Их волнуют проблемы: человек и  земля, человек и судьбы природы.

Для тютчева и фета природа  – носительница высшей мудрости, гармонии и красоты. Именно к ней должен обращаться человек в трудную  минуту, у нее искать вдохновения  и поддержки. «великой матерью» называет природу тютчев.

Тютчев – поэт-философ. Именно с его именем связано течение  философского романтизма, пришедшее  в россию из германской литературы. И в своих стихах тютчев стремится  понять природу, включив ее в систему  своих философских взглядов, превратив  в часть своего внутреннего мира. Может быть, этим стремлением вместить природу в рамки человеческого  сознания продиктована страсть тютчева  к олицетворениям.

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лишь к тому, что поэт чувствует себя оторванным от нее. Поэтому во многих стихотворениях тютчева, особенно позднего периода, так ярко звучит стремление растворится в природе, «слиться с беспредельным».

К концу жизни тютчев осознает, человек является «лишь грезою природы». Природа видится ему «всепоглощающей  и миротворной бездной», которая  внушает поэту не только страх, но едва ли не ненависть. На над ней не властен его разум, «духа мощного господство».

 так на протяжении  жизни меняется образ природы  в сознании и творчестве тютчева.  Отношения природы и поэта  все больше напоминают «поединок  роковой». Но ведь именно так  сам тютчев определил подлинную  любовь.

Фет  не стремится «подняться»  над природой, анализировать ее с  позиций разума. Фет ощущает себя органичной частью природы. В его  стихах передается чувственное, эмоциональное  восприятие мира. . Он часто сравнивает себя в стихах с «первым жителем рая», «первым иудеем на рубеже земли обетованной».

Для фета природа в самом деле является естественной средой жизни и творчества. Творческий порыв приходит к нему вместе с пробуждением природы.

Для тютчева и фета природа  является могущественной силой, носительницей  некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природных  стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и  так далее. Часто с помощью  картин природы эти поэты передают состояние человеческой души. Однако для тютчева более характерно отношение к природе с позиций  разума, а для фета – с позиций  чувства.

В отличие от произведений фета природа, изображаемая некрасовым, русская природа унылых равнин и  дорог, бедна и печальна, она навевает щемящую тоску.

 одно из замечательнейших  открытий некрасова – это «ритм  уныния». Для него характерны  особенное построение фразы со множеством придаточных предложений, переходящих из строки в страну, использование трехсложных размеров.

 в сочетании с «бедными»  глагольными рифмами это создает  ощущение какой-то бесконечной  протяженности, рождает ассоциации, которые и подразумевал некрасов, - с бескрайними просторами россии, с бесконечностью и печалью  ее степей, дорог, полей

Но не только «русской печалью» живет родина в стихах некрасова, у него можно найти и упоение  красотой русской природы (например, в поэме «тишина»). Есть у него и такие стихи, где прямо, а  не «от противного» выражено «идеальное состояние мира» (например, «крестьянские  дети», «зеленый шум»). Но и в самых  светлых по тону образах сквозит  у некрасова «русская печаль». Она  входит составной частью в само представление  об идеале.

Поэт борис пастернак  – лирический живописец. Огромное количество его стихов посвящено природе. В  постоянном внимании поэта к земным пространствам, к временам года, к  солнцу сокрыта, на мой взгляд, главная  тема его поэтического творчества. Пастернак точно так же, как  в свое время тютчев, испытывает чуть ли не религиозное удивление перед «божьим миром». Пейзажи существуют в его стихах на равных с жанровыми лирическими картинами бытия. Для пастернака важен не только его собственный взгляд на пейзаж, но и взгляд природы на него.

 явления природы в  стихах поэта приобретают свойства  живых существ: дождик топчется  у порога «скорей забывчивый, чем робкий», иной дождик у  пастернака ходит по просеке  «как землемер и метчик». Гроза  у него может угрожать, как  злая женщина, а дом себя  чувствует так, как человек,  который боится упасть.

Один из лучших пейзажистов  в мировой литературе – тургенев. Он запечатлел в своих рассказах, повестях и романах мир русской  природы. Его пейзажи отличаются безыскусственной красотой, жизненностью, поражают удивительной поэтической  зоркостью и наблюдательностью.

М.ю. Лермонтов – великий  русский поэт.

 одна из ведущих  тем его творчества – одиночество.  Обычно мы связываем это с  мрачной эпохой, в которой ему  довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято  противопоставлять «образы бездушных  людей», принадлежавших к светскому обществу, светлому миру природы как вместимицу этических ценностей, олицетворению «естественного добра», противостоящего «испорченному свету». Очень точно лермонтов использует прием одушевления.

Информация о работе Лекции по "Детской литературе"