Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций
Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.
Эти стихи не узко пейзажны: в них присутствует человек и его работа, связанная с природой. Все полно движения, звуков, красок. В каждом коротком стихотворении кто-нибудь бежит, мчится, летит, трудится, что-нибудь звенит, ворчит, воет, капает. Бегут ручьи, дым идет столбом, вьется поземка, солнечный зайчик бегает по карте. И только "октябрь" тих - осень, замолкает природа.
На лугах мертва трава,
замолчал кузнечик.
заготовлены дрова
на зиму для печек.
А перед ним сентябрь - "мчатся птицы за моря, и открылась школа", а за ним праздничный ноябрь, окрашенный в цвет революции, - "красный день календаря", "вьются флаги у ворот, пламенем пылая", "и летит мой красный шар прямо к небосводу".
У каждого месяца своя тема, иногда пейзажная, а чаще связанная с работой:
Собираем в августе
урожай плодов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ясным утром сентября
хлеб молотят села.
Смена впечатлений идет не только от месяца к месяцу, но и внутри каждого стихотворения.
Сенокос идет в июле,
где-то гром ворчит порой.
и готов покинуть улей
молодой пчелиный рой.
Весь цикл, разнообразный по темам изображения, по ритмам, по настроению, лиричнее "круглого года". Маршак заставляет читателя пристально и неторопливо всматриваться в каждую деталь рисунка, сделанного художником, и картины, выполненной поэтом. А детали сливаются в изображение с очень отчетливой эмоциональной окраской.
Вопрос 35
Юмор и сатира в произведениях с.я.маршака
В творчестве маршака глубокий и острый взгляд на вещи неизменно сочетается с прирожденным чувством комического, с умением шутить и любовью к шутке. В своих стихах для детей он живой, занятный, неистощимо изобретательный рассказчик.
В самых первых стихах маршака для самых маленьких предметом изображения являются самые простые и знакомые вещи: игрушки, игры, домашние животные. В героях этих стихотворений маленький читатель с лёгкостью узнаёт самого себя - играющего ребёнка, и знакомится с окружающим миром через игру.
Особую категорию в стихах у с.я.маршака занимают животные. Рассказывая детям о животных, он рассказывает им о людях. Изображение животных в его стихах имеет двойной смысл. Во-первых, автор учит маленького читателя сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, то есть учит жалеть животных, потому что они чувствуют то же, что и люди. Во-вторых, маршак показывает своему читателю целый спектр человеческих эмоций: раз эти животные так похожи на людей, значит, и люди заслуживают сочувствия. Так автор снова приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного поучительного слова.
Создавая стихотворение "вот какой рассеянный", построенное на чередовании смешных ситуаций, маршак использовал очень забавную игру словами - на этот раз "перевертышами" - не как основу стихотворения, а лишь как одно из средств выразительности, усиливающее комичность эпизода. Эта игра словами характеризует героя произведения так же отчетливо и в том же плане, что забавные поступки рассеянного - тоже как бы "перевернутые".
Вопрос 36
С. В. Михалков. Анализ тетралогии о дяде степе
Серге́й влади́мирович михалко́в (28 февраля 1913, москва— 27 августа 2009) — советский и русский писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время великой отечественной войны.
В его стихах не «игровой момент», у них - игровая природа, как сама природа детей. Нет нужды ему «присваивать, делать своими собственными чувствадетей». Они органичны внутреннему состоянию поэта, его мироощущению, что не только не мешает, но обостряет ощущение, анализ реальных противоречий действительности, углубляет и осложняет их чувствование. Об этом свидетельствует все творчество с.в.михалкова, включая придуманный им киножурнал «фитиль». Органическое единство взрослого и детского сознания, чувствований проявляют все его стихи, написанные от имени детей и для детей.
Его стихи объединяют, роднят людей, вселяют надежду, радуют добротой, мужеством, праздничностью.
С.в.михалков разговаривает с читателями понятно и захватывающе на серьезнейшие социальные и политические темы. Поэт ввел в поэзию для самых маленьких публицистику: «быль для детей» (1941-1957), «разговор с сыном», начатый в конце 40-х годов, продолженный в 70-е годы книгой «день родины». Разговаривая со всеми детьми и обращаясь отдельно к каждому своему читателю, он ведет задушевный и одновременно открыто нацеленный диалог о понятиях чести, патриотизма, гражданственности, воспевает созидательный труд, равноправие всех людей, право человека на защищенность и счастье.
Если проанализировать стихи с.михалкова, выстроив их по хронологии написания, то нетрудно увидеть, что поэт последовательно и живо рисует для детей биографию родной страны. Он не обходит, не забывает никакие из самых трудных и ответственных тем. Они составляют основной пафос его творчества. Сказки с.михалкова тоже содержат особый михалковский юмористический подтекст и непременно воспитательную установку.
Анализ тетралогии о дяде степе
Дядя стёпа — один из персонажей советского писателя сергея михалкова из поэтической тетралогии для детей «дядя стёпа» («дядя стёпа», «дядя стёпа — милиционер», «дядя стёпа и егор», «дядя стёпа — ветеран»).
Положительный персонаж «по фамилии степанов и по имени степан», служил на флоте (на линкоре «марат»), стал работать милиционером.
Отличительные особенности дяди стёпы:
-огромный рост
-любовь к детям
-сугубо положительные черты характера
Степан степанов везде и всегда готов быть для ребят необходимым. Он - рядом. Он - надежен. Он - камертон тональности всех поэм, былей, стихов, пьес. Он помогает попавшей в беду бабке, вытаскивает из воды тонущего ученика, предупреждает крушение поезда… - так естественно и просто, как естествен, прост и широк его шаг по жизни, как естественно его гордое чувство гражданина своей страны.
Образ легендарного степана степанова не только правдив и конкретен. Он - символичен.
Первая часть поэтической тетралогии заканчивается рассказом о том, что дядя степа вернулся из армии. Он служил моряком. Защищал ле-нинград. Был ранен. Ему есть что рассказать «про войну и про бомбежку…». Ребята горды, что знакомы с «краснофлотцем», и счастливо величают его «маяком». Во второй части дядя степа - милиционер. Он все тот же: добр, отзывчив, великодушен, любит жизнь, ответственно, преданно защищает ее на своем посту. Конкретными делами герой и поэт утверждают красоту жизни. Не случайно дядя степа получает еще одно гордое символическое имя - «светофор». Светофор нравственности, человечности, добропорядочности, совестливости.
Художественная определенность
и завершенность образа позволяют
рассматривать каждую часть поэмы
как самостоятельное
Вопрос 38
А. Л. Барто. Краткость стиха и завершенность сюжета в книгах для самых маленьких «игрушки», «машенька»
Агния львововна родилась в москве 17 февраля 1906 г. Стиль стихов очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница. Стихи барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам.
Форма стихотворений агнии барто всегда адекватна их теме, смыслу, настроению. В стихах барто мы почти не найдем небрежной рифмы, рыхлой композиции, необязательных слов, приблизительной или формальной образности, немузыкальных, корявых звукосочетаний и прочих атрибутов «средней» поэзии.
каждая строфа барто
– вершина естественности, образец
поэтической музыкальности,
Прочному запоминанию, вхождению строк а. Барто в повседневный обиход детей и взрослых весьма способствовала их пословичность, афористичность.
Стихи помогают пережить отношение к игрушке как предательство друга. Нерадивой и жестокосердной «хозяйке» тряпичного зайца противопоставляется у барто другой маленький персонаж, который и после того, как мишка лишился лапы, продолжает играть с ним, «потому что он хороший». Так детскую привязанность к старой игрушке поэт переплавил в прекраснейшие свойства души: в верность друзьям и близким, в благородство и любовь. В этом цикле поэтесса выражает детское естественное нравственное чувство, которое формируется не поучением взрослых, а общением с игрушкой.
Читателю показан не статичный портрет знакомой ему игрушки, а судьба изображаемого игрушкой живого существа. Секрет успеха «игрушек» - в воспроизведении того образа игрушки, который складывается в сознании малыша.
Особая ценность стихотворений
из цикла «игрушки» - это язык, которым
они написаны. Язык настолько прост,
насколько это возможно. Стихотворения
написаны «по-детски», то есть поэтесса
воспроизвела лексику и синтаксис
детской речи. Барто в каждой строке
дает простое предложение; в нем
редко встречаются отклонения от
грамматических норм, совсем нет игры
слов или использования слов в
переносном значении. Такая речевая
строгость как раз и передает
характерную для малышей
«машенька», написаннав 1948 году. Фольклоризм проявляется здесь в построении некоторых фрагментов, которые имеют своеобразную «напевную» структуру. В стихотворении прослеживаются гуманистические идеи. Стихотворение «машенька» имеет чрезвычайно богатый язык. В первую очередь нужно отметить большое количество сравнений и метафор, которые помогают ребенку развивать образное мышление и фантазию («два дивана-великана», «ходят тени по стене, будто птицы в тишине стаями летят», «диваны-великаны теперь стоят, как горы...»). По сравнению со стихотворениями из цикла «игрушки» здесь более сложные синтаксические конструкции, которые уже включают в себя несколько грамматических основ, причастные и деепричастные обороты, появляются даже эллиптические конструкции. Максимальная конкретность в этом стихотворении проявляется в описании некоторых на первый взгляд обыденных процессов, которые, при этом, в данной ситуации для ребенка становятся настоящим событием. В этом стихотворении одновременно и с юмором и с лиризмом раскрывается детская личность, начиная с самого раннего возраста, когда ребенок едва начинает ходить.
Вопрос 41
Жизнь и творчество а. Гайдара. Его произведения для детей. Анализ «чук и гек», «тимур и его команда»
Арка́дий петро́вич гайда́р (настоящая фамилия — го́ликов; 9 января 1904, льгов, курская губерния — 26 октября 1941, близ села лепляво, каневский район, черкасская область) — советский детский писатель, участник гражданской и великой отечественной войн.
В 1918 году, в 14 лет был принят в коммунистическую партию (ркп(б)) с правом совещательного голоса. В конце декабря 1918 года был зачислен в красную армию.
В начале 1921 года во главе батальона, а затем сводного отряда действовал против двух повстанческих «армий» антонова в тамбовской губернии.
19 марта комбат голиков
получил назначение на
26 марта выехал из ужура в село божье озеро, а с 29 марта принимал командование участком.
Уже в начале апреля 1922 года,
оказавшись с небольшими силами в
районе, где, по его мнению, половина
населения поддерживала «бандитов»,
голиков информировал командующего
губернским чоном о необходимости,
по опыту тамбовщины, введения против
«полудиких инородцев» жёстких санкций,
вплоть до полного уничтожения «
Представитель военной власти
не сумел наладить отношений с
местными советами и с уполномоченными
губотдела гпу, которые, по его мнению,
больше следили за поведением чоновских
командиров и не занимались своими
прямыми обязанностями —
Сложные отношения сложились у голикова и с подчинёнными. Шестеро красноармейцев из вернувшегося с оперативного задания взвода, выказавших недовольство его поведением, были арестованы и при отправке в форпост лишены своих вещей.
В мае 1922 года по приказу
и с участием голикова чоновцы
расстреляли и убили при
3 июня 1922 года особым отделом
губернского отдела гпу было
начато дело № 274 по обвинению
голикова в злоупотреблении
1 сентября 1922 года партийный орган постановило перевести голикова на два года в разряд испытуемых, с лишением возможности занимать ответственные посты
Повесть «в дни поражений и побед», написана в 1925 году. В 1925 году переехал в пермь, где активно публиковался в газете «звезда». Здесь свет увидело первое произведение («угловой дом», 1925), подписанное псевдонимом гайдар.