Лекции по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций

Краткое описание

Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения

Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

0807344_0F87E_shpargalka_ekzamenacionnye_otvety_po_detskoy_literature.docx

— 244.39 Кб (Скачать файл)

Наиболее известные произведения аркадия гайдара: «p.b.c.» (1925), «школа» (1930), «дальние страны» (1932), «четвертый блиндаж», «военная тайна» (1935), «тимур и его команда» (1940), «чук и гек» (1939), «судьба барабанщика»[13]" (1938), рассказы «горячий камень» (1941), «голубая чашка» (1936). В произведениях 1930-х  годов — героизация и романтизация гражданской войны, преданность  идеалам первых лет советской  власти.

Во время великой отечественной  войны гайдар находился в действующей  армии, в качестве корреспондента «комсомольской правды». Написал военные очерки «у переправы», «мост», «у переднего  края», «ракеты и гранаты». После  окружения в сентябре 1941 частей юго-западного  фронта в районе умань—киев аркадий  петрович гайдар попал в партизанский отряд горелова. В отряде был пулемётчиком.

Герои его произведений - обычные люди, которых можно встретить  в реальной жизни. А их поступки, когда-то положительные, а когда-то нет, заставляют задуматься над тем, как я поступил бы в подобной ситуации.

А. Гайдар ставил ответственную  задачу – воспитывать в подрастающем поколении готовность совершать  добрый поступок, а если понадобится  – и героический, не на показ, а  по долгу совести.

«жизнь ни во что (лбовщина)»  - эта повесть печаталась с 10 января по 3 марта 1926 года на страницах пермской газеты «звезда», c которой сотрудничал  аркадий гайдар.  Основой повести  послужили события, развернувшиеся в 1905-1908 годах на урале: вооружённое  выступление против царского правительства  в рабочем пригороде перми  - мотовилихе; действия боевой дружины  во главе с а. М. Лбовым, которая продолжала сражаться с жандармами и войсками и после подавления восстания.

Повесть «школа» впервые  была опубликована в журнале «октябрь»  за 1929 год под рубрикой «пережитое».

«р.в.с.» – первое произведение аркадия гайдара, адресованное детям. В творчестве писателя эта небольшая повесть занимает важное место. Именно в ней начинает ярко проявляться особая, столь характерная для аркадия гайдара, манера разговора с детским читателем: серьёзность, общественная значимость, а порой и трагичность затрагиваемых им вопросов. Автор включает юных героев своих произведений в главные события, заботы, которыми живет страна. Доверительность интонации, сдержанный лиризм, мягкий юмор - всё это и поныне завоевывает сердца читателей, обеспечивая книгам аркадия гайдара долгую жизнь.

 

 

Анализ «тимур и его  команда»

«тимур и его команда» . В повести детская игра из обычного развлечения превращается в общественно полезное дело. Герои оказывают помощь престарелым тайно, что подчёркивает их стремление к бескорыстному труду.

Тимур гараев – образ  собирательный. Писатель наделил его  лучшими чертами: смелостью, добротой, честностью, верностью дружбе, любовью  к родине, горячим желанием приносить  посильную пользу. В творчестве аркадия  гайдара такой образ не явился чем-то совершенно новым и неожиданным. Новыми стали условия, время, а по характеру тимуром могли бы быть многие герои гайдаровских книг.

Героиня, к которой привязывается  ход событий повести, — женя, дочь советского командира полковника александрова. На даче, где женя отдыхает со старшей сестрой ольгой, девочка обнаруживает штаб загадочной организации школьников. Предводитель ребят, мальчик по имени тимур гараев, знакомит женю с организацией, задача которой — помощь членам семей красноармейцев и их защита от садовых воришек из банды мишки квакина. Он знакомит её с гейкой, колей и симой.

Вскоре тимур разговаривает с мишкой говоря о том, что ему надо перестать делать плохие поступки. Ольга заметила их вдвоём и сразу говорит жене о разговоре мальчиков. Ольга подумала, что тимур точно такой же хулиган как и квакин. Старшая сестра жени запретила ей разговаривать с тимуром.

Позже гейка приходит к  хулиганам с угрожающим письмом. Слова этого письма слышал помощник квакина по прозвищу «фигура», алёша  и сам квакин. Прочитав письмо, квакин не пугается и готовит бойцов к  битве. Тимур об этом узнал.

Битва длилась долго. Хулиганы кидались яблоками и дрались кулаками. У тимуровцев же были только кулаки. Всё-таки хулиганы попали в ловушку и они получили хороший урок. Квакин и его большая шайка перестали хулиганить. 

Образ жени — один из центральных  в повести. С каждой повой сценой все отчетливее вырисовывается характер шаловливой, увлекающейся девочки, выросшей без матери, тоскующей по родительской ласке. Старшая сестра любит ее, но напускает на себя излишнюю строгость и «взрослость», не хочет понять маленьких, но важных для жени тайн, сердится на ее «вечно нелепые шутки», неохотно отвечает на наивные и ненужные, как ей самой кажется, вопросы. Гайдар дает читателям возможность проникнуть в сущность взаимоотношений между сестрами: ольга заботится о жене, но считает необходимым поучать ее, не чувствует, что обижает сестру своим недоверием.

Сложнее разрешается второй конфликт повести — между друзьями тимура и шайкой квакина; его корни  глубже. Это не недоразумения, которые  можно рассеять, а столкновение двух противоположных начал — созидательного и разрушительного, гражданственного и анархистского. Оно показано на многих страницах повести.

Основную задачу своего творчества гайдар видел в утверждении мировоззренческих  и моральных норм советского общества. Писатель решал эту задачу, создавая настоящие, живые характеры, согретые добрым юмором. Юмористическая обрисовка  персонажей, созданных гайдаром, помогает сделать их близкими читателю, человечными  и естественными. Писатель не боится показать иногда в смешном свете  даже тимура. Гайдаровский юмор развивает  и эстетическое чувство читателя. Так, в сцене разговора доктора  колокольчикова с инженером гараевым читатель осведомлен лучше, чем участники  сцены, о хромом старике с револьвером  и о причинах, побудивших тимура стянуть одеяло со спавшего доктора. Юный читатель, зная больше, чем участники  этой сцены, способен оценить юмор их диалога.

В образе тимура воплощены  лучшие черты пионера, выросшего  в новой, социалистической стране. «простой и милый мальчишка», «гордый и горячий комиссар» сплотил дружный коллектив. Женя, гейка, нюрка, коля колокольчиков, сима симаков стремятся окружить заботой семьи красноармейцев. Игра, которую ведут тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к родине. Сложны отношения тимура и ребят со взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят.

Иначе создаются в повести  образы отрицательных персонажей, например хулигана по кличке фигура. Автор подчеркивает в нем черты озлобленности, жестокости, тупости. Вот образцы его речи: «гонцов надо завтра изловить», «давай-ка сунем ему по разу, вот и заплачет». Этого парня не любит за бессмысленную  жестокость и его друг квакин. Фигура готов избить любого человека, обидеть  слабого, залезть в сад девочки, у которой убили отца-пограничника.

Даже квакина в какой-то мере писатель наделяет способностью шутить, чувством юмора. У фигуры же нет этой способности, в обрисовке  его характера не проскальзывает ничего юмористического, а следовательно, и ничего человеческого.

Часто писатель, сосредоточивая внимание читателя на юмористических подробностях, подводит его затем  к серьезному выводу, заставляет задуматься о жизни, о взаимоотношениях людей.

В повести «тимур и его  команда» воплотились характерные  черты дарования а. Гайдара: умение создать романтически-приподнятые  реалистические образы подростков; способность  показать эмоциональную и воспитательную роль игры в жизни ребят; переключение событий из «детского» мира игры в  мир взрослый, большой, настоящий.

Образ т. Воплощает идеальный  тип подростка-лидера с его стремлением  к благородным поступкам, тайнам, чистым идеалам. Т. Объединяет вокруг себя в дачном поселке группу сверстников  и бескорыстно помогает старикам, малышам — тем, кто обычно в  силу своей беззащитности является жертвой озорства подростков. В первую очередь тимуровцы опекают семьи  военных, защитников родины.

Главный конфликт повести  — столкновение идеального мира подростка-рыцаря с обыденным миром. А главное  испытание — непонимание и  клевета, которые становятся непременным условием рыцарского подвига.

Знак тайного покровительства  тимуровцев — пятиконечная звезда на воротах дома, обитатели которого попадали под их защиту. По замыслу  самого гайдара, звезда олицетворяла беззаветную  любовь к родине и готовность самоотверженно ее защищать.

Преодоление конфликтов в  сюжете связано не с героическими поступками, а с нравственно-психологическим  противостоянием героя не только местным подросткам-хулиганам, возглавляемым  мишкой квакиным, но и миру взрослых, от которых скрыт подлинный смысл  действий тимуровцев.

 

Анализ «чук  и гек»

В произведении а.гайдара «чук и гек» красной нитью проходит тема патриотизма. Читая эту книгу, понимаешь, что любовь к родине невозможна без любви к матери, отцу, брату.

В этом рассказе, в разговорах его взрослых и маленьких героев, в раскрывающейся перед читателями панораме нашей огромной страны, аркадий  гайдар отстаивает свой оптимизм, непреклонную веру в правоту своего дела, которое  всё равно одолеет любые беды и трудности.

«чук и гек» — рассказ  о смысле жизни человека, о счастье, о любви к родине. «что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю» — в этих словах гайдара заключена основная мысль рассказа.

Огромный и добрый мир  страны раскрывается перед братьями во время поездки из москвы на восток, к синим горам. Поэтичность, эмоциональность, юмор, ясный лирический подтекст—  характерные черты этого произведения, с удивительной силой передающего ощущение счастья жизни и любви к родине.

повесть «чук и гек» веселая  и увлекательная, она учит дружбе и доброте.

Чук и гек — два брата, и у каждого свои привычки, свойственная только ему манера поведения и  логика развития мыслей.

Рассказать маме правду о  своих проделках с телеграмм  ой или что-нибудь придумать? Ведь «у этой мамы был странный характер», и  за драку она «разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а  то и два не позволяла им играть вместе».

И чук предлагает не говорить о телеграмме совсем. Но гек осторожнее; он вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хуже сердится». Так гек делает открытие не такое уж «простое» и «бесхитростное», что врать опасно, и только. Если же убедишь себя, что ложь — вовсе и не ложь, а значит, наказания не должно быть, то можно и солгать. Писатель не смягчает тему лжи и правды, а ставит ее во всей остроте.

Сказочный зачин «чука  и гека» («жил человек в лесу возле  синих гор») определяет весь интонационный  строй рассказа. События, эпизоды, происшествия даны в нем в эмоциональном  преломлении восприятия чука и гека. Реальные события приобретают сказочную  окраску, дополняются вымыслом, поэтизируются: «удивительная это была прогулка! Они шли гуськом к роднику  по узенькой тропке. Над ними сияло  холодное голубое небо; как сказочные  замки и башни, поднимались к  нему остроконечные утесы синих  гор».

 

 

Вопрос  42

Творчество в. Ф. Одоевского. Опыт создания научно - популярной сказки "городок в табакерке". Анализ «мороз иванович»

 

Князь влади́мир фёдорович  одо́евский (1 [13] августа 1803, москва — 27 февраля [11 марта] 1869, там же) — русский  писатель, философ, педагог, музыковед  и теоретик музыки.

Для второго периода в  творчестве одоевского характерно увлечение  мистическими учениями, прежде всего  мистической философией сен-мартена, средневековой натуральной магией и алхимией. Он активно занимается литературным творчеством. Пишет романтические и дидактические повести, сказки, публицистические статьи, сотрудничает с пушкинским «современником», «вестником европы» несколькими энциклопедиями. Редактировал «журнал министерства внутренних дел».

Среди идеологов любомудрия ключевой фигурой является князь  владимир федорович одоевский (1804 - 1869), которому большинство современных  исследователей отдают приоритет в  формулировке концепции национального  мессианизма. Будучи человеком разносторонних дарований и интересов, он оставил  заметный след в самых разнообразных  областях отечественной культуры. Блестящий  писатель, самобытный мыслитель, один из редакторов лучшего и наиболее влиятельного литературного журнала, издававшегося в период «золотого  века» русской поэзии - «отечественных записок»; музыкант, музыковед и  музыкальный критик, друг и советчик крупнейших русских композиторов -глинки, даргомыжского, верстовского, серова, много сделавший для становления национальной музыкальной школы; создатель новых литературных жанров, в том числе, автор первого философского романа в россии; самобытный теоретик образования и первый популяризатор научных знаний; организатор благотворительных заведений в санкт-петербурге; сенатор и участник либеральных реформ 60-х годов xix века; наконец, хозяин одного из самых блестящих литературных салонов 30-х годов, друг великой плеяды русских писателей своего времени - от жуковского, грибоедова, пушкина, тютчева, лермонтова, гоголя, белинского до тургенева, достоевского и толстого, - вот краткий и далеко не исчерпывающий перечень его заслуг перед отечественной культурой.

Расцвет литературной славы  одоевского пришелся на 30-- 40-е годы. В 1833 году вышел в свет его сборник  «пестрые сказки с красным словцом». Он замечателен тем, что включал  ряд романтических повестей, рассказанных от имени магистра философии и  члена разных ученых обществ иринея модестовича гомозейко. Магистр  философии в книгах для детей  превратится в обаятельного рассказчика -- дедушку иринея. Жанр произведений, входящих в этот сборник, одоевский определяет как «сказки», что характеризует особенности его стиля -- соединение фантастических ситуаций с точным ироническим, а подчас сатирическим воспроизведением деталей быта и нравов. Поэтика этих сказок близка поэтике гоголя в его петербургских повестях.

Информация о работе Лекции по "Детской литературе"