Литературные направления «Серебряного века»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:13, реферат

Краткое описание

Цель в моей курсовой работе – изучить и проанализировать «Серебряный век» в русской культуре. Для того чтобы подойти к этой цели, необходимо решить некоторые поставленные мною задачи. В первой главе своей работы я хочу рассмотреть все то, что происходило в период «серебряного века» в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и живописи.

Содержание

Введение.............................................................................................3
Глава 1. «Серебряный век» в русской культуре........................5
1.1.Наука.............................................................................................5
1.2.Литература...................................................................................7
1.3.Театр и музыка............................................................................9
1.4.Архитектура и скульптура......................................................11
1.5.Живопись....................................................................................13
Глава 2. Русский «ренессанс»......................................................16
Заключение.......................................................................................19
Список используемой литературы...............................................

Вложенные файлы: 1 файл

Лит напр серебр века.docx

— 89.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

     Литературные направления  «Серебренного века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение.............................................................................................3

Глава 1. «Серебряный век» в русской культуре........................5

1.1.Наука.............................................................................................5

1.2.Литература...................................................................................7

1.3.Театр и музыка............................................................................9

1.4.Архитектура и скульптура......................................................11

1.5.Живопись....................................................................................13

Глава 2. Русский «ренессанс»......................................................16

Заключение.......................................................................................19

Список используемой литературы...............................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         «Серебряный век» в русской  культуре, хоть и оказался удивительным  коротким (конец XIX- начало ХХ вв.), но он оставил свой след  в истории России. Я считаю  эту тему актуальной, так как  за этот период русская культура  сумела достигнуть мирового уровня. Культура России «серебряного  века» отмечена высоким развитием,  многими достижениями и открытиями. Я считаю, что каждый гражданин  своей страны должен знать  о ее культуре.

         Великие потрясения, которая пережила  наша страна за сравнительно  небольшой исторический период, не могли не отразиться на  ее культурном развитии. Русская  культура, не теряя своего национального  лица, все более обретала черты  общеевропейского характера. Возросли  ее связи с другими странами.

         Цель в моей курсовой работе  – изучить и проанализировать  «Серебряный век» в русской  культуре. Для того чтобы подойти  к этой цели, необходимо решить  некоторые поставленные мною  задачи. В первой главе своей  работы я хочу рассмотреть  все то, что происходило в период  «серебряного века» в науке,  литературе, театре, музыке, архитектуре,  скульптуре и живописи. В науке  наблюдаются различные достижения  и открытия мирового значения. В литературе появлются модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм. Театр и музыка достигают высшего уровня среди других стран. Появляются великолепные композиторы. Стоит также обратить внимание на величайших русских скульпторов: Трубецкой, Коненков, Эрьзи, которым удалось выразить основные тенденции развития отечественного веяния. Необходимо познакомиться с творчеством «мироискусников», которое связано с возрождением книжной графики и искусства книги. В «серебряном веке» присутствовал стиль «модерн», который имел народные корни, опираясь на передовую промышленную базу, и вобрал в себя достижения мировой архитектуры. «Модерн» можно и сегодня найти в любом старом городе. Стоит только присмотреться к закругленным окнам, изысканной лепнине и изогнутым балконным решеткам какого-либо особняка, гостиницы или магазина. «Серебряный век», прежде всего, включает в себя духовное явление: русское религиозное возрождение начала ХХ века. Поэтому я хочу во второй главе своей работы изучить и проанализировать религиозный «ренессанс». Подлинных вершин достигает философская мысль, что дало основание великому философу Н.А.Бердяеву назвать эпоху «религиозно-культурным ренессансом». Соловьев, Бердяев, Булгаков и другие крупные философы оказали сильное, порой определяющее влияние на развитие разных сфер русской культуры. Особенно важным в русской философии было обращение к этической проблематике, фокусирование внимания на духовном мире личности, на таких категориях, как жизнь и судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение.

       Теперь  необходимо решить все поставленные  мною задачи, тем самым я смогу  выполнить цель в своей курсовой  работе.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. «Серебряный  век» в русской культуре

       Культура  России второй половины XIX – начала  ХХ в. впитала художественные  традиции, эстетические и моральные  идеалы «золотого века» предшествующего  времени. На рубеже XIX – начала ХХ вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека ХХ в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры. Выражение и название "серебряный век" является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...". Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман "Серебряный голубь". Редактор журнала "Аполлон" С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX века. Российская культура в условиях развития страны начала ХХ века приобрела значительный размах и ряд новых направлений. В России произошел подъем в области образования: росло число учебных заведений, активизировалась деятельность учительства, преподавателей высших учебных заведений. Активно развивалось издательское дело. Теперь более подробно рассмотрим то, что происходило во времена «серебряного века» в науке, литературе, театре, музыке, архитектуре, скульптуре и живописи.

1.1.Наука

        Во  второй половине XIX – начале ХХ  в. углубился процесс дифференциации  наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

      В естественных  науках крупнейшее значение имело  открытие Д.И.Менделеевым Периодического  закона химических элементов.  Классическую теорию химического  строения органических тел создал  А.М.Бутлеров. Фундаментальное и  прикладное значение имели исследования  математиков П.Л.Чебышева, А.М.Ляпунова  в области теории чисел, теории  вероятностей и ряда разделов  математической физики. Выдающиеся  открытия были сделаны в физике  и механике. Работы А.Г.Столетова  подготовили условия для создания  современной электронной техники.  Переворот в электрическом освещении  произвели открытия П.Н.Яблочкова  (дуговая лампа), А.Н.Лодыгина (лампа  накаливания). Золотой медали был  удостоен А.С.Попов за изобретение  электрической связи без проводов (радио). П.Н.Лебедев подтвердил электромагнитную  природу света. Н.Е.Жуковский создал  теорию гидравлического удара,  открыл закон, определяющий величину  подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного  винта и др. К.Э.Циолковский своими  работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов. Энциклопедические труды В.И.Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И.М.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения. К.А.Тимирязев основал русскую школу физиологии растений. Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных стран. С.О.Макаров совершил 2 кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки. В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилилась критика эволюционной теории Ч.Дарвина. Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества. Чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. С.М.Соловьев написал множество работ по разным историческим проблемам. В.О.Ключевский оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки.

Таким образом, мы рассмотрели  основные достижения в развитии науки  «серебряного века».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Литература

Русская литература продолжала играть исключительную важную роль в  культурной жизни страны.

Реалистическое  направление в русской литературе на рубеже ХХ в. продолжали Л.Н.Толстой («Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Живой труп»), А.П.Чехов («Палата №6», «Ионыч», «Дом с мезанином»), И.А.Бунин («Деревня», «Господин из Сан-Франциско») и А.И.Куприн («Олеся», «Яма»). Одновременно в реализме появились новые художественные качества. С этим связано распространение неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения «Макар Чудра», «Челкаш» и др. принесли известность А.М.Горькому.

В литературе появляются модернистские направления: символизм, акмеизм, футуризм.

Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже XIX и ХХвв. Творчество в понимании символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику – творцу. Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В.Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вяч.Иванов искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А.Белый увлекался Вл.Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше.

Художественным и публицистическим органом символистов был журнал «Весы» (1904 – 1909).

Принято различать «старших»  и «младших» символистов. «Старшие» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский), пришедшие в литературу в 90-е годы, проповедовали культ красоты  и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты.

В 1910 году на смену символизму пришел акмеизм (от греч. «акме» - высшая степень чего-либо). Основоположниками акмеизма считаются Н.С.Гумилев (1886 – 1921) и С.М.Городецкий (1884 – 1967). Акмеисты в отличие от символической туманности провозгласили культ реального земного бытия, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Но вместе с ним они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. Теоретической основой оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые в своем творчестве смогли выйти из рамок этой «платформы» и обрести новые идейно-художественные качества (А.А.Ахматова, С.М.Городецкий, М.А.Зенкевич). Творчество А.А.Ахматовой занимает особое место в поэзии акмеизма. Первые сборники А.Ахматовой «Вечер» и «Четки» принесли ей громкую известность.

Одновременно с акмеизмом  в 1910-1912гг. возник футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И.Северянин и др.), «Мезонин поэзии» (В.Лавренев, Р.Ивлев и др.), «Центрифуга» (Н.Асеев, Б.Пастернак и др.), «Гилея», участники которой Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего. Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций.

Были в поэзии этого  времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к  определенному течению – М.Волошин (1877-1932), М.Цветаева (1892-1941).

Вывод: в литературе «серебряного века» появились модернистские  направления: символизм, акмеизм и  футуризм.

 

Символизм

Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма —1890-е годы — 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:

  • российская — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;
  • французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Основная мысль: искусство — средство познания мира.

Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

Старшие символисты

  • Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.
  • Московские символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

Младшие символисты

А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.

Акмеизм

Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв иСергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.

Футуризм

Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы вКиеве, Харькове, Одессе, Баку.

Кубофутуризм

В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Эгофутуризм

Эгофутуризм -(эго-Я). Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.

Новокрестьянская поэзия

Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической  манере. Единой творческой школы с  единой идейной и поэтической  программой они не образовали. Как  жанр «крестьянская поэзия» сформировал  Суриков. Они писали о труде и  быте крестьянина, о драматических  и трагических коллизиях его  жизни. В их творчестве отразилась и  радость слияния тружеников с  миром природы, и чувство неприязни  к жизни душного, шумного, чуждого  живой природе города. Известнейшими  крестьянскими поэтами периода  Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. К этому течению также примыкал Сергей Есенин.

Информация о работе Литературные направления «Серебряного века»