Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 06:14, курсовая работа
В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизора, всем, а особенно ребенку, входящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечества. Впитывал эти чистые источники, «припадать к ним человек должен с детства. С детства он должен осознавать, что есть добро и зло».
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Основы нравственного воспитания и изучения произведений басенного жанра в начальной школе…………………………………………………………………...7
1.1 Особенности нравственного развития младших школьников……………..7
1.2 Современный подход к изучению басни в начальной школе…………….14
2 Методика работы над басней как средство нравственного воспитания младших школьников………………………………………………………………20
2.1 Нравственное воспитание при изучении произведений басенного жанра20
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников……………………………………………...28
Рассмотрим некоторые нравственные новообразования младших школьников в соответствии с этапами обучения[1, c. 26].
6-7 лет. «К концу первого года обучения дети имеют определенный опыт взаимоотношений, совместной работы на уроках».
8-9 лет. Второклассниками оценка различных событий, людей, природы осуществляется уже не только по принципу «хороший или плохой для меня», «добрый или злой по отношению ко мне» - «доброе» или «злое» осмысливается по отношению ко всем людям. Однако в 1-м и 2-м классах, по исследованиям Н. М. Трофимовой, мало детей умеют за внешними предметами и действиями увидеть отношение человека к деятельности и другим людям[24, c. 30].
9-10 лет. Ребенку уже не нужна ежеминутная опека учителя, поэтому возникающие в классном коллективе конфликты дети пытаются разрешить сами. Большую роль в этом играет развитие самоуправления детского коллектива. Но детям свойственно видеть только внешнюю сторону конфликта или то, что задевает их лично, нравственный смысл во многих случаях они не осознают. Часто ребенок знает, как нужно поступать тому, или иному герою, а в реальной жизни не уступит и в малом, полагая, что все хорошие качества человека проявляются только в особых случаях и в героических поступках.
Существуют как внутренние (физиологические, психологические), так и внешние (педагогические) предпосылки эффективного нравственного воспитания в процессе начального обучения.
К внутренним предпосылкам относится сенситивность психики детей данного возраста к нравственному воспитанию, обусловленная повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность нравственных норм; бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении; активным формированием гуманистических отношений, побудительным мотивом которых является потребность в положительных поступках; неустойчивостью отрицательных качеств личности, пластичностью нервной системы, восприятием учителя референтной личностью; повышенной конформностью, которая может служить опорой учителю для развития умения ребенка подчинять свои интересы интересам коллектива и т. д.[25, c. 144].
Педагогическими предпосылками эффективного нравственного воспитания в процессе начального обучения могут быть значительное расширение круга общения и видов деятельности ребенка, которые воспринимаются им как общественно значимое явление; более разнообразные по сравнению с дошкольным детством жизненные обстоятельства, в которых ребенок должен сам решать, как надо поступать в том, или ином случае, не нарушая предъявленного к нему требования; длительное общение с учеником начальных классов в процессе обучения, позволяющее учителю наблюдать его в большом числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, целенаправленно и систематически воздействовать на его развитие; существующие в начальной школе благоприятные условия для успешной установки контактов с родителями школьников; эмоциональность младших школьников.
Перечисленные предпосылки начального обучения в школе представляют собой залог нравственной воспитуемости младших школьников. Именно в данном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. С другой стороны, существуют и различные предпосылки трудностей нравственного воспитания младших школьников, связанные с особенностями развития их психики:
1) преобладание конкретности
2) недостаточное развитие самоконтроля, сдержанности: дети чаще замечают ошибки в поведении других, чем свои, действуют импульсивно; 3) неустойчивость и неадекватность уровня притязаний: младший школьник часто хочет выполнить больше, чем может;
4) повышенная конформность: дети склонны делать выбор под влиянием толпы, импульсивных стимулов. Эти особенности психики младших школьников нужно рассматривать не как недостатки, а как предмет педагогического развития и коррекции.
Анализ списков нравственных (положительных, социально одобряемых) качеств личности, оптимально формируемых в младшем школьном возрасте, позволил составить представление о наиболее важных из них. Ряд авторов базисными интегративными нравственными качествами считают те, которые не являются сущностью нравственности. Так, говоря об общительности, В. Т. Чепиков включает в ее структуру многие нравственные качества, связанные с гуманностью, честностью, отзывчивостью и пр. Однако в большей мере перечисленные им качества относятся к организованности и другим деловым качествам, важным, но не показательным при оценке нравственности младшего школьника. Именно такой подход часто реализуется не только в теории, но и в практике начального образования: учителя в большей мере озабочены формированием дисциплинированности, чем гуманности. Наиболее существенными, нравственными качествами, которые необходимо формировать в младшем школьном возрасте, являются дружелюбие, честность, вежливость, заботливость[25, c. 147].
В целом нравственное воспитание и развитие ребенка - это две взаимообусловленные и постоянно изменяющиеся стороны единого процесса. Нравственное воспитание играет огромную роль в развитии психики ребенка: «…оно органически связано с развитием у детей интеллектуальной активности и сообразительности, с расширением их кругозора, знаний о природе, труде, искусстве и литературе». Особенности нравственного развития младших школьников необходимо учитывать при организации нравственного воспитания в начальной школе[23, c. 4].
Таким образом, к младшему школьному возрасту, каждый ребенок достигает своего «рубежа» нравственного развития; у него «накапливается определенный нравственный опыт, формируются черты индивидуального характера, вырабатываются определенные привычки». Все эти факторы отражаются на процессе нравственного воспитания.
На уроках литературного чтения при изучении произведений басенного жанра необходимо формировать у младших школьников представление о нравственных категориях. Приобретению нравственных знаний, выработке у младших школьников этических представлений и понятий. Главное их назначение – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали.
1.2 Современный подход к изучению басни в начальной школе
Басня как форма эпического жанра появилась задолго до нашей эры. В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И.А.Крылова.
По тематике и идейной направленности басни И.А. Крылова чрезвычайно разнообразны. А.С. Пушкин находил в них отличительные свойства русского народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». И.В. Гоголь называл их притчами, он так писал: «Его притчи - достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».
Для чтения в начальных классах школы отображены басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей, Стихи крыловских басен написаны так просто, что школьник, только что постигший грамоту, и человек взрослый, одинаково чувствуют, как правдиво, метко, интересно они написаны.В настоящее время в книги для чтения, наряду с баснями И.А. Крылова, вошли две басни Л.Н. Толстого и одна басня К. Д. Ушинского[26, c. 27].
Внимание к басне обусловлено рядов ее достоинств. Она заключает в себя большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня - это положительная направленность того или иного суждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками. Что осуждает басня? Чему учит?
Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления" и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию — это пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для детей басня - замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая.
Они привлекают в равной степени как глубиной, заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения в словах. Не случайно, что из басен образные выражения широко применяются в речевой практике людей к различным случаям жизни.
Слово в басне Крылова - это средство выражения народной мудрости, национальной самобытности русского народа: оно выступает как часть национальной русской речевой культуры. Оно сохранило значение ярких, красочных, народных формул, помогающих ясно и образно выразить мысль. Этими «крылатыми словами» русский человек не только украшает свою речь, но и доказывает, обосновывает свою точку зрения; опровергает ошибочное мнение, предупреждает возможное возражение, воздействует на собеседника.
О воспитательной ценности басен И.А. Крылова великий критик В.Г. Белинский написал следующее: «Нет нужды говорить о великой важности басни для воспитания детей; они бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственно доступной для них поэзии». Так в литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера, поэтому выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания), которые и призваны оказывать нравственное воздействие на читателя учащегося[11, c. 30].
В баснях действующими лицами являются животные. Душа басни состоит в органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном. Сохранив звериное обличие, басенные герои стали одновременно и посетителями таких общечеловеческих пороков, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень, Иногда же они судят о событиях мудро и справедливо, и тогда они не глупей людей, Сообразуясь с природными нравами и повадками животных, Крылов наделяет их полнее человеческими поступками и мыслями. Пчелы и Муравьи почти всегда трудолюбивы, скромны и наблюдательны. Хитрая плутовка и лицемерка Лиса выступает в басне как криводушный судья - взяточник и льстивый царедворец, а хищный, жадный, глуповатый Волк олицетворяет чиновника, хапугу и грабителя. Уже одно только присутствие этих людских качеств в звере и «звериных» , в человеке рождает восхитительный крыловский юмор, такой непосредственный, лукавый и добрый. Животные и люди в баснях И.А. Крылова сказочные, но как в подлинной, настоящей сказке они в то же время достоверны.
Однако одним из центральных вопросов анализа басен является раскрытие ее морали. Здесь особо ставится вопрос о том, когда работать над раскрытием морали; до специального анализа ее конкретного содержания или после?
Ведущие методисты Е.А. Адамович, Н.П. Кононыкин, Н.А Щербакова, Н.А. Щепетова, В.И. Яковлева и другие считали, что работа над текстом басни начинается с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и наконец, рассматривается мораль, то есть нравственные задачи.
Н.П. Кононыкин и Н.А. Щербакова рекомендуют не читать мораль басни, пока не понятно учащимся содержание конкретной басни, пока дети не уяснили особенности действующих лиц не сделали переноса характерных черт животных, изображенных в баснях, в реальную людскую среду.
Аналогичный подход к работе над басней был высказан методистами В.Г. Горецким и М.И. Омороковой.
Иной путь работы над басней описан Л.В. Занковым. По его мнению, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какая основная задача басни»? Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли после чего им ставится второй вопрос: «Какова мораль басни?» Уже после того (пишет Л.В. Занков) как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов.
Итак, Л.В. Занков считает, что анализ басни ведет от главной мысли к морали и к конкретному содержанию. Многое зависит от того, какова главная мысль и мораль басни (возможно, что они просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения). Однако, как показывают исследования психологов и методистов, учащиеся в своем восприятии художественного произведения проходят два этапа: непосредственное восприятие (эмоционально-образное) и опосредованное (обобщенно-оценочное, связанное с раскрытием подтекста, с пониманием идей). В этом плане чтение басни не представляет исключения. Напротив, басня, как произведение, которому свойственна высокая степень обобщенности, заключается в морали, требует четкого восприятия конкретно-образного содержания. От правильного понимания конкретного содержания и мотивов поведения действующих лиц басни учащиеся переходят к выделению ее главной мысли. Процесс раскрытия морали басни представляет для учащихся абстрагирование наиболее существенных положений, которые заключены в конкретной части басни. Главная мысль - вывод из конкретной части басни, а мораль - обобщенное выражение идеи.
Основная тема басен И.А. Крылова - это обличие человеческих пороков. Мораль предпочитается описанию конкретных событий.
Мораль в баснях И.А. Крылова как правило, выполняет несколько функций: она формулирует истину жизни общества, а заключительная часть конкретизирует истину, придает ей яркую запоминающуюся образность. Они потом становятся афоризмами[15, c. 175].
Глубокое понимание внутреннего содержания басни достигается в результате выполнения соответствующих вопросов и заданий. Последовательность их предъявления учащимся может быть такой: «восприятие конкретного содержания, раскрытие композиции, характерных особенности действующих лиц, мотивов их поведения - раскрытие аллегории - выяснение главной мысли конкретной части басни - анализ морали.
Успех работы над басней определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развития действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.