Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:36, научная работа
Цирк! С этим словом у каждого из нас связаны яркие воспоминания детства: необычные костюмы клоунов, невероятные акробатические трюки артистов, поражающие воображение номера с участием животных. Именно здесь, в цирке, человек в полной мере смог проявить своё высочайшее мастерство, преодолевая самые сложные, кажущиеся невероятными препятствия. Постичь же романтику циркового искусства приходят люди разного возраста, разного социального статуса. В этом и заключается демократизм цирка: он имеет успех у самого широкого зрителя.
Введение________________________________________________________3
Глава 1. История цирка
От Римской империи до наших дней ___________________________7
История русского цирка ______________________________________8
Цирк в Беларуси_____________________________________________9
Результаты опроса учащихся гимназии ______________________________11
Глава 2. Сквозные темы произведений о цирке
Тема нужды ________________________________________________12
Тема безрадостного детства __________________________________ 14
Тема жестокости ____________________________________________16
Тема одиночества ___________________________________________17
Глава 3. Художественные детали произведений о цирке
Афиша ___________________________________________________ 18
Публика __________________________________________________ 20
Заключение _____________________________________________________25
Список использованной литерат
Оглавление
Введение______________________
Глава 1. История цирка
Результаты опроса учащихся
гимназии ______________________________
Глава 2. Сквозные темы произведений о цирке
Глава 3. Художественные детали произведений о цирке
Заключение ______________________________
Список использованной литературы____________________
Введение
А в цирке широкие двери,
Арена, огни, галуны,
И прыгают люди, как звери,
А звери, как люди, умны.
Там слон понимает по-русски,
Дворняга поет по-людски.
И клоун без всякой закуски
Глотает чужие платки.
И тут верховые наяды
Слетают с седла на песок.
И золотом блещут наряды,
И купол, как небо, высок.
Д. Самойлов
Пожалуй, ни один из видов искусств, которые за время своего существования освоило человечество, не является таким захватывающим, противоречивым и непредсказуемым, как искусство цирка.
Цирк! С этим словом у каждого из нас связаны яркие воспоминания детства: необычные костюмы клоунов, невероятные акробатические трюки артистов, поражающие воображение номера с участием животных. Именно здесь, в цирке, человек в полной мере смог проявить своё высочайшее мастерство, преодолевая самые сложные, кажущиеся невероятными препятствия. Постичь же романтику циркового искусства приходят люди разного возраста, разного социального статуса. В этом и заключается демократизм цирка: он имеет успех у самого широкого зрителя.
Порой утверждают, что цирк — развлечение для детей. Трудно согласиться с этим. Судите сами, разве способен ребенок оценить бесстрашие и мужество акробата так, как взрослый зритель! Показывая на арене силу и ловкость человека, его огромные возможности, его отвагу, красоту тела и духа, цирковое искусство заставляет зрителей поверить также в свои собственные силы и возможности.
На манеже и под куполом цирка живет вечное стремление к чуду, к тому, чтобы сделать невозможное возможным. Здесь мечта становится явью, фантазия вторгается в повседневную жизнь. И как бы с течением времени ни менялись формы циркового искусства, суть остается прежней – цирковые артисты своим трудолюбием, мастерством, бесстрашием воспевают человека.
Прежде всего, популярность циркового искусства связана с тягой человека к совершенству, к чуду, к мечте, уводящей за пределы обычной жизни и открывающей новые возможности. Артисты цирка демонстрируют силу, ловкость, смелость, недоступные обычному зрителю. Они жонглируют гирями и поднимают огромные тяжести, показывают необычайную гибкость, глотают огонь или дрессируют змей, летают по воздуху, жонглируют самыми разнообразными предметами, находят общий язык с домашними животными или вступают в непосредственный контакт с дикими животными. Выдающиеся возможности вызывают у зрителей восхищение и гордость.
Другая причина кроется в желании «пощекотать нервы», ощутить опасность, подстерегающую циркового артиста. Классическое требование римской черни: «Хлеба и зрелищ!» (лат. «Panem et circenses») в дословном переводе означает: «Хлеба и цирковых игр», и связано непосредственно с кровавыми гладиаторскими боями и травлей диких зверей. И сегодня цирковое искусство в определенной степени эксплуатирует подобное архаическое чувство. Недаром в языке бытует устойчивое словосочетание «смертельный номер», идущее от старой рекламы цирковых представлений, а предметом гордости многих воздушных гимнастов и сегодня является работа «без страховки» – натянутой сетки или «лонжи» (страховочного троса, прикрепленного к поясу гимнаста).
Третья, не менее важная причина популярности циркового искусства кроется в злободневности его отдельных жанров, и особенно клоунады. «Шут», «гаер», «паяц», «дурак» – это, по сути, синонимы слова «клоун». Хотя официально признанной главной функцией подобного персонажа являлось развлечение публики, традиционно шуты присваивали себе право говорить о самых сложных и актуальных проблемах современности. При этом они имели возможность обращаться практически к любым категориям населения: от королей (придворные шуты) до самых низших социальных слоев (странствующие комедианты). Порой это был единственный способ сказать правду. Конечно, профессия шута была сопряжена с опасностью для жизни, однако преувеличенно наивная манера подачи злободневной информации давала клоуну большие шансы остаться в живых.
Не удивительно, что цирк как одно из ярчайших проявлений выносливости, силы и бесконечности возможностей человеческого тела и духа всё более привлекал внимание художников слова. Не случайно мотивы жизни цирка можно найти в творчестве писателей разных литературных направлений, таких как В.Маяковский и А.Блок, А. Куприн и М. Булгаков, А. Чехов и М. Горький. Так, профессор Преображенский в произведении М.Булгакова «Собачье сердце» советует доктору Борменталю сводить Шарикова в цирк – посмотреть на слонов. А М.Горький в своё время восклицал: «Не любить цирк невозможно! Влюбляется в цирк каждый, кто хоть однажды соприкоснулся с его глубоко эмоциональным искусством, впечатляющей зрелищностью, всей атмосферой, царящей на арене и за кулисами, кто узнал его фантастически упорных, прямо-таки легендарных людей! И влюбленность эта – уже на всю жизнь!»1
Объектом данного исследования являются произведения русских писателей, отражающие жизнь цирка: Д.В.Григоровича, А.И.Куприна, А.П.Чехова, А.М.Горького, А.С.Грина, Вс.Иванова.
Несмотря на то, что имена этих писателей хорошо известны широкому кругу читателей, тем не менее эта сторона их творчества – тема жизни цирка – мало изучена литературоведами и сводится в основном к рассмотрению социальных аспектов, нашедших отражение в произведениях. А потому предпринятое нами исследование является актуальным. В своей работе мы рассмотрели рассказы писателей о цирке и попытались представить, каким изображен мир цирка в произведениях русских писателей.
Цель работы – выявить идейно-художественное своеобразие исследуемых рассказов о цирке, охарактеризовать мир цирка.
Для этого были решены следующие задачи:
-
изучена история развития
- выявлено место произведений о цирке в творчестве Д.В.Григоровича, А.И.Куприна, А.М.Горького, А.С.Грина, Вс.Иванова;
-
исследовано предметное
Основными методами исследования являются сопоставительный метод, метод образного анализа, метод сплошной выборки.
Глава 1. История цирка
1.1. От Римской империи до наших дней
История создания современного цирка, который привычен нам в своем нынешнем виде, уводит нас своими истоками в Древний Рим. Именно там началось зарождаться цирковое искусство, и именно из латинского языка взял свое название цирк. Circus – место проведения различных состязаний, бытующих в Римской Империи; а также фигура без углов.
Это было место конных скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ, таких как единоборства гладиаторов, травли зверей, происходивших в праздничные дни.
Первый известный стационарный цирк – Большой цирк (Circus Maximus), названный в 7 году до н. э. одним из чудес Рима. Его здание трансформировалось и перестраивалось на протяжении нескольких веков. Конные ристалища проводились на этом месте еще со времен Ромула – основателя Рима. На этом месте возникли деревянные постройки, постепенно заменявшиеся мраморными и приобретавшими всю большую пышность. Большой цирк был самым крупным, но не единственным в Риме.
Незамысловатые жестокие и кровавые зрелища пользовались безусловной популярностью у всех слоёв общества. Однако есть исторические сведения о том, что в Древнем Риме (как и в Древней Греции, Византии, Китае) были известны и бродячие цирковые труппы, состоящие из акробатов, эквилибристов, жонглеров. Они давали представления на городских и сельских площадях и воплощали принципиально иной вид циркового искусства – незамысловатый, мобильный, адресованный только беднейшим слоям. Такое разделение на «официальное» и «демократичное» направления существовало в цирковом искусстве Европы до начала XIX в. В стационарных цирках культивировались пышные зрелищные представления, приспособленные к вкусам аристократической публики: искусство наездников и дрессировки лошадей, театрализованные феерии, прославлявшие конные маневры и сражения. А в балаганах и на площадях давали свои представления акробаты, гимнасты, эквилибристы, клоуны.
Современный цирк имеет мало общего с древнеримским цирком. Он появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 г. они выстроили в Париже круглую залу, названную ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных акробатических упражнений и упражнений на лошадях. Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк, уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений ещё и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собою и с собаками.
Во Франции одним из первых стал цирк в Лионе, основанный выходцем из Италии Антонио Франкони. Вскоре он открыл цирк и в Париже. В 1807 г. его сыновья построили в Париже новое здание, на фронтоне которого появилось слово "цирк". Впоследствии это слово вытеснило прежние наименования.
Жителей Нового Света с цирковым искусством познакомили англичане. В 1793 г. Джон Билл Рикетс, наездник лондонского Королевского цирка, открыл в Филадельфии первый американский цирк.
Цирк пошел по пути синтеза всех возможных жанров в одном представлении. И с середины XIX в. увеличение количества цирковых жанров и расширение технических возможностей пошло постоянно ускоряющимися темпами.
К началу XX в. структура циркового представления начинает кардинально меняться. В стационарном цирке появляются коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. Из зверинцев в цирк переходят укротители. Огромный скачок происходит в жанре воздушной гимнастики: после введения страховочной сетки появляется возможность качественного усложнения трюков. Переворот и в искусстве канатоходцев: пеньковый канат заменяется более прочным металлическим тросом, что дает возможность исполнять на канате сложные акробатические пирамиды. С технической революцией начала XIX века коренным образом трансформируются и множатся номера и аттракционы, основанные на использовании техники: от «гонок по вертикальной стене» до бурного всплеска новых возможностей «иллюзиона».
В настоящее время постоянные цирки существуют почти во всех столицах и главных городах Западной Европы и России. Кроме того, по Западной Европе и России постоянно кочует весьма значительное число подвижных цирков. А в Испании, отчасти в Португалии и южной Франции в цирке еще сохранились остатки кровавых зрелищ, которые так нравились древним римлянам, а именно борьба людей с животными.
1.2. История русского цирка
Развитие циркового искусства в России началось сравнительно поздно и в течение нескольких столетий шло лишь по одной ветви развития.
Истоки русского цирка находятся в выступлениях странствующих артистов-скоморохов, известных с 11 в. Наряду с жонглированием, акробатикой, дрессировкой и звукоподражанием, эти выступления включали в себя злободневные сатирические сценки, которые положили начало жанру цирковой клоунады. Россия, в то время не имеющая никаких перспектив индустриального развития, не строила стационарных цирков. Соответственно не возникали и «официальные» цирковые жанры. Более того, до 18 в. в России не существовало и традиций городских гуляний и балаганов. Таким образом, на протяжении семи столетий развитие российского циркового искусства оставалось на уровне бродячих скоморохов, преследовавшихся как светской, так и церковной властью.
В 18 в., когда Петр I начал гигантскую работу по европеизации России, в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве пошел процесс становления городской светской жизни. Это нашло свое отражение в культуре, и, пожалуй, в наибольшей степени – именно в стремительном развитии форм циркового искусства.
Все большее распространение получают ярмарочные балаганы на народных гуляниях, где выступают акробаты, гимнасты, жонглеры. Петр I организует кунсткамеру, в которой первыми экспонатами становятся заспиртованные «уроды», и это укрепляет интерес к людям либо с физическими уродствами, либо с особенностями внешности, сильно отличающими их от большинства окружающих. Разнообразные «уроды» («волосатая женщина», «человек-собака») выставляются для обозрения и в балаганных павильонах.
Параллельно развиваются и «официальные», придворные формы циркового искусства: с начала 18 в. возникают традиции устройства театрализованных конных каруселей, кавалькад и других конных зрелищ. В начале 19 в. цирковые представления проводятся в манеже графа Завадовского; строится и специальное здание для конных выступлений на Крестовском острове.
В 1849 в Петербурге открывается казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров. В 1853 строится стационарный цирк и в Москве на Петровке. Правда, эти здания были деревянными и не отличались особыми удобствами. В провинции работают передвижные цирки, в том числе – крепостные.
В декабре 1877 в Петербурге состоялось торжественное открытие первого в России каменного здания, построенного с учетом цирковой специфики. Инициатива постройки цирка принадлежала итальянскому наезднику и дрессировщику Гаэтано Чинизелли, главе большой цирковой семьи, впервые приехавшей в Петербург на гастроли в 1847. Здание цирка, неоднократно перестраивавшееся, сохранилось в Санкт-Петербурге на том же месте; а название «Цирк Чинизелли» до сих пор в городе не забыто.
В 1927 г. в Москве было открыто Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Впоследствии многие его выпускники составили славу отечественного циркового искусства.
В 30-40-е гг. в условиях жестокого политического террора, когда искусство несло потери, закрывались лучшие театры, цирк набирал силу и процветал. Объяснялось это тем, что значительная часть циркового репертуара была далека от политики. Власти поддерживали цирк, так как его яркие представления служили как бы наглядным подтверждением фразы: "Жить стало лучше, жить стало веселее".
В послевоенные годы цирк сохранил свою интернациональную сущность и пережил новый творческий подъем. Представления высокого профессионального уровня пользовались стабильным успехом за рубежом: язык цирка без переводчиков понятен жителям всех странах и континентов.
Информация о работе Мир цирка в произведениях русских писателей