Мир цирка в произведениях русских писателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:36, научная работа

Краткое описание

Цирк! С этим словом у каждого из нас связаны яркие воспоминания детства: необычные костюмы клоунов, невероятные акробатические трюки артистов, поражающие воображение номера с участием животных. Именно здесь, в цирке, человек в полной мере смог проявить своё высочайшее мастерство, преодолевая самые сложные, кажущиеся невероятными препятствия. Постичь же романтику циркового искусства приходят люди разного возраста, разного социального статуса. В этом и заключается демократизм цирка: он имеет успех у самого широкого зрителя.

Содержание

Введение________________________________________________________3
Глава 1. История цирка
От Римской империи до наших дней ___________________________7
История русского цирка ______________________________________8
Цирк в Беларуси_____________________________________________9
Результаты опроса учащихся гимназии ______________________________11
Глава 2. Сквозные темы произведений о цирке
Тема нужды ________________________________________________12
Тема безрадостного детства __________________________________ 14
Тема жестокости ____________________________________________16
Тема одиночества ___________________________________________17
Глава 3. Художественные детали произведений о цирке
Афиша ___________________________________________________ 18
Публика __________________________________________________ 20
Заключение _____________________________________________________25
Список использованной литерат

Вложенные файлы: 1 файл

Научная работа (цирк).doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение________________________________________________________3

Глава 1. История цирка

    1. От Римской империи до наших дней ___________________________7
    2. История русского цирка ______________________________________8
    3. Цирк в Беларуси_____________________________________________9

Результаты опроса учащихся гимназии ______________________________11

Глава 2. Сквозные темы произведений о цирке

    1. Тема нужды ________________________________________________12
    2. Тема безрадостного детства __________________________________ 14
    3. Тема жестокости ____________________________________________16
    4. Тема одиночества ___________________________________________17

Глава 3. Художественные детали произведений о цирке

    1. Афиша ___________________________________________________ 18
    2. Публика __________________________________________________ 20

Заключение _____________________________________________________25

Список использованной литературы_________________________________26

 

 

 

 

Введение

А в цирке широкие двери,

Арена, огни, галуны,

И прыгают люди, как звери,

А звери, как люди, умны.

 

Там слон понимает по-русски,

Дворняга поет по-людски.

И клоун без всякой закуски

Глотает чужие платки.

 

И тут верховые наяды

Слетают с седла на песок.

И золотом блещут наряды,

И купол, как небо, высок.

Д. Самойлов

Пожалуй, ни один из видов искусств,  которые за время своего существования освоило человечество, не является таким захватывающим, противоречивым и непредсказуемым, как искусство цирка.

Цирк! С этим словом  у каждого из нас связаны яркие воспоминания детства: необычные костюмы клоунов, невероятные акробатические трюки артистов, поражающие воображение номера с участием животных.  Именно здесь, в цирке, человек в полной мере смог проявить своё высочайшее мастерство, преодолевая самые сложные, кажущиеся невероятными препятствия. Постичь же романтику циркового искусства приходят люди разного возраста, разного социального статуса. В этом и заключается демократизм цирка: он имеет успех у самого широкого зрителя.

Порой утверждают, что цирк — развлечение для детей. Трудно согласиться с этим. Судите сами, разве способен ребенок оценить бесстрашие и мужество акробата так, как взрослый зритель! Показывая на арене силу и ловкость человека, его огромные возможности, его отвагу, красоту тела и духа, цирковое искусство заставляет зрителей поверить также в свои собственные силы и возможности.

На манеже и под куполом цирка живет вечное стремление к чуду, к тому, чтобы сделать невозможное возможным. Здесь мечта становится явью, фантазия вторгается в повседневную жизнь. И как бы с течением времени ни менялись формы циркового искусства, суть остается прежней – цирковые артисты своим трудолюбием, мастерством, бесстрашием воспевают человека.

 

Прежде всего, популярность циркового искусства связана с тягой человека к совершенству, к чуду, к мечте, уводящей за пределы обычной жизни и открывающей новые возможности. Артисты цирка демонстрируют силу, ловкость, смелость, недоступные обычному зрителю. Они жонглируют гирями и поднимают огромные тяжести, показывают необычайную гибкость, глотают огонь или дрессируют змей, летают по воздуху, жонглируют самыми разнообразными предметами, находят общий язык с домашними животными или вступают в непосредственный контакт с дикими животными. Выдающиеся возможности вызывают у зрителей восхищение и гордость.

Другая причина кроется в желании «пощекотать нервы», ощутить опасность, подстерегающую циркового артиста. Классическое требование римской черни: «Хлеба и зрелищ!» (лат. «Panem et circenses») в дословном переводе означает: «Хлеба и цирковых игр», и связано непосредственно с кровавыми гладиаторскими боями и травлей диких зверей. И сегодня цирковое искусство в определенной степени эксплуатирует подобное архаическое чувство. Недаром в языке бытует устойчивое словосочетание «смертельный номер», идущее от старой рекламы цирковых представлений, а предметом гордости многих воздушных гимнастов и сегодня является работа «без страховки» – натянутой сетки или «лонжи» (страховочного троса, прикрепленного к поясу гимнаста).

Третья, не менее важная причина популярности циркового искусства кроется в злободневности его отдельных жанров, и особенно клоунады. «Шут», «гаер», «паяц», «дурак» – это, по сути, синонимы слова «клоун». Хотя официально признанной главной функцией подобного персонажа являлось развлечение публики, традиционно шуты присваивали себе право говорить о самых сложных и актуальных проблемах современности. При этом они имели возможность обращаться практически к любым категориям населения: от королей (придворные шуты) до самых низших социальных слоев (странствующие комедианты). Порой это был единственный способ сказать правду. Конечно, профессия шута была сопряжена с опасностью для жизни, однако преувеличенно наивная манера подачи злободневной информации давала клоуну большие шансы остаться в живых.

Не удивительно, что цирк как одно из ярчайших проявлений выносливости, силы и бесконечности возможностей человеческого тела и духа всё более привлекал внимание художников слова. Не случайно мотивы жизни цирка можно найти в творчестве писателей разных литературных направлений, таких как В.Маяковский и А.Блок, А. Куприн и М. Булгаков, А. Чехов и М. Горький. Так, профессор Преображенский в произведении М.Булгакова «Собачье сердце» советует доктору Борменталю сводить Шарикова в цирк – посмотреть на слонов.  А М.Горький в своё время восклицал: «Не любить цирк невозможно! Влюбляется в цирк каждый, кто хоть однажды соприкоснулся с его глубоко эмоциональным искусством, впечатляющей зрелищностью, всей атмосферой, царящей на арене и за кулисами, кто узнал его фантастически упорных, прямо-таки легендарных людей! И влюбленность эта – уже на всю жизнь!»1

Объектом данного исследования являются произведения русских писателей, отражающие жизнь цирка: Д.В.Григоровича, А.И.Куприна, А.П.Чехова, А.М.Горького, А.С.Грина, Вс.Иванова.

Несмотря на то, что имена этих писателей хорошо известны широкому кругу читателей, тем не менее эта сторона их творчества – тема жизни цирка – мало изучена литературоведами и сводится в основном к рассмотрению социальных аспектов, нашедших отражение в произведениях. А потому предпринятое нами исследование является актуальным. В своей работе мы рассмотрели рассказы писателей о цирке и попытались представить, каким изображен мир цирка в произведениях русских писателей.

Цель работы – выявить идейно-художественное своеобразие исследуемых рассказов о цирке, охарактеризовать мир цирка.

Для этого были решены следующие задачи:

- изучена история развития цирка  как за рубежом, так и в России и Беларуси;

- выявлено место произведений о цирке в творчестве Д.В.Григоровича, А.И.Куприна, А.М.Горького, А.С.Грина, Вс.Иванова;

- исследовано предметное пространство  цирка, а также частная жизнь  людей цирка в произведениях.

Основными методами исследования являются сопоставительный метод, метод образного анализа, метод сплошной выборки.

 

 

Глава 1. История цирка

1.1. От Римской империи до наших дней

История создания современного цирка, который привычен нам в своем нынешнем виде, уводит нас своими истоками в Древний Рим. Именно там началось зарождаться цирковое искусство, и именно из латинского языка взял свое название цирк. Circus – место проведения различных состязаний, бытующих в Римской Империи; а также фигура без углов.

Это было место конных скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ, таких как единоборства гладиаторов, травли зверей, происходивших в праздничные дни.

Первый известный стационарный цирк – Большой цирк (Circus Maximus), названный в 7 году до н. э. одним из чудес Рима. Его здание трансформировалось и перестраивалось на протяжении нескольких веков. Конные ристалища проводились на этом месте еще со времен Ромула – основателя Рима. На этом месте возникли деревянные постройки, постепенно заменявшиеся мраморными и приобретавшими всю большую пышность. Большой цирк был самым крупным, но не единственным в Риме.

Незамысловатые жестокие и кровавые зрелища пользовались безусловной популярностью у всех слоёв общества. Однако есть исторические сведения о том, что в Древнем Риме (как и в Древней Греции, Византии, Китае) были известны и бродячие цирковые труппы, состоящие из акробатов, эквилибристов, жонглеров. Они давали представления на городских и сельских площадях и воплощали принципиально иной вид циркового искусства – незамысловатый, мобильный, адресованный только беднейшим слоям. Такое разделение на «официальное» и «демократичное» направления существовало в цирковом искусстве Европы до начала XIX в. В стационарных цирках культивировались пышные зрелищные представления, приспособленные к вкусам аристократической публики: искусство наездников и дрессировки лошадей, театрализованные феерии, прославлявшие конные маневры и сражения. А в балаганах и на площадях давали свои представления акробаты, гимнасты, эквилибристы, клоуны.

Современный цирк имеет мало общего с древнеримским цирком. Он появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 г. они выстроили в Париже круглую залу, названную ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных акробатических упражнений и упражнений на лошадях. Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк, уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений ещё и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собою и с собаками.

Во Франции одним из первых стал цирк в Лионе, основанный выходцем из Италии Антонио Франкони. Вскоре он открыл цирк и в Париже. В 1807 г. его сыновья построили в Париже новое здание, на фронтоне которого появилось слово "цирк". Впоследствии это слово вытеснило прежние наименования.

Жителей Нового Света с цирковым искусством познакомили англичане. В 1793 г. Джон Билл Рикетс, наездник лондонского Королевского цирка, открыл в Филадельфии первый американский цирк.

Цирк пошел по пути синтеза всех возможных жанров в одном представлении. И с середины XIX в. увеличение количества цирковых жанров и расширение технических возможностей пошло постоянно ускоряющимися темпами.

К началу XX в. структура циркового представления начинает кардинально меняться. В стационарном цирке появляются коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. Из зверинцев в цирк переходят укротители. Огромный скачок происходит в жанре воздушной гимнастики: после введения страховочной сетки появляется возможность качественного усложнения трюков. Переворот и в искусстве канатоходцев: пеньковый канат заменяется более прочным металлическим тросом, что дает возможность исполнять на канате сложные акробатические пирамиды. С технической революцией начала XIX века коренным образом трансформируются и множатся номера и аттракционы, основанные на использовании техники: от «гонок по вертикальной стене» до бурного всплеска новых возможностей «иллюзиона».

В настоящее время постоянные цирки существуют почти во всех столицах и главных городах Западной Европы и России. Кроме того, по Западной Европе и России постоянно кочует весьма значительное число подвижных цирков. А в Испании, отчасти в Португалии и южной Франции в цирке еще сохранились остатки кровавых зрелищ, которые так нравились древним римлянам, а именно борьба людей с животными.

 

1.2. История  русского цирка

Развитие циркового искусства в России началось сравнительно поздно и в течение нескольких столетий шло лишь по одной ветви развития.

Истоки русского цирка находятся в выступлениях странствующих артистов-скоморохов, известных с 11 в. Наряду с жонглированием, акробатикой, дрессировкой и звукоподражанием, эти выступления включали в себя злободневные сатирические сценки, которые положили начало жанру цирковой клоунады. Россия, в то время не имеющая никаких перспектив индустриального развития, не строила стационарных цирков. Соответственно не возникали и «официальные» цирковые жанры. Более того, до 18 в. в России не существовало и традиций городских гуляний и балаганов. Таким образом, на протяжении семи столетий развитие российского циркового искусства оставалось на уровне бродячих скоморохов, преследовавшихся как светской, так и церковной властью.

В 18 в., когда Петр I начал гигантскую работу по европеизации России, в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве пошел процесс становления городской светской жизни. Это нашло свое отражение в культуре, и, пожалуй, в наибольшей степени – именно в стремительном развитии форм циркового искусства.

Все большее распространение получают ярмарочные балаганы на народных гуляниях, где выступают акробаты, гимнасты, жонглеры. Петр I организует кунсткамеру, в которой первыми экспонатами становятся заспиртованные «уроды», и это укрепляет интерес к людям либо с физическими уродствами, либо с особенностями внешности, сильно отличающими их от большинства окружающих. Разнообразные «уроды» («волосатая женщина», «человек-собака») выставляются для обозрения и в балаганных павильонах.

Параллельно развиваются и «официальные», придворные формы циркового искусства: с начала 18 в. возникают традиции устройства театрализованных конных каруселей, кавалькад и других конных зрелищ. В начале 19 в. цирковые представления проводятся в манеже графа Завадовского; строится и специальное здание для конных выступлений на Крестовском острове.

В 1849 в Петербурге открывается казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров. В 1853 строится стационарный цирк и в Москве на Петровке. Правда, эти здания были деревянными и не отличались особыми удобствами. В провинции работают передвижные цирки, в том числе – крепостные.

В декабре 1877 в Петербурге состоялось торжественное открытие первого в России каменного здания, построенного с учетом цирковой специфики. Инициатива постройки цирка принадлежала итальянскому наезднику и дрессировщику Гаэтано Чинизелли, главе большой цирковой семьи, впервые приехавшей в Петербург на гастроли в 1847. Здание цирка, неоднократно перестраивавшееся, сохранилось в Санкт-Петербурге на том же месте; а название «Цирк Чинизелли» до сих пор в городе не забыто.

В 1927 г. в Москве было открыто Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Впоследствии многие его выпускники составили славу отечественного циркового искусства.

В 30-40-е гг. в условиях жестокого политического террора, когда искусство несло потери, закрывались лучшие театры, цирк набирал силу и процветал. Объяснялось это тем, что значительная часть циркового репертуара была далека от политики. Власти поддерживали цирк, так как его яркие представления служили как бы наглядным подтверждением фразы: "Жить стало лучше, жить стало веселее".

В послевоенные годы цирк сохранил свою интернациональную сущность и пережил новый творческий подъем. Представления высокого профессионального уровня пользовались стабильным успехом за рубежом: язык цирка без переводчиков понятен жителям всех странах и континентов.

Информация о работе Мир цирка в произведениях русских писателей