Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:45, реферат
Актуальность темы научного исследования обусловлена теоретической значимостью проблемы фольклоризма в современной филологической науке. Последние десятилетия XX века отмечены оживлением интереса исследователей к разным аспектам данной проблемы. Тем не менее методология и методика исследования фольклоризма нуждается в дальнейшем углублении как на уровне теоретического осмысления, так и в практике творчества отдельных писателей, и особенно в том случае, когда речь идет о так называемом латентном, или скрытом, фольклоризме. Именно он, по мнению А. Л. Налепина, способствует появлению в сознании читателя вполне «определенных фольклорных ассоциаций, аналогий»1. Кроме того, необходима серьезная систематизация и осмысление огромного пласта материала, связанного с литературной сказкой.
Важно отметить, что в своей совокупности разноуровневые сказочные элементы редко фигурируют в одном сюжете, а те, что имеются, словно рассеяны в повествовании. Подобное «нестрогое» следование сказочному канону создает благодатную почву для иносказания. Обращение к традиции и умелое использование арсенала ее средств дают возможность говорить о близости художественного мира сказок Л. С. Петрушевской притче. В свою очередь установка на сказку снимает вопрос «Как это?» и возражение «Этого не может быть!» и позволяет автору лаконично обозначить проблему и так же стремительно разрешить ее («Отец», «Матушка капуста»). Подчас только иррациональное допущение способствует созданию обобщения, типичности ситуации («Золотая тряпка», «Котенок Господа Бога», «Завещание старого монаха» и др.).
34 Петрушевская Л. С. Настоящие сказки. М., 1997. С. 163.
Во второй главе «Функции народной прозы в творчестве Л. С. Петрушевской» ставится задача выявить функции фольклорных парадигм (жанров, образов, формул) в творчестве писательницы. При этом решается она в контексте освоения в сказках Л. С. Петрушевской так называемой узнаваемой реальности, или повседневности.
Современная исследовательская
практика, связанная с попытками
освоения в разных сферах науки и
культуры проблем повседневности, переживает
настоящий бум: в частности, признается
и активное обращение филологии
и художественного творчества к
поэтике «низкого и повседневного»35.
Такие ученые, как М. А. Черняк, Н.
Л. Пушкарева, Т. Г. Струкова и некоторые
другие, характеризуют повседневные,
соответственно, малозаметные в своей
привычности явления как
Так, в параграфе 2.1. «Типы и характер трансформации народной прозы в творчестве Л. С. Петрушевской» доказано, что «Настоящие сказки» писательницы, вобравшие в себя «корни» и специфику народного жанра, убедительно иллюстрируют картину реальной жизни современного общества. В произведениях Л. С. Петрушевской обнаруживается «точная фиксация примет повседневности, тривиальных явлений обыденной
жизни» , что, по мнению М. Н. Эпштейна, обычно и способствует созданию
35 Черняк М. А. Массовая литература XX века. М., 2009. С. 284.
Пушкарева Н. Л. История повседневности»
как направление исторических исследований.
[Электрон, ресурс] Режим доступа: http://www.perspcktivy.info/
Эпштейн М. Н. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М., 2004. С 701
эффекта узнаваемости и тем самым провоцирует успех того или иного
произведения массовой литературы .
Писательница прибегает к тем же маркерам современности, что и признанные мастера массовой литературы. В сказках Л. С. Петрушевской ярко и убедительно представлены реалии современной российской действительности: топографические реалии больших и малых городов, узнаваемые социальные типы, их образ жизни и речевая культура, окружающий предметный мир, мощное влияние на сознание СМИ, в первую очередь телевидения, рекламы, моды. Но именно на этом уровне, обозначаемом сегодня термином «поэтика повседневности», по мнению современных исследователей, и возникают особого рода отношения между популярной культурой, литературой и фольклором. В данном случае массовая культура рассматривается как «современный аналог фольклора, городского эпоса и мифа, <...> ее герои действуют в узнаваемых социальных ситуациях и типовой обстановке, сталкиваясь с проблемами, близкими массовому читателю»40. В исследовательской практике встречаются и попытки прямого отождествления фольклора и массовой литературы. Так, в работе С. Н. Зенкина массовая культура названа «новейшей индустриальной модификацией фольклора»41, отсюда, по мнению исследователя, и ее «клишированность, повторяемость элементов и структур»42. Связь массовой литературы с фольклором, как правило, усматривается и на уровнях девальвации автора, различных форм проявления коллективного / бессознательного, наличия непобедимого героя, жесткой структуры, формульности, позитивного финала и т. п. По мнению К. А. Богданова, «стереотипы массовой и популярной культуры и формируют предпочтения, фолъклоризуемые (курсив мой - Е. П.) в
39 Эпштейн M. Н. Знак
пробела: о будущем
40 Черняк М. А. Массовая литература XX века. М., 2009. С. 286.
41 Зенкин С. Н. Массовая
культура - материал для художественного
творчества: к проблеме текст
в тексте // Популярная литература:
опыт культурного
42 Там же. С. 157.
риторических и сюжетных
инновациях повседневного дискурса»43.
Интересны в этом контексте и
наблюдения ученого относительно сущности
современного фольклора. Современный
фольклор - не что иное, как процедура
«произвольного коллажирования - монтаж
образов, стереотипов, формул, пришедших
из различных письменных, устных, визуальных
источников информации»44. При этом
«приоритеты нарративной
В то же время в своем стремлении запечатлеть на страницах произведений разнообразные картины повседневной жизни, понимая важность и необходимость такой работы, писательница в ряде случаев пытается разрушить сформированные процессами «омассовления жизни» (термин X. Ортеги-и-Гассета) негативные поведенческие стереотипы соотечественников. В данном случае на помощь ей и приходят собственно фольклорные парадигмы. Сказочная проза Л. С. Петрушевской противостоит массовой литературе за счет введения универсальных мотивов (жизни и смерти, несчастья и апокалипсиса и др.), а также невозможного в реальной действительности типа чуда (реально сказочного, а не эффекта золушки, как в массовой литературе). В произведениях писательницы, в отличие от глянцевого мира, воссоздаваемого массовой литературой и
Богданов К. А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2001. С. 61.
44 Там же. С. 63-64.
43 Там же. С. 65.
46 Там же. С. 54.
современными журналами, не исключаются «ключевые для любого человека экзистенциальные категории»47.
Именно элементы традиционной культуры, и прежде всего сказки и легенды, («чудо» как основной компонент крестьянской легенды, сказочно-мифологические мотивы «невинно гонимого», «райского леса», метафора теней, фигура юродивого, обетные дары и др.) позволили Л. С. Петрушевской в ряде своих произведений показать серьезную опасность так называемых обыденных стереотипов, поднять, казалось бы, незатейливые тексты на уровень значительных социальных и художественных обобщений.
В своем сказочном пространстве
Л. С. Петрушевская создает «музей современного
быта»48, состоящий из «узнаваемых
для нашего современника примет современного
мира»49. Герои «Настоящих сказок»
прекрасно ориентируются в
Наряду с материальными
объектами, выступающими символическими
ориентирами современной
47 Черняк М. А. Массовая литература XX века. М., 2009. С. 287.
48 Богданов К. А. Повседневность
и мифология: Исследования по
семиотике фольклорной
49 Там же. С. 66.
50 Там же. С. 64.
(см. «Новые приключения
Елены Прекрасной», «Остров
Одновременно в «Настоящих
сказках», об этом речь идет в параграфе
2.2. «Жанровое своеобразие «
Как показывает материал, любимыми персонажами Л. С. Петрушевской являются старики и дети, самые безобидные и беззащитные в реальном мире создания, которых нужно оберегать. Уже в первом произведении рассматриваемого сборника - «Новые приключения Елены Прекрасной» - подчеркнуто особое к ним отношение: волшебник, выступающий в роли вредителя, «уважал только слабых стариков, старушек и больных детей, несмотря на их капризы и скверные характеры, и вот о них-то он и заботился»51. И это не простая случайность, а сознательно ориентированная и задающая тон всему сборнику установка автора на воспроизведение мира детства, олицетворяющего лучшее, что есть на земле: добро, справедливость, право на счастье. Как отмечают критики, идеальное начало в творчестве Л. С. Петрушевской «выражается в любви к ребенку»52.
Оставаясь на позиции взрослого, который в то же время опирается на картину мира ребенка, писательница помогает слушателю / читателю
51 Петрушевская Л. С. Настоящие сказки. М., 1997. С. 9.
Зурабова К. Реальный портрет в сказочной действительности: [о творчестве Л. Петрушевской] // Дошкольное воспитание. 2006. № 3. С. 89.
«осмыслить собственное
бытие, в частности, специфику времени,
в котором он живет»53. Л. С. Петрушевская
мастерски прописывает
В Заключении представлены основные выводы, полученные в ходе диссертационного исследования.
«Настоящие сказки Л. С. Петрушевской демонстрируют, на наш взгляд, поиски и одновременно возможности развития основных компонентов народной сказки и в современной литературе. Важная составляющая художественного мира писательницы - фольклорная традиция - позволила ей создать еще один вариант литературной сказки, определяющими показателями которого стали расширение поля фольклорной традиции (собственно сказка, быличка, классическая и современная городская легенда, страшные истории, соотносимая с фольклором в плане источников становления область фэнтези и др.),
53 Маслова О. О. Концепт
детства в научной и
органичное соединение современных и сказочных реалий и характер использования последних (выведение на первый план одного из признаков сказки либо «рассеивание» ее элементов и наложение на них параболических, свойственных по преимуществу притче структур).
Одновременно на материале
обозначенного сказочного репертуара
Л. С. Петрушевской могут быть показаны
возможности и перспективы
Анализ сказочных
Основные положения
Статьи, входящие в перечень рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в РФ, рекомендованные ВАК:
1. Плотникова, Е. А. Литературная
сказка Л. Петрушевской: поиски
синтеза традиции и новой
2. Плотникова, Е. А. «Мир
детства» и способы его