Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:13, курсовая работа
Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир.
Как отражение явлений действительности
в литературе было бы неполным без лирического
рода, так и школьное гуманитарное образование
без изучения лирики не могло бы в полной
мере выполнить стоящую перед ним задачу
– быть средством формирования всесторонне
развитой личности. Лирическая
поэзия – важный элемент школьного курса
литературы. Являясь высшим
выражением духовной культуры народа,
она играет чрезвычайно важную роль в
формировании гуманистических идеалов
и эстетических потребностей личности,
особенно в период её становления и развития.
Отражая тонкие и сложные движения души,
лирическая поэзия открывает младшим
школьникам величие цели и смысл гуманистических
устремлений человека, нелегкие пути его
к добру, красоте и правде. Глубина чувства,
отраженная в лирическом произведении,
побуждает читателя пристальнее вглядываться
в человека, глубже понимать окружающий
мир.
Лирические строки, воспринятые сердцем,
делают нас лучше, отзывчивее, благороднее.
Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные
уголки сознания. Она расширяет духовные
горизонты, формирует способность понимать
нравственную ценность личности, умение
сопереживать.
Особое значение лирики
заключается в её способности доходить
до самых тайных глубин душевного мира
ученика и оставлять в нём неизгладимый
след.
Как справедливо полагает В.В. Кожинов,
«уступая повествованию в широте воздействия
на мир, лирика… превосходит его по глубине
проникновения в духовную жизнь народа,
которому она принадлежит. Лирика – это
единственный вид искусства, который человек
может целиком и полностью «вобрать» в
себя, превратив лирическое произведение
или хотя бы его фрагменты в неотъемлемую
частицу своего сознания»[20].
В наше время, когда воспитание
культуры чувств молодых людей рассматривается
общественностью как задача не меньшей
важности, чем овладение достижениями
современной науки, социальная роль лирики
возросла.
Вот почему и теоретическая разработка
проблем лирического творчества
приобретает практическую значимость.
При всей кажущейся простоте
изучение лирического произведения в
школе требует от учителя большого литературоведческого
такта и методического мастерства. В нём
нет широкого изображения событий или
действий героев.
Лирическая поэзия отражает
жизнь специфическими, только ей доступными
средствами. Поэтому попытка перенести
на анализ лирического произведения методы
и приёмы изучения эпического произведения
приводит к обеднению восприятия поэзии.
Лирика может стать средством духовного
обогащения и нравственного воспитания
учащихся только в том случае, когда они
научатся понимать её идейно-эстетическое
богатство, воплощенное в специфической
форме лирического монолога. Этим обосновывается
актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования: процесс изучения лирических произведений в начальной школе.
Предмет исследования: методы и приемы изучения лирических произведений в начальной школе.
Цель курсовой работы – выяснить, каковы наиболее эффективные приемы анализа лирического произведения в начальной школе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературоведческой, психолого-педагогической и учебно-методической литературы; сравнение, обобщение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМИ
1. Стиховедческие и методические аспекты изучения лирики в школе
Анализ лирического текста в школе - проблема сложная, так как изучение лирики, рода литературы в высшей степени условного, тонкого, к сожалению, часто бывает лишь поверхностным.
В худшем случае, на уроке литературы пересказывают лирическое стихотворение, в лучшем - анализируют композицию и изобразительно-выразительные средства языка лирического текста, нередко не вдумываясь в их функциональное назначение. Но школьник только тогда достигнет глубин восприятия лирики, когда уяснит ее родовую специфику
На специфичности лирики как особого искусства решительно настаивал в начале нашего века видный теоретик и историк литературы Д.Н.Овсянико-Куликовский. Из современных литературоведов взгляд на лирику как на особое искусство последовательно развивает В.В.Кожинов.«Лирическая поэзия, -пишет он, -глубоко своеобразная форма искусства слова, принципиально отличающаяся от эпической поэзии и, тем более, прозы. Лирика и эпическое повествование – это, в сущности, разные искусства. Тот факт, что они создаются из одного и того же материала – слова,- вовсе не означает их однородности» [20].
Традиция рассматривать
лирическую поэзию как
"Лирика" - это издавна
установившееся обозначение
.
Предмет изображения в лирике - впечатления,
переживания, размышления автора об огромном,
разнообразном, таинственном мире. Чувства
передаются поэтом не как нечто застывшее
- они развиваются, изменяются, переходят
одно в другое. Надо быть очень чутким
читателем, чтобы уметь ощутить гамму
чувств, чтобы услышать звуки сердца автора.
Поэт в стихах выражает то, что его “занимает,
волнует, радует, печалит, услаждает, мучит,
успокаивает, тревожит”, то, на что откликнулось
его сердце.
В отличие от эпического произведения,
при чтении которого возможно сопоставить
разные точки зрения на происходящее,
в лирике мы верим автору, принимая его
ощущения, чувства как единственно возможные
в описываемой им ситуации.
Выражая глубоко личные, индивидуальные,
чувства и мысли, настоящий поэт создает
в то же время произведение общечеловеческого
содержания: переданное им посредством
художественных образов переживание созвучно
эмоциональному опыту многих людей. Сила
художественного обобщения такова, что
изображенное чувство кажется тебе знакомым,
как будто это написано о тебе, о тайных
движениях твоей души, о волнениях твоего
сердца.
Сюжета, как он понимается в эпосе (развитие
событий) в лирике по сути нет. Иногда говорят
о лирическом сюжете, имея ввиду развитие
чувств героя стихотворения. Очень часто
внешние явления, побудившие поэта взяться
за перо, бывают незначительными, но они
вызывают в нем множество чувств, мыслей,
ассоциаций, которые и становятся предметом
изображения. Так в стихотворении И.А.Бунина
“Отчего ты печально, вечернее небо...”
герой находится на берегу моря и наблюдает,
как “закат угасает”. Вечернее небо и
море - безмолвные собеседники героя. Он
думает о мире как едином целом, о быстротечности
времени, хрупкости человеческой жизни:
Отчего ты печально, вечернее небо?
Оттого ли, что жаль мне земли,
Что туманно синеет безбрежное море,
И скрывается солнце вдали?
Отчего ты прекрасно, вечернее небо?
Оттого ль, что далеко земля,
Что с прощальною грустью закат угасает
На косых парусах корабля
И шумят тихим шумом вечерние волны
И баюкают песней своей
Одинокое сердце и грустные думы
В беспредельном просторе морей?
В лирике описывается состояние
человека и окружающий его мир
через призму души лирического героя.
Герой стихотворного поэтического
произведения называется лирическим.
Ты слышишь его голос, понимаешь его состояние,
даже можешь догадываться о чертах его
характера. Но ты никогда не знаешь, как
он выглядит, что было до события-переживания,
что будет после...
Лирический герой и автор не одно и то
же лицо. Автор как бы выбирает посредника
для передачи свих чувств читателю. Об
авторе всегда можно сказать больше, чем
о лирическом герое: автор живет в определенное
историческое время, у него своя судьба
(биография), свой круг знакомых, разнообразные
интересы, он - творец, художник слова,
его мир всегда богаче, шире, емче изображенного
им в одном стихотворении мира лирического
героя. Лирический герой - лишь “часть”
автора, грань его сознания, средство выражения
авторского “я”.
Внутренний мир лирического героя создается
особыми художественными средствами:
стихотворной организацией речи, размером
стиха и построением отдельных предложений,
музыкальным ритмом, расширением лексического
значения слов за счет необычного языкового
окружения, новых связей. Так стихотворение
И.А.Бунина построено как перечень вопросов,
остающихся без ответа: небо и море не
умеют говорить на языке людей, да и не
им задает вопросы лирический герой, а
себе самому. Тревожное состояние героя,
грусть и ощущение одиночества выражены
в безответности. Мотив одиночества отражен
и в эпитетах: “печально” “безбрежное”
море, “одинокое сердце”, “грустные”
думы; и в метафорах: “прощальною грустью
закат угасает На косых парусах корабля”.
Олицетворение явлений природы: солнца,
моря, неба, волн - делает картину живой,
подвижной. Последняя строка каждого четверостишия
чуть короче других. Ты подчиняешься плавному
ритму волн, набегающих на берег. Прилив
- отлив... Прилив - отлив... Если ты чуткий
читатель, то обязательно услышишь мягкий
шорох волн: “И шумят тихим шумом вечерние
волны
И баюкают песней своей...” Какие звуки повторяются в этих строках? ...
Далее при характеристике языковых средств мы ограничимся определениями, взятыми из работы А.А.Михайлова "Азбука стиха".
"Эпитет – образное определение предмета или явления, выраженное чаще всего прилагательным («веселый ветер»), а также существительным («судьба – злодейка»), наречие («горько плачет»), деепричастием («жить, сквозь годы мчась»)".
"Сравнение – один из тропов, служащий для косвенной характеристики явления, сопоставление двух предметов или явлений по общему признаку, придающее одному из них художественную выразительность"[29].
"Метр–«стихотворный
размер. В широком смысле метр
обозначает: 1) свойственную стихам(
"Метонимия – замена
слова или понятия другим
"Олицетворение - наделение
человеческими свойствами
"Инверсия – расположение слов в предложении в ином порядке, чем установлено правилами грамматики".
"Стиль – совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя, повторяющихся в его произведениях: основные идеи, которые определяют мировоззрение писателя и содержание его произведений, круг сюжетов и характеров, типичные для него художественные средства, язык"[29]
Творчество выдающихся
лириков заставляет обратить внимание
на такую особенность лирического
образа, которую можно назвать
музыкальностью.
Истинный поэт-лирик, как правило, воплощает
в своих стихах такие мысли- переживания,
которые "…ускользают от четких логических определений, требуя для
своего выражения как словесных, так и
музыкальных, звуко-мелодических средств".
Музыкальность, ритмичность
и напевность лирической мысли являются
показателями её повышенной эмоциональности
и приподнятости над прозаическ
Таким образом, рассмотрев языковые средства, используемые в лирике, мы можем сделать следующий вывод: они очень разнообразны, необходимы, но не стоит забывать, что "Тропы, как и все в искусстве, могут и мешать и помогать раскрытию содержания. Вопрос в целесообразности, в чувстве меры.", как верно заметил В.Ф.Огнев [34].
Конечно же, цель поэзии - не "приемы", не "способы", а познание мира и человека в нем, самопознание и самоконструирование личности. Но цель эту поэзия решает специфически, и только понимание этого своеобразия поможет ученику под руководством знающего учителя не игнорировать механизм постижения многослойной структуры поэтического текста, а формировать читательские вкусы учащихся и умение отличать подлинную поэзию от литературного эрзаца.
Информация о работе Особенности изучения лирических произведений в начальной школе