Особенности изучения лирических произведений в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

   Для того, чтобы показать современное состояние изучения лирики в начальной школе, нами были проанализированы учебники "Живое слово" (авт.З.И.Романовская), "Родная речь" (авт. В.Г.Горецкий и др.).Было выявлено количество лирических стихотворений, имеющихся в данных учебниках. 
Полученные данные представлены в таблице

Таблица 1. 
Количество лирических стихотворений в учебниках для чтения 
| |"Живое слово" |"Родная речь" | 
| |1 часть |2 часть |1 часть |2 часть | 
|1класс   |50 |30 | 
|2класс |25 |23 |41 |29 | 
|3класс |26 |23 |37 |26 | 
|Всего |147 |163 |

   Как видно из таблицы 1, количество лирических стихотворений достаточно большое (310 стихотворений), при этом учебник "Родная речь" содержит их больше. Разница в 16 стихов говорит в пользу второго учебника.

   Анализ учебников для чтения позволил выявить круг лирических произведений для чтения, изучения и слушания, а также авторов этих произведений. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 
| |Количество | 
|АВТОР |произведений | 
| |"Живое |"Родная | 
| |слово" |речь" | 
|Аким Я. |3 |0 | 
|Александрова З. |4 |0 | 
|Апухтин А. |0 |1 | 
|Ахматова А. |0 |1 | 
|Бальмонт. К. |2 |3 | 
|Баратынский Е. |1 |1 | 
|Барто А. |2 |1 | 
|Баруздин С. |1 |0 | 
|Бенедиктов В. |0 |2 | 
|Берестов В. |0 |1 | 
|Благинина Е. |3 |2 | 
|Блок А. |2 |1 | 
|Брюсов В. |0 |2 | 
|Бунин И. |4 |8 | 
|Бурдян М. |1 |0 | 
|Воронько П. |1 |0 | 
|Высотская О. |1 |0 | 
|Гамзатов Р |0 |1 | 
|Греков Н. |1 |0 | 
|Гумилев Н. |0 |1 | 
|Джалиль М. |2 |0 | 
|Дрожжин С. |0 |4 | 
|Дьяконов Л. |3 |0 | 
|Есенин С. |7 |9 | 
|Жигулин А. |0 |1 | 
|Жуковский В. |2 |1 | 
|Заходер Б. |0 |1 | 
|Инчин А. |1 |0 | 
|Исаковский М. |9 |2 | 
|Квитко Л. |0 |1 | 
|Кедрин Д. |0 |1 | 
|Клычков О. |0 |2 | 
|Козлов И. |0 |2 | 
|Ладонщиков Г. |2 |0 | 
|Лермонтов М. |3 |6 | 
|Майков А. |5 |3 | 
|Маршак С. |5 |3 | 
|Михалков С. |4 |1 | 
|Модзалевский Л. |1 |0 | 
|Народная песня |2 |0 | 
|Некрасов Н. |7 |8 | 
|Никитин И. |5 |8 | 
|Пастернак Б. |0 |1 | 
|Петров Ф. |1 |0 | 
|Питиримов С. |1 |0 | 
|Плещеев А. |4 |6 | 
|Погореловский С. |1 |0 | 
|Полонский |0 |1 | 
|Пришелец А. |6 |1 | 
|Прокофьев А. |2 |4 | 
|Пушкин А. |13 |18 | 
|Родари |3 |0 | 
|Рубцов Н. |2 |6 | 
|Рылеев |0 |1 | 
|Саконская Н. |2 |0 | 
|Семенов В. |1 |0 | 
|Серова Е. |1 |0 | 
|Слуцкий Б. |0 |1 | 
|Смирнов А. |1 |3 | 
|Соловьева П. |1 |0 | 
|Соловьев С. |0 |1 | 
|Суриков И. |2 |5 | 
|Тараховская Е. |1 |0 | 
|Танк М. |1 |0 | 
|Твардовский А. |5 |4 | 
|Токмакова И. |0 |2 | 
|Толстой А.К. |2 |5 | 
|Трутнева Е. |3 |0 | 
|Тушнова В. |1 |2 | 
|Тютчев Ф. |4 |10 | 
|Фет А. |1 |7 | 
|Цветаева М. |0 |3 | 
|Чуковский К. |0 |1 | 
|Щипачев С. |1 |0 | 
|Яковлев Ю.Я. |2 |0 |

     Анализ таблицы свидетельствует о том, что в учебниках для чтения 
З.И.Романовской «Живое слово» представлены произведения 53 авторов. Чаще всего предлагаются для изучения стихотворения таких поэтов, как А.Пушкин,М.Исаковский, Н.Некрасов С.Есенин, А.Пришелец. В учебнике В.Г.Горецкого "Родная речь" представлены 49 авторов. Чаще других встречаются стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева, С.Есенина, И.Бунина, Н.Некрасова и И.Никитина.

Анализ учебников свидетельствует  о разнообразии тематики лирических произведений, с которыми знакомятся дети на уроках чтения 
Таблица 3 
Тематика лирических произведений 
| Темы |«Живое слово» |«Родная речь» |Всего | 
| |1 кл |2кл |3кл |1кл |2кл |3кл | | 
|Школа |2 |1 |1 |0 |1 |0 |5 | 
|Описание поля |1 |1 |2 |0 |5 |1 |10 | 
|Детство |3 |1 |0 |1 |4 |15 |24 | 
|Птицы |3 |5 |1 |3 |3 |4 |19 | 
|Любовь к людям |1 |2 |1 |3 |2 |2 |11 | 
|Любовь к природе |1 |3 |2 |2 |4 |3 |15 | 
|Родина |3 |3 |0 |1 |3 |14 |24 | 
|Стихи о ВОВ |0 |3 |3 |0 |2 |1 |9 | 
|Труд |3 |1 |0 |0 |1 |1 |6 | 
|Дружба |0 |1 |1 |0 |2 |0 |4 | 
|Сказка |2 |0 |2 |5 |2 |0 |11 | 
|Лето |1 |2 |0 |0 |4 |1 |8 | 
|Осень |2 |7 |7 |5 |9 |4 |34 | 
|Зима |10 |11 |6 |5 |10 |2 |44 | 
|Весна |11 |7 |8 |4 |11 |4 |45 | 
|Описание отдельного |7 |11 |1 |2 |9 |11 |41 | 
|явления, предмета | | | | | | | | 
|(радуга, утёс) | | | | | | | |

Таблица 3 свидетельствует, что центральной темой в учебниках  для чтения является тема «времена года». Самое большое количество лирических стихотворений посвящены  весне, зиме, осени. Большое место  также отводится лирическим стихам о Родине, о детстве. В небольшом количестве представлены стихи о ВОВ, о дружбе, о школе.

Таблица 4 
Виды лирики в учебниках для чтения 
|Виды лирики |«Живое слово» |«Родная речь» |Всего | 
| |1 кл |2 кл |3 кл |1 кл |2 кл |3 кл | | 
|Медитативная |6 |5 |7 |3 |4 |7 |32 | 
|Медитативно- | | | | | | | | 
|изобразительная |14 |9 |11 |9 |19 |26 |88 | 
|Собственно | | | | | | | | 
|изобразительная |30 |34 |30 |16 |49 |31 |190 |

В учебниках для чтения представлены все виды лирики, но из таблицы мы видим, что в начальной школе чаще других видов встречается собственно изобразительная лирика, как правило, пейзажная, которая более понятна детям.

     В процессе анализа можно убедиться, что лирические стихи занимают в круге чтения младших школьников достаточное важное место, несмотря на то, что в силу особенностей этого возраста дети любят волшебные сказки, рассказы и повести из жизни своих сверстников, приключения, - словом, все то, что содержит увлекательный и яркий сюжет.

   Ярко выявляется еще одна тенденция : мало лирических стихотворений для детей, относящихся ко второй половине XX века. Эта, практически современная нам эпоха, невероятно богата поэтами, создавшими новый фонд лирики для детей - И.М. Пивоварова, А.А. Шевченко, Г.В. Сапгир, В.Н. Орлов, В.Д. Берестов, Э.Э. Мошковская, Н.Н. Матвеева, Г.Я. Горбовский.

    Современные лирические стихи, обращенные к детям, невероятно непохожи на привычную для учителей классическую поэзию. Это стихи очень смелые, очень веселые, в них не найти и тени дидактики или нравоучений. Зато как много в новой поэзии собственно детского: удивления перед миром, умения радоваться каждому мгновению, находить повсюду чудеса. Но самое ценное, это обращение к внутреннему миру ребенка, тем чувствам и переживаниям, которые посещают человека только в детстве, составляя уникальный, ни с чем не сравнимый период в жизни.

    Анализ школьных учебников показал, что на современном этапе, лирические стихотворения занимают важное место на уроках чтения. А значит, необходима и методика работы над лирическими произведениями

2. Методика изучения лирического произведения в начальной школе.

   Лирические стихотворения входят в круг чтения ребенка, начиная с самого раннего детства. Замечательный детский поэт и педагог К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» с иронией заметил, что среди взрослых сравнительно мало людей, которые увлекаются чтением стихов, и уж вряд ли кому из них придет в голову изо дня в день – и подолгу! – упиваться стиховыми созвучиями! Вместе с тем, как пишет К. И. Чуковский, «среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это – дети, особенно маленькие... Стихи для них – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».

       Став учеником начальной школы, ребенок часто теряет эту природную тягу к ритмично звучащей речи. Чтобы этого не произошло, учитель должен открыть юному читателю новые грани любимых стихов, не разрушая при этом естественного интереса  ребенка к поэзии. Необходимо помнить, что многие стихотворения, которые включены в круг классного чтения в школе, знакомы ребенку с детства. Поэтому учитель должен не повторять уже пройденный ребенком путь первичного «узнавания» стихотворений, а расширять и углублять его эстетические представления о поэзии, формируя тонкого ценителя и благодарного слушателя отечественной классики.

       В данной главе будут выделены основные  методические аспекты, на которые нужно обратить внимание в процессе анализа лирического произведения

   Каким образом расширять представления младших школьников о поэзии?

Приобщая младших школьников к  культуре эстетического восприятия лирических произведений, учитель должен обращать их внимание на специфику  содержания и формы лирики. Объектом лирики является внутренний мир человека, жизнь души. Поэтому основное содержание лирики – это лирическое переживание лирического героя, т. е. его мысли, чувства, настроения, то эмоционально-духовное состояние, которое не требует для своего восприятия ни обрисовки характера героя, его поведения, ни изображения событий, как, например, в эпосе.

Так как лирика стремится запечатлеть  миг внутренней человеческой жизни, краткий момент душевного состояния, то лирическое произведение отличается повышенным эмоциональным накалом, концентрированностью чувств и мыслей. Это определяет и лаконизм, и емкость в выражении чувств, и особенности поэтического слова в лирике. Оно характеризуется значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического оттенка, ударения, паузы.

Литературоведы выделяют несколько видов лирических произведений: лирику чувств, лирику мыслей, описательную лирику, частью которой является пейзажная лирика. Именно с этим видом лирических произведений чаще всего сталкивается учитель на уроках литературы в начальной школе.

     Одним из важнейших условий полноценного восприятия лирического произведения является адекватность (соответствие) эмоционального состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощенным в лирическом тексте. Поэтому учителю необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон произведения, постараться вызвать соответствующие эстетические переживания. Без этого дальнейшая работа над текстом становится бессмысленной. Для решения этой задачи учитель может использовать следующие методические приемы.

  • Обратиться к жизненному опыту детей.
  • Активизировать их  личные переживания.
  • Настроить эмоции детей с помощью творческих заданий.
  • Рассказать о собственном отношении к произведению.
  • Рассказать о личности поэта, о его чувствах и переживаниях (любовь, дружба, верность, ностальгия и т. д.).
  • Рассказать об истории создания произведения и о тех фактах, которые послужили причиной этого (разлука с родиной, предательство друга, ссылка и т.д.).

Лирическое стихотворение  требует особенно тщательных и многократных усилий учителя для создания «установки», «настроя» на чтение. А.В.Терлова считает, что этот «настрой» достигается нередко кратким комментарием учителя, например, сообщением им биографических фактов, которые вводят в атмосферу жизни поэта или связаны с условиями создания произведения. В практике широко используется прием сообщения учащимся фактов, послуживших поводом для создания художественного произведения. Душевному настрою, способствующему полноте художественного восприятия, служат также приёмы введения учащихся в те жизненные условия, в которых создавалось произведение, в ту типичную обстановку, которая явилась одной из основ произведения. «Так, невозможно себе представить жизнь и творчество А.С.Пушкина без Михайловского, М.Ю. Лермонтова - без Тархан, Сергея Есенина - без Константинова и т.д., и экскурсия учащихся в Михайловское или Константиново, очная или заочная - по фотоматериалам, диапозитивам, кинофрагментам, введет их в характерную обстановку творчества поэтов» [12].

    На теме экскурсии хотелось бы остановиться более подробно. Известно, что при описании учащимися природы на первый план выступает утилитарное отношение к ней: «Люблю осень за то, что она приносит вкусные яблоки, груши. Летом мне очень нравится загорать и купаться».

     Чтобы научить школьников видеть красоту, живую прелесть природы, следует проводить экскурсии, во время которых учащиеся младших классов отмечают, что снег утром розовый и нежный, а вечером - голубой, холодный, днём - белый, как молоко, в морозный солнечный день - серебряного цвета, во время оттепели - серый, грязный; что осень пахнет дымом костра, сеном, зима- морозом, ёлкой, весна - подснежниками, ландышами, а лето - ягодами.

Подобные экскурсии  не только способствуют формированию эстетического отношения к языку, но и воздействуют на формирование общей эстетической культуры школьников. Если ребенок «откроет» для себя, что снег бывает розовый и голубой, то встретив другие «открытия» у мастеров слова, он сможет по достоинству оценить их, увидеть ту красоту, которая была до этого труднодоступна. К сожалению, мы можем констатировать то, что в настоящее время экскурсии - большая редкость, но если они всё-таки проводятся, то больше напоминают прогулки.

Е.В.Корсалова в книге «Стихи живые сами говорят…» также говорит, что «от первого восприятия стихотворения зависит, затронет ли оно какие-то струны души или оставит читателя равнодушным. Но ведь ученик на уроке по изучению лирического шедевра может оказаться не настроенным на волну чувств поэта, его могут занимать совсем иные мысли и чувства. Поэтому во всех методических пособиях по изучению лирики рекомендуется особенно тщательно продумать вступительную часть урока: рассказ о поэте, истории создания произведения, чтение уже известных стихов на данную тему, использование смежных видов искусства. Но важно не только содержание вступительного этапа, отбор фактов и произведений. Необходимо, чтобы вступление по тону, темпу, эмоциональному напряжению соответствовало тональности стихотворения, вызывало у школьников состояние, в чем-то сходное с тем, которое испытал поэт, создавая произведение» [19].

      Особое значение имеет выразительное чтение лирического произведения. По возможности его лучше читать наизусть самому учителю либо заранее подготовленному ученику. Только вдохновенное чтение способно вызвать соответствующие эмоции слушателей, заворожить их «музыкой стиха». Очень часто эта принципиальная особенность лирики «не замечается» учителем на уроке. Чтение лирического стихотворения не всегда сопровождается необходимым эмоциональным накалом, и тогда последующая работа с текстом, не «осердеченным» переживаниями слушателей, идет «вхолостую».

Информация о работе Особенности изучения лирических произведений в начальной школе