Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:13, курсовая работа
Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир.
Таким образом, дети, не зная определения лирики (как указывалось в 6 задании), смогли выявить несколько общих черт, характерных для лирики. А именно: тематика стихотворений (про осень, природу), являющаяся одной из наиболее распространенных в школьных учебниках; наличие большого количества эпитетов ("много прилагательных"); эмоциональность (грустные, загадочные стихи).
Задание7.
Прочитайте первые три строчки из стихотворения А.С.Пушкина "Вот север, тучи нагоняя…", соблюдая все паузы и логические ударения:
…Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Цель: Установить уровень владения навыками выразительного чтения лирических стихов.
Было индивидуально опрошено 12 учащихся.
Полученные результаты: а)Соблюдены паузы, логические ударения, интонация верная-25% б)Соблюдены паузы, логические ударения, неверная интонация-42% в)Соблюдены логические ударения, верная интонация-25% г)стихотворение прочитано неверно-8%
Как мы можем видеть, большинство
учащихся неплохо справились с заданием:
стихотворение прочитано или
без ошибок, или с одной ошибкой.
Самые распространенные из них – короткая,
а не длинная, пауза на месте тире; "смазывание" последней
строчки, отсутствие восклицательной
интонации после тире. Однако в целом,
уровень владения навыками выразительного
чтения, высокий.
Задание 8.
1.Дома найдите стихи о зиме, подберите и выпишите рифмы.
2.Используя подобранные рифмы, попробуйте сами сочинить
стихотворение о зиме.
Цель: Выявить способность применять имеющиеся
знания в процессе творческой работы.
Свои первые лирические стихотворения
сочиняли 18 школьников, вот что из этого
получилось:
1. Наступает Новый год
Детки водят хоровод.
Водят, водят,
Водят хоровод,
Видят, дедушка идет.
2. Снежинка.
Снег белый лежит уж давно.
И падает снежинка белая,
Такая чистая, такая смелая!
Падает вниз, ни о чем не думая,
Лишь бы упасть не на землю – на снег…
К своим сестрицам-снежинкам…
Но вдруг… Что такое,
Летит она вверх,
А не вниз.
Видно, растаяла, бедная.
Солнце пригрело -
Стала паром.
И все это повторяется
Каждый год.
3. Зима.
Вот ветер воет, как корова,
Снежок плывет над облаками.
Урал лежит, хрустит,
Как жар костра.
Высота, как яркая звезда.
Горит вверху красивый
Огненный шар Солнце.
4. Снежинка.
Снежинка белая летит в окно,
Она такая смелая,
Что растаять даже не боится.
А другая снежинка
Летит на землю,
Тотчас же она попадает
Кому-то под ногу.
Эти стихи выбраны, благодаря своей оригинальности. В них выражены чувства, переживания учащихся. Другие стихи отличаются меньшей яркостью, хотя практически все юные поэты смогли передать свою неповторимость и индивидуальность через стихи.
Таким образом, выявлено, что у большинства детей хорошо развито ассоциативное мышление; многие понимают содержание небольших стихотворений, но встречаются с трудностями при работе со стихами большого объема; уровень владения понятиями средний; многими выполняются требования к выразительности чтения.
Достоинство данного теста заключается в том, что он позволяет адекватно оценить уровень сформированности умений анализа лирического произведения
В процессе анализа лирических произведений учащиеся овладевают системой читательских умений, необходимых для полноценного восприятия лирики. В эту систему входят следующие частные умения:
- умение воспринимать
изобразительно-выразительные
- умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные поэтом;
- умение проследить динамику эмоций в
лирике;
- умение целостно воспринимать образ
–переживание;
- умение видеть авторское отношение, позицию
во всех элементах стихотворения;
- умение осваивать идею лирического произведения
Так как полноценное восприятие стихотворения возможно лишь в результате взаимодействия всех частных умений, поэтому формирование отдельно взятых читательских умений невозможно. На каждом уроке должна быть предусмотрена работа по формированию всей системы читательских умений в целом, а также установлению связей между ее частными умениям
Заключение
Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.
Курсовая работа ставила своей целью – выяснить, каковы наиболее эффективные приемы анализа лирического произведения в начальной школе.
Для этого были решены следующие задачи:
1. Изложены теоретические основы изучения лирики в школе. В частности, была сделана попытка рассмотреть лирику, как вид искусства со своими особенностями. Были рассмотрены характерные черты лирических стихотворений, взгляд на лирику литераторов и методистов. На специфичности лирики как особого искусства решительно настаивал в начале нашего века видный теоретик и историк литературы Д.Н.Овсянико-Куликовский (1). Из современных литературоведов взгляд на лирику как на особое искусство последовательно развивает В.В.Кожинов (20)
2. Определены важные особенности восприятия лирических произведений учащимися данного возраста. В восприятии лирики особенно важна начитанность школьников, так как, постижение и понимание лирического текста впрямую зависит от уровня литературного развития. Ученики с низким уровнем понимания даже при верных эмоциональных реакциях (что, к сожалению, тоже бывает не всегда) не могут перевести их в понятийный план, то есть, оказываются не способными к интерпретации лирического текста. У развитых учеников при восприятии лирики превалирует личностное отношение к произведению. Работа воображения и осознание художественной формы - самые неосвоенные элементы восприятия при чтении лирики.
Раскрытие теоретического вопроса позволило лучше узнать о подходе к методике работы над лирическими стихами, ведь без основ теории нельзя вести разговор о правильно поставленной работе над художественными произведениями.
3. Проанализировано современное состояние работы над лирическими произведениями в начальной школе.. В процессе анализа современных программ можно убедиться, что лирические стихи занимают в круге чтения младших школьников достаточное важное место, несмотря на то, что в силу особенностей этого возраста дети любят волшебные сказки, рассказы и повести из жизни своих сверстников, приключения, - словом, все то, что содержит увлекательный и яркий сюжет.
Ярко выявляется еще одна тенденция : мало лирических стихотворений для детей, относящихся ко второй половине XX века. Эта, практически современная нам эпоха, невероятно богата поэтами, создавшими новый фонд лирики для детей - И.М. Пивоварова, А.А. Шевченко, Г.В. Сапгир, В.Н. Орлов, В.Д. Берестов, Э.Э. Мошковская, Н.Н. Матвеева, Г.Я. Горбовский.
Выделены основные методические аспекты, на которые нужно обратить внимание в процессе анализа лирического произведения : это подготовка к первичному восприятию, анализ, организация обобщения.
Анализ лирического стихотворения в начальной школе всегда вызывает трудности, поскольку велика опасность упрощения, сведения разговора о лирике до бытового уровня. Конкретность мышления младших школьников, их крайне малый читательский кругозор часто приводят к тому, что пейзажная лирика воспринимается как фотография действительности.
Поэтому при работе над лирическим произведением учителю необходимо помнить об эффективности методов и приемов. Если говорить о формулировке вопросов и заданий, то они должны направлять внимание школьников не на природные явления, а на изображение этих явлений автором, на изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для передачи настроения, вопросы должны побуждать ребенка не воспроизводить текст, а размышлять над ним.
В процессе работы над произведением учитель может использовать и другие эффективные приемы: стилистический анализ текста, подготовка к выразительному чтению, устное словесное рисование, создание палитры настроения, сопоставительный анализ произведений разных авторов на одну тему. А выбор анализа определяется особенностями стихотворения, возрастом учащихся, степенью овладения ими читательскими умениями.
4. В приложении представлены конспекты уроков, в которых отражены разные приемы анализа лирического произведения.
В заключении, можно сделать вывод, что анализ лирического произведения – это проявление творчества учителя. Он должен сам найти путь решения, здесь нет готовых рецептов. На уроке важно не только следовать написанному плану урока, а, чутко прислушиваясь к ученикам, направлять их восприятие по пути постижения основной идеи стихотворения. Для этого учителю необходимо четко представлять себе, к чему он должен привести учеников, и, следовательно, отлично владеть системой приемов анализа художественного произведения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Абрамович Г.Л. Введение в
литературоведение. -М.,1979.-325с.
2. Адалис А.Е. Любите поэзию. -М., "Знание",
1981.-111с.
3. Бузник В.В. Лирика и время.-М.-Л.,1984.-130с.
4. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические
сочинения. Прилож. к журналу "Сов. Педагогика"
за 1953г. Кн. 4-я. - М. - АПН РСФСР, 1983. - 412с.-125
5. Вернер Р.М. Лирика и лирики.- Гамбург
и Лейпциг.
6. Взаимосвязь восприятия и анализа худ.
произведений в процессе изучения литературы
в школе. - М., Издат. МГУ, 1990. - 148с.-120
7. Вишневский К.Д. Мир глазами поэта: Нач.
сведения по теории стиха. Пособие для
учащихся/Под ред. Л.И. Тимофеева. -М.: Просвещение,
1979.-176с.
8. Водовозов В.И. Избранные педагогическия
сочинения / АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986.
- 476с.-124
9. Воскресенская А.И., Закожурникова М.Л.
Практическое руководство к преподаванию
русского языка в начальной школе. -М.:
Учпедгиз, 1990.-368с.
10. Гинзбург Л.Я. О лирике.-Л.,1974.-408с.
11. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение.-М.,1989.-
12. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. -Л., 1974.-184с.
13. Гринберг И.Л. Лирическая поэзия.-М.,1955.-228с.
14. Долматовский Е.А. Из жизни поэзии.-М.,
"Сов. Россия", 1985. -255с.
15. Елагина Н.Ф. Нетрадиционный урок-лекция
о А.С.Пушкине // Нач.шк. - 1994. - №12. - с.34-131
16. Исаковский М.В. О поэтическом мастерстве.
-М., "Сов. писатель", Изд. 3-е, доп., 1960.
17. Калачева С.В. Эволюция русского стиха.
-М.: Изд-во МГУ, 1986.-262с.
18. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика
русского языка в начальной школе. -Л.:
Учпедгиз, 1980.-518с.
19. Карсалова Е.В. "Стихи живые сами говорят...".
Кн. для учителя. - М., Просвещение, 1991. -
173с.-121
20. Кожинов В.В. Книга о русской лирической
поэзии 19 века. -М.,1978.-304с.
21. Коренюк Л.Ю. Изучение стихотворения
А.Пушкина "Вот север тучи нагоняя..."
// Нач.шк. - 1991. - №2. - с.23-128
22. Корман Б.О. Изучение текста художественного
произведения. -М.,1972.-110с.
23. Кудряшов Н.И. Лирический герой. -В кн.:
Краткий словарь литературоведческих
терминов. -М., 1978, с.73-74.
24. Кузнецова Е.Г. Урок поэзии в III классе
// Нач.шк. - 1994. - №3. - с.81-130
25. Лисовский А.М. Изучение лирики в школе:
Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк.,1987.
- 190с.-41
26. Маранцман В.Г. Анализ литературного
произведения и читательское восприятие
школьников. - Л., Учпедгиз., 1984. - 211с.-116
27. Медведев В.П. Изучение лирики в школе:
Кн. для учителя. - М., Просвещение, 1985. -
208с.-43
28. Миропольская Н.Е. Вслушиваясь в слово:
Пособие для учителя. - Киев: Рад.шк.,1989.
- 93с.-45
29. Михайлов А.А. Азбука стиха. -М.: Мол. гвардия,
1982.-319с.
30. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов
высш. пед. учеб. завед. В 2-х кн. Кн.1. Общие
основы психологии. - М.: Просвещение: Владос,1994.
- 576с.-134
31. Нефедова Л.К. Пушкинская строка в III
классе // Нач.шк. - 1993. - №6. - с.10-129
32. Никифорова О.И. Восприятие художественной
литературы школьниками. - М., Изд-во Моск.
ун-та, 1989. - 85с.-118
33. Никифорова О.И. Психология восприятия
художественной литературы. - М., "Книга",
1992. - 168с.-123
34. Огнев В.Ф. Книга про стихи. Заметки,
наблюдения, выводы. -М. "Сов. писатель",
1994
Тема : С.Есенин «С добрым утром!»
Класс 3
Цели:
Оборудование: портрет С. Есенина, плакат о жизни поэта, выставка книг, карточки.
I. Организационный момент.
– Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь!
– Руки? На месте!
– Ноги? На месте!
– Локти? У края!
– Спина? Прямая!
II. Сообщение темы урока.
Я шла по улице, я всматривалась
в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь внутри они совсем не те…
Боимся мы смотреть в глаза друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться жить открыто,
В друзьях поддержку надо нам искать,
Друг другу в жизни надо помогать.
– Мы живем среди людей. Окружающие нас люди… о чем они думают, чем живут? Каждый человек – загадка! Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с жизнью и творчеством одного великого русского поэта.
III. Подготовка к первичному восприятиию:рассказ учителя о поэте.
В осенний день 3 октября 1895 года в
селе Константиново Рязанской губерн
Дяди были озорные отчаянные. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за холку.
Информация о работе Особенности изучения лирических произведений в начальной школе