Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 20:04, курсовая работа
Традиционное представление об уровне образования в начальной школе строится на его грамотности – в основе, которой лежат письмо, чтение, арифметический счет, каллиграфический почерк и знание текста наизусть. Изменения в школьном образовательном процессе привели к новому понятию в начальном звене – функциональной грамотности. Функциональная грамотность зависит от требований общества, от новых технологий, которые совершенствуются постоянно. Основным стержнем становится способность младших школьников отыскивать необходимую информацию, моделировать новые процессы, формулировать правила и изобретать алгоритмы решения задач
Введение 3
Глава 1. Лингвометодические основы развития связной речи в начальной школе 6
1.1 Речь, виды речи 6
1.2 Виды текстов для создания сочинений 11
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Психолого-педагогические основы развития связной речи учащихся начальных классов в процессе обучения 17
2.1 Особенности мышления младших школьников 17
2.2 Причины появления трудностей при написании сочинений в младшем школьном возрасте 20
Выводы по второй главе 21
Глава 3. Методика работы над развитием письменной монологической речи в начальных классах 23
3.1 Традиции отечественной методики в осмыслении проблем написания сочинений учащимися младших классов 23
3.2 Анализ методического обеспечения процесса обучения связной речи на уроках русского языка 25
3.3 Методика проведения сочинения на основе жизненного опыта 27
Выводы по третьей главе 31
Заключение 33
Список литературы 35
Сочинение – одна из важнейших форм во всей системе работы над навыками связной речи младших школьников. Оно контролирует знания учащихся, расширяет учебный материал, заставляет более глубоко читать и осмысливать тексты художественных произведений. В сочинении отражается индивидуальность ребенка, его мировоззрение, так как эта форма требует выражения собственных мыслей и взглядов на жизнь, на героев, на события, факты. Любое сочинение пишется в определенном жанре и стиле.
Многие методисты классифицируют сочинение по-разному, в зависимости от целей и задач сочинений. А.А. Глазунова утверждает, что «классификация письменных работ должна иметь в основе существенные признаки, от которых зависят и из которых вытекают все другие признаки классифицируемых работ». Она предложила следующую классификацию:
- письменные работы, связанные с чтением художественных произведений, изучением критических статей и учебника;
- критические сочинения – это сочинения, посвященные разбору и оценке изучаемых произведений;
- публицистические
сочинения, они пишутся на темы,
близкие к общественно-
- художественные сочинения, они обладают признаками повествовательного, лирического или драматического жанра. [28, с. 15].
В основу классификации письменных работ А.А. Липаева положены разные принципы деления: по месту выполнения он выделяет классные и домашние сочинения; в зависимости от задачи – обучающие и контрольные; в зависимости от характера организации работы – коллективные и индивидуальные; в зависимости от формы выражения мысли и чувств учащегося – логистические и образно-эмоциональные. Особо выделяет литературно-критические и свободные темы сочинений логистического типа. Литературно-критические темы он делит на 10 групп:
- раскрывающие
образы действующих лиц
- посвященные
вопросам идейно-тематического
- раскрывающие
идейно-художественное
- относящиеся
к раскрытию значения
- относящиеся к вопросам языка и стилю произведению или творчество писателя;
- посвященные изучению произведений русских критиков;
- раскрывающие связи литературы как одного из видов искусства с другими: кино, живописью, графикой, театром;
- историко-литературные;
- раскрывающие
взаимоотношения русской
- сочинения на биографические темы.
Среди сочинений на свободные темы ученый выделяет сочинение по образцу, сочинение на материале организованных наблюдений и впечатлений, на основе экскурсий, по картинам, по сюжетам. [8, с. 7].
Автор статьи «Руководство подготовкой учащихся творческим сочинениям» В.В.Неверов указывает, что главное в работе над сочинением – это самостоятельность ученика. Эту самостоятельность он рассматривает как что-то неизменное, которое проявляется на различных этапах обучения по-разному. Опытный методист Т.А Ладыженская выделяет 3 группы текста сочинений:
1. Тексты, в
основе которых лежит
2. Тексты, которые предполагают определенную интерпретацию исходного текста: аннотации, отзывы, рецензии, рефераты, предисловия и послесловия к книге, литературные очерки (эссе). Эти тексты отличаются от исходного художественного произведения своим стилем, структурно-речевыми или композиционными особенностями.
3. Тексты, в
которых концепция их автора
в отношении исходных текстов
дается в оригинальной форме:
статьи литературно-
Выделяя три группы сочинений, методист исходила из многолетних исследований, она обосновала теоретическую систему обучения сочинениям. Однако в работе методиста не нашло отражение обучение новым жанрам сочинений: реклама, дневник, эссе, речь, произнесенная на открытии памятника. Работа над такими видами сочинений основана на личном опыте учащихся восприятия происходящих явлений и событий, способствует развитию творческих и самостоятельных навыков речевой деятельности. [28, с. 21].
Любой вид сочинения требует формированию осознанного владения видами текста. Рассмотрим три смысловых типа: повествование, описание, рассуждение.
Повествование – это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности. Повествование событий ведется с использованием двух стилей: художественного и разговорного (например, в диалоге). В данном тексте используется классическая схема: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Экспозиция представляет вступительную часть, в которой раскрываются мотивы и задачи описания. Завязка – это начало действий, то есть общая характеристика предмета описания или впечатления от него. Развитие действия – это основная часть сочинения, где рассматриваются все признаки предмета. Например, при повествовании с места событий перечисляются предметы, указание их местоположения и сам процесс происходящего. Кульминация повествования характеризуется описанием самого напряженного момента. Здесь важно использовать выразительные средства языка – это эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы. Развязка – это заключительная часть текста сочинения, которая помогает сформулировать основные выводы или комментарии.
Второй вид текста – описание. Описание может быть выполнено в любом стиле. Тематика описания разнообразная: это может быть описание общего вида местности, описание комнаты, описание внешнего вида. В описании места обычно выделяется часть, где говорится о позиции наблюдателя; часть, в которой в логической последовательности описываются характерные для данного места предметы. В описании все глаголы употребляются в одном времени. Сочинение-описание может быть дополнено каким-либо воспоминанием, например, «Встреча после нескольких лет» или «Мечта о встрече». Если описываются действия предмета, то в основе такого текста лежит последовательное описание всех операций – от начала до конца. [12, с. 69].
Рассуждение – это вид текста, в котором утверждается или отрицается какой-либо процесс – явление, событие, факт, понятие. Рассуждение имеет строгую структуру: тезис, аргументы, способствующие его доказательству, вывод. Тезис – это цитата, кратко излагающая идею текста. Это может быть основная мысль, которую необходимо доказать, объяснить, опровергнуть. Аргументы – доказательство, довод, обоснование, объяснение своей позиции. Для перехода от тезиса к доказательству часто используется вопрос почему, частица ведь или такие предложения: И вот почему. Это можно доказать так. Это можно доказать следующим образом. Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется таким фактом. Связь одного доказательства с другим осуществляется при помощи вводных слов и сочетаний: во-первых, во-вторых, в-третьих, например, к примеру, предположим, допустим, следовательно. Вывод – это доказанный или отвергнутый тезис. Это итог всему рассуждению. Вывод связывают с доказательством чаще всего с использованием таких слов, словосочетаний, предложений: итак, таким образом, поэтому, вот почему. Обобщим все сказанное. Подведем итоги. Сделаем вывод. [26, с. 18].
Следовательно, выбор типа текста при написании сочинения зависит от самой темы, её основной мысли. В любом случае текст имеет смысловые части: начало, основную часть и конец.
Выводы по первой главе
Таким образом, в основе развития связной речи на уроках русского языка в начальных классах лежат стилистические свойства языка, которые позволяют использовать в речи разные стили: разговорный, официально-деловой, книжный, публицистический; устную и письменную речь, описание, рассуждение, диалог, монолог. Эти процессы происходят в повседневной жизни младших школьников. Используя язык в разных сферах своей деятельности, дети употребляют многообразные языковые средства: синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, историзмы, неологизмы, заимствованные слова, фразеологизмы. От богатства и мобильности словарного запаса младшего школьника зависит качество связной монологической речи, то есть написания сочинения. Через способность ребенка письменно изложить свои мысли и чувства развиваются все его индивидуальные феномены: память, внимание, мышление. Методические исследования последних лет (Т.О. Скиргайло, Т.А. Калганова, Г.А. Обернихина, М.Г. Ахметзянов) привели к конкретному выводу: важным условием для создания любого вида сочинения является хорошо продуманный и интересный эпизод, взятый из литературного произведения или из жизненной ситуации. Нельзя написать сочинение, если у детей не развито творческое мышление, внимательное наблюдение, воображение и фантазия. Как влияют психические и интеллектуальные процессы на развитие связной речи, будет рассмотрено в следующей главе.
2.1 Особенности мышления младших школьников
При обучении навыков связной речи – написанию сочинений разных жанров необходимо учитывать возрастные особенности учащихся начальных классов. Возрастные особенности третьеклассников связаны с их физическим и умственным развитием. В этом возрасте быстро развивается нервная система, формируется психика. В психическом развитии происходят изменения в области процессов возбуждения и торможения: несмотря на преобладание процесса возбуждения, процесс торможения развивается на высоком уровне. Познавательная деятельность учащихся происходит в процессе обучения. Важными и необходимыми становятся такие качества: восприятие нового материала, внимание и мышление. В этом возрасте (особенно к концу третьего класса) восприятие происходящего достаточно глубоко: школьники умеют слушать и слышать, смотреть и видеть, - под влиянием этих качеств развивается «наблюдательность и организованность. Культура внимания формируется на каждом уроке: основу составляет произвольное внимание, так как оно помогает учащимся развивать мотивы учения» [20, с.73].
Динамичность мотивационной сферы дает широкие возможности учителю начальных классов формировать все необходимые мотивы для эффективного развития авторской индивидуальности. Мотивация к обучению служит компенсаторным фактором для младших школьников в том случае, если дети испытывают недостаток способностей, знаний, умений, навыков, которые нужны для выполнения стандартных заданий. Исследователем Л.И. Божович доказано, что в учебной деятельности проявляются два вида мотивов: познавательные и социальные. Познавательные мотивы возникают в процессе учебной деятельности и связаны с содержанием учебников и других информационных материалов. К сожалению, к третьему классу познавательные мотивы у школьников ослабевают и не имеют ведущей роли. Психологические исследования говорят о том, что падение интереса к учению в 3 классе – это следствие того, что полученные первичные социальные мотивы не привлекают школьников, а новые еще не сформировались. Поэтому важнейшей задачей в образовательном процессе становится формирование познавательных мотивов. Социальные мотивы третьеклассников находятся за пределами учебного процесса: они формируются в ходе взаимоотношений детей с окружающим миром. За два года обучения младшие школьники накапливают небольшой багаж знаний по основным темам и понятиям, поэтому в третьем классе их интересует научный подход к изучаемым предметам или явлениям. Между фактами и явлениями они устанавливают причинную зависимость. В этом возрасте учащиеся начинают относиться к предметам избирательно, поэтому обучение на уроках становится более дифференцированным. На успешное обучение влияет конкуренция: дети 8-9 лет стремятся занять достойное место среди одноклассников. «Если ребенок не может занять ведущее место по успеваемости, то он проявляет себя в какой-либо другой деятельности» [25, с. 271].
В третьем классе обостряются противоречия между положительным отношением учащихся к учебной деятельности и неосознанным смыслом обучения, между поставленными педагогом целями и их реализацией. Опыт детей постепенно формируется под влиянием их деятельности и становится собственным достоянием. Характеризуя психолого-педагогические особенности детей третьего года обучения, психологи по-разному трактуют их речевой продуктивный опыт. И. Бем предлагает в основу обучения вложить практические навыки школьников, а В.В. Краевский и И.Я. Лернер выделяют опыт творческой деятельности. В основе творчества третьеклассников лежит «самостоятельный перенос знаний, умений, навыков, усвоенных в первом и втором классе, в новую ситуацию, видение новых знаний в структуре объективного школьного обучения. Комбинируя ранее усвоенные знания, школьники находят оригинальные решения при наличии известных» [1, с. 7].
Увеличение объема знаний в третьем классе ведет за собой увеличение коэффициента продуктивного практического опыта. Особенного эффекта можно достичь, используя систему развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Развивающая технология обучения строится на альтернативных методах, направленных на развитие мышления, самостоятельности и творчества учащихся. Использование таких методов, как: «метод проектов», «обучение по станциям», «свободное обучение», «шаг за шагом», позволяет интегрировать процесс обучения и поэтапно формировать конкретные психические особенности детей этого возраста» [7, с.27].
Все психические феномены оказывают влияние на развитие навыков связной речи: они формируют культуру речи, речевое мастерство каждого ребенка. В речевое мастерство входит точность употребления слов, выразительность речи, чистота, оригинальность. Рассмотрим последовательно следующие ступени требований культуры речи: мысль — содержание — построение — логика — владение механизмами речи — языковая литературная норма — коммуникативная целесообразность — обращенность к адресату — выразительность в пределах языковой нормы — выразительность как преодоление нормы.
Следовательно, младшие школьники осознанно начинают понимать значение речи в жизни человека и важность культуры поведения в речевых ситуациях только в процессе совместной коммуникативной деятельности. ). Основная цель всех видов совместной деятельности учителя и учащихся заключается в том, чтобы сформировать умение составлять текст, то есть, выражать свои мысли, суждения, чувства, знания в связных развернутых высказываниях. Главная задача учителя начальных классов – научить детей рассуждать, а это возможно только в процессе развития навыков связной речи. Развитие речи возможно на каждом уроке, особую роль играют уроки словесности, риторики, философии, уроки развития письменной речи (сочинения, изложения
Информация о работе Особенности написания сочинений на основе жизненного опыта в начальной школе