Особенности написания сочинений на основе жизненного опыта в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Традиционное представление об уровне образования в начальной школе строится на его грамотности – в основе, которой лежат письмо, чтение, арифметический счет, каллиграфический почерк и знание текста наизусть. Изменения в школьном образовательном процессе привели к новому понятию в начальном звене – функциональной грамотности. Функциональная грамотность зависит от требований общества, от новых технологий, которые совершенствуются постоянно. Основным стержнем становится способность младших школьников отыскивать необходимую информацию, моделировать новые процессы, формулировать правила и изобретать алгоритмы решения задач

Содержание

Введение 3
Глава 1. Лингвометодические основы развития связной речи в начальной школе 6
1.1 Речь, виды речи 6
1.2 Виды текстов для создания сочинений 11
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Психолого-педагогические основы развития связной речи учащихся начальных классов в процессе обучения 17
2.1 Особенности мышления младших школьников 17
2.2 Причины появления трудностей при написании сочинений в младшем школьном возрасте 20
Выводы по второй главе 21
Глава 3. Методика работы над развитием письменной монологической речи в начальных классах 23
3.1 Традиции отечественной методики в осмыслении проблем написания сочинений учащимися младших классов 23
3.2 Анализ методического обеспечения процесса обучения связной речи на уроках русского языка 25
3.3 Методика проведения сочинения на основе жизненного опыта 27
Выводы по третьей главе 31
Заключение 33
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности написания сочинения на основе жизненного опыта.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Причины появления трудностей при написании сочинений в младшем школьном возрасте

Написание сочинений во всех классах, не только в начальных,  всегда вызывает сложности. Эти сложности связаны со сформированными речевыми способностями детей младшего возраста: каждый ребенок уникален, поэтому появляется необходимость учитывать его индивидуальные личностные особенности развития. Трудности связаны с тем, что многие виды сочинения незнакомы детям, темы вызывают затруднения из-за недостатка словарного запаса. Если в устной монологической речи школьники имеют возможность исправить стиль предложения или даже изменить его, то в письменном изложении темы возникают многочисленные орфографические препятствия. Дети начинают размышлять, как написать то или иное слово, как правильно выразить мысль, чтобы её поняли другие, в частности учитель. Трудность вызывает использование выразительных средств, характерных для художественной литературной речи, частое отклонение от темы описания или размышления приводит к отступлению от плана. Страх написать что-то не так не позволяет развить фантазию, не дает воображению развивать, «двигать» мысль. [3, с. 108].

Довольно часто в практике можно наблюдать, как способные к другим видам деятельности на уроках, учащиеся испытывают трудности в создании письменного текста. Одна из причин кроется в психологии детей младшего школьного возраста: они не осознают важность этой работы, не понимают, зачем этот вид деятельности им нужен. Еще одна причина скрывается в однотонности, однообразии вида деятельности: написание сочинения  - сложные процесс, который требует правильной конструкции предложений, соблюдения стиля, грамотности.

В начальных классах дети ещё не владеют в совершенстве всеми навыками письменной речи, чтобы легко и быстро писать сочинения, которые кажутся нам, взрослым, простыми и понятными. Поэтому, чтобы научить детей писать сочинения разных жанров, надо создать им условия для психологического раскрепощения, чтобы они почувствовали удовольствие от этой работы. Этому будет способствовать совместное творчество с педагогом над содержательностью речи, логикой мышления и логичностью речи, над композицией высказывания. Своим содержанием сочинение должно отражать жизнь общества и природы родного края. Тема сочинения должна нести в себе важную, актуальную информацию, ценную идею, защищать подлинные ценности. [6, с. 33].

Следовательно, трудности в написании сочинения могут исчезнуть, если школьники научатся строиться свои размышления по четкому плану: продуманная композиция устного речевого высказывания способствует лучшему пониманию темы и письменному изложению сути вопроса.

 

Выводы по второй главе

Таким образом, психологическое и педагогическое изучение личности младшего школьника доказало, что развитие речи зависит от многих факторов, особенно от уровня сформированности чувственной основы. Эти организованные и хорошо развитые ощущения развиваются в результате развития мышления и речи. В учебниках психологии этому процессу дается такое определение: «Речь не только сообщает готовую мысль, она включается в процесс мышления, в этом состоит ее роль для развития умственных процессов. В школьной деятельности ребенок учится анализировать, синтезировать, обобщать, развивать дедукцию и индукцию. Все качества мыслительной деятельности проявляются через связную монологическую или диалогическую речь» [21, с.32].

Формирование внимания к слову, к его месту в тексте способствует подготовке фундамента для стилистической дифференциации текстов, то есть к проведению изложений и сочинений разных жанров. Любое сочинение отражает литературные способности каждого ребенка, творческие индивидуальные возможности, грамотность и логику построения текста. Границы литературных жанров в современное время очень подвижны и в начальных классах лишь закладывается фундамент для их освоения в старшем возрасте. Жанровое своеобразие сочинений внедряется в образовательном процессе в адаптированном, педагогически обработанном виде.

Одновременно с навыками письменной речи развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение – все это важно не только для сочинения, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.

 

 

Глава 3. Методика работы над развитием письменной монологической речи в начальных классах

 

3.1 Традиции отечественной методики в осмыслении проблем написания сочинений учащимися младших классов

Теория и методика обучения написанию сочинений привлекает внимание всех методистов, занимающихся проблемами русского языка и литературного чтения в начальной школе. В теории и методике обучения сочинению значительный вклад был сделан Ц. Балталон, который считал, что «всякому ученическому сочинению должна предшествовать определенная логическая работа, и автор работы (ученик) должен быть поставлен в строгую зависимость от фактов, событий». Методистом была предложена таблица индуктивных приемов для сочинений по источникам, в ней было отражено три части сочинения: наблюдение фактов, классификация фактов, вывод. [28, с.9].

Большой вклад внесли в методику обучения сочинению А.Д. Алферов, А.В. Миртов, Н.М. Соколов, Г.Г. Тумилин. В.В. Голубков представил стройную систему письменных работ. Суть её состояла в следующем: учащиеся постепенно знакомятся с новыми разновидностями работ логического и образного типа; время от времени для закрепления им предлагаются ранее встречавшиеся виды сочинений. Вся работа должна строиться на учете интересов учащихся и на правильном сочетании работы учителя и самостоятельной деятельностью детей. Впервые В.В. Голубков предложил составить порядок (программу) подготовки к самостоятельной письменной работе:

- прочитайте  указанный рассказ и ответьте  на вопросы;

- продумайте, что можно сказать на тему, и составьте письменно план своей работы;

- сравните  свой план с нашим планом, внесите  поправки;

- напишите  работу по плану.

В книге «Письменные работы в младших классах средней школы» методист отметил, что основная цель письменной связной речи является развитие логического мышления и творческого воображения учащихся младших классов. В.В. Голубков обосновал путь от простого к сложному: от сочинений по картине к анализу критических статей, затем к сочинениям на литературную тему. [28, с.24].

Методист М.А. Рыбникова уделяла больше внимания на языковое детское творчество. Её мнение было таково: детские сочинения о жизненных ситуациях и выборе пути при умелом руководстве учителя – это показатель способностей и возможностей школьников. Методист предлагала использовать сочинения на материале экскурсий, так как этот вид деятельности формирует навыки писать  о том, что видел, связывая слово с реальными представлениями окружающего мира. Исследователи В.А. Никольский, А.П. Романовский, Н.В. Романова, В.П. Рыбаков определили возможности сочинения логического типа для формирования навыков речи и овладения методом самостоятельной работы. Роль учителя в подготовке к написанию сочинения был отмечен в статье В.В. Неверова «Руководство  подготовкой учащихся к творческим сочинениям». Автором было определено пять этапов в обучении творческим сочинениям: установление общих закономерностей какого-либо явления, выявление формы – композиционный план, передача впечатления, самостоятельность детей в передаче личных впечатлений, творческое сочинение, анализ и совершенствование работы. [4, с. 34].

Особое внимание в современной методической литературе уделено теории и практике сочинений разных жанров такими методистами: Т.А. Ладыженской, Ю.А. Озеровым, Л.С. Айзерманом, Т.А. Калгановой и многими другими. В последние годы разработки многих методистов посвящены  методике обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров.

3.2 Анализ методического обеспечения процесса обучения связной речи на уроках русского языка

Методическое обеспечение процесса обучения русскому языку и чтению представлено комплектами: в их состав входят программы по русскому языку и родному слову, учебники, методические разработки для учителя, дидактические тетради. Рассмотрим, как в программе «Школа России» отражен раздел  «Развитие речи». Третий класс занимает центральное место в обучении связной речи: это формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста, создание высказываний. На каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме – только при соблюдении этих условий развивается речь и речевые способности детей. К концу третьего класса школьники должны писать изложение в 60-75 слов по коллективно или самостоятельно составленному плану; определять тему и основную мысль текста; распознавать текст-повествование, описание, рассуждение; писать сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям; составлять устный ответ-рассуждение.

Сочинению отводится особое место в развитии связной речи во всех классах начальной школы, по принципу от легкого к сложному: сочинения-повествования занимают ведущее место в каждом классе, во втором классе вводится сочинение-описание, в третьем классе вводятся элементы рассуждения. Подробно рассмотрим письменные сочинения в третьем классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык». Письменные сочинения в 3 классе разнообразны по тематике: это сочинения, основанные на жизненном опыте и по наблюдениям, рассказы по сюжетным картинкам, сочинение по картине. Ведущее место в системе занимают сочинения на основе жизненного опыта, личных наблюдений и впечатлений. Эти сочинения могут составляться на темы об отдельных случаях из собственной жизни, из жизни класса. К этой относительно легкой тематике добавляются сочинения о случаях, часто повторяющихся, а значит, требующих обобщений. При подборе тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобы дети писали их по свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы они отражали жизненную правду.

Рассмотрим последовательность деятельности учителя и учащихся по освоению основ создания письменного текста. Вначале Т.Г. Рамзаева предлагает создать базу для написания сочинения – этому служат упражнения в правильном построении предложений и оформлении их на письме. Цель таких упражнений: развитие умений составлять текст по наблюдениям и картинкам с использованием предложений разных видов (Урок 20, 21; № 4-5 по теме «Предложение»). Затем следует написание сочинения по материалам экскурсии в парк (Урок 26, № 10 по теме «Предложение»). Для подготовки такого вида сочинения заранее обговаривается тема, объекты наблюдения для описания или размышления по увиденному. Основная деятельность детей – это описание явлений природы, деревьев, цветов, листьев, травы, и, конечно, эмоциональное отношение восприятия тех предметов, которые вошли в объект наблюдения детей. В 3 классе продолжается работа по обучению написания сочинений по серии картинок или по картине (Урок 35, № 5 по теме «Состав слова»; Урок  99, № 5 по теме «Части речи»). Цель таких заданий: это развивать умения логически описывать ряд картинок одного сюжета; развивать умения определять тему иллюстрации, составлять текст по предложенному плану. Чтобы учащиеся успешно справились с таким видом работы, необходимо учить передавать в сочинении главные моменты, изображенные на картинках, но передавать их сюжетно. В сочинении, по возможности, следует включать элемент рассуждения.

Более сложная деятельность детей отражена в сочинении по картинке «Зимние забавы детей» (Урок 59-60, № 4-5 по теме «Правописание слов с проверяемыми гласными в корне слова»). На данном уроке совершенствуются знания, умения, навыки третьеклассников по усвоению этого вида сочинения. От определения темы и идеи сочинения можно перейти к обсуждению детских забав школьников в зимнее время. Этот этап подготовки к сочинению основан на жизненном опыте детей, их личном участии в зимних играх и забавах: лепка снеговика, катание на санках или на лыжах, игра в снежки. Личный жизненный опыт помогает детям этого возраста создать творческое описание картины. При создании текста у детей появляется возможность не только описать действия детей, но и отразить их чувства и отношение к этому времени года.

Автором учебного комплекта Т.Г. Рамзаевой заложены основы написания поздравительной открытки, написание писем. В основе этой работы лежат другие компоненты: вначале пишется приветствие, называется конкретный человек, которому адресовано послание или пожелание, в конце ставится дата, подпись. Кроме этого, необходимо отметить, что важной частью для создания сочинений являются уроки знакомства с особенностями текста-описания и текста-рассуждения (Урок 123, № 4 по теме «Имя прилагательное»; Урок 139, № 5 по теме «Глагол»). Эти уроки способствуют формированию наблюдательности у детей, уяснению особенностей построения разных текстов. При подготовке любого типа сочинения главным моментом в работе становится беседа по содержанию. В ходе этой беседы выясняется главная мысль сочинения, этапы создания сочинения (план), детали сюжета, слова, трудные для учащихся. Эта часть работы над сочинением будет обучающей.

Тематика сочинения основана на интеграции разных предметов: это темы трудового характера, темы, отражающие события текущей жизни, темы, связанные с историческими событиями, темы, связанные с уроками природоведения, темы эстетического воспитания, составление писем, заметок в газету, поздравительных открыток, свободное творчество детей - рассказы, стихотворения, загадки.

 

3.3 Методика проведения сочинения на основе жизненного опыта

Методика работы над сочинением на основе жизненного опыта

1.Подготовка  к сочинению – сбор информации.

 Сочинение  на основе жизненного опыта основано на наблюдении. Работа начинается со сбора информации и «собиранию» с собственными мыслями. Когда учащиеся пишут сочинение об окружающем мире, им легче всего внимательно наблюдать и собирать разные подробности. Можно предложить им завести маленькие блокнотики, в которых они будут записывать отдельные слова, словосочетания, маленькие короткие предложения по теме. При обсуждении с одноклассниками они вспомнят все подробности. Учитель предлагает вспомнить прогулку или экскурсию, предметы, которые встречались по дороге или в каком-либо месте. При работе в паре или групповой работе учащиеся обсуждают варианты зачинов (начало) сочинения .Учитель предлагает детям написать три разных варианта первого предложения, после этого ученики рассматривают каждое из них, выбирают наиболее понравившееся. Сбор информации по определенной теме требует внимания и дополнительных знаний от ребенка.

2. Работа  над планом.

С первого класса необходимо учить писать сочинение по плану, хотя мнения педагогов и методистов сейчас по этому вопросу расходятся: многие предлагают просто отказаться от плана. Вначале планы составляются коллективно, в третьем классе – уже самостоятельно, но во всех классах начального звена нужна помощь учителя. М.А. Рыбникова писала: «Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы». Это же относится и к сочинению на основе жизненного опыта. Написание плана рекомендуется начать с беседы по вопросам:

Информация о работе Особенности написания сочинений на основе жизненного опыта в начальной школе