Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:52, контрольная работа
В XVIII столетии русская культура вступила в новый период своего развития. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.
В XVIII веке начинает широко распространяться светское музыкальное искусство.
В 1802 году в Петербурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII века формируется композиторская школа, появляются первые русские композиторы – авторы оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением русской музыкальной культуры того времени стала музыкальная мелодрама «Орфей» композитора Е.И. Фомина (1761-1800). Он был также создателем песенной оперы на национальный русский сюжет «Ямщик на подставе», оперы «Американцы» и других произведений. В это время создавал оперы и Д.С. Бортнянский (1751-1825) – «Сокол», «Сын-соперник» и другие. Бортнянский – автор около 200 музыкальных произведений.
На рубеже XVIII-XIX веков появился жанр камерной лирической песни – русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский (1754-1831), написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина «Гром победы развивайся» долгое время был русским национальным гимном.Заключение
Итоги историко-культурного
развития России в XVIII веке весьма значительны.
Продолжалось развитие русских национальных
традиций во всех видах искусства. В
то же время укрепление связей с
зарубежными странами способствовало
проникновению западного
2. Литература
переходного периода (1700-
В начале 18 века возникают литературные произведения новых жанров. Среди них видное место занимают любовно-бытовые и приключенческие (авантюрные) повести, в которых с особой яркостью отразились новые общественные и бытовые явления петровского времени. Среди них особое место занимает «Гистория о российском матросе Василии Кориотском». В повести описаны похождения сына бедного дворянина – Василия Кориотского, поступившего на службу во флот. Благодаря своим способностям, прилежанию и особым нравственным качествам, герой добился высокого общественного положения (он стал королем «Флоренской земли») и личного счастья. Несмотря на то, что фантастика здесь занимает большое место, эта повесть – произведение, отразившее существенные черты современности. Характерен для петровской эпохи прежде всего герой. Автор подчеркивает, что ум и знания являются мерилом общественного значения человека. Повесть проникнута не церковным, а светским миросозерцанием.
Существовавшая в действительности смесь старого и нового нашла свое отражение и в «Гистории». С одной стороны Василий напоминает персонаж русской повети 17 века (набожен, почтителен со старшими), с другой – для него характерны качества человека новой эпохи (образованность, предприимчивость, умение держать себя в обществе, светское отношение к женщинам).
Язык повести свидетельствует о соединении разнородных элементов в литературном языке петровского времени. Наряду с церковнославянскими словами и оборотами, характерными для древнерусской литературы, в повести много новых слов, заимствованных из иностранных языков. Это – техническая, морская терминология, слова из военного обихода (пароль, шпага, флот, маршировать, во фрунт и т.д.). Встречаются и элементы устного народного творчества (тын, стежка, братцы-молодцы и пр.).
Из других повестей петровского времени известны такие произведения, как «Гистория об Александре, российском дворянине», «Повесть о купце Иоанне».
Наряду с прозаическими, в это время возникают и стихотворные повести. Например, «Отрывок романа в стихах», рассказ о печальной судьбе девушки, полюбившей юношу, но выданной замуж за другого вопреки своей воле.
В петровское время получает большое распространение торжественная и любовная лирика. В торжественной лирике, прославляющей различные события, наибольшее значение имели «приветственные стихи» и «канты» - стихи, положенные на музыку. Они были предшественниками развившегося позднее в русской литературе жанра оды и писались по правилам силлабического стихосложения. Совершенно новый жанр для русской литературы – любовная лирика. Зарождение и развитие ее отражало изменения, которые наметились в бытовом укладе городских жителей. Для произведений любовной лирики начала 18 века характерно новое отношение к чувству любви. Оно уже не воспринимается как греховный и запретный, а изображается как могучее, облагораживающее человека чувство. Авторы книжной лирики создают манерные изысканные произведения, где упоминаются античные боги, применяются выражения из церковных книг. Гораздо более естественно и просто воплощается чувство любви в стихах, близких фольклору. Известны имена поэтов начала 18 века, писавшие в духе устной народной поэзии: это придворный Петр Квашнин и офицер Львов, создавший песню «То не пал туман на сине море».
3 Литература
1730-1750-х гг. (Обзор). Классицизм как
творческая система (тема, идеи, жанры,
язык; главные представители
ЛИТЕРАТУРА 1730 - 1750-Х ГОДОВ
КЛАССИЦИЗМ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Исторические
условия формирования
Эстетика классицизма. Рационалистический взгляд на цель искусства: польза, нравственное совершенствование, воспитание; искоренение пороков; прославление государственного могущества.
Прославление
абсолютистского государства
Основной художественный конфликт литературы классицизма: страсти и разум, долг и чувства. Концепция человека: универсальная сущность личности как основной предмет изображения классицистов.
Рационализм
и ориентация на историко-литературные
образцы. Авторитет античного искусства.
Нормативность поэтики: категории
ясности, разумности, грации, порядка
и меры. Иерархия жанров и стилей.
Правдоподобие в искусстве
^ ТВОРЧЕСТВО А.Д.КАНТЕМИРА
Биография
и личность поэта. Сатиры
Кантемир и русский классицизм. Значение творчества поэта.
^ ТВОРЧЕСТВО В.К.ТРЕДИАКОВСКОГО
Биография
и личность поэта; место в
литературной жизни 1730-1750-
«Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определением до сего надлежащих знаний» (1735) Тредиаковского - начало реформы русского стихосложения. Принципы силлабо-тоники на страницах трактата. Лирика Тредиаковского - практическое применение новых принципов стихотворной техники.
Переводные
романы Тредиаковского. «Езда в остров
Любви» (1730) - первый любовный роман
в русской литературе XVIII века. Место
романа в литературной и культурной
ситуации той поры. Сюжет и стиль
«Езды в остров Любви». Аллегоризм
стиля; взаимодействие стиха и прозы
в тексте романа. Развитие художественных
принципов Тредиаковского-
«Тилемахида» (1756) и ее место в творчестве Тредиаковского. Судьба «Тилемахиды» в сознании современников.
Значение творчества В.К.Тредиаковского. Образ поэта в русской литературе и критике второй половины XVIII – XIX вв.
^ М.В.ЛОМОНОСОВ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Жизненный
и творческий путь М.В.
Участие в реформе русского стихосложения. «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) Ломоносова и его место в истории русского стиха.
Филологические работы Ломоносова и теория русского классицизма. Предисловие «О пользе книг церковных в российском языке» (1757) и его значение для теории русского классицизма. Авторитет стилевой теории Ломоносова в литературе XVIII - начала XIX века.
Поэт и поэзия в творческом сознании Ломоносова. «Разговор с Анакреоном» - поэтический манифест Ломоносова. Решение проблемы поэта и поэзии в духе гражданственного классицизма. Перевод Ломоносовым тридцатой оды Горация - «Я знак бессмертия себе воздвигнул...» - начало поэтической традиции.
Жанр торжественной
оды в творчестве Ломоносова. Анализ
оды «На день восшествия... 1747 года.
Высокий торжественный пафос
оды и своеобразие его
Духовно-философская
поэзия Ломоносова. Проблема философского
мировоззрения Ломоносова-
Значение духовно-философской лирики Ломоносова в русской поэзии XVIII-ХХ вв.: традиции идейного строя и поэтики.
Сатирические стихотворения Ломоносова. Пафос петровских реформ в сатирическом стихотворении Ломоносова «Гимн бороде». Басенные сюжеты и их разработка Ломоносовым.
Петр I в мировоззрении и творчестве Ломоносова. Образ Петра в одах поэта, его значение для выражения авторских идеалов; художественные средства обрисовки образа царя-преобразователя. Поэма «Петр Великий»: замысел поэта и художественное воплощение. Вступление к поэме как выражение взглядов Ломоносова на сущность жанра. Стилевое своеобразие.
Значение творчества Ломоносова.
^ ТВОРЧЕСТВО А.П.СУМАРОКОВА
Жизненный и творческий путь писателя.
А.П.Сумароков - теоретик русского классицизма. Эпистола «О стихотворстве» и ее значение. Мысль о равнозначности поэтических жанров. Значение деятельности Сумарокова - теоретика русского классицизма.
Лирика А.П.Сумарокова.
Своеобразие жанра оды в
Сатирические
жанры в поэзии А.П.Сумарокова. Традиции
сатир А.Д.Кантемира и
Жанр притчи - начало формирования русской классической басни в творчестве Сумарокова. Тематика и проблематика произведений; исследование общественного значения нравственных пороков. Композиционные особенности басен, образный строй. Вольный (разностопный) ямб в притчах Сумарокова и его значение в истории русской литературы. Связь жанра притчи (басни) в творчестве Сумарокова с античной и западноевропейской литературной традицией.
Значение творчества Сумарокова в XVIII веке и развитие художественных находок писателя в XIX столетии.
Понятие классицизма
Классицизм - одно из важнейших направлений литературы прошлого. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии Мольера и многие другие литературные произведения. Сама история подтверждает жизнеспособность традиций классицистической художественной системы и ценность лежащих в ее основе концепций мира и человеческой личности, прежде всего характерного для классицизма нравственного императива.