Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 18:52, контрольная работа
В XVIII столетии русская культура вступила в новый период своего развития. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.
Традиции
и новаторство в комедии
Русская литература XVIII века во многом определила развитие отечественной словесности в дальнейшем, подготовила ее «золотой» ХIХ век. Но, пожалуй, из драматургов той эпохи лишь Денису Ивановичу Фонвизину удалось пережить свое время. Его комедия «Недоросль» по праву входит в «золотой фонд» русской драматургии и может быть поставлена в один ряд с такими блестящими ее образцами, как «Горе от ума» Грибоедова, произведениями Гоголя, драматургией Островского. Созданная в условиях господства классицизма на русской сцене, она несла в себе новаторские черты, которые подготовили появление и утверждение реализма в русском театре.
Еще Пушкин
определил особое значение Фонвизина,
которого он назвал «сатиры смелым
властелином». Действительно, «Недоросль»
является сатирической комедией, в
которой, по словам Гоголя, писатель вскрыл
«раны и болезни нашего общества,
тяжелые злоупотребления
По сюжету и по названию «Недоросль» – пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания, как известно, центральная в идеях Просвещения и классицизма как его художественного выражения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о «воспитании» в самом широком смысле слова. Сценически Митрофан – тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы, – лицо второстепенное, но история его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых. Это означает уже не просто постановку проблемы воспитания, а рассмотрение обстоятельств, которые влияют на формирование личности, что соответствует задачам реализма.
Естественно, что такая задача не могла быть решена только средствами классицизма, необходимо было найти новые подходы к изображению героев. Отсюда и возникает своеобразный сплав традиционных и новаторских элементов в комедии.
Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова – все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Следует отметить, что Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которые тяготеют либо к положительным (Еремеевна, Тришкин, Цифиркин), либо к отрицательным (Кутейкин, Вральман).
Фонвизин широко использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии: Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие. Интересно, что потом у Пушкина в «Евгении Онегине» среди гостей, приехавших на именины к Татьяне, появляются «Скотинины, чета седая», отличающиеся такой же плодовитостью, как и фонвизинские.
В духе классицизма
рисует Фонвизин и своего любимого
героя Стародума как героя-
«Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо оного раба двое: старый дядька да молодой барин».
Более того, даже с точки зрения стиля речь Стародума близка к слогу статей и писем автора. Как и следует положительному герою в пьесах классицизма, Стародум говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин расширяет узкие рамки классицизма, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: афористичность, насыщенность архаизмами.
Этот же прием
писатель использует и в языке
других персонажей, который таким
образом становится средством их
индивидуализации и помогает раскрыть
социально-психологическую
Так, например, все индивидуальные и типичные качества Простаковой отражаются в ее языке. К крепостным она обращается грубо, используя бранную лексику («собачья дочь», «Скверная харя», «бестия»), а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери («душенька», «друг мой сердешный»). С гостями Простакова – светская дама («рекомендую вам дорогого гостя»), а когда она униженно причитает, вымаливая себе прощение, в речи ее появляются народные обороты («мать ты моя родная, прости меня», «повинную голову меч не сечет»).
Вообще же надо отметить, что хотя герои Фонвизина, как и требуется в классицизме, не развиваются, но в живой ткани произведения их характеры часто приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность – это явный ход в сторону реализма. Так, если образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатурности, то образы Простаковой и Еремеевны отличаются большой внутренней сложностью. Еремеевна – «раба», но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие.
И наконец, новаторство
«Недоросля» проявилось в том, что
сохраняя одну линию развития интриги
(за руку и сердце Софьи борются
несколько претендентов: искренно любящий
ее и любимый ею Милон, а также
узнавшие о богатом приданом Скотинин
и Митрофан, вернее, его мать, старающаяся
устроить счастье сына), Фонвизин включает
в пьесу несколько
Так что произведение
в целом выглядит отнюдь не однолинейным,
а многоплановым и
Прошли года,
минули два столетия с тех пор,
как появилась смешная и
10. Г.Р. Державин.
Жизнь и личность. Общественно-литературный
путь. Традиции М.В. Ломоносова
и новаторский характер
ДЕРЖАВИН Гаврила Романович (1743, Казань-1816, с. Званка Новгородской губ.) - поэт, гос. деятель. Род. в мелкопоместной дворянской семье. Образование получил дома и в Казанской гимназии. С 1762 Державин служил солдатом в Преображенском полку. В свободное от учений время занимался чтением рус. и немецких книг, писал любовные и шуточные стихи. В 1768 Державин был произведен в сержанты и прикомандирован в качестве секретаря в Комиссию по составлению нового Уложения. Во время восстания Е.Я. Пугачева в 1773 - 1775 находился в секретной следственной комиссии при А.И. Бибикове и принял активное участие в подавлении восстания, за что в 1777 был произведен в капитан-поручики, затем, получив 300 душ в Белоруссии был переведен в статскую службу с пожалованием. Опубликованная в 1783 ода Державина "Фелица" сделала его знаменитым; он стал членом Росс. академии, был замечен Екатериной II. В 1784 Державин был назначен олонецким губернатором, но из-за конфликтов с наместником Т.И. Тутолминым был переведен губернатором в Тамбов. Деятельный администратор, он открыл в Тамбове театр и народное уч-ще, типографию, способствовал созданию народных школ в губернии, но из-за горячности и самостоятельности в суждениях рассорился с наместником. Секретарь записал слова Екатерины II о Державине: "Я ему сказала, что чин чина почитает. В третьем месте не мог ужиться, надобно искать причину в себе самом. Он горячился и при мне. Пусть пишет стихи". Вокруг Державина, крупного поэта и переводчика, группировались талантливые литераторы. Он активно сотрудничал в журналах. Его стихи и оды пользовались огромным успехом. В 1791 Державин был назначен статс-секретарем Екатерины II. В 1793 он стал сенатором. Как президент Коммерц-коллегии пытался бороться со злоупотреблениями, но был фактически отстранен от дел. При Павле 1 его положение не изменилось. В царствование Александра 1 в 1802 был назначен министром юстиции и членом Гос. совета, но уже в 1803 уволен за "слишком ревностную службу". Находясь в Петербурге и своем имении Званке, Державин занимался лит-рой. Помимо большого количества стихов, Державин писал драмы, занимался переводами, создал интереснейшие "Записки" о времени Екатерины II. Державин был одним из создателей лит. общества "Беседа любителей русского слова", выступавшего с точки зрения классицизма против реформ в языке, предпринятых Н.М. Карамзиным. В 1815 Державин присутствовал на лицейском экзамене, где пришел в восторг, услышав стихи А.С. Пушкина.
Главным жанром
русской поэзии 18 века является ода.
Хрестоматийными считаются оды
М.В. Ломоносова «На день восшествия
на престол императрицы Елизаветы…
Так,
Ломоносов в своей оде создает
величественный образ
Главной
заботой этой императрицы
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток.
Ломоносов
считает, что Елизавете
Таким
образом, в оде Ломоносова мы
видим идеализированный образ
императрицы, созданный по
Целью
своей оды Ломоносов считал
не только прославление
Ода Державина «Фелица» написана в другом ключе. В ней мы слышим иронические и сатирические ноты, которыми насыщено описание светского общества, придворных императрицы Екатерины Второй.
Основной
задачей своего произведения
Державин считает разоблачение
двора императрицы,
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою…
Именно
развратных придворных поэт
Полной
противоположностью двору
Но в «Фелице» мы видим не небожительницу, а реального человека, правителя и женщину:
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом…
Таким
образом, ода Ломоносова
«Фелица» Державина по-иному изображает императрицу Екатерину. Поэт создал образ реальной женщины – царицы и человека. Своей основной задачей Державин видел критику придворных Екатерины, которые являются основной «развращающей» силой страны.
11. Темы, проблемы
и личности, художественные особенности
стихотворений Г.Р. Державина
(«На смерть князя Мещерского»,
Тема личности в поэзии Державина. Самый отбор материала из жизни, попадавшего в стихи Державина, был нов. Державин берет не только крупные исторические события, но и бытовые мелочи. Сплетни, злободневные и передаваемые из уст в уста слова, события, черточки характеров заметных людей, сатирические штрихи быта того или иного вельможи, подмеченные в придворном или вообще в столичном кругу, попадают в оду Державина.
В этом сказалась новаторская
особенность подбора и
Достаточной мотивировкой ввода того или иного материала опять оказывается авторская воля, а не художественный канон. Автор-поэт говорит о быте, ему известном и его окружающем. Он обращается к читателям, причастным к тому же быту, которым интересны даже его мелочи. Отвлеченная поэзия оставлена. Поле зрения поэзии – прежде всего поле зрения поэта. Так оправдывается своеобразная державинская бесцеремонность в обращении с читателем; он не только намекает читателю на известные ему факты общественной жизни или жизни видных людей, но, не стесняясь, говорит и о своих личных знакомых, друзьях-приятелях, о самом себе, о своем быте и т.д.
В центре того пестрого и реального мира, о котором трактует творчество Державина, стоит он сам, Гаврила Романович, человек такого-то чина, образования и характера, занимающий такую-то должность. Читатель прежде всего должен уверовать, должен осознать, что это говорит о себе именно сам поэт, что поэт – это такой же человек, как те, кто ходят перед его окнами на улице, что он соткан не из слов, а из настоящей плоти и крови. Лирический герой у Державина неотделим от представления о реальном авторе.