Понятие и признаки литературного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:23, реферат

Краткое описание

Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.

Вложенные файлы: 1 файл

Русский язык. Культура речи.docx

— 160.72 Кб (Скачать файл)

На определенном этапе развития могут сосуществовать нормы устаревающие (но еще живые), традиционные и новые, и тогда возникает языковая вариантность: баржа (ударение на последний слог) и баржа, (ударение на первый слог) ждать  поезд и ждать поезда.

Особенности нормы литературного  языка:

1) относительная устойчивость;

2) распространенность;

3) общеупотребительность;

4) общеобязательность;

5) соответствие употреблению, обычаю, возможностям языковой системы. Языковая норма сдерживает проникновение в язык различных разговорных, диалектных слов, жаргонов, арго, просторечных слов. Норма позволяет языку оставаться самим

собой.

Литературная норма зависит  от условий, в которых пребывает  говорящий. Языковые средства, употребляемые говорящим, должны соответствовать ситуации, в которой тот находится.

Нормы описываются в учебниках, справочниках, в словарях:

1) орфографических;

2) толковых;

3) фразеологических;

4) синонимов. Без культурных людей нормы бы утратили свое существование, стали бы размытыми, язык бы потерял свою индивидуальность.

Различают три стиля произношения:

1) полный;

2) нейтральный;

3) разговорный. Исторический склад языка формирует нормы. Но нормы не стоят на месте, они меняются со временем, иногда становятся более гибкими, иногда – жесткими.

В тоже время владеть литературной нормой языка, не означает умение хорошо писать и хорошо говорить.

Литературная норма имеет большое  социальное значение.

7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ

Функциональный стиль речи –  это своеобразный характер речи той  или иной социальной разновидности, соответствующий определенной сфере  общественной деятельности и соотносительно с ней форме сознания, создаваемый  особенностями функционирования в  этой сфере языковых средств и  специфической речевой организации, несущий определенную стилистическую окраску, – говорит Н. М. Кожина.

Различают следующие функциональные стили:

1) научный;

2) технический;

3) официально-деловой;

4) газетно-публицистический;

5) разговорно-обиходный. Функциональные стили разбиваются на две группы, связанные с типами речи.

Первую группу (научный, публицистический, официально-деловой) представляет монолог.

Для второй группы (разговорного стиля) характерна диалогическая речь.

Пользоваться стилистической системой русского языка нужно очень аккуратно. Необходимо тонко чувствовать умеренность  в употреблении стилей. Сочетанием разнообразных стилей пользуются в  художественной литературе для создания определенного эффекта (в том  числе и комического).

Владение функциональными стилями  является необходимым элементом  культуры речи каждого человека.

Чаще всего стили сопоставляются на основе их лексического наполнения, так как именно в области словарного состава заметнее всего проявляется  различие между ними.

Стилеобразующий фактор выражается в  том, что стиль выбирает говорящий  или пишущий индивидуум, он ориентируется  на свое чувство стиля и на ожидание аудитории, на ожидание непосредственного  слушателя. Кроме понятных слов, необходимо выбирать понятный и ожидаемой аудиторией стиль речи.

Стиль может представлять и отдельное  слово, оно может быть нейтральным  по стилю, может быть стилистически  ярко окрашено. Это может быть сочетание  слов, не имеющее ярко выраженной эмоциональной  окраски, но сочетание слов и интонация  выдают настроение человека.

Научный стиль, технический и официально-деловой  стиль не должны иметь яркой эмоциональной  окраски, слова предельно нейтральны, что наиболее уместно в данной области и соответствует ожиданиям  и вкусам аудитории.

Разговорные слова противопоставляются  книжной лексике. Слова разговорного стиля отличаются большей смысловой  емкостью и красочностью, придают  речи живость и экспрессивность.

 

8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ

Ведущие функции стилей выделяются по классификации В. В. Виноградова. Функции речи:

1) общение (установление контакта – функция фактическая, побудительная), обмен мыслями, чувствами и т. д.;

2) сообщение (объяснение);

3) воздействие (убеждения, влияние на мысли и поступки);

4) сообщение (инструктирование);

5) воздействие (изображение, влияние на чувства, воображение людей).

Основные стили речи:

1) разговорный;

2) научный, научно-популярный;

3) публицистический;

4) официально-деловой;

5) литературно-художественный. Известны три функции языка – функции

общения, сообщения и воздействия.

В зависимости от функций в речи используются разные слова из различных  слоев лексики русского языка.

Литературно-художественный стиль  принадлежит к числу книжных  стилей, но в связи с присущим ему своеобразием он не попадает в  один ряд с другими книжными стилями.

Вместе с тем выявляется тенденция  к усилению дифференциации языковых средств внутри отдельных стилей, что позволяет говорить о формировании новых стилей.

Функциональные стили могут  быть разбиты на две группы: в  первую группу входят стили научный, публицистический и официально-деловой; вторая группа образуется в основном разговорной речью и формой является диалог.

От функциональных стилей и от типов  речи надо отграничить формы речи – устную и письменную. Они сближаются со стилями в том смысле, что книжные стили облекаются в письменную форму, а разговорный – в устную.

Научный и публицистический стили  могут функционировать в устной форме (это могут быть лекция, доклад, выступления и др.), в форме  политического полилога (дискуссии, диспута). Наблюдается проникновение в них элементов разговорного стиля.

В зависимости от целей общения  и сферы употребления языка наша речь оформляется по-разному, в разных стилях.

Стиль – понятие речевое, и определить его можно, лишь выйдя за пределы  системы языка, учитывая внеязыковые  обстоятельства, например задачи речи, сферы общения.

В каждом речевом стиле используются языковые средства общенационального  языка, но под влиянием факторов (темы, содержания и др.) отбор и организация  их в каждом стиле специфичны и  служат оптимальному обеспечению коммуникации.

Среди факторов, лежащих в основе выделения функциональных стилей, общим  является ведущая функция каждого  стиля: для разговорного – общение, для научного и официального – сообщение, для публицистического и художественного – воздействие.

 

9. ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ОБЩЕНИЯ

Общение – это процесс взаимодействия людей.

Общение – понятие сложное, структура  общения – это процесс развития и установления контактов людьми. Общение осуществляется через речь, в процессе речи.

Причины общения – это взаимодействие, восприятие и стремление понять друг друга. Структуру общения характеризуют  три фактора:

1) коммуникативный;

2) интерактивным;

3) перцептивный.

Речь – это язык в действии, это использование языка, его  системы в целях говорения, передачи мыслей, общения, – пишет О. Н. Олейникова.

Основные слагаемые общения:

1) участие в разговоре не менее двух человек (субъекта и адресата), а чаще участников разговора бывает намного больше;

2) главная и актуальная тема для разговора;

3) знание языка, на котором происходит общение.

Совершенным средством общения  является язык.

Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи – органы речи и слуха (слуховой контакт).

Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуальному) каналу.

Тактильный способ (рукопожатие) – способ передачи дружеского приветствия по кинетсико-тактильному (двигательно-осязательному) каналу.

Чтобы общение было успешным, необходимо знать язык и хорошо владеть речью.

Необходимо всегда учитывать, с  какой целью мы обращаемся, а также  особенности речи адресата, так как  каждый человек общается по-разному: с близким человеком – один способ общения, а с незнакомым –  другой, со взрослым – один, с ребенком – другой, и, соответственно, мы должны быть знакомы с элементами речевого этикета.

Общение для человека – его среда  обитания. Общение для человека –  один из основных источников получения  информации. Общение формирует личность человека, развивает его интеллект.

Овладение искусством общения, искусством слова, культурой письменной и устной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом  деятельности он занимается или будет  заниматься.

Особенности поведения людей в  процессе общения, применение различных  методов и приемов, использование  речевых средств во многом определяются видом общения, с которым приходится иметь дело в каждом конкретном случае.

Уметь общаться особенно важно для  деловых людей, предпринимателей, менеджеров, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления.

10. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РАЗНОВИДНОСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Любой язык, в том числе и русский, существует в двух формах – устной и письменной.

Для построения письменного текста необходимо соблюдение правил двух типов:

1) правил референции;

2) правил предикации.

Устная речь – это речь звучащая, она создается в процессе разговора. Для нее характерны словесная  импровизация и некоторые языковые особенности:

1) свобода в выборе лексики;

2) использование простых предложений;

3) употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода;

4) повторы;

5) незаконченность выражения мысли. Устная форма представлена в двух своих разновидностях, таких как:

1) разговорная речь;

2) кодифицированная речь. Разговорная речь допускает непринужденность общения; неофициальность отношений между говорящими; неподготовленность речи; использование невербальных средств коммуникации (жестов и мимики); возможность смены ролей говорящего и слушающего.

Кодифицированная речь используется в официальных сферах общения (на конференциях, собраниях и т. д.).

Письменная речь – это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная. Для нее характерны преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязы-ковых элементов.

Письменная речь обычно обращена на зрительное восприятие.

Оформление предикативности и  референции связано с актуальным членением предложения, с выделением в нем «темы» или «нового» в  сообщении.

Первые два отличия устной формы  объединяют ее с произносимой вслух  письменной речью. Третье отличие характеризует  речь, производимую в устной форме. Устная речь делится на разговорную и неразговорную. Разговорная разделяется на научную, публицистическую, деловую, художественную.

Устная речь имеет свою специфику. Она происходит в условиях территориальной  и временной близости собеседников. Поэтому в устной речи важную роль играют не только языковые средства, но и интонации, жесты, мимика.

Интонация создается мелодикой  речи, местом логического ударения, его силой, степенью четкости произношения, наличием или отсутствием пауз. Письменная речь не в состоянии передать интонацию.

11. НОРМАТИВНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ, ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

«Высокая культура речи заключается  не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в  умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)», – писал профессор С. И. Ожегов.

Норма – это оценка носителями языка тех или иных фактов в  качестве правильных или неправильных, допустимых или недопустимых, уместных или неуместных. Система норм литературного  языка является общеобязательной, кодифицированной (закрепленной).

В эту систему входят частные  нормы:

1) произношения;

2) словоупотребления;

3) написания;

4) формообразования;

При этом литературные нормы осознаются как обязательные.

Информация о работе Понятие и признаки литературного языка