Понятие и признаки литературного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:23, реферат

Краткое описание

Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.

Вложенные файлы: 1 файл

Русский язык. Культура речи.docx

— 160.72 Кб (Скачать файл)

Разговорная речь может реализоваться  только при непосредственном участии  говорящих.

В разговорной речи допустимы паузы, быстрый темп, нечеткое произношение слов. Говоря о лексике, в разговорной  речи конкретные слова превалируют  над абстрактными, допускается повтор слов, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, упрощение предложений, употребление слов вместо словосочетаний – экономия языковых средств (например, газировка вместо газированная вода).

На фонетическом уровне в разговорной  речи возможна более сильная редукция гласных и даже их выпадение, особенно при быстром темпе; или упрощение групп согласных. Надо отметить, что фонетические особенности разговорной речи могут создавать «необычный» фонетический облик слов.

На морфологическом уровне чаще встречаются глаголы. Часто употребляются  личные, притяжательные местоимения, притяжательные прилагательные. Глагольные формы, такие  как причастие и деепричастие, а также образованные с их помощью  причастный и деепричастный обороты, характеризуются как книжные.

В разговорной речи часто используются вопросительные и побудительные  предложения, междометия, вводные слова. В основном используются простые  предложения. Сложносочиненные предложения  встречаются чаще, чем сложноподчиненные.

22 УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ, РОЛЬ ВНЕЯЗЫКОВЫХ  ФАКТОРОВ

Разговорная речь – это спонтанная, непринужденная речь, которая реализуется  в неофициальных ситуациях при  непосредственном участии собеседников. Она присутствует во всех стилях русского языка.

Основной функцией речи является передача информации – коммуникативная функция. Однако информативность представляет важное условие для всех стилей. Необходимость устной передачи различной  информации является условием функционирования разговорной речи.

Несмотря на так называемую «свободу»  и «не-нормированность» разговорной речи, определенные требования все-таки существуют. К примеру, используемые слова должны быть однородными стилистически; использование лексики, эмоционально окрашенной, должно иметь основание. На фонетическом, морфологическом и синтаксическом уровнях, действуют определенные закономерности, свойственные именно разговорной речи.

Особенностью разговорной речи является то, что большая часть  информации содержится не в тексте высказывания, а в ситуации общения.

Говорящий надеется на то, что собеседник сумеет выбрать из речи нужную ему  информацию, т. к. ему в той же мере понятен разносторонний контекст конкретной ситуации общения: это и время, и место действия, события, это и жестикуляция, и мимика, и речевой этикет.

Помимо использования слова, которое  имеет конкретное значение, которое  имеет различную стилистическую окраску, существует иные методы передачи информации. Они не относятся к  речи как к таковой. Это внеязыковые  факторы, невербальные средства общения  – мимика и жесты.

Жесты и мимика используются для  усиления чувств и выражения отношения  говорящего к собеседнику. Выражение  лица подчас показывает гораздо больше, чем говорят слова.

Помимо «изучения» лица партнера, следует следить и за своей  мимикой и жестами, знать, как  вы реагируете на слова, замечания, предложения. Жесты по характеру и по функции  можно подразделить на:

1) указательные;

2) изобразительные;

3) символические;

4) эмоциональные;

5) ритмические;

6) механические. Указательные жесты уточняют указательные местоимения тот, то, этот. Изобразительные жесты используются тогда, когда не хватает слов, когда хочется «наглядно» продемонстрировать форму предмета, его размер и пр.

Символические жесты условны, они  связаны с абстракцией (например, поклон артистов перед публикой после  спектакля). Эмоциональные жесты  служат выражением эмоций и чувств. Ритмические жесты отражают ритм речи. Данные жесты подчеркивают замедление, ускорение речи, а также выделяют логическое ударение.

23 КУЛЬТУРА РЕЧИ

Как раздел науки о языке культура речи сформировалась относительно недавно. Причиной ее возникновения можно  считать социальные изменения, которые  происходили и происходят в стране. Участие народных масс в общественной деятельности государства потребовало  повышения внимания к уровню их речевой  культуры.

Различают 2 уровня речевой культуры – низший и высший. Для низшего уровня достаточным является соблюдение норм русского литературного языка. Различают лексические, фонетические, грамматические, морфологические и синтаксические нормы. Лексические нормы, т. е. значения слов можно найти в толковых словарях, другие нормы объясняются в различных пособиях по грамматике, орфоэпии и пр.

Речь называется правильной, если говорящий правильно произносит слова, правильно употребляет формы слов, правильно строит предложения. Хотя этого может быть мало.

Речь может быть правильной, но не соответствовать целям общения. Хорошая речь содержит по меньшей мере следующие признаки: разнообразие, богатство, выразительность, а также точность употребления слов.

Богатство речи характеризуется использованием огромного словарного запаса, различных  морфологических форм. Употребление сложных синтаксических конструкций  также свидетельствует о разнообразии речи. Выразительность речи достигается  путем поиска и подбора языковых средств, которые соответствуют  целям иусловиям общения. Выбор средств, которые помогают наилучшим образом отразить содержание высказывания, которые раскрывают его основную идею, характеризуют точность речи.

Культурного человека отличает высокий  уровень речевой культуры. Необходимо совершенствовать свою речь.

В настоящее время огромную популярность получают средства массовой информации. Для многих это первейший источник получения информации. Дикторы радио, телеведущие должны быть своего рода примером, т. к. в какой-то степени они несут ответственность за культурный уровень широких народных масс.

Духовная составляющая человеческой культуры связана с речью в  разных ее формах. Внутренний мир индивидуума  проявляется в речи: это и интеллект, и чувства, эмоции, воображение, и  фантазия, и нравственное отношение, вера.

Все разнообразие связано с внутренней и внешней речью, с культурой  речи.

Лидирующее положение в речи всегда занимал языковой материал. Выбор слов и словосочетаний, грамматически  и логически правильное построение предложений, разнообразие языковых средств  и приемов являются характерным как и для речи оратора, так и для научных докладов. Основным показателем уровня образованности и культуры была правильная речь.

24 ЗАДАЧА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

В настоящее время умение правильно  говорить, четко и красиво излагать свои мысли важно для различных  сфер жизни социума.

Именно поэтому можно говорить о связи литературного языка  с понятием культуры речи.

Различают 3 основных аспекта понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный, этический.

Культура речи – это, прежде всего, правильная речь, это соблюдение норм литературного языка. Задача культуры речи заключается в том, чтобы  эти нормы были зафиксированы  и контролировались, чтобы в дальнейшем следить за их изменением.

Одним из важнейших компонентов  культуры речи является нормативный  компонент. Однако определение «правильности» или «неправильности» культуры речи не является основным.

Еще одной функцией культуры речи является определение коммуникативных  задач языка. Важность коммуникативной  стороны можно считать главной  категорией культуры речи. Здесь можно  рассматривать такие качества речи, как ее разнообразие, богатство, точность и понятность речи, выразительность.

Еще одним аспектом культуры речи является этикет как внешняя оболочка высказывания. Этикет подразумевает  правильное использование лексических  единиц и соответствие тому или иному  стилю. Эмоционально окрашенная лексика  не сочетается с научным или официально-деловым  стилем. Выбирая то или иное слово, необходимо учитывать не только его  лексическое значение, но и его  стилистическую зафик-сированность, а также экспрессивную окрашенность.

Люди разных возрастных и профессиональных категорий, по-разному воспринимают и пользуются этической стороной культуры речи. Этикет также следит за нормами использования специфической  лексики (например, нецензурной лексики).

Недопустимо, чтобы определенные, особые лексические единицы одного стиля смешивались с единицами  другого стиля.

Нормативность культуры речи связывает  между собой коммуникативную  функцию и этический компонент  культуры речи. Язык – постоянно  изменяющаяся система. Лексика, которая  была ненормативной, с течением времени  может изменить свое положение, став более или менее используемой в соответствии с нормами литературного  языка.

Таким образом, задачей теории культуры речи является фиксирование любых изменений  в языке. Также культура речи должна привлечь внимание к использованию  слов, отчасти непонятных широким  массам. К ним можно отнести  использование иностранных слов, профессионализмов.

Правильность речи, ее богатство, четкость и точность выражения мысли, использование  различных приемов делают устное слово более эффектным и действенным.

25 ТИПЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

Различные типы речи, виды красноречия  возникали постепенно. Типы речи можно  классифицировать согласно тому, к  какой сфере деятельности относится  оратор и аудитория слушателей. Выделяют от восьми до десяти видов речи.

1. К политическому типу речи относятся лозунги, призывы, пропагандистские и агитационные выступления, доклады партийных руководителей на собраниях, жанры СМИ.

2. Военный тип общения (или красноречие военных) подразумевает приказы, призывы, мемуары. К данному типу речи можно отнести и письма командующего родственникам погибших солдат, радиосвязь.

3. Общение дипломатов основывается на дипломатическом этикете с соблюдением норм. К этому типу речи можно отнести переговоры, корреспонденцию. Для данного типа обязательно умение должного, юридически верного составления документов, умение сглаживать ситуацию.

4. Деловые встречи, деловая документация (финансовые отчеты, юридические акты, планы и программы), телефонные контакты относятся к деловой речи.

5. Красноречие университетских лекторов, профессоров и академиков встречается на лекциях, семинарах, конференциях. Также используется при написании творческих работ, исследований, конспектов, при защите курсовых и дипломных работ.

6. Сфера юриспруденции и судебного дела включает в себя тексты различных законов, уставов, кодексов. К данному типу речи относятся юридические консультации, допрос свидетелей, речь защиты и обвинения, судебный процесс.

7. Педагогический тип общения – это различные объяснения, беседы, комментарии учителя, ответы учащихся, сочинения, изложения и эссе как литературное творчество, этапы занятия.

8. Тип речи, связанный с духовной и нравственной стороной жизни – это различные проповеди, исповеди, молитвы.

9. Повседневное общение проявляется в разговорах друзей, знакомых, близких, обсуждение интересующей проблемы родителями и детьми, переписка.

10. Внутренняя речь (или речь про себя) представляет собой воспоминания, рассуждения, спор, мечты и фантазии, мысленное планирование высказывания.

Данные типы речи требуют осмысления, контроля, что является непосредственно  культурой речи. Некоторые типы речи, красноречия складывались в течение  многих лет и даже веков. Некоторые  типы, например внутренняя речь, появились  недавно. Надо отметить, что диалог с собой имеет большое значение в жизни человека, культура внутренней речи, мысленное обращение к своему второму «я» является гарантией  успешной внешней речи, т. е. звучания или написания.

26 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО  ПИСЬМА И ГОВОРЕНИЯ

Не секрет, что если человек умеет  правильно, красиво говорить, грамотно писать, его считают образованным. Язык как самостоятельная система  живет, развивается и меняется под  влиянием времени. Строение языка с  давних времен было объектом внимания ученых. В языке все подчиняется  закономерностям. Их изучение позволяет  языковедам создавать грамматические правила, в том числе правила  правописания и произношения.

Не всегда удается выразить мысли  ясно, четко, образно. Этому умению нужно  терпеливо и упорно учиться. А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с  языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Что же подразумевается под умением  «грамотно писать» и «грамотно  говорить»? Грамотное правописание – это не только знания правил употребления согласных и гласных, знание синтаксических конструкций и их правильное использование, но и знание употребления нужных лексических  единиц, соблюдение стилистических норм. Необходимо помнить, что при выборе слова учитывается не только его  лексическое значение, но и его  стилистическая «зафик-сированность», экспрессивная окраска.

Немаловажным является также вопрос о правильном говорении. В литературном языке произношение подчиняется  определенным нормам и правилам, так  же как и выбор слов или использование  тех или иных грамматических форм. Например, в русском языке в  безударном положении не произносится звук [о]. После твердых согласных  в первом предударном слоге, а  также в начале слова вместо буквы  о произносится [а]: к[а]зА – к[О]зы. Или в некоторых сочетаниях согласных стн, здн выпадает звук, хотя на письме буква пишется: лестница, наездник, чувство. В иноязычных словах часто пишутся двойные согласные: касса, аккорд, грамм. Необходимо правильно делать ударение в словах: ремЕнь, портфЕль, партЕр.

Информация о работе Понятие и признаки литературного языка