Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 08:44, контрольная работа
Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что в своем учении Толстой исследует понятия веры, Бога, нравственности, любви и т.д. Эти проблемы всегда стояли перед человечеством и были актуальны ещё в VI, и в XV, и в XIX веке, остаются такими и сейчас. Цель курсовой работы заключается в том, что бы исследовать основные положения религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого. Задачей, проанализировать метафизическую основу учения через разбор его ключевых положений - веры, души и Бога.
ВВЕДЕНИЕ ……… ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЕ Л.Н. ТОЛСТОГО
Л.Н. Толстой об «истинной религии» и смысле жизни …………………………………..…4
Выводы по главе 1 …………………………………………………………………………..…6
ГЛАВА 2. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ НЕПРОТИВЛЕНИЯ:ВЕРА-ДУША-БОГ
2.1. Вера……………………………………………………….………………………………..9
2.2 Душа………………………………………………………………………………...….....15
2.3 Бог………………………………………………………………..……..............................21
Выводы по главе 2…………………………………………………………....…………….....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. ………........38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..40
2.3. БОГ
Сознание единой
всеобщей духовной основы
Таким образом,
понятие единого духовного
Учение Толстого
о Боге является краеугольным
камнем его мировоззрения и
духовного опыта в целом. В
нем наиболее глубоко
Однако парадоксальность толстовского учения о Боге в том, что принцип "разумной веры" не позволяет остановиться только на элементарном признании самоочевидной данности духовной реальности. Он требует, по крайней мере, определения границ нашего незнания, границ "непознаваемого". Именно это во многом и побуждало Толстого к определению неопределимого и, в конечном счете, -- к целостному духовному постижению непостижимого.
Что же такое Бог с точки зрения разумной веры? Каковы его существенные признаки? Какие "имена" к нему больше всего подходят? Прежде всего Толстой отвергает эти традиционные христианские представления о Боге как Боге-творце и Боге-личности. Аргументы Толстого в данном случае мало оригинальны. Бог-творец несет ответственность за зло и страдание в мире. Естественно, что Толстой не прибегает в данном случае к какой-либо теодицее, хотя выработанное им самим понимание зла ("зло как непонятое добро") является отличным аргументом богооправдания.
Что же касается
неприятия Бога как личности,
то в этом Толстой усматривает
ярко выраженный момент
Более того, Толстой полагает, что абсолютное духовное начало, каковым является Бог, невозможно определить и путем перечисления тех или иных онтологических, нравственных и иных характеристик (признаков), приписываемых человеком Абсолюту. "Нельзя говорить: Бог есть любовь или Бог есть логос, разум.
Через любовь
и разум мы познаем Бога, но
само понятие Бога не только
не покрывается этими
В этих рассуждениях
Толстого, проясняющих его метод
разумной веры, явно просматриваются
два момента: античный
Очевидно, что
мысль Толстого во многом питае
Итак, Толстой приходит к следующему выводу: человек не может знать о том, что такое Бог "сам в себе", но зато может познать Бога в самом себе, через себя самого. "Познать Бога можно только в себе. Пока не найдешь Его в себе, не найдешь Его нигде. Нет Бога для того, кто не знает Его в себе"37. Эти слова Толстого легко могут быть истолкованы в чисто теософском ключе. Не углубляясь в конкретную историю данного вопроса, можно с полным основание утверждать, что перед нами типичный образец теософского гнозиса, начиная с древних гностиков христианского типа и кончая учениями теософов в духе Блаватской, Штейнера, индийских религиозных учителей и т. д. Все они восприняли бы данную мысль Толстого как знак теософского посвящения в тайну человекобожия; человек, познавший в себе Бога, постигает свою тождественность Богу, прозревает, что "человек есть смертный Бог, а Бог есть бессмертный человек" (Гермес Трисмегист). Однако такого рода "самообожествление" было совершенно не свойственно Толстому. Обвинения его в "сатанинской гордыне", в том, что он возомнил себя "сверхчеловеком", и т. п.38, столь характерные для православной критики, вырастают, как правило, на эмоциональной почве, не учитывая духа толстовского учения.
Суть, однако, заключается
в том, что у Толстого "теософский
гнозис" никогда не перерастал
в "теософский этос", т. е.
в самоутверждение и
Мало того, сам теософский принцип "познания Бога в себе" вообще не имеет в религии Толстого какого-либо самостоятельного смысла, самоцели. Скорее всего, мы имеем здесь дело с чисто внешним созвучием и совпадением, хотя ссылка на имена индийских религиозных учителей, конечно же, свидетельствует об определенной симпатии Толстого к теософии. Однако Толстой шел собственным путем, создавал собственный религиозно-философский синтез. И на этом пути, конечно, неизбежными были его пересечения с самыми разными, порой экзотическими, религиозными и философскими учениями.
Что же значил для Толстого тезис "познание Бога в себе"? Прежде всего то, что именно внутренний, душевный мир человека является единственно достоверным и ясным полем познания духовных начал жизни. Вот почему говорить о каком-либо ином, внешнем познании Бога, значит обрекать себя на иллюзии и суеверие. Отсюда убеждение Толстого в том, что "пока не найдешь Бога в себе, не найдешь Его нигде".
То, что внутреннее
познание Бога не является
для Толстого теософской
Сама постановка вопроса о том, что человек как конечное существо есть часть бесконечного, явилась для Толстого прорывом к новому жизнепониманию. При этом Толстой с самого начала склоняется не к теософскому самообожествлению, а к христианскому самоумалению, доходящему до его крайних юродствующе-самоуничижительных пределов.
Вопрос о соотношении конечного и бесконечного и становится для Толстого ключом к определению природы божественного начала. "Что такое Бог? Зачем Бог? Бог -- это все то неограниченное, что я знаю в себе ограниченным: я -- тело ограниченное, Бог -- тело бесконечное; я -- существо смертное, Бог -- существо, живущее вечно; я -- существо мыслящее в пределах моего понимания, Бог -- существо, мыслящее беспредельно; я -- существо, мыслящее иногда, Бог -- существо, любящее всегда. Я -- часть, Он -- все. Я не могу представить себя иначе, как частью Его"41.
Характерно, что это рассуждение Толстого непроизвольно воспроизводит локковское доказательство бытия Бога на основе внутреннего духовного опыта человека ("рефлексии"). "Из того, что мы сами в себе испытываем, -- пишет Д. Локк, -- мы приобретаем идеи существования, мышления, любви, блага и других качеств и способностей. И когда мы хотим образовать идею, возможно более подходящую высшему существу, мы расширяем каждую из простых идей посредством идеи бесконечности и, соединяя их вместе, составляем сложную идею Бога"42. В этом смысле толстовская идея внутреннего самопознания Бога выражает точку зрения своеобразного "духовного эмпиризма", в наибольшей степени соответствующего методу "разумной веры".
Однако наиболее
вероятным смыслом тезиса
Эти мысли Толстого проясняют вопрос о том, как возможно ли постижение непостижимого и определение неопределимого. Такое постижение оказывается не только возможным, но и неизбежным в той мере, в какой человек "обречен" на жизнь, на сознание своей жизни и искание ее смысла. Затруднение возникает только в том случае, если человек отрывает процесс познания Бога от самой жизни, превращая его в рациональный акт. Толстой полагает, что права разума на постижение высшего духовного начала жизни должны быть подкреплены аргументами самой жизни, что сами доказательства бытия Бога могут быть почерпнуты только из сознания жизни и искания ее смысла. Поэтому вполне естественно, что в мыслях Толстого о Боге мы не найдем никаких следов традиционных рациональных доказательств бытия Бога (онтологического, космологического, телеологического и др.). Однако самое примечательное то, что Толстой отвергает и кантовское моральное доказательство, считая его недостаточно жизненно достоверным, до конца не отвечающим требованиям истинной веры. Это еще раз свидетельствует о своеобразии религиозно-философского синтеза Толстого, не скованного идеями какой-либо философской доктрины. Основной контраргумент против морального доказательства Канта Толстой усматривает в том, что сама идея высшего блага как выражение гармонии между нравственностью и счастьем, само понятие "награды за добрую жизнь", означает абсолютно "неверный расчет", так как истинная вера дает благо только в настоящем, а не дает и не может дать никаких внешних благ в будущем"47
Толстой не случайно делает главный акцент в своей аргументации на настоящем времени, ибо настоящее и есть непосредственно переживаемый процесс жизни. Попытка же связать идею Бога с жизнью будущей может быть чревата двумя крайностями: как излишним умствованием, так и мистицизмом. Толстой же хотел удержаться в рамках "золотой середины" -- разумной веры.
В этом плане
наиболее точным выражением
Выше уже отмечалось,
что для Толстого человеческий
дух отнюдь не является "вместилищем"
божественного начала, и познавая
Бога в себе, человек вовсе
не становится Богом, но
Информация о работе Религиозно - философская учение Л.Н. Толстого