Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:51, реферат
Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование которых принесло экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для собственников, менеджмента предприятия, его персонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначе говоря, для всех возможных участников распределения и использования полученной прибыли важна не только ее величина, но и уровень доходности деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы рентабельности сельскохозяйственного производства…………………………….6
1.1 Понятие и сущность рентабельности ……………………………….................6
1.2 Система показателей рентабельности…………………………………………8
1.3 Методы факторного анализа рентабельности………………………………..13
Глава 2. Анализ рентабельности в СПК «Старки»………………..19
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия...................19
2.2 Динамика рентабельности в СПК «СТАРКИ»……………………………… 36
2.3 Факторный анализ прибыли и рентабельности……………………………....41
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В СПК «СТАРКИ»….47
3.1 Введение в кормовой рацион молочного поголовья премикса «Премикс-Милк»……………………………………………………………………………….47
3.2 Внедрение модульного цеха переработки молока с фасовкой в полиэтиленовые пакеты…………………………………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………....59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.
Все вышеприведенные
показатели рентабельности характеризуют
экономическую эффективность
РОС = П/ОС*100%; (1.4)
РМОбС = П/Мобс*100%; (1.5)
Р = ОС + Мобс*100%, (1.6)
где
ОС – среднегодовая стоимость основных средств;
МОбС – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.
Эти показатели характеризуют эффективность использования в первом случае основных, во втором – материальных оборотных, в третьем – совокупных средств производства. Они показывают, сколько прибыли получено на единицу стоимости соответствующих средств производства. Чем больше прибыли получено на рубль средств производства, тем, следовательно, эффективнее они используются.
Рентабельность
собственных средств
В сельском хозяйстве
не редки случаи, когда производство какой-либо продукции
нерентабельно или малорентабельно. Тогда
вместо показателя «норма или уровень
рентабельности» могут быть использованы
другие показатели – уровень убыточности
(уровень рентабельности с отрицательным
знаком) или уровень окупаемости затрат,
который рассчитывается по формуле:
Оу = В/Ск*100%,
(1.7)
где
Оу – уровень окупаемости затрат;
В – денежная выручка от реализации продукции;
Ск – коммерческая (полная) себестоимость.
Производство будет считаться рентабельным, если уровень окупаемости затрат превысит 100%.
Рентабельность, рассчитанная
по отношению к численности
Р = П/Ч*100%. (1.8)
Наряду с этим показателем
определяется величина валовой и
чистой прибыли по отношению к
фактической сумме затрат на оплату
труда с учетом суммы обязательных отчислений
во внебюджетные фонды.
Р = П/Зот*100%. (1.9)
Данный показатель рентабельности отражает размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчете на 1 единицу денежных средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала предприятия, тем больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы.
Отношение прибыли от
реализации товаров к величине посевной
площади сельскохозяйственного
предприятия характеризует
Определяющим в содержании понятия «рентабельность производства» является величина прибыли. В связи с этим установление факторов рентабельности представляет собой, прежде всего установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно условно разделить на две группы:
факторы внутреннего
порядка, зависящие от производителя
продукции и носящие
факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.
К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, ее качество, издержки производства. Количество реализованной продукции зависит от объёма валовой продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки. Качество продукции оказывает влияние на величину прибыли так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену [4].
Величина денежной
выручки зависит от сроков
сбыта продукции, её структуры
и рынков сбыта. Так, например,
ранние овощи, картофель
Важным фактором
прибыли является
К факторам
внешнего порядка относятся
Факторы рентабельности
сельскохозяйственного
Таким образом, определение путей повышения рентабельности сельскохозяйственного производства сводится, с одной стороны, к определению путей увеличения денежной выручки от реализации, а с другой – путей снижения себестоимости продукции.
1.3 Методы факторного анализа рентабельности
В зависимости от целей, которые ставятся при анализе рентабельности реализованной продукции, могут быль использованы различные виды прибыли на основании которых рассчитываются показатели Р1 – Р4.
Валовая прибыль от реализации продукции
Р1 = ------------------------------
Объем реализованной продукции
Валовая прибыль от всей реализации
Р2 = ------------------------------
Объем реализованной продукции
Валовая прибыль
Р3 = ------------------------------
Объем реализованной продукции
Чистая прибыль
Р4 = ------------------------------
Объем реализованной продукции
В качестве знаменателя формулы также может быть использован показатель всей выпущенной продукции.
Сопоставление показателей рентабельности, рассчитанных по объему реализованной и всей выпущенной продукции позволяет выявить на сколько активно идет процесс реализации продукции на предприятии.
Динамика показателя Р1 отражает изменения в политике ценообразования предприятия и способность контролировать себестоимость реализованной продукции. С помощью методов факторного анализа определяется изменение рентабельности продукции за счет изменения цены продукции и ее себестоимости по следующим формулам[1]:
общее изменение рентабельности за период:
∆P = P0 – P1;
изменение рентабельности за счет изменения цен:
Z1 – S0 Z0 – S0
∆РZ = --------- - --------- ; (1.15)
Z1 Z0
изменение рентабельности за счет изменения себестоимости:
Z1 – S1 Z1 – S0
∆РS = --------- - --------- , (1.16)
Z1 Z1
где
Z0,1 – выручка от реализации на начало и на конец года соответственно;
S0,1 – себестоимость реализованной продукции на начало и на конец года соответственно.
Различие показателей Р3 и Р4 выявляет влияние налогообложения на рентабельность реализованной продукции.
Показатели Р1 – Р4 рассчитываются на основание отчета о финансовых результатах (форма №2) и не дают представления о структуре и рентабельности отдельного вида реализованной продукции, т.к. в практике на предприятие обычно производится (реализуется) несколько видов продукции (работ, услуг), при этом уровень рентабельности продукции в целом зависит от уровня рентабельности отдельного вида продукции, по этому целесообразно рассчитывать уровень рентабельности по каждому виду продукции.
Рентабельность отдельного вида продукции определяется отношением прибыли от выпуска (реализации) данной продукции к полной себестоимости данного вида продукции:
П
Р = --------- , (1.17)
Ск
где
Р – рентабельность отдельного вида продукции; П – прибыль от выпуска (реализации) данного изделия; Ск – полная себестоимость выпуска данного изделия, Формула часто используется при расчете цены реализации продукции, т.е. предприятие определяет желаемый уровень рентабельности и, исходя из этого формирует цену по формуле:
Z = Cк(1+Р), (1.18)
где
Z – цена продукции.
Однако в экономическом анализе рентабельность продукции чаще исчисляют как отношение прибыли по данному виду продукции и выручки от его реализации:
Z - S
Ред
= --------- ,
Z
где
Ред – рентабельность единицы отдельного вида продукции;
z – цена единицы изделия;
s – себестоимость единицы изделия.
Анализ рентабельности
отдельных видов продукции
Важным показателем в процессе анализа рентабельности продукции является её динамика, т.к. формула рентабельности изделия зависит от двух показателей – цены и себестоимости изделия, то изменение рентабельности изделия необходимо рассматривать в зависимости от изменения этих двух показателей. Анализ рентабельности продукции на предприятие необходим, прежде всего, для принятия своевременных решений по изменению цены и себестоимости продукции [25, с. 139].
Показатели рентабельности
являются основными характеристиками
эффективности хозяйственной
Показатели рентабельности
активов рассчитываются как отношение
показателей прибыли к
П
Ра = --------- , (1.20)
Аср
где
Ра – прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
Аср – средние активы.
В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.
В качестве показателей активов могут использоваться величины всех активов предприятия, чистых активов, т.е. величина собственного капитала, который принято называть капиталом предприятия.