Русские ученые - лингвисты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 22:04, лабораторная работа

Краткое описание

Цели проекта: дидактические, методические.
Достижение поставленной цели предполагает знакомство с ...
Новизна данного проекта в том, что мы предлагаем вам глубже понять и проанализировать всю суть ...
Структура проекта обусловлена задачами, которые мы ставим перед собой: ...
Наш проект состоит из введения, глав (количество) и списка используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Проект по Культуре речи aktirf.docx

— 368.55 Кб (Скачать файл)

Фортунатов был индоевропеистом, своей деятельностью обеспечившим восприятие разработанных младограмматистами методов лингвистического исследования отечественным сравнительно-историческим языкознанием. Фортунатову принадлежат первые значительные результаты в области исторической акцентологии балтийских и славянских языков, изложенные в статьях О сравнительной акцентологии литво-славянских языков (1880) и Об ударении и долготе в балтийских языках (1895), и прежде всего так называемый закон Фортунатова – Соссюра (который был независимо и несколько по-разному сформулирован учеными), объясняющий перенос ударения в славянских языках с окончания на основу (рус. рукá – рýку,бородá – бóроду) древним различием в типе ударения, связанным со слоговым или неслоговым характером сонантов. Существует также и закон Фортунатова, утверждающий переход переход такого индоевропейского сочетания в простой церебральный звук в индоарийском.

Фортунатов особенно активно занимался  морфологией; ему принадлежат: определение  формы слова как психологически значимой способности слова члениться  на основу и окончание; разграничение  форм словоизменения и форм словообразования, а также положительной и отрицательной (не имеющей звукового выражения) формы, – в дальнейшем эти идеи были развиты структуралистами в  учение о грамматическом нуле. Хорошо знавший математику, Фортунатов стремился  к достижению в грамматике максимально  возможной точности и строгости  описания (в то время присущей лишь сравнительно-историческому языкознанию); позднее подобная абсолютизация  строгости надолго станет характерной  чертой структурализма и сыграет важную роль в развитии лингвистики. Будучи блестящим лектором очень мало публиковался; не оставил он и какого-либо обобщающего труда. Творческое наследие ученого состоит из нескольких десятков посвященных частным вопросам статей и рецензий, а также литографированных материалов для студентов. Два тома избранных работ Фортунатова были изданы лишь в 1956, а многие работы поныне остаются неопубликованными.

Фортунатов обратил внимание на различие грамматических и неграмматических значений и на особый характер выражения  этих значений в языках флективного  типа; к Фортунатову восходит также  популярное в отечественной грамматической традиции противопоставление «словоизменения» и «формообразования», а также  «синтаксических» и «несинтаксических» грамматических категорий (Он особенно подчёркивал роль морфологических (или «формальных» — откуда называние его школы) коррелятов языковых значений и, в частности, предложил нетрадиционную классификацию частей речи, основанную практически только на морфологических критериях.

С другой стороны, идеи Фортунатова, высказанные  им на протяжении 25 лет преподавания, оказали значительное влияние на последующее поколение российский лингвистов и во многом подготовили  почву для появления российского  структурализма. Непосредственными учениками Фортунатова являются А. А. Шахматов,В. К. Поржезинский, Д. Н. Ушаков и др.

 И как историк языка, и как теоретик Фортунатов всю жизнь оставался приверженцем «строгих» методов; его своеобразный научный стиль, сочетавший глубину и точность с сухостью и некоторой тяжеловесностью изложения, также оказал большое влияние на последующие поколения лингвистов. Он является одним из наиболее значительных лингвистов дореволюционной России.

Алексе́й Алекса́ндрович Ша́хматов

 

5 июня 1864 г. в Нарве, в дворянской семье родился Алексей Александрович Шахматов - российский языковед, педагог, академик Петербургской Академии Наук (1894), член Государственного Совета Российской империи (1906); исследователь древнерусской литературы, русского летописания, проблем русского и славянского этногенеза, вопросов прародины и праязыка славян.

Шахматов рано лишился  родителей и воспитывался в семье  дяди в деревне Губарёвка Саратовской  губернии. В 1876 г. юноша отправился в заграничную поездку по Европе. (В Лейпциге он поступил в частную гимназию, по возвращении в Россию продолжил обучение в Московской частной гимназии Ф.И. Креймана, в 1879-1883 гг. - в 4-й Московской гимназии, а затем — на историко-филологическом факультете Московского университета, где сильное влияние на него оказали курсы по общему и сравнительному языкознанию профессора филологии Ф. Ф. Фортунатова.

Первые научные работы Шахматова, посвящённые языку древнерусских  памятников, появились ещё в годы его учёбы в гимназии, а в  университете он занялся также изучением  живых народных говоров. После окончания университета он был оставлен для подготовки к профессорскому званию по кафедре русского языка и словесности.

В 1890 г. он сдал магистерский экзамен и в качестве приват-доцента начал читать лекции по истории русского языка, но в конце года оставил университет и уехал в Саратовскую губернию, где занял должность земского начальника. В провинции Шахматов продолжил работу над диссертацией «Исследование в области русской фонетики», в 1894 г. получил за неё степень доктора русского языка и словесности, после чего занял место адъюнкта Академии Наук и переехал в Петербург. Пять лет спустя он был избран действительным членом Академии Наук, а в 1906 г. — председателем Отделения русского языка и словесности и одновременно членом Государственного Совета и Государственной Думы от академической курии. Под руководством Шахматова Отделение русского языка и словесности возобновило издание своих Известий и «Полного собрания русских летописей» и подготовило многотомную «Энциклопедию славянской филологии». В 1897 г. учёный возглавил работу над академическим словарём русского языка, а с 1904 г. вместе со своим учителем, академиком Ф. Ф. Фортунатовым, принимал участие в работе Комиссии по выработке проекта реформы орфографии, утверждённой в январе 1918 г.

Шахматов  является основоположником исторического  изучения русского литературного языка. Он начал свою научную деятельность в рамках Московской филологической школы, но со временем разработал собственные исследовательские методы. Учёный много занимался анализом древнерусских летописей, заложил основы текстологии как науки, предложил методику определения времени создания и источников старейших летописных сводов, в частности, «Повести временных лет». Шахматову принадлежат также труды, посвящённые конкретным явлениям звукового и грамматического строя и общему анализу постепенных изменений языковой системы, начиная от праславянской эпохи. Вопросы происхождения и развития русского литературного языка наиболее полно были проанализированы им в курсе лекций «Очерк современного русского литературного языка». Шахматовское учение о грамматических формах слов, частях речи, словосочетаниях, типах предложения, соотношении морфологии и синтаксиса — важный вклад в теоретическую лингвистику.

В начале XX в. Шахматов, состоя членом во многих иностранных Академиях Наук, совместно с филологами России и зарубежных стран проводил большую работу по созданию Союза славянских академий для комплексного изучения важнейших научных задач. В последние годы жизни академик занимался изучением русского синтаксиса и построением общей синтаксической теории. «Синтаксис русского языка», изданный уже после его смерти в 1925-1927 гг., оказал значительное влияние на развитие синтаксической теории в России.

Алексей Александрович Шахматов умер 16 августа 1920 г. и был похоронен на Волковском кладбище в Петрограде.

 

 

Лев Влади́мирович  Ще́рба

 

Лев Влади́мирович  Ще́рба (20 февраля 1880 - 26 декабря 1944, Москва) - российский и советский языковед, академик АН СССР, внёсший большой вклад в развитие психолингвистики, лексикографии и фонологии. Один из создателей теории фонемы. Специалист по общему языкознанию, русскому, славянским и французскому языкам.

Родился в городе Игумен Минской губернии , но вырос в Киеве, где окончил гимназию с золотой медалью. В 1898 году поступил на естественный факультет Киевского университета. В 1899 году, после переезда родителей в Петербург, перевёлся на историко-филологический факультет Петербургского университета. Ученик И. А. Бодуэна де Куртенэ. В 1903 году окончил Петербургский университет с золотой медалью за сочинение «Психический элемент в фонетике».

В 1906—1908 гг. жил в Европе, изучал грамматику, сравнительно-историческое языкознание и фонетику в Лейпциге, Париже, Праге, исследовал тосканские и лужицкие (в частности, мужаковский) диалекты. С 1909 года — приват-доцент Петербургского университета. Преподавал, помимо него, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, на курсах для учителей глухонемых и учителей иностранных языков. Читал курсы по введению в языкознание, сравнительной грамматике, фонетике, русскому и старославянскому языкам, латыни, древнегреческому, преподавал произношение французского, английского, немецкого языков.

В 1909 году создал в Петербургском университете лабораторию экспериментальной фонетики. В 1912 году защитил магистерскую диссертацию («Русские гласные в качественном и количественном отношении»), в 1915 году — докторскую диссертацию («Восточнолужицкое наречие»). С1916 года — профессор кафедры сравнительного языкознания Петроградского университета.

С 1924 года — член-корреспондент Российской академии наук, с 1943 года — академик АН СССР.  С 1924 года — почётный член Международной ассоциации фонетистов.

Развил концепцию фонемы, воспринятую  им от Бодуэна, придав термину «фонема» его современное значение. Основатель Ленинградской (Петербургской) фонологической школы.

Среди его научных интересов, помимо уже названных, были синтаксис, грамматика, вопросы взаимодействия языков, вопросы преподавания русского и иностранных языков, вопросы языковой нормы, орфографии и орфоэпии. Подчёркивал важность разграничения научного и «наивного» значения слова, создал научную типологию словарей. Поставил проблему построения активной грамматики, идущей от значений к выражающим их формам (в противоположность традиционной, пассивной грамматике, идущей от форм к значениям).

В работе «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» разграничил языковой материал, языковую систему и речевую деятельность, развив тем самым идею Ф. де Соссюра о разграничении языка и речи.

Щерба ввёл понятия отрицательного языкового материала и лингвистического эксперимента.

При проведении эксперимента, полагал  Щерба, важно не только использовать подтверждающие примеры (как можно говорить), но и систематически рассматривать отрицательный материал (как не говорят).

В Ленинградском университете преподавал до 1941 года. Последние годы жизни провёл в Москве, где и скончался.

По мнению Щербы, один и  тот же язык можно описать как  с точки зрения говорящего (подбор языковых средств в зависимости  от смысла, который нужно выразить), так и с точки зрения слушающего (разбор данных языковых средств с  целью вычленения их смысла). Первое он предложил называть «активной», а второе — «пассивной» грамматиками языка.

Активная грамматика очень  удобна для изучения языка, но на практике составление такой грамматики очень  сложно, так как исторически языки, изучаемые в первую очередь их носителями, описываются с точки  зрения пассивной грамматики.

 

 

 

 

Виктор  Владимирович Виноградов

 

Виктор Владимирович Виноградов - один из крупнейших филологов XX в. Его  научные идеи и труды на протяжении 50 лет во многом определяли методологические подходы и исследовательскую  разработку основных направлений русского языкознания: грамматики, лексикологии, словообразования, стилистики современного русского языка, культуры речи. И до сих пор идеи ученого созвучны актуальным поискам лингвистической  мысли наших дней.

 

Родился в семье священника (отец был репрессирован в 1930 и вскоре умер в ссылке в Казахстане, как и поехавшая за ним мать). В 1917 окончил Петроградский Историко-филологический «Зубовский» институт и Археологический институт. В начале своей научной деятельности (1917) — историк церковного раскола. Продолжил научную подготовку в Петроградском университете.

Свой метод определял как  историко-литературный (с обязательным исследованием широкого исторического  контекста изучаемого «шедевра», в  том числе «малых имён», «низовой литературы»), однако считал необходимым  особое исследование языка и стиля  писателя. При этом он скептически  относился к господствующему  в 1920-е годы классово-социологическому подходу. Всю жизнь не терял интереса к литературоведению, особенно к  изучению индивидуального стиля  писателей (руководил составлением «Словаря языка Пушкина» в 1950-е; см. также библиографию) и к сравнительным историко-литературным исследованиям.

Виноградова и его жену Надежду  Матвеевну связывали многолетние  приятельские отношения с Ахматовой; Виноградов участвовал в обсуждении нескольких её пушкинистских работ.

 

Достаточно рано Виноградов активно выступает и как лингвист; он стал одним из последних учеников А. А. Шахматова . До 1929 работал в Петрограде, где учился у Л. В. Щербы, но затем переехал в Москву и создал собственную лингвистическую школу (т.н. виноградовскую школу русистики). Работал в МГПИ, МОПИ, Заочном педагогическом институте.

В 1934 был  арестован по «делу славистов». 17 апреля 1934 сослан в Вятку, где отбывал ссылку до 1 мая 1936. Освобождён досрочно по ходатайству пушкинистов для подготовки к юбилею 1937 года. С мая 1936 Виноградов получил даже возможность преподавать в Москве. Прописку в Москве получил в марте 1939 (ранее жил в Москве у жены нелегально).Но после начала войны «как социально опасный элемент» выслан в Тобольск (7 августа 1941); находился в ссылке до 2 июня 1943. В 1943 с него сняли судимость.

После возвращения из тобольской ссылки в 1944 становится деканом филологического факультета МГУ, в (1945) заведующим кафедрой русского языка МГУ. И уже в следующем году избран академиком АН СССР, не будучи даже членом-корреспондентом АН СССР. Однако для партаппарата В. В. Виноградов сохранял клеймо неблагонадёжности и поэтому подвергся проработке марристов в 1949 — начале 1950 (и как результат — лишился поста декана филфака).

 Тем не менее по  личному распоряжению Сталина, развенчавшего марризм, Виноградов был поставлен в 1950 фактически во главе советского языкознания:

  • директор института языкознания АН СССР (1950—1954).
  • академик-секретарь Отделения литературы и языка АН СССР (1950—1963).
  • редактор журнала «Вопросы языкознания» (с 1952).
  • заведующий кафедрой русского языка МГУ (до конца жизни)

Информация о работе Русские ученые - лингвисты