Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:00, реферат
Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения).
Главная задача стилистики изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы. Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска).
Введение…………………………………………………………………………….…..3
Стилистические ресурсы словообразования………………………………………….5
Стилистические ресурсы морфологии………………………………………………10
Именные формы…………………………………………………………………….....11
Глагол и отглагольные формы………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………….....22
Список используемой литературы……………………………………………….…..23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт дистанционного образования
Направление – «Связи с общественностью»
Кафедра – Стилистика и литературное редактирование
Стилистические ресурсы морфологии и словообразования
Тематика реферата по курсу «Стилистика и литературное редактирование»
Выполнил студент гр. З
– 11101
Проверил
Томск 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Стилистические ресурсы
словообразования……………………………………
Стилистические ресурсы морфологии………………………………………………10
Именные формы…………………………………………………………………
Глагол и отглагольные формы………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………….…
Введение
Русский язык, как и всякий развитой язык с длительной культурной традицией, предоставляет говорящим богатейшие выразительные возможности, в том числе стилистические. Однако овладение этими ресурсами языка требует знаний, развитого лингвостилистического чутья и навыков употребления языковых единиц.
Одним из богатейших средств стилистической выразительности речи являются так называемые средства словесной образности, преимущественно лексические (метафоры, метонимии и др.), но также и синтаксические (синтаксические фигуры и другие средства).
Другой важнейший источник стилистических средств - синонимия (прежде всего лексическая, а также грамматическая). Это не случайно, так как с синонимией связана возможность выбора одною из ряда возможных языкового средства, наиболее подходящего в данном контексте. Принцип выбора, избирательность - одна из основ стилистики и один из важнейших ее принципов. Из средств языка, принадлежащих к различным языковым уровням, наиболее стилистически богаты и продуктивны синтаксические и лексические. Морфология обладает меньшими возможностями в этом отношении.
К стилистическим ресурсам
лексики относятся, помимо переносных
значений и синонимии, специальные
стилистически окрашенные в системе
языка единицы, в том числе
эмоциональная и экспрессивная
лексика. Кроме того, в стилистических
целях обычно используются разного
рода пласты словаря ограниченного
употребления (в том числе нелитературные):
диалектизмы, просторечные слова, арготизмы,
профессионализмы, варваризмы, а также
архаизмы, неологизмы и т. п. Названные
группы слов различны по происхождению
и сферам употребления. Они несут
и неодинаковый стилистический «заряд»,
однако все их объединяет возможность
и традиция использования в речи
со специальными стилистическими целями.
Эти пласты словаря отличаются от
экспрессивно-эмоциональной
Один из важнейших источников стилистических ресурсов русского языка составляет фразеология. Фразеологизм, как правило, выразительнее синонимичного ему слова или свободного словосочетания. К тому же само наличие параллели «слово - фразеологизм» предоставляет возможности выбора, на который и опирается стилистическое использование языковых средств.
Фонетика имеет меньше возможностей для создания стилистической экспрессии высказывания (тем более если иметь в виду письменную форму общения), однако и она заключает в себе определенные ресурсы в этом отношении (особенно при отнесении сюда интонационно-ритмических сторон речи).
В области морфологии к
стилистическим средствам относятся
явления морфологической
Синонимика словосочетаний
и синтаксических конструкций, вариации
порядка слов в предложении, связь
тех или иных типов предложения
с определенными сферами
Если сопоставлять стилистические
ресурсы разных уровней языка, то
следует отметить, что именно синтаксис
и лексика представляют собой
основную базу стилистики. Стиль речи
создается средствами языка всех
уровней, находящимися в отношениях
взаимозависимости и в
Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения).
Главная задача стилистики изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы. Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска).
Стилистические ресурсы словообразования
Прежде всего выделяется стилистическая синонимия словообразовательных аффиксов.
Приведем примеры
Примеры стилистической синонимии
префиксов: избрать - выбрать; испить
- выпить; восходить на - всходить на; взреветь - зареветь; влезть - взлезть; вскричать - закричать; воспретить - запретить; нисходить - сходить вниз; востребовать- потребовать; поджарить - нажарить; нарвать (цветов)
- сорвать; насушить (грибов)
-засушить. Вместе
с изменением семантических оттенков,
привнесенных префиксом, обнаруживается
сопутствующее изменение стилистического
(экспрессивного или функционального)
оттенка слова. Так, приставки ис- (из-), вос-, нис- привносят
оттенок торжественности, приподнятости
стиля. Образования воспретить, востребовать характерны
для официально-делового общения. Слову взлезть свойствен
оттенок устарелости. В параллелях поджарить - нажарит
Однако синонимика словообразовательных элементов не так уж распространена в русском литературном языке.
Сердцевину стилистических ресурсов в словообразовании составляют суффиксы и префиксы субъективной оценки. Их иначе называют экспрессивными или эмоционально-экспрессивными. Оттенок уменьшительности обычно сопровождается экспрессией ласкательностн, реже - шутливости, ироничности; оттенок увеличительности - экспрессией грубости, пренебрежения, неодобрения, иронии, а также восхищения. Суффиксы субъективной оценки более свойственны устно-разговорной речи, чем книжно-письменной.
Примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, У существительных: -ок- (-ек) - голосок, дружок, денек; -очек (-ечек) - голосочек, дружочек, денечек; -ец - братец, морозец; -чик - апельсинчик, блинчик, костюмчик; -ик - арбузик, бутузик, домик; -к- дорожка, дочка, земелька; -ушк- (-юшк-) - дедушка, женушка, заюшка; -оньк- (-еньк-) - кисонька, лапонька, дороженька, зоренька; -ец-, -иц-, -ц- письмецо, платьице, зеркальце, деревцо. У прилагательных: -оньк- (-еньк-) - глупенький, плохонький, добренький, старенький; -ехоньк- (-охоньк-) - светлехонький, скорехонький, легохонький; -ехонек- (-охонек-), -ешенек- (-ошенек-) - близехонек, легошенек. У всех этих слов обнаруживается яркая эмоциональность и экспрессия. Суффиксальные образования со значением пренебрежительности, презрительности, иронии: -ишк- воришка, лгунишка, зайчишка, шалунишка, городишко, домишко, здоровьишко, житьишко и т. д.; -онк- (-енк-) - душонка, книжонка, бабенка, лошаденка; -шк- старикашка; -ц- -ленца. Суффиксы, придающие словам значение увеличительно-с т и, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление. Ср.: суффикс -ищ- - На улице непролазная грязища! От него винищем так и несет! Вот это басище! Ну и голосище!Суффикс –ин- Вот так домина! (Но: дурачина, идиотина). Ср., с другой стороны, выражение горделиво-ласкательное в контексте стихотворения В. Маяковского: краснокожая паспортина.
Префиксы, вносящие в слово экспрессивно-стилистические; оттенки (ср.: добрый - предобрый; веселый – развеселый); нередко употребляются в сочетании с другими средствами и способами словообразования: суффиксами и словосложением (в частности, повторением слова): добрый-предобрый; большой-пребольшой; прехорошенький. (Подобное сочетание встречается и у суффиксальных образований: зимушка-зима.)
Некоторые суффиксы придают слову те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки, не внося значений уменьшительности и увеличительности, например неодобрение: суффикс –ун- болтун, ворчун, лгун, крикун, драчун; -ак- гуляка, зевака, ломака; -к- выскочка, белоручка, сладкоежка, недоучка, неженка; -ляв- вертлявый; -аст- зубастый, губастый, горластый; -ан-критикан, интриган, политикан, смутьян; презрение: суффикс –яй- кисляи, слюнтяй, негодяй; -л- воротила, вышибала, объедала; -ыг- забулдыга, прощелыга; -яг- скупяга и др. Оттенок шутливо-иронический и даже ласкательный имеют слова с суффиксами -яш- (-аш-), -он-: добряш, племяш, тихоня и др.
Аффиксы привносят в слова
функционально-стилистические окраски.
Эти окраски характеризуют
Оттенок разговорности придают
словам следующие суффиксы: -як - здоровяк, добряк,
свояк; -ик, -ник - вечерник, глазник,
зубник; -ун- болтун, хаастун;
-к- вечерка (вечерняя газета),летучка, пятидневка;
-овк- в существительных женского рода,
обозначающих предметы: столовка, курсовка,
спецовка, путевка - и лица: плутовка, мотовка,
чертовка; -яг- дворняга, сотняга, штормяга и
др. С оттенком грубо-просторечным: -н(я) - бр
Можно отметить ряд суффиксов,
характерных для научной и
научно-технической, а также профессиональной
речи. Так, с помощью уже названных
суффиксов книжного происхождения
постоянно образуются научные термины: -ость- плавко
В публицистической речи употребительны
слова с суффиксами: -ость - до
При префиксации наблюдаются те же стилевые окраски. Здесь экспрессией высокого стиля обладают префиксы: из- изведать; нис- нисходить, ниспослать, ниспадать; вос- - воспевать, восхотеть и др. Функционально окрашены приставки книжного происхождения, характерные для научных и научно-технических, официально-деловых терминов и публицистической лексики:востребовать, избрать, воспретить, в том числе ряд префиксов прилагательных иноязычного происхождения: а- аморальный, анормальный, асимметричный; анти- антисанитарный, антифашистский, антихудожественный: архи- архипошлый, архиглупый; интер- интернациональный, интервокальный; ультра- ультрафиолетовый, ультрареакционный, ультрарадикальный; экстра- экстраординарный.
Информация о работе Стилистические ресурсы морфологии и словообразования