Тема игры и игрока в русской литературе 19 в. (Гоголь, Достоевский, Пушкин)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:25, курсовая работа
Краткое описание
Целью данного курсового проекта является интерпретация мотива карточной игры в произведениях Гоголя, Пушкина, Достоевского. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: - установить связь и соотношение азартной игры и искусства; - рассмотреть роль игры и ее значимость в сюжетостроении произведений и в художественном мировоззрении; - обосновать и проследить истоки игры в русском характере на примере литературных героев.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3 Глава I. Тема карт и карточной игры в мировой культуре 1.1. Категория Игры как предмет литературного изображения……………..5 1.2. Тема карточной игры в русской литературе………………………………8
Глава II. Тема «игры» в творчестве русских писателей XIX века 2.1 Н.В. Гоголь «Игроки» - оригинальная комедия в одном действии……12 2.2. Страсть к игре и роман «Игрок» Ф.М. Достоевского…..……………....19 2.3. А.С. Пушкин и его «Пиковая дама»………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………...32
Утверждали, что в
год он выигрывал до 20 тысяч
рублей - огромная по тем временам
сумма. При этом страстью своей
Некрасов карты не признавал
и говорил: «В чем другом у
меня не хватает характера, а
в картах я стоик» [2].
Иван Сергеевич Шмелев, сам
родом из купеческой семьи и человек православный
до фанатизма, карточной игры гнушался,
но в своих воспоминаниях о детстве он
много писал о пристрастии купцов и даже
священства к карточной игре.
И в новое время играли. Например,
Владимир Владимирович Маяковский, певец
революции («Я себя под Лениным чищу, чтобы
плыть в революцию дальше!») был агрессивным
игроком, проигрыши воспринимал как личную
трагедию, легко обвинял партнеров в шулерстве,
всегда готов был начать драку, лишь бы
оспорить проигрыш. «С Маяковским страшно
было играть в карты», - вспоминал другой
поэт, Николай Асеев [35].
Осип Мандельштам в «Казино»
рассказывает о том, как впадает в легкий
транс, находясь в казино, каким чудится
ему развлекательное оборудование.
Образ игры использует в собственном
творчестве Марина Цветаева («Божественно,
детски-плоско…», «Март»), Николай Гумилев
(«Мыльные пузыри»).
20 век в русской литературе
стал временем «игры» писателя
с читателем. Началось это с
эпатажа футуристов и «зауми»,
а к концу века литература
пришла со знаменем постмодернизма,
каждое произведение которого
– это утонченная «игра в
бисер», предлагающая адресату вычленить
в постигаемом тексте новые
варианты уже знакомых фраз, образов,
жестов, типических и архетипических
образов и сюжетных поворотов.
ГЛАВА II. ТЕМА «ИГРЫ» В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
XIX ВЕКА
2.1. Н.В. Гоголь «Игроки» - оригинальная
комедия в одном действии.
Имя Гоголя в связи с категорией
игры упоминается не случайно, ведь помимо
того, что его произведения содержат разнообразные
изображения игры почти во всех смыслах
слова, сам автор был не чужд игровой стихии.
Играют парубки и дивчины в
«Вечерах на хуторе близ Диканьки»; играют
в «ворона» утопленницы; дед, исправляя
свою ошибку, играет в карты с нечистой
силой; Ноздрев с поредевшей из-за шулерства
бакенбардой пытается обыграть Чичикова
в шашки; проигрывается в пух Хлестаков;
смакуя подробности, вспоминают о вчерашнем
висте герои пьесы «Утро делового человека».
Нередко игра в гоголевских
текстах соседствует с жульничеством.
Жульничает адскими картами ведьма из
«Пропавшей грамоты»; жульничает Ноздрев,
двигая за один ход по три шашки; ведьма
из «Майской ночи» в разгар игры обнаруживает
свою инфернальную сущность. Добавим к
этому «Игроков» с богатейшей коллекцией
примеров плутовства и шулерства.
До нас не дошло сведений о
том, насколько Гоголь был причастен к
азартным играм, зато сохранились множество
воспоминаний о мистификациях, розыгрышах,
странностях писателя, что сделало его
героем многочисленных анекдотов.
Гоголь чувствовал стихию
игры настолько органично, что не всегда
окружающие его люди имели возможность
определить момент, с которого Гоголь
переключался в иную, игровую реальность: «Восьмого
марта, при многих гостях, совершенно неожиданно
для нас, объявил Гоголь, что хочет читать.
Гоголь сел за боковой круглый стол, вынул
какую-то тетрадку, вдруг икнул и, опустив
бумагу, сказал, как он объелся грибков.
Это было начало комической сцены, которую
он нам и прочел. Он начал чтение до такой
степени натурально, что ни один из присутствующих
не догадался, что слышит сочинение» [26].
Мотивы Игры являются одними
из самых распространенных элементов
гоголевского сюжета, во многом определяющими
поэтику драматурга. При всем своем многообразии
они реализуются у Гоголя целостно.
Гоголь не был абсолютным новатором
в изображении игры. В своих произведениях
он следовал традиции А.С. Пушкина, также
рассматривавшего игру как оригинальную
модель общественных отношений; во многом
его художественные находки в этой области
близки к подобным моментам у М.Ю. Лермонтова
и А.С. Грибоедова.
Игра как предмет изображения
у Гоголя обнаруживает общие художественные
элементы, переходящие из пьесы в пьесу.
В их числе необходимо выделить прием
«театра в театре»: так, Утешительный,
Городничий и Кочкарев в рамках сюжета
своих пьес осознанно становятся постановщиками
неких «спектаклей», художественно преобразуют
текстовую реальность, преследуя этим
свои личные цели. Почти во всех пьесах
встречаются действующие лица, которые
в обыденной жизни актерствуют, исполняют
какие-то роли, кто виртуозно, а кто – неумело,
в зависимости от степени погруженности
в категорию Игры.
Комедия «Игроки» была напечатана
впервые в издании «Сочинения Николая
Гоголя», 1842 г., том четвертый, в разделе
«Драматические отрывки и отдельные сцены».
Весь раздел датировался самим Гоголем
периодом с 1832 по 1837 г. Окончательная обработка
«Игроков» относится к 1842 г., но начата
была пьеса несомненна раньше.
Посылая ее Прокоповичу, Гоголь
писал 29 августа 1842 г. из Германии: «Посылаемую
ныне пиесу «Игроки» всилу собрал. Черновые
листы так были уже давно и неразборчиво
написаны, что дали мне работу страшную
разбирать»[8].
Пьеса «Игроки» считается
незаконченной, хотя завязка, развязка, все перипетии сюжета прочерчены и выстроены.
Тема, избранная Гоголем, не
была нова для русской литературы. Профессиональные
карточные игроки были частыми гостями
на страницах переводных и русских произведений.
Последняя из созданных гением
комедий практически не изучена, хотя
занимает особое место в его творческой
биографии, и дата завершения «Игроков»
знаменует рубеж между насыщенным шедеврами
творческим этапом и становлением воззрений
автора «Выбранных мест...».
В гоголевской пьесе впервые
фактически отсутствует противопоставление
положительных и отрицательных героев.
На сцене только герои отрицательные.
Во-вторых, все предыдущие изображения
картежников несли сугубо морализаторскую
функцию. У Гоголя этого нет. Плутовство
в лице Ихарева наказано, но некому с укоризной
сказать «Вот злонравия достойные плоды!»,
как нечего противопоставить в качестве
положительного идеала; ведь все, что было
положительного, старательно и успешно
дискредитировалось, пародировалось и
осмеивалось шулерами в течение всей пьесы.
И вот, с одной стороны, порок
наказан, с другой, порок торжествует,
а зритель остается в нравственном вакууме.
Мотивы игры в «Игроках» сконцентрированы
плотнее, чем в других гоголевских комедиях,
и встречают нас, начиная с заглавия, с
имени произведения. Самим заглавием текста
– «Игроки» – автор очерчивает круг действующих
лиц. В этом контексте слово «игроки» обозначает
не всякого любителя поиграть в карты,
а лишь тех, кто занимается этим профессионально,
чей доход непосредственно зависит от
исхода игры, кто полагается не на случай,
а на свой разум.
Понятие «игра» в тексте комедии
неоднозначно. Игрой, с точки зрения внимательного
читателя, может выглядеть даже организация
автором конфликта этого драматического
произведения.
В «Игроках», по первому впечатлению,
моральные воззрения всех героев абсолютно
идентичны. Из девяти персонажей пьесы
девять являются убежденными или вынужденными
плутами, а развитие действия обуславливается
стремлением каждого из них оставить остальных
в дураках.
Ю.В. Манн в книге «Поэтика
Гоголя» писал: «...в основе пьесы – разветвленный
образ игры-жизни»[23].
И действующие лица собираются
за игральным столом городского трактира,
чтобы еще раз сыграть в эту жизнь, упрочить
или потерять свое место в ней. Специфика
времени в том, что играть честно, по всем
правилам – значит обрекать себя на неудачу,
и смысл игры переместился к овладению
искусством изощренного жульничества,
к безусловному шулерству («Ихарев: /.../
обмануть всех и не быть обмануту самому
– вот настоящая задача и цель!» [23].
Специфика сюжета в том, что
большинство героев по ходу действия побывали
и в выигрыше и в проигрыше (исключение
составляют «внесюжетные» слуги Алексей
и Гаврюшка, а также чиновник).
Лукавство определяется в
зависимости от того, кто из героев находится
на более высоком уровне игры. Тот, кто
оказался ниже, занимает место простодушного.
Однозначно, таковы «внесценические»
действующие лица: полковник Чеботарев
– жертва Ихарева (проигрался на 80 тысяч),
поручик Артуновский, князь Шенькин, помещик
Дергунов – жертвы триумвирата «Утешительный
- Швохнев - Кругель». Первоначально эта
троица мошенников чуть сама не оказалась
ограбленной, ибо их перещеголял виртуозный
Ихарев. Уловив разницу в техническом
мастерстве, Утешительный спешит аннулировать
оппозицию. Теперь бывшие противники находятся
на одном уровне – уровне шулерства. Дальше,
с читательской точки зрения, конфликт
должен строиться в виде оппозиции: «проигравшиеся
– шулера». Идет поиск жертв. Хотя «сборной»
не удается посадить Михаила Александровича
Глова за зеленый стол, бдительность его
они усыпляют и завоевывают доверие старика-отца
настолько, что получают полномочия попечителей
его сына. Хотя карты здесь в руки не берутся
(а только служат предметом разговора
в течение целого явления), оппозиция «честный
отец семейства – шулера» осуществляется.
Дальнейшая оппозиция примет схему «Саша
Глов – шулера». Результат предопределен:
юнец теряет двести тысяч. Здесь противопоставление
первого и второго уровней заканчивается.
Теперь появляется Замухрышкин
– персонаж, как будто стоящий вне нашей
конфликтной системы. Здесь он – нечто
стороннее, воплощение инертной государственной
машины, которая не позволяет лукавым
и умным вовремя воспользоваться своим
выигрышем; препятствие, которое необходимо
обойти. Ихарев отдает Утешительному свои
восемьдесят тысяч, ожидая от государства
двести. Вроде бы, ситуация всех устраивает.
И вдруг, как снег на голову, запоздалое
разоблачение. Мы узнаем, что Утешительный,
признаваясь Ихареву в обмане, обманул
его, перейдя не на второй, а сразу на третий
уровень. И лже-Гловы, которые в предыдущей
ситуации занимали позицию простодушных,
на деле оказались хитрецами, сыграв роли
сына и отца.
И получается, что при таком
положении вещей единственным честным
и простодушным участником игры был Ихарев.
Поэтому низшим, проигравшим членом оппозиций
«Ихарев – Утешительный», «Ихарев – Крыницын
(он же старый Глов)», «Ихарев – младший
Глов (позволивший себя обыграть на несуществующие
двести тысяч)», «Ихарев – Мурзафейкин
(он же Замухрышкин)» будет именно он. Здесь
перед нами явное противостояние между
последовательным нахождением на одном
и том же уровне игры, приверженностью
одной и той же нравственной (точнее безнравственной)
концепции и умелой сменой позиций, тактической
гибкостью. В эту схему входит и Мурзафейкин-Замухрышкин,
оставшийся «за бортом» в предыдущих раскладах.
И здесь же намечается возможность еще
одного противопоставления, связанного
с лже-Сашей Гловым, чьи перемещения по
полюсам удачи/бедствия не закончились:
«Я был благородный человек, поневоле
стал плутом. Меня обыграли в пух, рубашки
не оставили /.../За три тысячи я взялся
участвовать, провести и обмануть тебя
/.../ Hу, мы надуты оба!» [8].
Многие из персонажей пьесы
вообще действуют под чужими именами,
изображая других людей.
Но эти персонажи распоряжаются
не только собой: в случае необходимости
они играют и другими людьми. Так, однажды
обыгранный ими молодой человек, должен
был за определенную «компенсацию» повторить
на «бис», заново сыграть свой проигрыш.
А после его бросают один на один с обманутым
им человеком, не заплатив.
Кроме того, «игроки» играют
с чем-то высшим, чем человеческая природа,
с Фатумом, с Судьбой, с Произволом. Чем
отличались коммерческие игры (формально
разрешенные в России) от азартных, запрещенных?
Коммерческие носили именно соревновательный
характер, их исход строился на тактике,
логике, уме и т.д. Играющие в азартные
игры отдавали себя и свои капиталы на
волю Случая. Никто из честно играющих
участников банка, фараона и штосса не
может влиять на расклад выпавших карт.
Карты ложатся произвольно, «по мановению
Фортуны». Шулера же занимаются тем, что
«исправляют ошибки фортуны», заменяют
произвол судьбы собственным произволом.
В какой-то степени они вступают в поединок
с божественной силой.
Большая Игра обуславливает
то, что на протяжении всей пьесы существует
контрастное, почти антонимичное несоответствие
героев своим словам и поступкам. По ходу
пьесы герои произносят речи, их социальной
природе совсем не свойственные. Так, мошенник
Утешительный проповедует «долг и обязанности»,
бродяга Крыницын – «семейную жизнь в
семейном кругу», шулер Швохнев готов
обвинить «простодушного Сашу Глова»
в плутовстве.
На всем протяжении действия
Гоголь, изображая сложную карточную и
психологическую игру своих персонажей,
сам ведет игру с читателем, скрывая от
него действительную фабулу, готовясь
поразить его неожиданностью развязки.
Ю.М. Лотман писал: «Игроки» повернуты
против традиции XVIII века, где Фигаро обманывает
других персонажей, но не публику... У Гоголя
сцена остается для зрителя до самого
конца сферой обмана».
Обычно для драматических
произведений той эпохи были характерны
следующие за заглавием списки действующих
лиц. В «Игроках» ничего подобного нет.
Объяснить это можно тем, что истинные
имена и социальные статусы некоторых
персонажей читатель/зритель узнает лишь
в последней сцене пьесы. Для сидящего
в зале зрителя развязка неожиданна, но
для читателя этот эффект неожиданности
пропадет, если он с первых минут знакомства
с пьесой узнает, что за маской старого
помещика Глова скрывается шулер Крыницын,
что чиновник Замухрышкин на самом деле
является отставным штабс-капитаном Мурзафейкиным.
Для автора был принципиально важен эффект
непредсказуемости развития сюжета, поэтому
он до последнего момента не сообщает
читателю о своих героях больше, чем они
сами считают нужным о себе сообщить.
В пьесе «Игроки» мотивы игры
имеют самый богатый в гоголевской драматургии
спектр. Карточная игра является темой
произведения, все действие движется вокруг
игры как рода занятий.
Кроме того, игра – постановка
Утешительного, пьеса Утешительного –
составляет фабулу драматического отрывка.
Каждый из персонажей пьесы осуществляет
ту или иную игру, исполняет ту или иную
роль. Атмосфера всеобщей Игры приводит
к тому, что для персонажей пьесы не осталось
ничего подлинного, искреннего – все приносится
в жертву их «божеству». Семья, гражданство,
сословная гордость, честность, благородство,
любовь – все это в мире игроков превратилось
в бледные призраки, в выигрышные карты,
которые в нужный момент шулер достанет
из своего рукава, чтобы обмануть соперника.
И человеку ничего не остается, как жить
в мире этих перевернутых и полумертвых
понятий.
2.2. Страсть к игре и роман «Игрок» Ф.М.
Достоевского
Достоевский жил и творил в
XIX веке. Впервые отметил присутствие игры
в произведениях Достоевского представитель
народнической публицистики, социолог,
критик и беллетрист Н.К.Михайловский
в статье «Жестокий талант» (1884).