Шпаргалка по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Детской литературе"

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety.docx

— 159.17 Кб (Скачать файл)

1

.А.М. Горький - стремился усовершенствовать школьное преподавание, улучшить организацию культурного досуга детей вне школы. Он глубоко знал интересы и запросы детей. Не только понял душу ребенка, но и полюбил ее всей душой. Создавая детские художественные произведения, он заботился о том, чтобы ребенку было интересно, поучительно и занимательно читать книги. Сказки Горького написаны в добром народном стиле, но они имеют свой неповторимый колорит, пронизаны добрым юмором писателя и изобилуют яркими образами и деталями, что приближает их к миру детских переживаний. 
«Воробьишко» сказка «Самовар», «Случай с Евсейкой»

Горький вскрыл существенные недостатки детской литературы и издания  ее в двадцатых — тридцатых  годах.

игнорирование специфических запросов детей, трафаретность и схематизм изложения, отсутствие переизданий классической детской литературы, упрощенчество, а часто халтура и невежество в литературном изложении и художественном оформлении детских книг

 

2. Русская  природа в творчестве поэтов  второй половины ХIХ века.

 

В 60-е годы 19-го века в русской педагогической литературе благодаря К.Д.Ушинскому  утвердился принцип начального обучения и воспитания ребенка. Передовая  педагогическая система предусматривала  приобретение детьми реальных знаний в соединении с усвоением лучших образцов поэтического искусства. Поэтическое  воображение, идущее от реальных впечатлений, порождало образы, обладающие ясностью художественной мысли, цельностью в  передаче эстетического чувства. Так, эстетический образ становился доступным  людям всех возрастов.

           Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) как художник сложился на рубеже 20-30 –х годов 19-го столетия. Уже первые его стихи, написанные в эту пору, - «Бессонница», «Летний вечер», «Весенние воды», - были признаны подлинными шедеврами русской поэзии. Лирика Тютчева пронизана острым чувством, трагизмом, отмечено глубиной философских раздумий.

           В  1836 году Ф.И.Тютчев написал стихотворение  «Зима недаром злится…». Борьба  зимней стужи и весны представлена  в нем как действие сказочных  существ Злой Зимы – ведьмы и молодой румяной Весны. Поэт  воссоздал картину природы в духе народных олицетворений. Радостные ритмы соответствуют светлому строю народных веснянок. Благодаря большому количеству эмоционально окрашенных глаголов в стихотворении чрезвычайно динамично:

         Зима ещё  хлопочет

         И на  Весну ворчит,

         Та ей  в глаза хохочет

         И пуще  лишь шумит…

          Поэта  отличали чуткость к родному  языку, способность глубоко и  точно передавать в своих стихах  тончайшие оттенки мысли и  чувств.

        Прошло около  двух веков со дня рождения Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892 г.г._), а внимание к его поэзии не ослабевает, становится многограннее и объективнее.

Уже среди ранних произведений стихи, посвященные красоте природы, смене  времен года.

         Фету свойственны  чувство слитности с природой. Может быть, поэтому многие его  стихотворения вошли в число  любимых детьми, хотя поэт предназначал  их для взрослых. Его описания  конкретны, детализированы. Каждая  птица, каждое дерево, каждое насекомое   показаны в своей неповторимости, коростель «вполголоса скрипит», «краснеют по краям кленовые  листы», «резко – сух снотворный  и трескучий кузнечиков неугомонный  звон».

         Эпитеты,  сравнения, метафоры Фета точно,  естественно связаны с предметом  изображения. 

         В цикле  стихотворений о природе есть  бытовые сценки, показывающие взаимоотношения  детей и взрослых в семье  ( «Кот поёт…», «Мама! Глянь-ка….»).

Эти стихи прочно вошли в круг детского чтения.

        Выдающемуся  русскому лирику – поэту Алексею Константиновичу Толстому (1817 -1875 г.г.) свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Он умел уловить самое характерное в формах и красках природы, её звуках и запахах. В стихотворении «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» (1858г.) поэт задумчиво и проникновенно говорит о «пожелтевших листьях», что летят по ветру, и о ярко- красных кистях на вянущих рябинах.

        Многие стихи  А.К.Толстого приобрели широкую  популярность в народе и стали  песнями, это «Колокольчики мои,  цветики степные…», «Спускается  солнце за степи…» и др. В  этих и в других стихотворениях  выразилось проникновенное лирическое  чувство, ощущение Родины.

       Жизнеутверждающим  настроением проникнуты стихи  известного поэта Апполона Николаевича Майкова (1821-1897): «Летний дождь», «Ласточка примчалась».

       Оптимистичны  стихи Алексея Николаевича Плещеева (1825 -1893 г.г.) «Старик», «Травка зеленеет», «Птичка»

       Произведения  русских поэтов незаменимы и  во внеклассной работе с учащимися.

 

 

 

3. Стихи  В.В. Маяковского для детей.  Своеобразие поэтической манеры.

Своеобразие  поэтической манеры : сатира и юмор, лиризм, разговорная интонация, сочетание игровых и дидактических элементов.

Разнообразны  жанры детских стихов Маяковского: сказка, поэма, песня, поэтический рассказ  и др. Для всех его стихов характерна разговорнаяинтонация, богатство используемой лексики. Маяковский вводит в стихи живую речь взрослых и детей, диалектизмы, просторечия, новые слова, рожденные эпохой («пролетарий», «буржуй») и авторские неологизмы («море синеволное»). В целях усиления смысла поэтической речи иакцентрирование звучания слова м фразы он ввел ступенчатое построение стиха или разбивал слово на слоги. У Маяковского поэты учились «искусству говорить с детьми» непринужденно, как с равными, не принижая ни тему, ни читателя, не обедняя стих.

С появлением стихов Маяковского для детей  критика отнеслась к ним  по разному. Были и восторженные отклики о небывалых в детской литературе произведениях, но были и отрицательные, резко осуждающие выступления критиков. Годы, прошедшие с тех пор, показали в полной мере и новаторство детской поэзии Маяковского, и то, что не все его стихи для детей выдержали испытание временем. И сам поэт знал, что не все его произведения  «останутся живыми для детей навсегда, потому что по самому складу своей души не мог отстранить темы, избегать примет времени», которые были важны, когда писались стихи, но теряли остроту по мере развития общественно-политической жизни страны.

Поэт говорил: «С особым удовольствием работаю над детскими книжками. Моя цель - внушить детям некоторые самые элементарные общественные понятия, но, разумеется, я делаю это очень осторожно. Скажем, - рассказ о лошадке на колесиках. Я пользуюсь случаем, чтобы объяснить ребенку, сколько людей работало, чтобы такую лошадку сделать. Таким образом, ребенок получает представление об общественном характере труда». В поэзии для детей поэт оставался агитатором и пропагандистом. Местом его общения с представителями нового поколения была библиотека, редакция, стадион. Темперамент борца, пламенного оратора, убежденного революционера проявляется и в его книгах для детей.

Кличет  книжечка моя:

Дети, будьте, как маяк!

Помни про школу

только  с ней станешь

строителем

радостных дней!

Полюбите, дети, труд, как написано тут.

Вот и вырастите

истыми  Силачами!

Поэт убеждает, не боясь высказывать открытую, бьющую прямо в цель мораль. В ней нет сухого дидактизма и резонерства. Концовки стихотворений звучат как лозунг - требовательный призыв к действию. Создавая лирику для детей, Маяковский стремился по-новому раскрыть тему, учитывая детский угол зрения на мир. Он прекрасно понимал, что в произведении для маленьких читателей есть свои секреты. Многое позаимствовал поэт из русского фольклора. В «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» широко использованы элементы традиционной сказки и гротескнойлитературы. Стихотворения «Гуляем» и «Что такое хорошо и что такое плохо?» перекликаются с дидактическими книжками-картинками прошлого, с книгами его детства. «Что ни страница - то слон, то львица», которую поэт начал писать в Нью-Йоркском зоопарке, напоминает произведение С. Маршака «Детки в клетке». «Крокодил» К. Чуковского тоже многое подсказал Маяковскому. Использование фольклорных приемов и достижений лучших поэтов говорит о серьезной работе поэта над детским репертуаром поэзии, о его желании войти в мир ребенка. Сравните два описания Парижа - для взрослых («Город») и для детей («Прочти и катай в Париж и Китай»).

Автор двух портретов Парижа не солгал ни детям, ни взрослым: о двуликости города богатства и бедности он рассказал и тем, и другим. Перед нами город контрастов, частица капиталистического мира. Поэт не ввел в стихотворение для детей ни французской рекламы, ни слов «адвокаты», «казармы», ни фамилии политического деятеля - Эррио. Ни одного неологизма, ни одной трудной рифмы нет в стихотворении. Все ясно для детского восприятия. В стихотворении для детей совершенно другое настроение. Куда девался мрачный колорит «Города»? Стихотворение «Прочти и катай в Париж и Китай» написано в мажорной тональности, здесь слышатся спокойные, бодрые и даже лукавые интонации. М. Горькийкак-то восхищался началом сказки Андерсена «Соловей»: «В Китае все жители китайцы, и сам император китаец». Так же может восхитить и фраза Маяковского: «Пошли туда, пошли сюда - везде одни французы». Сюжеты детских стихотворений Маяковского - это интересная игра: экскурсия или увлекательное путешествие - по странам («Прочти и катай…»), по профессиям («Кем быть?»), по морю («Эта книжечка моя про моря и про маяк»), по зоопарку («Что ни страница - то слон, то львица»), по различным мастерским («Конь-огонь»), по московским улицам («Гуляем»), в мир человеческих характеров («Что такое хорошо и что такое плохо?»). Такая сюжетная форма стихотворений позволила поэту непринужденно и содержательно разговаривать с детьми.

Человеку труда Маяковский противопоставляет бездельников и резко высмеивает лень и тунеядство, например в стихотворении «История Власа, лентяя и лоботряса», которое по силе сатирического образа до сих пор является одним из лучших в поэзии для детей. Воспитательное значение его трудно переоценить: показав путь героя от нежелания учиться до неумения трудиться, поэт дал детям настоящий урок нравственности. В 1925 году Маяковский написал для детей «Сказку о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». Она начинается веселым игровым зачином в стиле фольклорных считалок:

Жили-были

Сима  с Петей. Сима с Петей

были  дети. Пете 5,

а Симе 7 - и 12 вместе всем.

В сатирических гротескных образах жадного, эгоистичного «злюки» Пети Буржуйчикова и его родителей поэт высмеял омерзительный буржуазный быт и нравы:

Петя  взял варенье в вазе, прямо в  вазу мордой лазит.

Грязен  он, по-моему, как ведро с помоями.

Пете Буржуйчикову поэт противопоставляет Симу - «друга ребячьего народца», защитника «слабого и четверолапого». Смех, ребячий задор чувствуется в сказке, она насыщена живыми детскими диалогами, словами и выражениями из повседневной речи ребенка 20-х годов: «трудится вперегонки», «вверх тормашками», «разиня», «злюня», «вот так чудо, чудо-юдо»…

Используя традиции как народной, так и литературной сказки, Маяковский создал одну из первых советских сказок для детей острого политического содержания. В том же году Маяковский пишет для малышей рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо?». Темапроизведения раскрыта в форме серьезной, ласковой, шутливой беседы отца с сыном, построенной по принципу контрастного изображения: плохая погода противопоставляется хорошей, грязнуля - опрятному мальчику, трус - храбрецу, лентяй - труженику, злой - доброму. Назидание смягчено мягкой улыбкой поэта, его шуткой. «С детьми он был всегда нежен и деликатен»,- вспоминал Николай Чуковский. Поэзия Маяковского рассказывает детям о громадном размахе социалистического строительства, о росте культуры. Он призывает пионеров к работе, к учебе, к борьбе за свободу.

 

 

 

 

 

4. М.М. Пришвин  - тонкий знаток русской природы.  Сборник "Золотой луг", повесть-сказка "Кладовая солнца".

Натуралистом, знатоком леса, замечательным  наблюдателем жизни природы является русский писатель Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954). Его повести и рассказы, даже самые маленькие, просты и сразу понятны. Мастерство автора, его способность передать всю необъятность окружающей природы поистине восхищают! Благодаря рассказам о природе Пришвина дети проникаются к ней искренним интересом, воспитывая в себе уважение к ней и её жителям.

Маленькие, но наполненные необыкновенными  красками рассказы Михаила Пришвина замечательно передают нам то, с чем мы так редко встречаемся в наше время. Красота природы, глухие забытые места – всё это сегодня настолько далеко от пыльных мегаполисов. Вполне возможно многие из нас и рады прямо сейчас отправиться в поход по лесу, но не у всех получится. В этом случае откроем книгу любимых рассказов Пришвина и перенесёмся в красивые, далёкие и родные сердцу места.

Рассказы М. Пришвина предназначены для чтения как детьми так и взрослыми. Огромное количество сказок, повестей и рассказов можно смело начинать читать даже дошкольникам. Другие рассказы Пришвина читать можно, начиная уже со школьной скамьи. И даже для самых взрослых Михаил Пришвин оставил своё наследство: его мемуары отличаются очень скрупулезным повествованием и описанием окружающей атмосферы в необыкновенно сложные двадцатые и тридцатые годы. Они будут интересны учителями любителям воспоминаний, историкам и даже охотникам. 

Едва только начинаешь читать произведения Михаила Пришвина, сразу же начинаешь  понимать их особенности. В них нет  каких-то политических подтекстов, которые  так любили его современники, нет  ярких заявлений и призывов обществу. Все произведения отличаются тем, что  их основная ценность – человек  и окружающий мир: природа, быт, животные. И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно  единство с природой.

Информация о работе Шпаргалка по "Детской литературе"