Шпаргалка по "Зарубежной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Зарубежной литературе".

Вложенные файлы: 1 файл

Умные шпоры.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

Томас Манн уделяет целую  главу в романе рассказу Адели  о борьбе немецких государств против Наполеона и о «патриотическом» подъеме в немецких дворянских и бюргерских кругах. Он подчеркивает одиночество Гете в те годы и вкладывает в его уста фразу, звучащую как прямое пророчество: «Надо предвидеть последствия своих деяний. Ваши же деяния наполняют меня ужасом, ибо покуда они еще благородное, еще невинное предвосхищение того ужасного, что однажды приведет немцев к омерзительнейшим бесчинствам, от которых вы сами, если бы они могли дойти до вашего слуха, перевернулись бы в гробу».

Гете и Лотта, гений  и обыкновенная женщина, сближены в  финале как живая и здоровая основа нации. Они стоят рядом, и в этом есть высокий смысл, связанный с антифашистской направленностью романа.

 

БИЛЕТ 28

1. Литература Латинской Америки в XX веке. Магический реализм и творчество Г. Г. Маркеса

Синтез культур, рас  и  народов определили развитие литературы Латинской Америки.

На протяжении нескольких столетий переживала период становления, после первой мировой войны стала  значима: А. Карпентьев, М.О. Сильва и  т.д. После второй мировой войны  - новое поколение – Х. Кортасар, Маркес, Льоса.

Габриэль Гарсиа Маркес (род. 1928). Гарсиа Маркес, пожалуй, самый яркий представитель не только колумбийской, но и всей современной американской литературы. Первые рассказы Гарсиа Маркеса появились в печати в конце 40-х гг. и, по его собственному признанию, были написаны под влиянием Кафки.

Главная заслуга Гарсиа Маркеса состоит в том, что на примере одной семьи писатель создает очень выразительный образ не только Колумбии, но и всей Латинской Америки от эпохи первоначальной колонизации до наших дней. Вырождение отождествляется с нарастающим одиночеством персонажей, живущих в несовпадающих измерениях. Оно становится симптомом отчуждения личности.

МАГИЧЕСКИЙ  РЕАЛИЗМ - течение в лат.-амер. лит-ре 20 в.; имманентная константа лат.-амер. худож. мышления.

Сама история термина  отражает существенное свойство лат.-амер. культуры — поиск “своего” в “чужом”, т.е. заимствование, переиначение зап.-европ. моделей и категорий и приспособление их для выражения собственной самобытности.

в героях М.р. личностное начало приглушено: они выступают как носители коллективного мифол. сознания, к-рое становится гл. объектом изображения и тем самым произв. М.р. обретает черты психол. прозы; писатель систематически заменяет свой взгляд цивилизованного человека взглядом примитивного человека и пытается высветить действительность через призму мифол. сознания; в рез-те изображаемая действительность подвергается разл. рода фантастич. аберрациям.

Поэтика и худож. принципы М.р. в немалой степени сложились  под влиянием европ. авангардизма. Общий  интерес к первобытному мышлению, магии, примитиву, охвативший зап.-европ. интеллектуально-худож. круги в 1-й трети 20 в., стимулировал интерес лат.-амер. писателей к индейцам и афроамериканцам.

  1. Особенности творческого метода К. Воннегута («Колыбель для кошки»)

Курт Воннегут (1922 - 2007) родился в городе Индианаполис, штат Индиана, происходит из семьи архитекторов. Первый литературный опыт Воннегут получил в школе, где два года был редактором ежедневной школьной газеты.

В 1971 году эта же кафедра  присудила Воннегуту степень  магистра антропологии за его роман  «Колыбель для кошки» (1963)).

В романе присутствуют все  его основные мотивы и приемы, здесь - квинтэссенция его философии  и стиля, вершина его словесной эквилибристики. Это незатейливое на первый взгляд повествование обладает чертами исповеди, пикарески, но больше всего в нем мрачно-насмешливых, в духе Свифта, рассуждений на темы науки и религии, веры и неверия, смысла и бессмыслицы. И не понятно, что здесь для человека существеннее: постижение абстрактной истины или его попытки сделать жизнь чуть более терпимой.

Науку представляет в  романе фигура нобелевского лауреата Феликса Хонникера, участвовавшего в создании атомной бомбы, а потом придумавшего игрушку и пострашнее. У Хонникера повадки и свойства, привычно ассоциируемые с образом рассеянного гения-чудака, например Эйнштейна: абсолютное бескорыстие, острый интерес к явлениям и загадкам природы, остраненное видение реальности, погруженность в собственный интеллектуальный мир. И Воннегут со вкусом показывает, каким чудовищным эгоизмом, душевной сухостью, равнодушием к ближним и дальним может оборачиваться подобный милый инфантилизм. При этом Хонникер - служитель фундаментальной науки, а не прикладной ее разновидности, состоящей на жалованье у торгово-промышленных корпораций. То есть перед нами - подкоп под саму идею чистого знания, беспредпосылочной любознательности и стремления к истине.

Антипод Хонникера в  книге - Боконон, пророк и проныра, основатель новой религии, ловкий лжец и всеобщий утешитель, обольстительный, как сирена, и многоликий, как Протей. Учение Боконона пересказывается в романе с отрывочностью, лишь усиливающей его привлекательность и суггестивность. Особенно впечатляют слова, которыми открывается свод его вероучения: "Все истины, которые я хочу вам изложить, - гнусная ложь".

В этом - корень мировоззрения, если не проповедуемого, то все же внятно сформулированного в "Колыбели". Ложь правит миром, ложь, а не истина, служит человеческим интересам, ложь смягчает страдания, навевает приятные иллюзии, помогает сносить удары судьбы.

"Колыбель для кошки" - роман об апокалипсисе, о конце  света, который люди подготавливают  собственными руками. Дети и наследники Феликса Хонникера владеют частичками изобретенного им "льда-девять" - вещества, переводящего любую жидкость в твердое агрегатное состояние. И, вырвавшись из пробирки, "лед-девять" быстренько уничтожает все живое на земле.

"Колыбель для кошки" - также роман о власти, о ее  уловках и механизмах, о ее неспособности обеспечить людям сносное существование.

Для Воннегута общественная система, построенная на постоянном возбуждении потребительских аппетитов и на концентрации богатства, экономической власти в руках немногих.

А представленная в романе концепция "бытия и времени", которую Воннегут приписал своим любимым тральфамадорцам: нераздельное и вечное сосуществование прошлого и будущего, соединенных прозрачной перемычкой настоящего! Согласно этой концепции, все сущее пребывает вовеки, прошлое ничуть не менее реально, чем любое другое хронологическое состояние, и, соответственно, смерти нет.

Воннегут в романе осуждает ужасы войны, насилие, нетерпимость, бессмысленную жестокость. Но поди найди там намек на то, в каком почвенном слое залегают корни зла, какие общественные или культурные факторы его порождают. Зло словно бы беспричинно, всеобще, оно разлито равномерно в пространстве бытия, как эфир. Похоже, что оно заложено в самой первооснове человеческой природы, которая, таким образом, предстает ошибкой творения или дефектом эволюции.

 

 

БИЛЕТ 29

1.Институт  литературных премий в ХХ в.: Нобелевская, Гонкуровская, Пулитцеровская премии

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ – форма поощрения литераторов за значимые литературные произведения или общий вклад в литературу, выражающая признание заслуг данного лица и влияния его творчества на литературный процесс в целом или на его отдельное направление.

Международные литературные премии. Нобелевская премия по литературе – наиболее известная и престижная ежегодная международная премия в области литературы.

Национальные литературные премии. 

Гонкуровская  премия (Prix Goncourt) (Франция) – ежегодная французская литературная премия за достижения в жанре романа. Гонкуровская премия считается одной из наиболее почётных и авторитетных во Франции. И хотя номинально размер премии символичен – всего 10 евро, писателю гарантированы крупные доходы, так как после ее присуждения, как показывает практика, продажи книг лауреатов стремительно взлетают.

Гонкуровская премия была официально учреждена в 1896, но присуждать её начали только с 1902. Братья Гонкуры оставили огромное состояние, которое по завещанию Эдмона Гонкура переходило в Академию Гонкуров, официально учрежденную в 1896. В нее входят десять самых известных литераторов Франции, которые получают символическую плату – 60 франков в год. Каждый член академии имеет только один голос и может отдать его только за одну книгу. Президент Академии имеет два голоса.

Членами Гонкуровской Академии в разное время были писатели А.Доде, Ж.Ренар, Рони-старший, Ф.Эриа, Э.Базен,Луи Арагон и другие. Первым лауреатом Гонкуровской премии в 1903 стал Джон-Антуан Но за роман Враждебная сила.

Лауреатами Гонкуровской премии были Ахмад Курума, Франсуа  Сальвен, Амели Нотомб, Жан-Жак Шуль.

Помимо Гонкуровской премии, во Франции существуют такие литературные премии, как «Ренодо», «Медичи», «Фемина», «Гонкур для лицеистов».

Фемина – одна из старейших  литературных премий Франции, учреждена  в 1904. Присуждает премию жюри, состоящего только из женщин, за лучший французский роман, иностранный роман, эссеистику.

Пулитцеровская  премия (США) – одна из самых престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра, с 1942 – и в области фотожурналистики.

Премия была учреждена  американским газетным магнатом венгерского происхождения Джозефом Пулитцером. В конце 19 в. он умело привлекал внимание читателей к издаваемым им газетам. Прожив 65 лет, в октябре 1911 Джозеф Пулитцер скончался, оставив неожиданное завещание – его последней волей стало учреждение Школы журналистики при Колумбийском университете и основание фонда его имени. На это им было оставлено 2 млн. долл.

С 1917 премия, названная  Пулитцеровской, вручается ежегодно в первый понедельник мая попечителями Колумбийского университета. Формальное объявление о присуждении премии по традиции делает президент Колумбийского университета в апреле каждого года.

В области журналистики премия не обеспечена денежным призом, а представляет собой золотую  медаль за «Служение отечеству», вручаемую самому изданию, а не его журналистам. В других областях решение принимается независимым жюри из 90 специалистов. Размер премии составляет 10 тысяч долларов.

2.Историзм романов Л. Фейхтвангера («Гойя», «Семья Опперман», «Безобразная герцогиня»)

Лио́н Фейхтва́нгер ( 1884, Мюнхен — 1958, Лос-Анджелес) — немецкий писатель еврейского происхождения.

Занимался журналистикой  и театром, рано проявился интерес  к античности, а под влиянием патриархальных семейных традиций — интерес к еврейской истории, определившей тематику и проблематику ряда его произведений.

С момента наступления  духовной зрелости и до самой смерти Фейхтвангера волновал и занимал  единственный вопрос — о путях, перспективах и движущих силах социальных изменений, свидетелем которых он был. В разные периоды своего творчества Фейхтвангер отвечал на него по-разному, но всегда раздумья над судьбами человечества составляли пафос его духовных и творческих исканий. Фейхтвангер завоевал известность, главным образом, как автор исторических романов.

В своих произведениях  он видел и изображал столкновения идей, борьбу сил регресса и прогресса, последствия которой оказывали глубочайшее влияние на социальные конфликты современного ему общества.

Первый исторический роман Фейхтвангера — «Безобразная герцогиня». История Маргариты Тирольской, южногерманской герцогини XIV века, написана как роман о «борьбе двух укладов» — феодального и ещё только складывающегося в его рамках буржуазного. Этот исторический конфликт осложнен индивидуальной биологической трагедией героини — энергичной и одаренной, но внешне отталкивающей и потому несчастной в личной жизни «безобразной герцогини». Герцогиня Маргарита — положительный герой, но это не мешает ей ненавидеть в своей сопернице Агнессе фон Флавон не только политического врага, но и обаятельную красавицу. Впрочем, Маргарита и Агнесса — символы двух эпох. Если Маргарита воплощает в себе дух буржуазного прогресса, то красавица Агнесса — олицетворение феодальной реакции со всеми её претензиями на красоту.

Фейхтвангер написал  ряд романов о современности. Эти вещи глубоко злободневны. Им свойственны публицистичность и  памфлетность. В «Успехе», «Семье Оппенгейм», «Изгнании» развернута «современная история» Западной Европы — крушение буржуазной демократии, крушение буржуазно-интеллигентского гуманизма со всеми его иллюзиями.

Роман «Семья Опперман», написанный в 1933, вышел в Амстердаме в издательстве «Кверидо». В нем  использован характерный прием  литературы 20 века — раскрытие трагедии общества через описание трагедии одной семьи.

 

 

БИЛЕТ 30

  1. Жанровое и стилистическое новаторство писателей-модернистов 1920-1930-х гг. (В. Вульф, Т. С. Элиот, Э. Паунд, Д. Г. Лоуренс)

В позднем модернизме стали популярны антижанры: антироман, антидрама – произведения, чья задача состоит в отрицании всех стереотипов романа или драмы, отрицании приемов, способов изображения и т. п.

Небывалое развитие получил внутренний монолог героя, изложение его мыслей, переживаний, ставшее настолько значительным в произведении, что автор и авторская точка зрения в модернизме отодвинулись на второй план.

Модернизм привнёс много  нового не только в содержание литературы, но и в набор приёмов, которыми она располагает. Его открытием является «поток сознания» (впервые в романе Дж. Джойса «Улисс», в главе «Пенелопа»), совмещение сиюминутного восприятия и воспоминания (приём, на котором основан роман В. Вулф «К маяку», – герой смотрит на свой дом и вспоминает, каким он был до смерти жены, когда вся семья ещё была вместе).

Вирджиния Вулф (англ. Virginia Woolf, 1882—1941) — британская писательница, литературный критик. Ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века.

К наиболее известным ее работам  относят романы: «Миссис Дэллоуэй» (1925), «На маяк» (1927), «Орландо» (1928) и рассказ «Своя комната», содержащий известный афоризм: «У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната». Ее романы считаются классическими произведениями «потока сознания».

Томас Стернз Элиот - американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии. Будучи поэтом-авангардистом, относился к современному миру бунтарски. Центральной темой его творчества стал кризис духа. На становление Элиота заметное влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему Богом духовных ценностей и самоопустошении, как следствие борьбы за выживание и погоней за материальными ценностями.

Эндрю Ллойд Уэббер написал на стихи  Элиота популярный мюзикл «Кошки».

Эзра Уэстон Лумис Паунд - американский поэт, один из основоположников англоязычной модернистской литературы, издатель и редактор. Паунд — один из главных представителей поэтического направления, называемого имажизмом. В 1915 году он выпустил книгу «Des Imagistes», которая являлась антологией поэзии и теории имажизма. Начиная с 1920-х годов, Паунд много переводил поэзию с разных языков, одновременно до предела насыщая собственные стихи (соединяемые в грандиозный модернистский эпос «Кантос» («Песни») и публиковавшиеся с 1917 по 1970) цитатами, аллюзиями к широким пластам мировой культуры. Одновременно выступал в печати как критик, анализируя произведения своих современников Т. С. Элиота, Джеймса Джойса, Роберта Фроста, Д. Г. Лоуренса и Эрнеста Хемингуэя.

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежной литературе"