Шпаргалка по "Зарубежной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Зарубежной литературе".

Вложенные файлы: 1 файл

Умные шпоры.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

Герман Гессе, нобелевский лауреат 1946 года, - один из самых читаемых авторов XX века. Все свое творчество он называл «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития», «биографией души». Одна из основных тем творчества писателя — судьба художника во враждебном ему обществе, место подлинного искусства в мире.  
«Игра в бисер» (опубликован в 1943 году), который как бы суммировал все его творчество и поднял на небывалую высоту вопрос о гармонии духовной и мирской жизни. В этом романе Гессе пытается разрешить всегда тревожившую его проблему — как совместить существование искусства с существованием бесчеловечной цивилизации, как спасти от губительного влияния так называемой массовой культуры высокий мир художественного творчества. Писатель приходит к выводу, что попытка поставить искусство вне общества превращает искусство в бесцельную, беспредметную игру. Символика романа, множество имен и терминов из различных областей культуры требуют от читателя большой эрудиции для понимания всей глубины содержания книги Гессе. Гессе умер в возрасте 85 лет в 1962 году в Монтаньоле.

 

 

 

БИЛЕТ 22

Феномен массовой литературы в XX веке. Романы А. Хейли, X. Мураками, П. Коэльо и др.

Па́уло Коэ́льо  — знаменитый бразильский писатель и поэт. Опубликовал в общей сложности 16 книг — романы, комментированные антологии, сборники коротких рассказов-притч.

В семь лет он был отправлен  в иезуитскуюшколу Святого Игнатия Лойолы, где впервые проявляется его желание писать книги. Желание стать писателем не нашло понимания у его семьи, поэтому под их давлением он поступает на юридический факультет университета Рио-де-Жанейро, но вскоре бросает учёбу и больше занимается журналистикой. В итоге разногласия между ним и семьёй шли по нарастающей, в конце концов семнадцатилетний Пауло был принудительно помещён в частную психиатрическую клинику для курса лечения. Через год он примкнул к движению любительского театра. Театрально-протестная активность для Коэльо закончилась в лечебнице, откуда он снова сбежал. В итоге после третьего курса лечения его семья смирилась с тем, что «нормальной» работой он заниматься не будет. Пауло Коэльо продолжал заниматься театром и журналистикой.

В 1970 начал путешествовать по Мексике, Перу, Боливии, Чили, Европе и Северной Африке. Через два года Коэльо вернулся в Бразилию и начал сочинять стихи для песен, ставших потом очень популярными. Выйти из тюрьмы Коэльо неожиданно помогло прошлое: его признали невменяемым и отпустили.

Позднее, в Голландии, он встречает личность (называемую им «Джи» в «Валькириях», «Паломничестве» и на его сайте «Воин Света»), которая изменила его жизнь и посвятила в христианство. Он стал членом католической группы, известной как RAM, где «Джи» был его «Учителем». В 1986 году он прошёл Дорогой Сантьяго, старинным испанским путём паломников, и описал позднее всё произошедшее в книге «Дневник Мага».

В 150 странах мира было продано более 86 миллионов книг Пауло Коэльо, переведённых на 67 языков. Он получил множество литературных премий в разных странах. Список его новелл включает «Алхимика», основанного на «Истории о двух мечтателях» Борхеса, «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала…» , новелла «Заир» и др.

Несмотря на весь этот успех, многие бразильские критики  всё ещё считают его незначительным писателем, чьи работы слишком просты. Некоторые из них также называют его работы «коммерческими» и ориентированными на рынок. Его избрание в Литературную академию Бразилии оспаривается многими бразильцами.

X. Мураками  самый экстравагантный - по мнению критиков и читающей публики всего мира - из ныне творящих японских писателей. Возможно, именно Харуки Мураками наконец удалось соединить в своих романах Восток и Запад, философию дзэн и джазовую импровизацию.

В апреле 1974 г. он пишет свое первое произведение — повесть «Послушай песнь ветра». В своем творчестве Мураками сочетает жанры научной фантастики и детектива, мистерии и антиутопии.

Роман «Конец света и  бесчувственная страна чудес» (1984) представляет собой антиутопию, затрагивающую злободневные проблемы современности.

Последним монументальным произведением Мураками Харуки стал роман «Хроники птицы-предвестницы» (1994), вышедший в Японии в трех томах. Произведение начинается в жанре  мистического триллера с примесью эротики, однако по мере чтения начинает восприниматься как детектив в лучших традициях американской прозы с явным уклоном в сторону политического детектива.

2. Тема «нереализованного персонажа» в творчестве Л. Пиранделло («Шесть персонажей в поисках автора»)

Луиджи Пиранделло, итальянский драматург, новеллист и романист Литературный талант будущего писателя проявился уже в школе; еще подростком он сочинял стихи, написал трагедию «Варвар» («Barbaro»), которая не сохранилась. Литературную деятельность начал как поэт в 1889 (сборник «Радостная боль»). Первый сборник новелл - «Любовь без любви» (1894). В сборнике «Новеллы на год» (1922) наряду с традициями веризма появляется стремление показать внутренний мир «маленького» человека и его духовный бунт против беспросветности жизни. В романе «Покойный Маттиа Паскаль» (1904, русский перевод 1967) вскрыто противоречие между социальной «маской» и истинным «лицом» человека, живущего в современном буржуазном обществе. В драматургии П. в 1910-17 преобладают бытовые комедии на сицилийском диалекте («Лиола», 1916, и др.). В дальнейшем они уступают место исполненным парадоксов философско-психологических драмам на итальянском языке, написанным под влиянием идеалистических концепций.

 В драме «Шесть персонажей в поисках автора» (1921) воплощено противоречие между искусством и жизнью и представлена социальная трагедия людей, бессильных против навязанной им «маски». Та же проблема, но в другом аспекте поставлена в драме «Обнаженные одеваются» (1923), в которой автор обличает ханжескую мораль «порядочных» людей. Бунт против действительности и создание иллюзорного мира возникают в драмах «Генрих IV» (1922), «Жизнь, которую я тебе даю» (1924); а субъективность морали и отсутствие грани между реальностью и иллюзией утверждается в драмах «Каждый по-своему» (1924) и «Сегодня мы импровизируем» (1930). Нобелевская премия (1934).

 

БИЛЕТ 23

  1. Литература Германии в первой половине XX века

Немецкая литература первой половины 20 века художественно  осмыслила трагическую историю  Германии: поражения в двух войнах, инициатива и развязывание которых принадлежала ей самой, победу на выборах 1933 года национал - социалистической партии Гитлера и 12 лет существования фашистской диктатуры.

В гитлеровском рейхе  торжествует власть, вознесшая себя на культе силы. Литература стала объектом преследования. 10 мая 1933 года на площади Оперы в Берлине победа фашистов была ознаменована сожжением книг. Число неугодных писателей со временем достигнет почти шести тысяч, в него вошли не только коммунисты, демократы и евреи, но и все свободолюбивые классики, экспрессионисты, гуманисты и пацифисты. Страну стали покидать известные всему миру писатели и художники.

В иммиграции были написаны: Томас Манн «Доктор Фаустус», Анна Зегерс «Седьмой крест»Бертольд Брехт «Мамаша Кураж и ее дети» Фейхтвангер «Лженейрон» При этом фашистская литература писала о: крови и почве, мистике, иррационализме, воспевала мощь страны.

Начало 20 века – экспрессионизм в литературе Германии.

1919 год – сборник  «Сумерки человечество» – стихи  23 поэтов, составитель Пинтус., активный отклик на современную действительность. Антивоенная тематика: А. Цвейг (1887-1968)

Участник 1МВ, самое известное  произведение – роман 1927 г.  –  «Спор об унтере Грише» – история  русского солдата. В антивоенном  романе «Большая война белых людей» – судьбы интеллигенции во время войны. 1914 – «Молодая женщина», «Возведение на престол».

Сразу же после гитлеровского  переворота - отчасти и до него - в  прогрессивной немецкой литературе стала интенсивно развиваться антифашистская, антигитлеровская тематика. Подтвердились тревожниые предостережения, которые высказывали в своих книгах, написанных задолго до 1933 года, крупнейшие мастера немецкого критического реализма - Генрих и Томас Манны, Арнольд Цвейг, Лион Фейхтвангер: германская империалистическая реакция приняла уродливые, зловещие очертания, возродила в стране Шиллера и Гете средневековое варварство и зверство. Писатели, покинувшие страну, постарались рассказать миру правду о злодеяниях фашизма. В середине 30-х годов появился ряд книг, авторы которых в форме публицистического эссе ("Ненависть" Г. Манна), в форме художественного повествования ("Семья Опперман" Л. Фейхтвангера) или документальной прозы ("Болотные солдаты" В. Лангхоффа) воссоздавали по свежим следам картины гитлеровских преступлений.

  1. Поэтика жанра романа-антиутопии. Роман Дж. Оруэлла «1984»

Джорж Оруэлл (1903-1950)

"1984" (1949) - антиутопический роман, в котором материализовались его опасения насильственно-бюрократизированного состояния будущего.

1984 – Оруэлл не ставил  задачи конкретно изобразить современную действительность – модель государства, напоминающая сталинскую. В основе сюжета – столкновение личности и государства, основанное на ненавести. Приемы – фантосмагория, гротеск, символика. Личность уничтожается духовно.

В письме к своему издателю Фреду Уорбургу от 22 октября 1948 г. Оруэлл сообщил, что первая мысль о романе возникла у него в 1943 г. В записной книжке Оруэлла, заполненной не позже  января 1944 г., обнаружен план книги  под названием «Последний человек  в Европе». Это композиционная схема и идейно-тематический рубрикатор «1984». Там мы находим Новояз, ложную пропаганду, пролов, двойной стандарт мышления, регуляцию сексуальной жизни идеологией, двухминутки ненависти. Партийные лозунги приведены в той форме, как они вошли в опубликованный текст «1984»: «Война — это мир», «Незнание — сила» и др.

По плану в книге  две части: первая — из шести, вторая — из трех глав. Обозначены тематически-сюжетные линии: одиночество героя, терзаемого памятью; его отношения с другим героем, с женщиной, с пролами. Начало работы над текстом «1984» относят к 1947 г. В конце мая этого года Оруэлл сообщает Ф. Уорбургу, что сделал вчерне треть книги и надеется закончить черновой вариант к октябрю и в начале 1948 г. представить готовую рукопись. Сообщает он о жанре и форме книги: «...это роман о будущем, т. е. своего рода фантазия, но в форме реалистического романа. В этом-то и трудность: книга должна быть легко читаемой».

 «Мой роман не  направлен против социализма  или британской лейбористской партии (я за нее голосую), но против тех извращений централизованной экономики, которым она подвержена и которые уже частично реализованы в коммунизме и фашизме. Я не убежден, что общество такого рода обязательно должно возникнуть, но я убежден (учитывая, разумеется, что моя книга — сатира), что нечто в этом роде может быть. Я убежден также, что тоталитарная идея живет в сознании интеллектуалов везде, и я попытался проследить эту идею до логического конца. Действие книги я поместил в Англию, чтобы подчеркнуть, что англоязычные нации ничем не лучше других и что тоталитаризм, если с ним не бороться, может победить повсюду».

«Голдстейн, разумеется, пародия на Троцкого». Большое внимание уделено «черной магии» сталинской пропаганды с ее мифом о вездесущем Троцком. «В этих средневековых процессах Троцкий играет роль дьявола».

 

БИЛЕТ 24

  1. Литература Германии во второй половине XX века

После разгрома фашизма  развитие лит. прессы в Германии идет различными путями. Печать ГДР ведет борьбу против фашизма и милитаризма, за мир и демократию.

После Второй мировой  войны центр внимания переместился с ужасов войны к проблеме вины. Страдания евреев и уничтожение народа при гитлеризме нашли особенно яркое отражение в творчестве двух поэтов – П.Целана (1920–1970) и Нелли Закс, которые подняли эту тему на уровень страданий всего человечества. Среди писателей социалистической ориентации особого упоминания заслуживает Анна Зегерс (1900–1983), с ее романом Седьмой крест (1942) – историей побега из концентрационного лагеря.

Начиная с 1970-х в ФРГ наметился отход от политизированной литературы. Произведения австрийца П.Хандке (р. 1942) исследовали психологические и общественные структуры, лежавшие в основе эстетических и языковых условностей.

Тенденция к субъективности и автобиографизму наметилась также в Восточной Германии. Размышления о Кристе Т.(1968) Кристы Вольф обозначили этот сдвиг, повествуя о проблемах молодой женщины, ищущей себя; Образы детства (1976) и Нет места. Нигде (1979) продолжили эту интимно-психологическую линию. Литература ГДР не прошла мимо темы феминизма, хотя и в социалистическом аспекте (Кассандра, 1984, Кристы Вольф; Франциска Линкерханд, 1974, Бригитты Райман, 1936–1973; Карен В., 1974, Герти Тецнер, р. 1936; Женщина-пантера, 1973, Сары Кирш, р. 1935; Жизнь и приключения трубадура Беатрисы, 1974, Ирмтрауд Моргнер, р. 1933).

Повседневность, скука  обыденной жизни – чрезвычайно  распространенная тема в современной  немецкой литературе. Николе Бирнхельм в рассказе Две минуты вокзала передает давящее ощущение немого запрета на проявление чувств, страх взгляда и прикосновения, отгороженность и одиночество граждан.

К своеобразному развлекательному чтению для интеллектуалов может  быть отнесено творчество Патрика Зюскинда (1949) – его роман Парфюмер (1985)

После объединения Германии в немецкой литературе стало развиваться «историческое направление» – Михаэль Кумпфмюллер пишет о противостоянии в недалеком прошлом двух Германий и судьбах людей, оказавшихся между двумя системами.

  1. Проблема нравственной ответственности в повести У. Голдинга «Повелитель мух»

Уильям Голдинг (1911-1993) - английский писатель, поэт, драматург, эссеист, лауреат Букеровской, Нобелевской (1983) премий. Голдинг стал широко известен после выхода романа "Повелитель мух" (На безлюдный остров в следствии катастрофы попадает группа мальчиков. В результате проведенных выборов руководителем данного общества был избран один из них - Ральф. Он стремится правильно и четко устроить жизнь на острове, с надеждой на дальнейшее спасение. Но это не нравится другому потенциальному лидеру - Джеку, который сам стремится руководить жизнью на острове, хотя его действия являются деструктивными по своей сущности. Поэтому на острове образуются два противоположных, по своему отношению к жизни, полюса. То есть - это небольшое общество детей начало поляризоваться). (1954), в котором он поставил проблему, ставшую одной из ведущих во второй половине ХХ столетия: почему человек, объявляющий себя носителем культурного наследия цивилизации, в пограничных ситуациях мгновенно превращается в зверя, безжалостного и немилосердного.

Информация о работе Шпаргалка по "Зарубежной литературе"