Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Зарубежной литературе".
Сюжет «Повелителя мух» сводится к описанию того неизбежного процесса, в результате которого группа высаженных на необитаемом острове подростков, выходцев из среднего класса, постепенно превращается в дикарей. Их взаимоотношения из демократических, рациональных и нравственных становятся тираническими, кровожадными и порочными – дело доходит до первобытных обрядов и жертвоприношений. В символическом плане роман является скорее религиозной, политической или психологической притчей, нежели реалистическим повествованием.
«Повелитель мух». Подлинный шедевр мировой литературы. Странная, страшная и бесконечно притягательная книга. Книга, которую трудно читать – и от которой невозможно оторваться.
История благовоспитанных мальчиков, внезапно оказавшихся на необитаемом острове.
Философская притча о том, что может произойти с людьми, забывшими о любви и милосердии. Гротескная антиутопия, роман-предупреждение и, конечно, напоминание о хрупкости мира, в котором живем мы все.
БИЛЕТ 25
После войны распалась колониальная империя - в 1947 г. освобождена Индия. Мощные антиколониальные движения, даже войны, драматичные переживания самих англичан. Они осознали новый статус маленькой страны, поиск себя в себе. Усиление консервативных тенденций. Правление Маргарет Тетчер. Преобладают либеральные тенденции в послевоенное время.
В 50-60е гг. появилдись
новые авторы Дарелл, Джон Уэйн и
т.д. Общий пафос выражен в
Моэм Уильям Сомерсет (25.1.1874, Париж, — 16.12.1965, Сен-Жан-Кап-Ферра, Франция), английский писатель. Получил медицинское образование; практика в бедном квартале Лондона дала материал для первого романа М. «Лиза из Ламбета» (1897). Участник 1-й мировой войны 1914—18; агент британской разведки, в том числе в России (сборник новелл «Эшенден, или Британский агент», 1928). Первый успех принесли М. пьесы: «Леди Фредерик» (пост. 1907), позднее — «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). В романах «Луна и грош»(1919, рус. пер. 1927, 1960), «Пряники и эль» (1930) выразилось неприятие М. религиозного лицемерия, уродливых мещанских нравов. Попытки освободиться от низменности буржуазных норм жизни показаны в романе «Остриё бритвы» (1944). Наиболее известен во многом автобиографический роман воспитания «Бремя страстей человеческих» (1915; рус. пер. 1959); тонкий психологизм в изображении нравственных исканий героя сочетается с широтой изображаемой картины мира. Творчество М. развивалось в русле критического реализма, иногда с элементами натурализма. Произведения М. всегда остросюжетны. Записные книжки М., предисловия к своим и чужим книгам и особенно книга «Подводя итоги» (1938, рус. пер. 1957) полны интересных наблюдений над творческим процессом, содержат ряд проницательных литературных оценок и самооценок.
Английская писательница и философ. Лауреат Букеровской премии, лидер по числу попаданий в число финалистов Букера (шесть раз).
Ее первой опубликованной работой стала вышедшая в 1953 году монография "Сартр, романтический рационалист", посвященная творчеству одного из идеологов экзистенциализма, французского писателя и философа Жана-Поля Сартра. На следующий год дебютировала как беллетрист с романом "Под сетью", в котором описывались жизнь и духовные искания представителей лондонской богемы. Основной темой большинства произведений писательницы, в чьем творчестве явно прослеживалось влияние философии экзистенциализма, стали поиски внутренней свободы и самоопределения человека, соотношение реального и внутреннего мира своих героев.
Мёрдок написала 26 романов и является автором философских и драматических произведений. Дебютом Мёрдок в литературе стал роман 1954 года «Под сетью». В 1987 году ей было присуждено звание Дамы Командора ордена Британской империи. В 1995 году Айрис Мердок пишет свой последний роман «Дилемма Джексона», который был принят критиками довольно холодно.
Айрис Мердок многими признается одним из лучших романистов XX века и признанным классиком современной литературы.
Алое и зеленое, Бегство от волшебника, Вполне достойное поражение, Время ангелов, Дикая роза, Дилемма Джексона, Дитя слова, Единорог, Замок на песке, Зеленый рыцарь, Итальянка, Монахини и солдаты, Море, море, О приятных и праведных, Отрубленная голова.
БИЛЕТ 26
Известность и слава
пришли к Прусту тогда, когда первая
мировая война поставила челове
Многотомный роман Пруста
"В поисках утраченного
Эпопея Пруста была решительно повернута к изображению внутреннего мира героя и фиксировала в первую очередь его переживания и чувства, характер его отношения к миру и, не утрачивая интерес к объективной действительности, оценивала и рассматривала ее через субъективный опыт рассказчика. Хотя при известном внимании можно уловить и сюжетную нить в обычном понимании этого слова. Выходец из богатой, устойчивой в своих традициях буржуазной семьи, мальчик, затем юноша и наконец взрослый человек, Марсель постепенно знакомится с миром, узнает мучения любви и разочаровывается в ней, сталкивается с аристократическим обществом и узнает его истинную цену, наконец находит смысл жизни в служении искусству. Но у Пруста сюжетная линия идет пунктиром где-то на заднем плане.
Ведущий принцип повествования романа - погруженность во внутренние переживания героя. Герои Пруста не живут в романе своей жизнью - лишь тогда, когда Марсель вспоминает их, они выскальзывают из мрака и снова расплываются во тьме. В сущности в романе нет ни компактного сюжета, ни нарастающей интриги, ни тесно связанных друг с другом героев. Главный принцип повествования в романе Пруста - воспоминания, по точному определению Моруа, это "воскрешение прошлого посредством бессознательного воспоминания". Пространство романа - это не только Франция, Париж, морские курорты, хотя это все зримо воссоздано на страницах романа. Пространство романа - скорее душа, мир внутренней жизни главного героя и рассказчика Марселя. В романе подробно мир переживаний Марселя становление и утверждение творческой натуры, психология врастания молодого человека из аристократической среды в аристократию искусства. Роман населен шедеврами, в нем упомянуты десятки имен (прообразами персонажей стали Ренуар, Дебюсси, Бергсон), причастных к музыке, живописи, поэзии. Искусством здесь становится и сама жизнь персонажей, развитие интимных чувств. Вся картина, развернутая в «В поисках утраченного времени», связана с развитием Марселя, дана через его восприятие. И это восприятие непрерывно изменяется с течением лет. Происходит своеобразный процесс «деромантизации мира». История жизни П., рассказанная в романе, превращается в историю разочарования.
"В поисках утраченного
времени" - это попытка с помощью
слова реставрировать прошлое.
Из детских и юношеских
Пруст полагает, что
человек не в состоянии
Хулио Кортасар (1914-1984) - аргентинский писатель .
В одном из первых сборников рассказов Кортасара - «Бестиарий» (1951), - написанном не без влияния Эдгара По, проявилась склонность писателя к фантастике. Это же стремление к таинственному, необъяснимому, органически слитому с правдоподобным характерно и для других его сборников - «Конец игры» (1956), «Секретное оружие» (1959), «Всех огней - огонь», «Кто-то там бродит...» (1978), «Некий Лукас» (1979).
Одним из главных методов художественного исследования у Кортасара становится бунт против «тирании» времени и пространства.
«Игра в классики» - это дикий коктейль сюрреализма и реализма, где реальность переплетается с вымыслом, а размышления медленно превращаются в реальность. Можно сказать, что «Игра в классики» - это своеобразный вид медитации: вы и сами не заметите, как отвлечетесь от чтения, углубившись в свои мысли. Именно вам предлагается сыграть в классики, читая книгу не по традиционному порядку от первой главы до последней, а «прыгая» от тринадцатой к сорок четвертой, а после возвращаясь к двадцать девятой. Кортасар сам прописал для вас маршрут, вам осталось только следовать инструкциям автора. «Сыграв в классики», вы убедитесь, насколько хрупкой и зыбкой может быть реальность и каким многосторонним и разнообразным может быть мир. Хулио Кортасара считают одним из наиболее ярких представителей магического реализма. Прочитав эту книгу, вы сами убедитесь, что мнения критиков отнюдь не голословны. «Игра в классики» напоминает детскую игрушку-калейдоскоп.
В описании трудовых будней интеллигента Орасио Оливейры по обе стороны Атлантики, в Париже и Буэнос-Айресе, его отношений с двумя равно желанными женщинами — француженкой Полой и уругвайкой Магой — и “заклятым другом” писателем Морелли (воображаемым alter ego Оливейры) можно узреть почти автобиографичную исповедь самого автора — аргентинца по сути, француза по форме. Но это было бы слишком просто. Кортасар, создавая самое сложное, зрелое и концептуальное из своих произведений, вряд ли желал свести умозрительное к видимому.
БИЛЕТ 27
На развитие славянских
литератур оказывали влияние пр
Славянский модерн рубежа
веков внутренне более
В чешской литературе проявили себя разные тенденции. Здесь и авангардистские школы, и пролетарская поэзия, и социалистически ориентированный роман, и легионерская и католическая литература. Первой реакцией поэтов на конец войны было освобождение от страха, провозглашение любви, гармонического существования народов.
Среди поэтов, непосредственно
связанных с поколением модерны,
прошедших через увлечение симв
Духовную атмосферу развития сербской литературы в этот период определяет осмысление уроков войны и русской революции, размежевание эстетических программ. Продолжают существовать символизм в Сербии, импрессионизм и натурализм в Словении и Хорватии, ощутимо и направление экспрессионизма, однако они находятся в продуктивном взаимодействии с реализмом, в котором углубляется социально-аналитическое начало. Основу литературного процесса составляет поэзия, малые жанры и драматургия; заметных успехов достигает и жанр романа. Отон ЖУПАНЧИЧ, Иван ЦАНКАР, Милош ЦРНЯНСКИЙ, Бранислав НУШИЧ.
В "межвоенное двадцатилетие"
в польской поэзии заметны три группировки: "скамандригы",
экспрессионисты и футуристы (и их разновидность
- формисты). Скамандриты (группа поэтов,
объединившихся в 1920 году вокруг журнала
"Скамандр") выступали за культ жизни,
повседневность и разговорный язык, за
человека с улицы в качестве героя произведений.
В этом был отзвук полемики с "культом
Искусства", торжественностью и возвышенностью
некоторых предшествовавших тенденций.
К группе принадлежали первоначально
Ю. Тувим, Я. Лехонь, Я. Ивашкевич. Программно
им противостояли футуристы и экспрессионисты.
Однако в творчестве каждый значительный
художник был, разумеется, гораздо богаче
отдельных группировок и программ, а произведения,
опубликованные в первые десятилетия
нашего века, не всегда были самыми характерными
для творческой индивидуальности того
или иного художника в целом. Леопольд
СТАФФ, Болеслав ЛЕСЬМЯН, Ярослав ИВАШКЕВИЧ,
Владислав БРОНЕВСКОЙ.
2. Проблематика гениальности,
«жизни в искусстве» и «народности» творчества
в романе Т. Манна «Лотта в Веймаре»
В 1939 году выходит роман «Лотта в Веймаре», описывающий взаимоотношения постаревшего Гёте и его юношеской любви Шарлотты Кестнер, ставшей прототипом героини «Страданий юного Вертера», встретившейся с поэтом снова спустя много лет.
Особое значение образа Лотты в романе состоит в утверждении ею своего человеческого достоинства. В этом отношении она неизмеримо выше веймарцев, превратившихся в свиту Гете. Она - мать одиннадцати детей. Это и в самом деле, а не только в ее представлении ставит ее выше Фридерики Брион, оказавшейся способной только на горестные воспоминания о покинувшем ее Гете. Лотта гордится собой, полнотой своей жизни, прожитой, как она пишет Гете, по мере отпущенных ей сил. Финальная встреча Лотты с Гете дана в романтизированном, полутаинственном, чуть ироническом освещении. Возвращаясь домой после спектакля, Лотта вдруг видит рядом с собой во мгле кареты фигуру Гете, освещенную тревожным мерцающим светом. Они говорят то на Вы, то на ты, говорят о самом главном, и перед Лоттой вырисовывается не только величие, но и трагизм жизни Гете, творчество которого трактуется как трагически-радостный долг перед человечеством, как самосожжение, а перед Гете предстает достоинство Лотты, материнство которой - тоже творчество и самоотдача.
Путь Лотты и Гете к встрече показан как путь к истине через препятствия, через нагромождения фальши; их отделяют друг от друга не только атмосфера Веймара, визиты мисс Гэзл, коллекционирующей портреты знаменитостей, или Римера, уязвленного собственной неполноценностью, или Адели Шопенгауэр, сестры известного философа, хозяйки аристократического литературно-художественного салона, но и события истории, немецкий национализм, реакционная политика германских государств.